ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«Создание «ситуации успеха» у учащихся с ОВЗ»
|
Мир «особого» ребёнка –интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка –безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих.
|
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В нашей стране таких детей называют дети с ОВЗ. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Важность переживания успеха для формирования уверенности в себе и положительной учебной мотивации отмечали в свое время классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский и В.А.Сухомлинский. Каждый знает, как много радости и энтузиазма приносит ребенку (и взрослому) любого возраста заслуженная похвала, отмеченная старшими победа. Создание ситуаций, способствующих переживанию положительных эмоций, стало популярным и в школьной педагогике.
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Для успешной реализации модели инклюзивного обучения стараться создать в классе атмосферу толерантности и доброжелательности. Большая ответственность в связи с этим ложится на классного руководителя. Он должен ввести ребенка с ОВЗ в класс так, чтобы его воспринимали "на равных", не слишком заостряли внимание на недостатках и, тем более, не жалели. Огромное значение имеет также проведение предварительной работы с обучающимися на классных часах и психологических тренингах, целью которых является формирование у них уважительного и терпимого отношения друг к другу. Над этим работать должен весь коллектив, включая тех персонал.!!!
КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?
o Создавать в классе атмосферу толерантности и доброжелательности;
o ежедневно стараться вселять уверенность. «Относитесь к ребёнку как к лучшему гостю…»;
o круговое расположение учебных мест в классе;
o подбор стимулирующего раздаточного материала;
o сотрудничество «Взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»;
o оценивать не результат учебной деятельности, а качество самой работы;
o ежедневно, на каждом уроке не меньше 3 СИТУАЦИЙ УСПЕХА
Только создавая ситуации успеха, можно воспитать и развить в ребёнке положительные личностные качества и мотивацию к учёбе.
Ситуации успеха учеников в образовательном процессе создаются постепенно, поэтапно.
Обобщив педагогический опыт, сделав выводы из собственной педагогической практики с уверенностью могу сказать следующее.
Существует «Цепочка успеха»:
Я стараюсь У меня получается
Есть ситуация успеха (приятный результат)
КАК Я ДЕЛАЮ ТАК, ЧТОБЫ ЦЕПОЧКА НЕ ПРЕРЫВАЛАСЬ? КАК НАЛАДИТЬ ЭТИ СТРЕЛКИ, ЧТОБЫ ОНИ РАБОТАЛИ ВСЕГДА?
1. Уважение и забота. Нужно находиться в постоянном контакте с ребёнком и правильно заботиться о его нуждах.
Уважаю ребёнка как личность:
Называю только по имени;
Спрашиваю совета;
Делаю всё возможное, чтобы стать авторитетом для школьника;
Не допускаю оскорблений;
Понимаю и принимаю каждого ребёнка;
Заслуживаю доверие:
Общение на позитиве;
Заинтересованность в успехе учащегося;
Учитываю индивидуальные особенности.
2. Совместная деятельность.
Каждый ребёнок знает, что всегда может ко мне обратиться;
незаметно делаю ту часть, которая у ребёнка не получается; варьирую ту, которую он делает самостоятельно;
вместе приятнее и быстрее делать даже скучную работу, после выполнения которой следует что-нибудь интересное или приятное;
добровольное включение в совместную деятельность.
3. Маленькие поощрения.
Совсем маленькие поощрения действуют не как награда, а как забавная традиция , как игра. Которую, конечно, нельзя вводить в абсолют и играть в неё на полном серьёзе. Например, за каждую красивую букву – изюминка…
4. Одобрение и неодобрение.
Мы можем и должны хвалить ребёнка за добрые дела и укорять за злые. Ведь наше мнение важно для ученика. Особенно если взрослый для него -авторитет.Так он привыкнет отличать добро от зла.
5. Хвалю за то, чего добился с трудом.
Важно хвалить ребёнка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе.
6. Парадоксальные награды.
