Средства коррекционной помощи школьникам с ОВЗ в рамках режимных моментов
Оценка 4.9

Средства коррекционной помощи школьникам с ОВЗ в рамках режимных моментов

Оценка 4.9
Педсоветы +2
pdf
дефектология +1
23.04.2020
Средства коррекционной помощи школьникам с ОВЗ в рамках режимных моментов
Средства-коррекционной-помощи-школьникам-с-ОВЗ-в-рамках-режимных-моментов.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Начальная  школа - детский сад  для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

/МБОУ НШДС ОВЗ/

141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а.

тел/факс: (495)581-72-22   /school_mcoy@edu-mytyshi.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Средства коррекционной помощи школьникам с ОВЗ в рамках режимных моментов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-дефектолог

Мефодичева Александра Константиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

Мытищи 2018

 

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. О режиме и режимных моментах много говорят в детском саду. Однако, беря во внимание особенности детей с ОВЗ и специфику нашего учреждения, нельзя не говорить о режиме пребывания детей в школе как определенной последовательности организованного взаимодействия с детьми. 

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в школе, и время работы родителей.

К режимным моментам относятся:

1.            Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2.            Подготовка к завтраку, завтрак

3.            Игры и детские виды деятельности

4.            Непосредственная образовательная деятельность

5.            Подготовка к прогулке, прогулка

6.            Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7.            Подготовка к сну, дневной сон 

8.            Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

9.            Игры, самостоятельная деятельность детей

10.        Подготовка к полднику, полдник

11.        Игры, прогулка, уход детей домой

Мы много говорим о том, что наша главная цель – это всесторонняя социализация детей и включение в общество. Решать задачи социализации и социальной адаптации может и специалист в рамках режимных моментов.

Широко известно, что у детей даже младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья снижена вероятность достижения высокого уровня социальной адаптации без специально организованной помощи со стороны специалистов сопровождения. Мною была проведена исследовательская работа по изучению критериев уровня социальной адаптации и путей повышения ее уровня. В рамках исследования я  рассматривала детскую игровую площадку как социальную среду, в условиях которой можно организовать коррекционно-развивающую работу в формате совместных игр. Таким образом, данное специально организованное пространство для совместного досуга может стать одним из путей социальной адаптации школьников с ОВЗ. 

Концепция коррекционной помощи предполагает систему коррекционно-развивающих занятий в рамках режимных моментов (в частности, прогулок) по обеспечению социальной адаптации детей с ОВЗ. Детская площадка распределена по секторам:

Ø сектор коллективных игр и упражнений; Ø художественно-эстетический сектор; Ø сектор игровой терапии.

Прежде всего, рассмотрим коллективные игры, направленные на повышение самооценки, коммуникативных качеств, межличностных взаимоотношений в группе, мотивации к общению со сверстниками, включенные в сектор коллективных игр и упражнений:

Игра «Подбрось мяч»

Цель – повышение уровня сплоченности в коллективе.

Оборудование: разноцветное полотно с пришитыми по краю петлямиручками (по количеству детей); большой надувной мяч.

Ход игры: каждый ребенок держит полотно за свою петлю-ручку. В центр полотна кладется надувной мяч. По команде педагога или по окончанию считалки или стихотворения дети одновременно дергают за петли-ручки (совершают движение снизу вверх). При этом мяч взлетает в воздух и должен вернуться обратно. 

Игра «Замкнутый круг»

Цель – снятие эмоционального напряжения при межличностных контактах в группе, улучшение физических качеств.

Оборудование: отсутствует.

Ход игры: дети берутся за руки, образуя круг. По команде педагога дети поднимают сцепленные руки вверх. В таком положении выполняются упражнения: присесть – встать, попрыгать на одной/двух ногах, стоять на одной ноге.

Игра «Змейка»

Цель – снятие эмоционального напряжения при межличностных контактах в группе, повышение уровня физической активности.

Оборудование: мяч, оснащение детской площадки.

Ход игры: дети, держась за руки, друг за другом повторяют упражнения (прыгают по скамейке, пролезают под ней и т.д.). Можно предложить детям разбиться на пары и попытаться пронести мяч без помощи рук (держа плечами или спиной и грудью). 

Игра «Узнай дружка по голосу»

Цель – повышение уровня межличностных взаимодействий в группе.

Оборудование: отсутствует.

Ход игры: дети стоят в кругу. Внутри круга – один ребенок (водящий).

Педагог начинает игру:

Катя (педагог называет имя ребенка), ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»,

Ну-ка глазки закрывай,  Кто зовет тебя – узнай!

Ребенок-водящий закрывает глаза, а педагог дотрагивается до любого ребенка в кругу и просит его позвать водящего, который должен отгадать, кто его зовет. После этого дети меняются местами, игра продолжается, пока все дети не побудут в центре круга.

Игра «Муравейник»

Цель – снятие эмоционального напряжения при взаимодействии со сверстниками.

Оборудование: аудио-проигрыватель, музыкальные заставки.

Ход игры: дети бегают по полянке под музыку. При слове «муравейник», произнесенном педагогом, все дети собираются вокруг него, плотно прижимаясь друг к другу.  

Игра «Сороконожка идет по дорожке»

Цель – развитие физических качеств (ловкость, равновесие).

