Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Кроме термина «алалия» для обозначения этого нарушения речи в литературе (особенно в медицинской и зарубежной) используются и многие другие термины: врожденная афазия, онтогенетическая афазия, афазия развития, дисфазия, задержка речевого развития, конституциональная задержка речи, нарушенное усвоение языка, слухонемота.
Вопрос № 19 Алалия: определение, причины, механизм нарушения, структура
дефекта, классификации
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем
периоде развития ребенка.
Термин «алалия» (в переводе греч.) —отсутствие речи, безречье — встре
чается в литературе, посвященной нарушениям речи, с давних пор.
Кроме термина «алалия» для обозначения этого нарушения речи в
литературе (особенно в медицинской и зарубежной) используются и многие
другие термины: врожденная афазия, онтогенетическая афазия, афазия разви
тия, дисфазия, задержка речевого развития, конституциональная задержка
речи, нарушенное усвоение языка, слухонемота и т. д.
А. Куссмауль (1877) отмечал, что большая часть врачей прежних веков и
до начала XIX соединяли все формы потери речи под термином алалия и
говорили о них наряду с афонией, но постепенно эти формы стали
разграничивать. Одним из первых различие между этими формами вводит И.
Франк, который рассматривает алалию как немоту вследствие полной
невозможности артикулирования и противопоставляет ее магилалии как
нарушению произношения вследствие затруднений в артикуляции. И алалию, и
магилалию (на русский язык это слово было переведено как косноязычие) И.
Франк рассматривал как степени дислалии, под которой он подразумевал
нарушение
артикуляционными
(артикуляторными) трудностями.
произношения,
обусловленное
В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое
нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ее в связи с артикуляционными
расстройствами. Алалия противопоставляется дислалии как полная
невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться
анартрией.
В 60е годы XIX в. Труссо предложил термин «афазия», который сменил
используемый Брока термин «афемия», под ним подразумевались случаи
утраты речи. Термин «афазия» закрепился в медицине и получил широкое
распространение. Некоторые зарубежные авторы (Orton, Travis) объединяют
понятия «алалия» и «афазия» общим термином «детская афазия», или
«афазия развития», подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в
отличие от утраты речи взрослыми.
В последующих работах разных авторов термины «алалия» и «афазия» еще
длительное время употребляются без достаточного разграничения, только к
30м годам XX столетия в отечественной логопедии понятия «алалия» и
«афазия» окончательно разводятся: алалия — недоразвитие речи, афазия —
ее утрата, распад. В 50—60е годы это разграничение утвердилось, и в
настоящее время оно признается подавляющим большинством
исследователей, хотя терминологическая избыточность иногда все еще продолжает иметь место.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман, А. Либманн, а в
более позднее время М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е.
Левина, Б. М. Гриншпун, Е. Ф. Соботович, С. Н. Шаховская и другие
исследователи.
В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития и
структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев:
физиологических,
лингвистических,
психолингвистических и др. Описаны различные формы алалии, разработана
методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития
речи.
психологических,
клинических,
Успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты
благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко
опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу
дефекта.
Причины алалии
В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные
предположения по поводу причин ее возникновения. Так, Р. Коэн (1888), А.
Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931), М. Зееман (1962) и другие утверждали,
что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или
патологические обменные процессы, происходящие во внутриутробном или
раннем периоде развития ребенка.
А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с
интеллектуальной недостаточностью. М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь
не развивается изза нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Р.
Лухзингер (1970), М. Берри (1957), М. Б. Эйдинова (1961), В. А. Ковшиков
(1985) и другие отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых
черепномозговых травм и асфиксии новорожденных.
Родовые травмы и асфиксии в ряде случаев являются следствием
внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное
голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра. Клетки
мозга, и в первую очередь третьего слоя коры, более молодого в
филоонтогенетическом отношении, являются наиболее чувствительными к
кислородному голоданию. Третий слой коры мозга дает начало сложной
системе ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших
корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.
Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные
энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация
плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные
травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.
По наблюдениям С. С. Корсакова и Н.И. Красногорского, алалия бываетследствием соматического заболевания, вызывающего истощение центральной
нервной системы, в первую очередь гипотрофии. Ю. А. Флоренская подчерки
вала, что в патогенезе алалии имеют место рахит, нарушения питания и сна в
раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей. Эта
точка зрения разделяется не всеми авторами. Повидимому, соматические за
болевания лишь усугубляют воздействие патологических причин
неврологического характера, которые являются ведущими.
Некоторые авторы подчеркивают роль наследственности, семейной
предрасположенности в этиологии алалии. Однако убедительных научных
данных о роли наследственности в происхождении алалии в литературе не
приводится. В последние годы в возникновении алалии подчеркивается
значительная роль минимальных мозговых повреждений (минимальной
мозговой дисфункции). В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией
выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических
факторов.
Симптоматика и механизмы алалии
Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого
развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в
условиях патологического состояния центральной нервной системы.
М. Совак (1971) и другие исследователи, расширяя понятие «алалия»,
охватывают им все случаи отсутствия речи, ее замедленного формирования,
не связанного с мутизмом как неврологическим отсутствием речи,
отличающегося от распада речи при деменции и шизофрении, от снижения
слуха и олигофрении.
К. П. Беккер и М. Совак (1981) выделяют в картине речевого
недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических,
социальных причин или их комбинаций. То, что раньше называлось
слухонемотой, по мнению исследователей, проявляется в задержке речевого
развития специфического характера,
обусловленной моторно
кинестетическими нарушениями или неблагоприятным социальным
воздействием. Нарушение характеризуется многообразием симптоматики и не
имеет единой нозологии. Симптомы выражены в различной степени, от
тотальной до частичной немоты.