Если ребёнок ожидал, что его начнут заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Смысл в том, что ребёнок сам был расстроен и готов махнуть на всё рукой, а мы его поддержали, неожиданно предложили что-то хорошее.
7. «Сделал!», «Получилось!», «Эврика!».
Это то чувство, кто его испытал, - уже ситуация успеха, т.к. это хочется повторить, пережить снова. Дети часто не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ на загадки в рифму.
Травка очень душиста, ароматные листья. Поскорей собирай и заваривай чай! А найдёшь возле хаты, называется – ... Ответ: Мята |
8. Поддержка внутренней мотивации.
Состоит в том, чтобы ребёнок постепенно научился получать удовольствие от маленьких внутренних побед, и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо.
9. Коллективная и семейная мотивация.
Мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Если коллективные и семейные ценности приносят нам радость. Пример: если в семье Ивановых «принято» много всего такого, что ребёнок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из того, что разрешено в семье Петровых, или что с него требуют больше, чем с них. Родители должны вести себя умно, не принижать Петровых, тех, кто не следует таким же правилам, как у нас, Ивановых.
10. Справедливость.
Более взрослые ученики начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Это можно использовать для создания ситуации успеха в не очень желанных, скучных, трудных делах. Это произойдёт только тогда, когда речь пойдёт одновременно и об обязанностях, и о правах.
11. Планирование будущего.
Работает только со старшими подростками, да и то не со всеми. Наша цель – продумать вместе с ребёнком последовательность шагов, каждый из которых будет понятен и соизмерим. Продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это нормальное явление.
12. Опора на интересы ребёнка.
Ребёнок должен взяться за дело с охотой, выполнить его с интересом и в результате получить заслуженную похвалу и признание. И, как результат, пережить ситуацию успеха.
Дайте поводы гордиться ребёнку с ОПФР собой. Научите его тому, что умеете вы сами, приобщите его к интересному ремеслу или хобби, создайте условия для того, чтобы его собственные склонности не пропали из-за отсутствия поддержки взрослых, из-за специфики своего развития и сил заниматься любимым делом.
Например: девочка с ДЦП, больше всего любящая вышивать, но не имеющая на это времени – над уроками приходится сидеть до поздней ночи, выходных мало – лишается ценного ресурса развития. Мальчик, с аутистическими особенностями отчаянно неуспевающий по большинству предметов, но отлично умеющий лепить из пластилина, рискует потерять суть своего таланта. Взрослым необходимо помочь, направить их в таком важном деле.
Необходимо искренне верить в возможности ребенка с ОПФР и отмечать в нем именно хорошие качества, на которые можно опереться в построении более оптимистичной картины его будущего.
Помните, что все мы в чем-то хороши, а в чём-то НЕТ. Кому-то дан ясный ум, другому – крепкая рука, одному – тонкое чувство красоты, другому – доброе сердце. И именно способность узнать свой дар и поделиться им с окружающими помогает нам найти свое место в жизни.
13. Работа с родителями.
14. Самообразование.
Участие в педагогических советах.
Участие в работе учебно-методических объединений учреждения образования и района области методического объединения учителей-дефектологов (доклады, выступления, получение консультаций).
Работа по темам самообразования .
Приобретение коллекции интерактивных игр для успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ».
Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям, создание каталога компьютерных игр и презентаций, проведено индивидуальное обучение воспитанников по формированию начальных навыков работы за компьютером.
Посещение открытых уроков, мероприятий, коррекционных занятий коллег – ступенька в повышении своего профессионального мастерства.
Методическое оснащение кабинета за счёт приобретения методической литературы, пополнения и оформления папок, изготовления дидактического материала, раздаточного материала, наглядных пособий, дидактических игр по автоматизации звуков, мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих игр.
Посещение мастер-классов, вебинаров с приглашёнными экспертами .
Участие в работе конференций, семинаров:
· Участие в проведении консилиумов внутри учреждений образования, в которых работала.
