Создание ситуации успеха у учащихся с ОВЗ
Оценка 4.7

Создание ситуации успеха у учащихся с ОВЗ

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология +1
Взрослым
23.03.2017
Создание ситуации успеха у учащихся с ОВЗ
Только создавая ситуации успеха, можно воспитать и развить в ребёнке положительные личностные качества и мотивацию к учёбе. Ситуации успеха учеников в образовательном процессе создаются постепенно, поэтапно. Существует «Цепочка успеха»: Я стараюсь -- У меня получается-- Есть ситуация успеха (приятный результат) -- Я стараюсь ... и опять по кругу. КАК Я ДЕЛАЮ ТАК, ЧТОБЫ ЦЕПОЧКА НЕ ПРЕРЫВАЛАСЬ? 1. Уважение и забота. Нужно находиться в постоянном контакте с ребёнком и правильно заботиться о его нуждах. Заслуживаю доверие: 2. Совместная деятельность. 3. Маленькие поощрения. 4. Одобрение и неодобрение. 6. Парадоксальные награды. 7. «Сделал!», «Получилось!», «Эврика!». 8. Поддержка внутренней мотивации. 9. Коллективная и семейная мотивация. 10. Справедливость. 11. Планирование будущего. 12. Опора на интересы ребёнка. 13. Работа с родителями. 14. Самообразование. В материале описан алгоритм создания ситуации успеха и педагогические приёмы по созданию ситуации успехаВыступление на педагогическом совете учителя-дефектолога по теме "Создание ситуации успеха у учащихся с ОВЗ"
Создание ситуации успеха у учащихся с ОВЗ.docx

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«Создание «ситуации успеха» у учащихся с ОВЗ»

 

Мир «особого» ребёнка –интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

 

Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

Почему он так испуган? И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих.

 

      Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В нашей стране таких детей называют дети с ОВЗ.  В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Важность переживания успеха для формирования уверенности в себе и положительной учебной мотивации отмечали в свое время классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский и В.А.Сухомлинский. Каждый знает, как много радости и энтузиазма приносит ребенку (и взрослому) любого возраста заслуженная похвала, отмеченная старшими победа. Создание ситуаций, способствующих переживанию положительных эмоций, стало популярным и в школьной педагогике.

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Для успешной реализации модели инклюзивного обучения  стараться  создать в классе атмосферу толерантности и доброжелательности. Большая ответственность в связи с этим ложится на классного руководителя. Он должен ввести ребенка с ОВЗ в класс так, чтобы его воспринимали "на равных", не слишком заостряли внимание на недостатках и, тем более, не жалели. Огромное значение имеет также проведение предварительной работы с обучающимися на классных часах и психологических тренингах, целью которых является формирование у них уважительного и терпимого отношения друг к другу. Над этим  работать должен  весь коллектив, включая тех персонал.!!!

КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?

o   Создавать в классе атмосферу толерантности и доброжелательности;

o   ежедневно стараться вселять уверенность. «Относитесь к ребёнку как к лучшему гостю…»;

o   круговое расположение учебных мест в классе;

o   подбор стимулирующего раздаточного материала;

o   сотрудничество «Взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»;

o   оценивать не результат учебной деятельности, а качество самой работы;

o   ежедневно, на каждом уроке не меньше 3 СИТУАЦИЙ УСПЕХА

Только создавая ситуации успеха, можно воспитать и развить в ребёнке положительные личностные качества и мотивацию к учёбе.

 Ситуации успеха учеников в образовательном процессе создаются постепенно, поэтапно.

Обобщив педагогический опыт, сделав выводы из собственной педагогической практики с уверенностью могу сказать следующее.

Существует «Цепочка  успеха»:

Я стараюсь                  У меня получается

         

                   Есть ситуация успеха (приятный результат)

 

КАК Я ДЕЛАЮ ТАК, ЧТОБЫ ЦЕПОЧКА НЕ ПРЕРЫВАЛАСЬ?                  КАК НАЛАДИТЬ ЭТИ СТРЕЛКИ, ЧТОБЫ ОНИ РАБОТАЛИ ВСЕГДА?

1. Уважение и забота. Нужно находиться в постоянном контакте с ребёнком и правильно заботиться о его нуждах.

Уважаю ребёнка как личность:

Называю только по имени;

Спрашиваю совета;

Делаю всё возможное, чтобы стать авторитетом для школьника;

Не допускаю оскорблений;

Понимаю и принимаю каждого ребёнка;

 

 Заслуживаю доверие:

Общение на позитиве;

Заинтересованность в успехе учащегося;

Учитываю индивидуальные особенности.

2. Совместная деятельность.

Каждый ребёнок знает, что всегда может ко мне обратиться;

незаметно делаю ту часть, которая у ребёнка не получается; варьирую ту, которую он делает самостоятельно;

вместе приятнее и быстрее делать даже скучную работу, после выполнения которой следует что-нибудь интересное или приятное;

добровольное включение в совместную деятельность.

3. Маленькие поощрения.

