Статья "Детское любопытство или научный поиск"

  • Исследовательские работы
  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 27.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья "Детское любопытство или научный поиск" знакомит с опытом работы педагогов-организаторов муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Городская станция юных натуралистов" по адаптации и внедрению методов исследования экологических систем".
Иконка файла материала Детское любопытство или научный поиск.docx

Детское любопытство или научный поиск

Из опыта работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования  «Городская станция юных натуралистов» по адаптации и внедрению методов исследования экологических систем

На станции юных натуралистов города Нижний Тагил много лет ведется работа по внедрению различных методов научного познания. Особое место в образовательной деятельности учреждения отводится методам изучения и исследования экологических систем.

 

Методы исследования

 

 

 

Эмпирические

 

Социологические

 

Теоретические

 

 

 

Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Мониторинг

Сравнение

Картирование

Проектирование

Компьютерное

моделирование

 

Тестирование

Опросы

 

Интервьюирование

 

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

Прочие

Анкети

рование

В исследовании экологических систем при работе с детьми акцент делается на изучение состава и структуры той, или иной экосистемы, взаимодействие её компонентов, на свойства и развитие экосистем, влияние деятельности человека на экосистемы (Самкова, 2001), в том числе экосистемы родного края. Особое место в деятельности нашего учреждения занимает реализация программ и выполнение проектов, в основе которых лежат комплексные исследования. Так, при реализации областной программы «Зеленая волна» -программы обследования и обустройства зеленых зон городов и природных парков Свердловской области и территорий, прилегающих к родникам, систематически ведется работа по изучению городских экосистем – искусственно-естественного происхождения и существования при непосредственном участии человека. В ходе экскурсий, учебных занятий, практических работ на территории парков и скверов города учащиеся под руководством педагогов выполняют многие виды деятельности, предполагающие использование отдельных элементов различных методов изучения экосистем, таких как наблюдение, измерение, сравнение, картирование и т.д. Учащиеся самооценивают свое отношение к природе парков, скверов путем анкетирования, обработки данных и анализа полученных результатов. Ребята изучают четыре звена в структуре экосистемы парков и скверов города: абиотическое окружение (весь комплекс условий неживой природы, из которых парк, сквер черпает средства существования и куда выделяет продукты обмена), продуценты (комплекс зеленых растений), консументы, редуценты (Самкова, 2001). Определяют, насколько организмы изучаемых экосистем приспособлены к совместному существованию. Оценивают надземную ярусность, суточные и сезонные изменения, взаимодействие компонентов экосистем парков и скверов города. Оценивают экологическое состояние дендрофлоры парков и скверов, изучают состояние почвы, воздуха. Осуществляют мониторинг физико-химическими и биологическими методами. Так, подобные исследования были проведены юными экологами в скверах Пионерский, имени Серго Орджоникидзе, Комсомольский; в парках им. Горького, им. А.П. Бондина, парке НТМК, Железнодорожном парке. В ходе изучения видового состава и экологического состояния деревьев учащиеся сделали вывод о том, что большинство деревьев находится в удовлетворительном состоянии, в основном деревья в виргинильной и средневозрастной группе. Деревья высотой 2,5-5 метров, имеют либо раскидистую, но деформированную крону, либо с длинными слабооблиственными концевыми побегами. У многих деревьев отмечены сухие ветки, встречаются и полностью усохшие. На деревьях обнаружены три вида повреждений: объеденные края, округлые отверстия на листовой пластине и частичное скелетирование листа. На некоторых деревьях встречаются грибы и лишайники. У многих деревьев имеются крупные продольные трещины (морозобоины), величина прироста неодинакова у разных растений (даже в своей возрастной группе). Возобновление подроста есть только у молодых растений, в основном только у клена и рябины. Обследование кустарников выявило следующее: кустарники находятся в удовлетворительном состоянии, так как подвергаются постоянному уходу (подрезка, удаление отмерших частей). При обследовании травянистой растительности в биотопах парка выделяли растения, которые являются антропогенными (подорожник большой, малый и средний; одуванчик и др.), в парках много крапивы двудомной, бодяга полевого, мать-и-мачехи и т.п. Состояние зеленых массивов является одной из важнейших экологических проблем в городе, растительность зеленых зон как средовосстанавливающая система обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, регулирует (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического восприятия. Растительность парков, скверов занимает особое место в улучшении экологического состояния города, активно влияя на архитектурный облик и обеспечивая в летнее время необходимый теневой режим горожан. В промышленном городе по мере накопления загрязняющих веществ в почвах и тканях растений зеленые растения быстро теряют свою биологическую устойчивость, в короткие сроки деградируют. Результатом исследований стали учебно-исследовательские и учебно-проектные работы, выполненные учащимися, такие, как: «Выращивание хвойных пород в условиях промышленного города», «Изучение состояния древесно-кустарниковых растений детского парка имени А. М. Горького», «История появления и развития парков и скверов в городе Нижний Тагил», «Проект обустройства парковой зоны в условиях промышленного города», «Изучение влияния загазованности воздуха на дендрофлору парка НТМК» и другие. Также многие учащиеся стали участниками творческих конкурсов и заданий: фотографирование, зарисовки парковых пейзажей, написание рассказов и стихотворений о парке и т.п.

Применение различных методов изучения и исследования экологических систем позволяет обеспечить возможность познания и усвоения учащимися системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде.

 

Список литературы

Самкова В.А. Природа. Человек. Культура. НП «Содействие химическому и экологическому образованию М., 2001.С.64»