Детское любопытство или научный поиск
Из опыта работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» по адаптации и внедрению методов исследования экологических систем
На станции юных натуралистов города Нижний Тагил много лет ведется работа по внедрению различных методов научного познания. Особое место в образовательной деятельности учреждения отводится методам изучения и исследования экологических систем.
Методы исследования
|
|
Эмпирические |
|
Социологические |
|
Теоретические |
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
Наблюдение |
Измерение |
Эксперимент |
Мониторинг |
Сравнение |
Картирование |
Проектирование |
Компьютерное моделирование |
|
Тестирование |
Опросы |
|
Интервьюирование |
|
Анализ |
Синтез |
Индукция |
Дедукция |
Прочие |
||||
Анкети рование |
||||||||||||||||||||||
В исследовании экологических систем при работе с детьми акцент делается на изучение состава и структуры той, или иной экосистемы, взаимодействие её компонентов, на свойства и развитие экосистем, влияние деятельности человека на экосистемы (Самкова, 2001), в том числе экосистемы родного края. Особое место в деятельности нашего учреждения занимает реализация программ и выполнение проектов, в основе которых лежат комплексные исследования. Так, при реализации областной программы «Зеленая волна» -программы обследования и обустройства зеленых зон городов и природных парков Свердловской области и территорий, прилегающих к родникам, систематически ведется работа по изучению городских экосистем – искусственно-естественного происхождения и существования при непосредственном участии человека. В ходе экскурсий, учебных занятий, практических работ на территории парков и скверов города учащиеся под руководством педагогов выполняют многие виды деятельности, предполагающие использование отдельных элементов различных методов изучения экосистем, таких как наблюдение, измерение, сравнение, картирование и т.д. Учащиеся самооценивают свое отношение к природе парков, скверов путем анкетирования, обработки данных и анализа полученных результатов. Ребята изучают четыре звена в структуре экосистемы парков и скверов города: абиотическое окружение (весь комплекс условий неживой природы, из которых парк, сквер черпает средства существования и куда выделяет продукты обмена), продуценты (комплекс зеленых растений), консументы, редуценты (Самкова, 2001). Определяют, насколько организмы изучаемых экосистем приспособлены к совместному существованию. Оценивают надземную ярусность, суточные и сезонные изменения, взаимодействие компонентов экосистем парков и скверов города. Оценивают экологическое состояние дендрофлоры парков и скверов, изучают состояние почвы, воздуха. Осуществляют мониторинг физико-химическими и биологическими методами. Так, подобные исследования были проведены юными экологами в скверах Пионерский, имени Серго Орджоникидзе, Комсомольский; в парках им. Горького, им. А.П. Бондина, парке НТМК, Железнодорожном парке. В ходе изучения видового состава и экологического состояния деревьев учащиеся сделали вывод о том, что большинство деревьев находится в удовлетворительном состоянии, в основном деревья в виргинильной и средневозрастной группе. Деревья высотой 2,5-5 метров, имеют либо раскидистую, но деформированную крону, либо с длинными слабооблиственными концевыми побегами. У многих деревьев отмечены сухие ветки, встречаются и полностью усохшие. На деревьях обнаружены три вида повреждений: объеденные края, округлые отверстия на листовой пластине и частичное скелетирование листа. На некоторых деревьях встречаются грибы и лишайники. У многих деревьев имеются крупные продольные трещины (морозобоины), величина прироста неодинакова у разных растений (даже в своей возрастной группе). Возобновление подроста есть только у молодых растений, в основном только у клена и рябины. Обследование кустарников выявило следующее: кустарники находятся в удовлетворительном состоянии, так как подвергаются постоянному уходу (подрезка, удаление отмерших частей). При обследовании травянистой растительности в биотопах парка выделяли растения, которые являются антропогенными (подорожник большой, малый и средний; одуванчик и др.), в парках много крапивы двудомной, бодяга полевого, мать-и-мачехи и т.п. Состояние зеленых массивов является одной из важнейших экологических проблем в городе, растительность зеленых зон как средовосстанавливающая система обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, регулирует (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического восприятия. Растительность парков, скверов занимает особое место в улучшении экологического состояния города, активно влияя на архитектурный облик и обеспечивая в летнее время необходимый теневой режим горожан. В промышленном городе по мере накопления загрязняющих веществ в почвах и тканях растений зеленые растения быстро теряют свою биологическую устойчивость, в короткие сроки деградируют. Результатом исследований стали учебно-исследовательские и учебно-проектные работы, выполненные учащимися, такие, как: «Выращивание хвойных пород в условиях промышленного города», «Изучение состояния древесно-кустарниковых растений детского парка имени А. М. Горького», «История появления и развития парков и скверов в городе Нижний Тагил», «Проект обустройства парковой зоны в условиях промышленного города», «Изучение влияния загазованности воздуха на дендрофлору парка НТМК» и другие. Также многие учащиеся стали участниками творческих конкурсов и заданий: фотографирование, зарисовки парковых пейзажей, написание рассказов и стихотворений о парке и т.п.
Применение различных методов изучения и исследования экологических систем позволяет обеспечить возможность познания и усвоения учащимися системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде.
Список литературы
Самкова В.А. Природа. Человек. Культура. НП «Содействие химическому и экологическому образованию М., 2001.С.64»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.