Совсем маленькие поощрения действуют не как награда, а как забавная традиция , как игра. Которую, конечно, нельзя вводить в абсолют и играть в неё на полном серьёзе.  Например, за каждую красивую букву – изюминка…

4. Одобрение и неодобрение.

Мы можем и должны хвалить ребёнка за добрые дела и укорять за злые. Ведь наше мнение важно для ученика. Особенно если взрослый для него -авторитет.Так он привыкнет отличать добро от зла.

5. Хвалю за то, чего добился с трудом.

Важно хвалить ребёнка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе.

6. Парадоксальные награды.

Если ребёнок ожидал, что его начнут заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Смысл в том, что ребёнок сам был расстроен и готов махнуть на всё рукой, а мы его поддержали, неожиданно предложили что-то хорошее.

7. «Сделал!», «Получилось!», «Эврика!».

Это то чувство, кто его испытал, - уже ситуация успеха, т.к. это хочется повторить, пережить снова. Дети часто не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ на загадки в рифму.

Травка очень душиста, ароматные листья.

 Поскорей собирай и заваривай чай!

 А найдёшь возле хаты, называется – ...   Ответ: Мята

8. Поддержка внутренней мотивации.

Состоит в том, чтобы ребёнок постепенно научился получать удовольствие от маленьких внутренних побед, и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо.

9. Коллективная и семейная мотивация.

Мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Если коллективные и семейные ценности  приносят нам радость. Пример: если в семье Ивановых «принято» много всего такого, что ребёнок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из того, что разрешено в семье Петровых, или что с него требуют больше, чем с них. Родители должны вести себя умно, не принижать Петровых, тех, кто не следует таким же правилам, как у нас, Ивановых.

10. Справедливость.

Более взрослые ученики начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Это можно использовать для создания ситуации успеха в не очень желанных, скучных, трудных делах. Это произойдёт только тогда, когда речь пойдёт одновременно  и об обязанностях, и о правах.

11. Планирование будущего.

Работает только со старшими подростками, да и то не со всеми. Наша цель – продумать вместе с ребёнком последовательность шагов, каждый из которых будет понятен и соизмерим. Продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это нормальное явление.

12. Опора на интересы ребёнка.

Ребёнок должен взяться за дело с охотой, выполнить его с интересом и в результате получить заслуженную похвалу и признание. И, как результат,  пережить ситуацию успеха.

Дайте поводы гордиться ребёнку с ОПФР собой. Научите его тому, что умеете вы сами, приобщите его к интересному ремеслу или хобби, создайте условия для того, чтобы его собственные склонности не пропали из-за отсутствия поддержки взрослых, из-за специфики своего развития и сил заниматься любимым делом.

Например: девочка с ДЦП, больше всего любящая вышивать, но не имеющая на это времени – над уроками приходится сидеть до поздней ночи, выходных мало – лишается ценного ресурса развития. Мальчик, с аутистическими особенностями отчаянно неуспевающий по большинству предметов, но отлично умеющий лепить из пластилина, рискует потерять суть своего таланта.  Взрослым необходимо помочь, направить их в таком важном деле.

Необходимо искренне верить в возможности ребенка с ОПФР и отмечать в нем именно хорошие качества, на которые можно опереться в построении более оптимистичной картины его будущего.

Помните, что все мы в чем-то хороши, а в чём-то НЕТ. Кому-то дан ясный ум, другому – крепкая рука, одному – тонкое чувство красоты, другому – доброе сердце. И именно способность узнать свой дар и поделиться им с окружающими помогает нам найти свое место в жизни.

13. Работа с родителями.

14. Самообразование.

      Участие в педагогических советах.

      Участие  в работе учебно-методических объединений учреждения образования и района области методического объединения учителей-дефектологов (доклады, выступления, получение консультаций).

      Работа по темам самообразования .

      Приобретение коллекции интерактивных игр для успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ».

      Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям, создание каталога компьютерных игр и презентаций, проведено индивидуальное обучение воспитанников по формированию начальных навыков работы за компьютером.

      Посещение открытых уроков, мероприятий, коррекционных занятий коллег – ступенька в повышении своего профессионального мастерства.

      Методическое оснащение кабинета за счёт приобретения методической литературы, пополнения и оформления папок, изготовления дидактического материала, раздаточного материала, наглядных пособий, дидактических игр по автоматизации звуков, мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих игр.

      Посещение мастер-классов, вебинаров  с приглашёнными экспертами .

       Участие в работе конференций, семинаров:

·        Участие в проведении консилиумов внутри учреждений образования, в которых работала.

