Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
/МБОУ НШДС ОВЗ/
141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а.
тел/факс: (495)581-72-22 /school_mcoy@edu-mytyshi.ru
«Средства коррекционной помощи школьникам с ОВЗ в рамках режимных моментов»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Мефодичева Александра Константиновна
Мытищи 2018
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. О режиме и режимных моментах много говорят в детском саду. Однако, беря во внимание особенности детей с ОВЗ и специфику нашего учреждения, нельзя не говорить о режиме пребывания детей в школе как определенной последовательности организованного взаимодействия с детьми.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в школе, и время работы родителей.
К режимным моментам относятся:
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка к сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к полднику, полдник
11. Игры, прогулка, уход детей домой
Мы много говорим о том, что наша главная цель – это всесторонняя социализация детей и включение в общество. Решать задачи социализации и социальной адаптации может и специалист в рамках режимных моментов.
Широко известно, что у детей даже младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья снижена вероятность достижения высокого уровня социальной адаптации без специально организованной помощи со стороны специалистов сопровождения. Мною была проведена исследовательская работа по изучению критериев уровня социальной адаптации и путей повышения ее уровня. В рамках исследования я рассматривала детскую игровую площадку как социальную среду, в условиях которой можно организовать коррекционно-развивающую работу в формате совместных игр. Таким образом, данное специально организованное пространство для совместного досуга может стать одним из путей социальной адаптации школьников с ОВЗ.
Концепция коррекционной помощи предполагает систему коррекционно-развивающих занятий в рамках режимных моментов (в частности, прогулок) по обеспечению социальной адаптации детей с ОВЗ. Детская площадка распределена по секторам:
Ø сектор коллективных игр и упражнений; Ø художественно-эстетический сектор; Ø сектор игровой терапии.
Прежде всего, рассмотрим коллективные игры, направленные на повышение самооценки, коммуникативных качеств, межличностных взаимоотношений в группе, мотивации к общению со сверстниками, включенные в сектор коллективных игр и упражнений:
Цель – повышение уровня сплоченности в коллективе.
Оборудование: разноцветное полотно с пришитыми по краю петлямиручками (по количеству детей); большой надувной мяч.
Ход игры: каждый ребенок держит полотно за свою петлю-ручку. В центр полотна кладется надувной мяч. По команде педагога или по окончанию считалки или стихотворения дети одновременно дергают за петли-ручки (совершают движение снизу вверх). При этом мяч взлетает в воздух и должен вернуться обратно.
Цель – снятие эмоционального напряжения при межличностных контактах в группе, улучшение физических качеств.
Оборудование: отсутствует.
Ход игры: дети берутся за руки, образуя круг. По команде педагога дети поднимают сцепленные руки вверх. В таком положении выполняются упражнения: присесть – встать, попрыгать на одной/двух ногах, стоять на одной ноге.
Цель – снятие эмоционального напряжения при межличностных контактах в группе, повышение уровня физической активности.
Оборудование: мяч, оснащение детской площадки.
Ход игры: дети, держась за руки, друг за другом повторяют упражнения (прыгают по скамейке, пролезают под ней и т.д.). Можно предложить детям разбиться на пары и попытаться пронести мяч без помощи рук (держа плечами или спиной и грудью).
Цель – повышение уровня межличностных взаимодействий в группе.
Оборудование: отсутствует.
Ход игры: дети стоят в кругу. Внутри круга – один ребенок (водящий).
Педагог начинает игру:
Катя (педагог называет имя ребенка), ты сейчас в лесу?
Мы зовем тебя: «Ау!»,
Ну-ка глазки закрывай, Кто зовет тебя – узнай!
Ребенок-водящий закрывает глаза, а педагог дотрагивается до любого ребенка в кругу и просит его позвать водящего, который должен отгадать, кто его зовет. После этого дети меняются местами, игра продолжается, пока все дети не побудут в центре круга.
Цель – снятие эмоционального напряжения при взаимодействии со сверстниками.
Оборудование: аудио-проигрыватель, музыкальные заставки.
Ход игры: дети бегают по полянке под музыку. При слове «муравейник», произнесенном педагогом, все дети собираются вокруг него, плотно прижимаясь друг к другу.
