Состав слова и словообразование.
Оценка 4.8

Состав слова и словообразование.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
11.10.2018
Состав слова и словообразование.
Цели урока: Обучающие: Пополнить знания уча¬щихся о лексике. о составе слова и словообразования ис¬пользовании их в речи. Систематизи¬ровать знания, умения и навы¬ки по изучен¬ной теме. . Развивающие: Пополнить словарный за¬пас учащихся.Формировать навыки грамот¬ного чтения и письма. 3. Раз¬вивать орфо¬графическую зоркость Воспитатель¬ные: 1. Развитие умений оцени¬вать свои возможности, брать ответ¬ственность за принятое ре¬шение. 2. Вос¬питание ува¬жительного и бережного от¬ношения к окружающей среде К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями. К 3- стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.
Состав слова и словообразование.docx
Разработка урока на тему «Состав слова и словообразование» учительницы  Парпиевой Замирахон Собиржановной Дата урока:__________________        10 «        »   класс                                   Тема:   Состав слова и словообразование. Цели урока: Обучающие: Пополнить знания учащихся о лексике. о составе слова и словообразования     использовании их в речи. Систематизировать знания, умения и  навыки по изученной теме.  .   Развивающие: Пополнить словарный запас учащихся.Формировать навыки грамот­ ного чтения и письма. 3. Развивать орфографическую зоркость Воспитательные: 1. Развитие умений оценивать свои возм о ж н о с т и ,   брать  ответственность за принятое решение. 2. Воспитание уважительного и бережного от­ ношения к окружающей среде    К 1 ­ умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме,  составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста  с небольшими изменениями. К 3­ стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения. Тип урока:       урок открытия нового знания Комбинированный урок Методы обучения: Объяснительно­иллюстративный, Частично­поисковый,  Коммуникативный Методические приёмы, используемые на уроке: Беседа Самостоятельная работа  над учебным материалом Упражнения Диалог Дискуссия Вид используемых на уроке средств: Учебник «Русский язык»,Предметные рисунки  Опорные таблицы Презентация,   Работа с иллюстративным материалом. Составление кластера, диалогов и  монологов по ситуации. Способы работы  Работа со словарями, мозговой штурм, кластер, работа в группах.  Сопоставление фактов родного и русского. языка. .Ход урока: Организационный момент. Актуализация знаний  Вопросно­ответная беседа: Опрос пройденной темы  Изучение нового материала • Словообразование ­ раздел науки о языке, который изучает строение слов (из  каких частей они состоят) и способы их образования. Слово состоит из основы и окончания. Основа (            ) ­ это часть слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание         ) ­ это изменяемая значимая часть слова. Неизменяемые слова не имеют окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании   и   предложении.   В   изменяемом   слове   может   быть  нулевое окончание. Это турник  . □ Здесь нет турника. Мы занимались на турнике. Я поднимаю штангу. Ты поднимаешь штангу. Упражнение 1. Прочитайте текст. В выделенных словах укажите основу и  окончание. Найдите в тексте слова без окончания. Гимнастика  перед   началом   дня   нужна   каждому.   Чтобы   утром   быстрее включить в работу весь  организм,  нужно заняться  гимнастикой. Кровь  станет быстрее течь по сосудам, суставы расправятся, мышцы наполнятся силой, легкие будут сильнее вдыхать воздух, желудок приготовится принимать пищу. Утренняя   гимнастика   называется  зарядкой.  Десять­пятнадцать   минут   по­ упражняешься ­ и зарядишься  энергией  на весь день. У тебя появится хорошее, бодрое настроение, желание работать, двигаться. (По А. Дорохову.) • В основе слова могут быть  приставка, корень  и  суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание ­ части слова. Корень (узак) ­ главная часть слова, в которой заключено общее значение всех  однокоренных слов: гимнаст, гимнастика, гимнастка, гимнастический. Суффикс ­ значимая часть слова, которая находится после корня. Приставка  (           ) ­ значимая часть слова, которая находится перед корнем. Приставка и  суффикс служат для образования новых слов или форм слов: сила ­ сильный,  бессильный (новое слово); сильный ­ сильнее, бежать­прибежать (формы  слова). Упражнение 2. Выпишите однокоренные слова по группам. Образец: баскетбол, баскетбольный, баскетболист. Волейбол,   спортсмен,   закалённый,   тренировать,   штанга,   закалка,   волей­ болистка,   штангист,   волейбольная,   тренер,   спорт,   спортивный,   тренировка, закаляться. Упражнение 3. Подберите и запишите однокоренные слова к данным ниже. Олимпиада, плавать, сила, спорт. • Новые слова можно образовать разными способами: приставочный  способ ­ бежать ­ убежать, подбежать, перебежать; суффиксальный  способ ­ тренер ­ тренерский, мощь ­ мощный; суффиксально­ приставочный ­ колено ­ наколенник. Упражнение 4. Определите способ образования слов. Образец: футбольный (футбол) ­ суффиксальный. Баскетболист, перенести, молодость, подбросить, талантливый, прилететь,  нарукавник, капитанский, по­русски, штрафной, забежать, защитник. Упражнение 5. Образуйте новые существительные от глаголов суффиксальным  способом. Наказать ­ наказание, рисовать, плавать, формировать, молчать, вязать. Вращать ­ вращение, спасать, нападать, исправлять, гореть, варить. Упражнение 6. Образуйте новые глаголы. Составьте с ними предложения по  образцу. Образец: качать ­ качнуть. Спортсмен качал пресс целый месяц. Ветер качнул  ветку. Махать, нырять, прыгать, толкать, стучать. Упражнение 7. Образуйте новые глаголы приставочным способом. Объясните их значение. Образец: бежать ­ перебежать, добежать... Плыть (про­, до­, за­, пере­, вы­). Ходить (вы­, за­, под­, при­, у­, от­). Лететь (про­, до­, за­, пере­, вы­). Ползти (вы­, за­, под­, с­, пере­, от­). Ехать (вы­, за­, под­, пере­, у­). Упражнение 9. Внимательно прочитайте текст, перескажите его. Выпишите из  текста выделенные слова, разберите их по составу. Узбекскому  народу с древних времен были известны разнообразные виды физических упражнений и игр: верховая езда, борьба кураш, дарваз и другие. Национальные   узбекские   игры   служили   и   служат   не   только   средством развлечения для детей и молодежи, но и важным фактором их  физического развития   и  укрепления  здоровья.   Через   национальные   игры   и   национальные виды спорта лежит путь к  современным классическим,  широко распростра­ нённым в нашей стране спортивным играм и отдельным видам спорта. 6. Подведение итогов. ­ Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке  и поставьте себе  оценку. Теперь я знаю… Теперь я умею… Теперь я буду употреблять в своей речи… Мне было интересно… Мне понравилось… Я был удивлён… Мне было трудно… ­    подведите итоги урока. 7. Домашнее задание   Упражнение 8. Образуйте слова суффиксально­ приставочным способом. Запишите 3 предложения с ними. Образец: узбекский ­ по­узбекски. Он говорит по­узбекски. Русский, немецкий, английский, турецкий, казахский, киргизский.

Состав слова и словообразование.

Состав слова и словообразование.

Состав слова и словообразование.

Состав слова и словообразование.

Состав слова и словообразование.

Состав слова и словообразование.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2018