Статья "Подготовка обучающихся к олимпиадам".
Оценка 4.6

Статья "Подготовка обучающихся к олимпиадам".

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
биология
22.06.2020
Статья "Подготовка обучающихся к олимпиадам".
статья содержит материал из опыта работы по подготовки обучающихся к олимпиадам различного уровня"
Подготовка к олимпиадам. Выступление на педсовете.docx

Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам разного уровня: из опыта работы учителя биологии МБОУ «СШ№29» г. Нижневартовска Рачко С.Н.

Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

            Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает «тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей педагогической деятельности. К сожалению, не у всех учителей, получается, качественно подготовить учеников к предметной олимпиаде. Почему одни учителя из года в год дают высокие стабильные результаты по олимпиадам, а другие либо имеют разовые победы или не имеют их вовсе. Каковы причины? Попробуем разобраться?

1. Во – первых, подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Что часто наблюдается у коллег. В течении всего года надо привлекать детей к различного рода интеллектуальным мероприятиям. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий. Это требует от учителя дополнительной подготовке, кропотливый анализ заданий олимпиад прошлых лет.

2. Во- вторых, надо правильно проводить работу по выявлениею одаренных и высокомотивированных детей, любящих и заинтересованных в предмете.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению биологии  учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).  Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

 И очень важно отметить преемственностью. Уже в 5 классе я отбираю детей увлеченных биологией и экологией. В нашей школе с 1по 4 класс  ведется  кружок по экологии  педагог доп. образования из ЦДТ. У меня с ней налажено сотрудничество и она определяет тех детей, которые проявляют интерес к нашим наукам. Так же я беседую с учителями начальной школы, выявляю детей способных к исследовательской деятельности и участников олимпиады «Юниор» по окружающему миру. Все мои «звезды» олимпиадного движения были выпускниками экологического кружка и призерами различного уровня олимпиад в начальной школе.

Если вести отбор и привлечение к участию в олимпиадах учащихся с 5 класса, то уже к 7-му классу можно иметь резерв из 2-3  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады.

Одновременно с выявлением школьников интересующихся биологией и экологией  и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

3. В – третьих считаю, что, подготовку к олимпиаде надо проводить через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные  конкурсы,  кружки, элективные курсы.  Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя  выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.

4. Четвертый очень значимый момент в работе с одаренными детьми – это личность учителя. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

            Педагогам, занимающимся подготовкой к олимпиадам, необходимо постоянно отслеживать все инновации олимпиадного движения при помощи специальной литературы, информации, размещенной на образовательных Интернет-сайтах, постоянно заниматься самообразованием. У каждого учителя, занимающегося олимпиадным движением, должны быть созданы богатые «копилки» олимпиадных заданий от школьного до международного уровней. Мною созданы папки – «Копилки» для олимпиадников., куда я помещаю всю необходимую информацию: таблицы, схемы. Специально для подготовки к олимпиаде мною составлен словарь сложных терминов.

 При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1.      Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий.

2.      Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3.      Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4.      Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5.       Индивидуальный подход. Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения.

6.       Психологический принцип. Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально

Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.


 

Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам разного уровня: из опыта работы учителя биологии

Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам разного уровня: из опыта работы учителя биологии

Если вести отбор и привлечение к участию в олимпиадах учащихся с 5 класса, то уже к 7-му классу можно иметь резерв из 2-3 учащихся, способных…

Если вести отбор и привлечение к участию в олимпиадах учащихся с 5 класса, то уже к 7-му классу можно иметь резерв из 2-3 учащихся, способных…

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020