Характеризуя тяжелые формы недоразвития речи, в отличие от простых
задержек речевого развития, М. Критчли (1974) подчеркивает наличие
оральнофасциальных дискоординаций, дефектность двигательных навыков
губ и языка, неправильное использование и понимание словесных символов.
Детская афазия (алалия) определяется как неспособность или ограниченная
способность ребенка использовать для общения символы (речевая асимволия).
М. Критчли подчеркивает, что Всемирной неврологической федерацией(Италия, Варенна, 1966) было предложено полностью отказаться от термина
«афазия», когда речь недоразвита, однако рекомендованные для обозначения
таких случаев термины «врожденная алогия», «дисфазия» широкого
распространения не получили.
При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми
существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике
расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором
нарушаются все ее компоненты: фонетикофонематическая сторона, лексико
грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют
моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее
сложным и дискуссионным.
Существующие концепции объяснения механизма алалии условно
подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники
сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с
патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В
соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается
патология некоторых сторон психической деятельности. Сторонники
языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью
языковых операций процесса восприятия и порождения речевых
высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и со
ответствует современным научным представлениям о речи как о
многоуровневой деятельности, которая имеет сложную структуру и не может
быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.
Классификация алалии
Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени
выраженности речевого (языкового) недоразвития. На основе выбранного
подхода к ее изучению и различий, наблюдаемых в картине алалии,
исследователи называют несколько разновидностей нарушения.
В связи с тем что в основание различения форм положены разные
критерии, имеются различные классификации алалии. Так, А. Либманн (1925)
выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную
слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между
слухонемотой и тяжелым косноязычием.
Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию
нарушения,
выделяя группы детей с неполноценным слуховым
(фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного)
восприятия и с нарушением психической активности.
В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию,выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем десять форм алалии с
первичным или вторичным нарушением языковых систем: четыре формы
моторной, четыре формы сенсорной недостаточности и две формы, связанные
с двигательнозрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития
речи.
М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии)
детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными
признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и
рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной
афазией.
Авторы подчеркивают существенное отличие афазии детского возраста
(алалии) от афазии взрослых: у детей нарушения не столь частые и
постоянные, так как детский мозг находится в постоянном развитии и в нем
быстрее возникают новые связи и формируются замещающие функции.
По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (сенсорные) и
экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией
понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения
языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в не
возможности грамматических, лексических и фонематических операций при
относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций.
Е.
Ф.
Соботович (1985),
анализируя нарушение с учетом
психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности,
выделяет алалии:
с преимущественными нарушениями усвоения
парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной
алалии, по мнению Е. Ф. Соботович, отмечается нарушение овладения
знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в
процессе порождения речи). Разделение форм алалии на сенсорную и
моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в
дальнейшем можно выделить ведущий компонент нарушения. В ряде
новейших исследований это деление проводится в терминах экспрессивной и
рецептивной алалии (по аналогии с таким же делением афазии). Этими
терминами подчеркивается не физиологический, а психологический подход к
квалификации нарушения.
По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, 1981; М. Критчли,
1974, и др.), центральные нарушения речи при алалии бывают в виде
вербальной акустической агнозии и вербальной моторной апраксии, типичной
для последней формы является неспособность создавать и воспроизводить
словесные символы, образцы.
Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной
неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.
Таким образом, литературные данные по проблеме алалии многоаспектны
и разноречивы. Речь как сложная функциональная система имеет
динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разныеструктуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи.
Сложноорганизованный и полимодальный по своему строению речевой
процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с
алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и
патологический ход ее развития.
Виды алалии:
Моторная(экспрессивная) алалия — это системное недоразвитие
экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное
несформированностью языковых операций процесса порождения речевых
высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных
операций.
Сторонники данной концепции объясняют речевую несформированность
моторной недостаточностью (Р. Коэн, Г. Гутцман, Р. А. БеловаДавид, Н. Н.
Трауготт, Ф. К. Орфинская и др.). Большинство авторов связывают алалию с
кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим
эфферентную и афферентную формы.
При афферентной алалии механизм нарушения речи сводится к
кинестетической апраксии, при эфферентной — к кинетической апраксии (по
аналогии с афазией). Есть сведения, что последняя из названных форм
является преобладающей в 9—10 раз.
В свете современных представлений о речи как о многоуровневой
деятельности моторные концепции вызывают определенные возражения.
Апраксией можно объяснить различного рода артикуляционные расстройства
(нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры слова). Однако
языковые нарушения, которые являются ведущими при алалии, не могут быть
объяснены моторной недостаточностью. Кроме того, и моторная
недостаточность отмечается только у половины детей с алалией.
Согласно психологическим концепциям, механизм моторной алалии
составляют нарушения психических процессов (мышления, памяти), а также
соотношения отдельных этапов речевой деятельности.
И. Т. Власенко, В. В. Юртайкин (1981) подчеркивают, что выявляется
диссоциация между структурными компонентами, составляющими речевую
деятельность таких детей: у одних имеет место несформированность целевых
установок при сохранности операционных возможностей, у других —
недостатки в операционном звене деятельности при наличии достаточно
стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской
деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными
установками.
В. А. Ковшиков (1985) полагает, что ядром нарушения при этой форме
алалии является несформированность языковых операций производства(лексических,
фонетических)
грамматических,
высказывания
при
относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения
высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимуще
ственно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и
нарушение внутреннего программирования (глубинных синтаксических
структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний,
с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.
Сенсорная алалия является нарушением понимания речи вследствие
недостаточности работы речеслухового анализатора при преимущественном
поражении височной доли доминантного полушария.
Отмечается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей,
поступающих в кору головного мозга. Вследствие этого не формируется связь
между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но
не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются фонематические
дифференциации в воспринимающем механизме речи.