Цель – развитие физических качеств (ловкость, равновесие).
Оборудование: отсутствует.
Ход игры: дети встают друг за другом (колонной), берут впереди стоящего ребенка за пояс, садятся на корточки и двигаются по площадке.
Задача – не упасть.
Цель – повышение уровня самооценки у детей.
Оборудование: отсутствует.
Ход игры: дети стоят в кругу. Педагог называет ребенка и предлагает ему сказать хорошие слова об одном из сверстников (педагог заранее продумывает пары детей, которые в обычной ситуации не взаимодействуют между собой). Каждый ребенок должен как сказать хорошие слова, так и получить «оценку» от другого.
Данные игры можно чередовать в разной последовательности в течение года, включая их в коллективные игры, обычно используемые воспитателями на прогулках.
В рамках коррекционно-развивающей работы можно использовать различные виды продуктивной детской деятельности. Замечено, что дети особенно интересуются данным видом работы вне стен школы. Это позволяет решать коррекционные, образовательные и воспитательные задачи в условиях художественно-эстетического сектора детской площадки, используя при этом стандартные и нетрадиционные техники продуктивной деятельности.
Некоторые техники художественной деятельности, используемые в художественно-эстетическом секторе:
Оборудование: лист бумаги, кисть, цветная гуашь, воск, жидкое мыло/шампунь, тушь, заостренная палочка.
На лист бумаги наносится цветной фон. Когда краска высохнет, лист нужно натереть воском. Жидкое мыло смешать с тушью, покрыть этой смесью лист. Заостренной палочкой процарапать рисунок.
Оборудование: лист бумаги, кисть, восковой карандаш/жировая пастель/свеча, акварель.
На бумагу свечой/восковым карандашом/пастелью наносится рисунок (контур). Затем весь лист бумаги закрашивается акварелью.
Оборудование: лист бумаги, кисть, опавшие листья с разных деревьев, гуашь.
Опавшие листья покрыть гуашью, наложить на лист бумаги (оставить отпечаток), прижать рукой. Снять лист, дополнить рисунок.
Сектор игровой терапии включает в себя игры на песке и игры с водой.
Цель песочной терапии – обеспечение стабилизации эмоционального состояния ребенка.
Основные принципы игр на песке:
• создание комфортной стимулирующей среды. Задания подбираются в соответствии с возрастом и возможностями детей, приветствуется творческий подход;
• «оживление» занятия. Игры с песком формируют положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность в результате;
• «проживание» ситуации. В играх с песком можно проигрывать ситуации вместе с любимыми героями детей.
Примеры возможных игр с песком:
ü пересыпание песка в разные емкости;
ü смешивание песка с другими сыпучими материалами (крупы);
ü окрашивание песка в разные цвета;
ü закапывание и нахождение «секретиков» в песке;
ü сооружение построек из песка;
ü рисование фигур на песке;
ü «выкладывание» контура предмета из песка.
Цель игр с водой – активизация эмоционально-позитивных чувств, снижение эмоционального напряжения.
Примеры возможных игр с водой:
ü испытание предметов на плавучесть; ü переливание воды в разные емкости;
ü окрашивание воды в разные цвета;
ü игра на бутылках/банках, наполненных водой до разного уровня.
В рамках сектора игровой терапии в ходе игр с песком или водой педагог поощряет детей разворачивать интересные сюжетно-ролевые игры, в которые можно включить и обучение навыкам самообслуживания.
Примерный перечень игр по формированию навыков самообслуживания:
Детям предлагается смастерить «пирожки» из песка, используя различные инструменты (совки, формочки), и покормить куклу/мишку.
Педагог предлагает детям «приготовить» угощение для гостей, используя детскую посуду, песок и воду, и накрыть стол.
Используя воду и мыло, можно показать детям, как весело мыть руки:
педагог «намыливает» руки до густой пены, которая образует «мыльные перчатки», и предлагает детям повторить.
Таким образом, учитель-дефектолог может организовать пространство детской игровой площадки и использовать такой режимный момент, как прогулка, в коррекционных целях в рамках помощи школьнику с ОВЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.