Алгоритм создания ситуации успеха:
· Снятие страха, напряженности (покажите ребенку, что ситуация не критическая, в случае чего можно будет пробовать сколько потребуется раз);
· Авансирование положительного результата (то, что называют «подарить желаемое в воображении» - например, «вот будет здорово, когда ты закончишь эту картину и мы подарим ее папе!»);
· Скрытое инструктирование (для того, чтобы успех состоялся, вы должны подсказать ребенку верный метод, но прямо инструктировать в таком случае – это отнять половину успеха, нужна такая подсказка, которую ребенок понял бы, но отнес на счет собственной проницательности);
· Внесение мотива (значимый мотив – часть успеха. Подчеркивая, что уборка собственной комнаты не просто работа, а большая помощь вам, личная услуга, вы воодушевляете ребенка постараться);
· Персональная исключительность («только тебе я могу поручить это важное дело»);
· Мобилизация активности (подайте знак, что пора начинать, подбодрите ребенка: «итак, за работу!», «внимание, начали!»);
· Анализ результатов с признанием особенно удачных деталей (просто дежурная похвала не производит на ребенка должного впечатления, дайте ему понять, что вы вникли в суть его работы, внимание к деталям подчеркнет ее ценность).
Педагогические приёмы по созданию ситуации успеха
(РЕКОМЕНДАЦИИ по соблюдению принципа преемственности в обучении и организации учебно-воспитательного процесса учащихся с ОВЗ)
ü Выделение этапов работы.
ü Дробление материала или наращивание усложнений.
ü Выбор ответа из двух, а затем и нескольких данных.
ü Использование технологических и пооперационных карт.
ü Кодирование и раскодирование содержания материала в виде опорных сигналов.
ü Планирование, поиск по подсказкам, поиск фактов, поиск примеров обыденной жизни и др.
ü Снижение уровня зависимости ребенка от посторонней помощи.
ü Реализация принципа: “ Не рядом, не над, а вместе”.
ü Последовательное выполнение заданий.
ü Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
ü Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
ü Близость к учащимся во время объяснения задания.
ü Максимальная визуализация.
ü Перемена видов деятельности.
ü Чередование занятий и физкультурных пауз.
ü Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
ü Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
ü Работа на компьютерном тренажере.
ü Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
ü Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
ü Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
ü Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
ü Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
ü Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
ü Разрешение переделать задание, с которым ребёнок не справился.
ü Оценка переделанных работ.
ü Использование системы оценок достижений учащихся.
ü Ценны сами по себе количество и качество положительных эмоций от хорошо выполненных отдельных дел.
ü Структуризация (пространственная, временная, структуризация деятельности).
ü Индивидуальные задания ученикам на уроке.
ü Организация парной (не разлучать учащегося с ОПФР с другом!) и групповой работы.
ü Формулировка таких заданий, которые предполагают их выполнение каждым учеником «как я провел каникулы»).
ü Предложение ученикам выбрать содержание своего домашнего задания.
ü Максимальное разъяснение и конкретизация домашнего задания.
ü Учить учиться: сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы и обобщения, главным образом овладевать способами учебных действий.
Просмотр видео – показательный итог того, как работает ситуация успеха: ребёнок с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития поздравляет своего педагога – это то, ради чего стоит работать!!!!)
РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОЖЕЛАНИЯ:
1. Вести целенаправленную работу по созданию в учреждениях образования адаптивной образовательной среды для лиц с ОВЗ.
2. Проводить методические объединения с участием педагогических работников младшего и среднего звена (по необходимости) с целью преемственности.
3. В рамках внешкольной, воспитательной работы включать детей с ОВЗ в активную социокультурную деятельность, обеспечивающую им возможность для проявления своих творческих способностей, самореализации, расширения социальных контактов и интеграции в общество.
4. Усилить внимание к работе по привлечению общественных объединений к реализации мероприятий, направленных на решение задач социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, налаживанию отношений социокультурного партнерства учреждений образования, семей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.