Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
/МБОУ НШДС ОВЗ/
141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а. тел/факс: (495)581-72-22 /school_mcoy@edu-mytyshi.ru
Доклад «Создание коррекционно-развивающей среды на начальном этапе обучения в МБОУ НШДС ОВЗ»
(02.03.2018 г.)
Подготовила:
учитель начальных классов
Мефодичева А.К.
2017-2018 уч.год
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. А учитель, по мнению Л.С. Выготского – это часть образовательной среды, он активно участвует в процессе создания педагогических условий.
Ведущими специалистами по работе с детьми с ОВЗ доказано, что коррекционно-развивающая среда решает задачи коррекционной помощи и организации условий, которые бы соответствовали задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с ОВЗ. В этом вопросе не обойтись без проблем.
Наш коллектив специалистов 1 дополнительного класса столкнулся с проблемой преемственности дошкольного и школьного звена учреждения.
Необходимо отдать должное специалистам дошкольного отделения МБОУ НШДС ОВЗ, которые «научили детей учиться». В прошлом дошкольники, а сейчас ученики 1 дополнительного класса, имеют прекрасный навык работы во фронтальном режиме. Также нельзя не отметить то взаимопонимание, которое возникло между нами и специалистами дошкольного отделения, работавшими с детьми. Мы интересовались индивидуальными особенностями наших будущих учеников, а они, в свою очередь, узнавали об их успехах в обучении в школьном отделении.
Однако в связи с тем, что главной целью специалистов дошкольного отделения является максимальное приближение уровня развития воспитанников к нормативному уровню, программа образования, а именно базовые учебные действия, уже усвоенные детьми в дошкольном звене, превосходят базовые учебные действия, заложенные в программу, по которой по решению ПМПК вынуждены обучать детей мы. Данная проблема толкнула на мысль о том, что коррекционно-развивающая среда, которую мы создаем для наших учеников, должна соответствовать прежде всего их уровню актуального развития, а не тому, что заявлено в рекомендуемой программе.
Одной из областей коррекционно-развивающей среды является проектная деятельность, в которую активно включены все специалисты и обучающиеся совместно с родителями. Такая многоликая триада создает условия для всестороннего развития личности учеников.
В этой области мне, как учителю, помогают знания, полученные на стажировочной площадке «Школа молодого учителя». Конечно, нашим обучающимся с ОВЗ недоступно всё многообразие аналитических действий в рамках проектирования, однако наш опыт показывает, что зачатки исследовательской деятельности в рамках проектной доступно всем. Примером тому является один из наших проектов «Поговорим о здоровом питании!», в рамках которого обучающимися 1 дополнительного класса совместно с педагогами был посажен лук и укроп, и уже собран и съеден первый урожай.
Мы считаем, что создание такой коррекционно-развивающей среды дает положительные результаты. Четверо детей были показаны на выездной ПМПК, двум детям изменили педагогический маршрут. Они будут обучаться по более усложненному варианту программы.
Литература:
1. Борщанская, А. К. К созданию специальной коррекционноразвивающей среды в школе VIII вида. – Дефектология №2, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.