Оборудование: отсутствует.

Ход игры: дети встают друг за другом (колонной), берут впереди стоящего ребенка за пояс, садятся на корточки и двигаются по площадке.

Задача – не упасть. 

Игра «Расскажи о другом»

Цель – повышение уровня самооценки у детей.

Оборудование: отсутствует.

Ход игры: дети стоят в кругу. Педагог называет ребенка и предлагает ему сказать хорошие слова об одном из сверстников (педагог заранее продумывает пары детей, которые в обычной ситуации не взаимодействуют между собой). Каждый ребенок должен как сказать хорошие слова, так и получить «оценку» от другого. 

Данные игры можно чередовать в разной последовательности в течение года, включая их в коллективные игры, обычно используемые воспитателями на прогулках.

В рамках коррекционно-развивающей работы можно использовать различные виды продуктивной детской деятельности. Замечено, что дети особенно интересуются данным видом работы вне стен школы. Это позволяет решать коррекционные, образовательные и воспитательные задачи в условиях художественно-эстетического сектора детской площадки, используя при этом стандартные и нетрадиционные техники продуктивной деятельности.

Некоторые техники художественной деятельности, используемые в художественно-эстетическом секторе:

Техника «Гратаж»

Оборудование: лист бумаги, кисть, цветная гуашь, воск, жидкое мыло/шампунь, тушь, заостренная палочка.

На лист бумаги наносится цветной фон. Когда краска высохнет, лист нужно натереть воском. Жидкое мыло смешать с тушью, покрыть этой смесью лист. Заостренной палочкой процарапать рисунок.

Техника «Фотокопия»

Оборудование: лист бумаги, кисть, восковой карандаш/жировая пастель/свеча, акварель.

На бумагу свечой/восковым карандашом/пастелью наносится рисунок (контур). Затем весь лист бумаги закрашивается акварелью.

Техника «Печать природными формами»

Оборудование: лист бумаги, кисть, опавшие листья с разных деревьев, гуашь.

Опавшие листья покрыть гуашью, наложить на лист бумаги (оставить отпечаток), прижать рукой. Снять лист, дополнить рисунок.

Сектор игровой терапии включает в себя игры на песке и игры с водой.

Цель песочной терапии – обеспечение стабилизации эмоционального состояния ребенка. 

Основные принципы игр на песке:

создание комфортной стимулирующей среды. Задания подбираются в соответствии с возрастом и возможностями детей, приветствуется творческий подход;

«оживление» занятия. Игры с песком формируют положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность в результате;

«проживание» ситуации. В играх с песком можно проигрывать ситуации вместе с любимыми героями детей.

Примеры возможных игр с песком:

ü пересыпание песка в разные емкости;

ü смешивание песка с другими сыпучими материалами (крупы);

ü окрашивание песка в разные цвета;

ü закапывание и нахождение «секретиков» в песке;

ü сооружение построек из песка;

ü рисование фигур на песке;

ü «выкладывание» контура предмета из песка.

Цель игр с водой – активизация эмоционально-позитивных чувств, снижение эмоционального напряжения. 

Примеры возможных игр с водой:

ü испытание предметов на плавучесть; ü переливание воды в разные емкости;

ü окрашивание воды в разные цвета;

ü игра на бутылках/банках, наполненных водой до разного уровня.

В рамках сектора игровой терапии в ходе игр с песком или водой педагог поощряет детей разворачивать интересные сюжетно-ролевые игры, в которые можно включить и обучение навыкам самообслуживания. 

Примерный перечень игр по формированию навыков самообслуживания:

v «Угощение для кукол»

Детям предлагается смастерить «пирожки» из песка, используя различные инструменты (совки, формочки), и покормить куклу/мишку. 

v «Пригласим гостей»

Педагог предлагает детям «приготовить» угощение для гостей, используя детскую посуду, песок и воду, и накрыть стол.

v «Мыльные перчатки»

Используя воду и мыло, можно показать детям, как весело мыть руки:

педагог «намыливает» руки до густой пены, которая образует «мыльные перчатки», и предлагает детям повторить.

Таким образом, учитель-дефектолог может организовать пространство детской игровой площадки и использовать такой режимный момент, как прогулка, в коррекционных целях в рамках помощи школьнику с ОВЗ.

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

Мытищи 2018 Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха

Мытищи 2018 Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха

Мы много говорим о том, что наша главная цель – это всесторонняя социализация детей и включение в общество

Мы много говорим о том, что наша главная цель – это всесторонняя социализация детей и включение в общество

Ход игры: дети берутся за руки, образуя круг

Ход игры: дети берутся за руки, образуя круг

Игра «Расскажи о другом» Цель – повышение уровня самооценки у детей

Игра «Расскажи о другом» Цель – повышение уровня самооценки у детей

Задания подбираются в соответствии с возрастом и возможностями детей, приветствуется творческий подход; • «оживление» занятия

Задания подбираются в соответствии с возрастом и возможностями детей, приветствуется творческий подход; • «оживление» занятия

Средства коррекционной помощи школьникам с ОВЗ в рамках режимных моментов

Средства коррекционной помощи школьникам с ОВЗ в рамках режимных моментов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020