 

Алгоритм создания ситуации успеха:

· Снятие страха, напряженности (покажите ребенку, что ситуация не критическая, в случае чего можно будет пробовать сколько потребуется раз);

· Авансирование положительного результата (то, что называют «подарить желаемое в воображении» - например, «вот будет здорово, когда ты закончишь эту картину и мы подарим ее папе!»);

· Скрытое инструктирование (для того, чтобы успех состоялся, вы должны подсказать ребенку верный метод, но прямо инструктировать в таком случае – это отнять половину успеха, нужна такая подсказка, которую ребенок понял бы, но отнес на счет собственной проницательности);

· Внесение мотива (значимый мотив – часть успеха. Подчеркивая, что уборка собственной комнаты не просто работа, а большая помощь вам, личная услуга, вы воодушевляете ребенка постараться);

· Персональная исключительность («только тебе я могу поручить это важное дело»);

· Мобилизация активности (подайте знак, что пора начинать, подбодрите ребенка: «итак, за работу!», «внимание, начали!»);

· Анализ результатов с признанием особенно удачных деталей (просто дежурная похвала не производит на ребенка должного впечатления, дайте ему понять, что вы вникли в суть его работы, внимание к деталям подчеркнет ее ценность).

 

 

Педагогические  приёмы  по созданию  ситуации  успеха  

(РЕКОМЕНДАЦИИ                                                                                                   по соблюдению принципа преемственности в обучении и организации учебно-воспитательного процесса учащихся с ОВЗ)

ü Выделение этапов работы.

ü Дробление материала или наращивание усложнений.

ü Выбор ответа из двух, а затем и нескольких данных.

ü Использование технологических и пооперационных карт.

ü Кодирование и раскодирование содержания материала в виде опорных сигналов.

ü  Планирование, поиск по подсказкам, поиск фактов, поиск примеров обыденной жизни и др.

ü  Снижение уровня зависимости ребенка от посторонней помощи.

ü Реализация принципа: “ Не рядом, не над, а вместе”.

ü Последовательное выполнение заданий.

ü Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

ü Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

ü Близость к учащимся во время объяснения задания.

ü Максимальная визуализация.

ü Перемена видов деятельности.

ü Чередование занятий и физкультурных пауз.

ü Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

ü Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

ü Работа на компьютерном тренажере.

ü Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

ü Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

ü Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

ü Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

ü Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

ü Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

ü Разрешение переделать задание, с которым ребёнок не справился.

ü Оценка переделанных работ.

ü Использование системы оценок достижений учащихся.

ü Ценны сами по себе количество и качество положительных эмоций от хорошо выполненных отдельных дел.

ü Структуризация (пространственная, временная, структуризация деятельности).

ü Индивидуальные задания ученикам на уроке.

ü Организация парной (не разлучать учащегося с ОПФР с другом!) и групповой работы.

ü Формулировка таких заданий, которые предполагают их выполнение каждым учеником  «как я провел каникулы»).

ü Предложение ученикам выбрать содержание своего домашнего задания.

ü Максимальное разъяснение и конкретизация домашнего задания.

ü Учить учиться: сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы и обобщения, главным образом овладевать способами учебных действий.

Просмотр видео – показательный итог того, как работает ситуация успеха: ребёнок с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития  поздравляет  своего педагога – это то, ради чего стоит работать!!!!)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОЖЕЛАНИЯ:

1. Вести целенаправленную работу по созданию в учреждениях образования адаптивной образовательной среды для лиц с ОВЗ.

2. Проводить методические объединения с участием педагогических работников младшего и среднего звена (по необходимости)  с целью преемственности.

3. В рамках внешкольной, воспитательной работы включать детей с ОВЗ в активную социокультурную деятельность, обеспечивающую им возможность для проявления своих творческих способностей, самореализации, расширения социальных контактов и интеграции в общество.

4. Усилить внимание к работе по привлечению общественных объединений к реализации мероприятий, направленных на решение задач социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, налаживанию отношений социокультурного партнерства учреждений образования, семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «Создание «ситуации успеха» у учащихся с

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «Создание «ситуации успеха» у учащихся с

КАК ЭТО ДЕЛАТЬ? o Создавать в классе атмосферу толерантности и доброжелательности; o ежедневно стараться вселять уверенность

КАК ЭТО ДЕЛАТЬ? o Создавать в классе атмосферу толерантности и доброжелательности; o ежедневно стараться вселять уверенность

Общение на позитиве; Заинтересованность в успехе учащегося;

Общение на позитиве; Заинтересованность в успехе учащегося;

Поддержка внутренней мотивации

Поддержка внутренней мотивации

Необходимо искренне верить в возможности ребенка с

Необходимо искренне верить в возможности ребенка с

Посещение открытых уроков, мероприятий, коррекционных занятий коллег – ступенька в повышении своего профессионального мастерства

Посещение открытых уроков, мероприятий, коррекционных занятий коллег – ступенька в повышении своего профессионального мастерства

Педагогические приёмы по созданию ситуации успеха (РЕКОМЕНДАЦИИ по соблюдению принципа преемственности в обучении и организации учебно-воспитательного процесса учащихся с

Педагогические приёмы по созданию ситуации успеха (РЕКОМЕНДАЦИИ по соблюдению принципа преемственности в обучении и организации учебно-воспитательного процесса учащихся с

Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске

Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске

В рамках внешкольной, воспитательной работы включать детей с

В рамках внешкольной, воспитательной работы включать детей с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017