Статья "Преодоление неуспешности"
Оценка 4.9

Статья "Преодоление неуспешности"

Оценка 4.9
Лекции +2
docx
преподавание
18.09.2024
Статья "Преодоление неуспешности"
Данная статья даёт рекоментации как повысить уровень мотивации учебной деятельности младшего школьника и преодолеть неуспешность
Статья Из опыта работы по преодолению неуспешности.docx

             

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21 - образовательный центр «Дай 5»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на педсовете по теме:

«Из опыта работы учителей по преодолению неуспешности».

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Курмаева Ирина Вячеславовна,

учитель начальных классов 1 категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2022

            Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех– это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

       Мы, как преподаватели оцениваем успех ребёнка из наблюдений за результатами четвертных и контрольных работ, четвертной оценки по предмету, складывается впечатление о базовых необходимых знаниях данного ученика по данному предмету. Я бы разделила учащихся на 3 группы «Успешные», «Менее успешные», «Неуспешные». Но, когда рассматриваю свой класс как классный руководитель, то могу так ранжировать только не только  по знаниям, по успеваемости, но и по критерию человечности, поступков , и таланта и творчества по –другому, ведь каждый человек-ребёнок талантлив, человечен, если помочь ему раскрыться и проявить свой талант. Здесь успешность может проявляться не в учёбе, а в социальном плане, в умении что-то делать лучше других.

  Чем больше выражены признаки неуспешности, тем больше он нуждается в общей психологической поддержке со стороны родителей, педагогов. Ведь  мы – педагоги призваны помочь детям преодолеть трудности в освоении данной нам школьной программы для обучения на следующей образовательной ступени.

«Сердце отдаю детям» как говорил Амонашвили. Здесь требуется тот  самый  педагогический опыт и педагогическая компетентность педагога. Ведь у одного педагога ребёнок понимает его и стремиться узнать больше, а у другого сбегает, потому что не видит смысла в потере времени.

    У ребёнка любого есть закономерность вырасти. И унести в большую жизнь тот багаж знаний и опыт, который мы даём в образовательных учреждениях и частицу Нас ведь зачастую именно мы  влияем на судьбы повзрослевших ребят.

       Когда ко мне приходит малыш в костюме, я представляю его взрослым человеком, которого встречу через десяток лет. Память не стирается совсем. Остаётся след и воспоминания о школе. Сужу по себе иногда, но это тот опыт, который помогает мне с удовольствием работать с разными группами ребят и по сей день.

    Мы говорим о такой стороне как преодоление  неуспешности.

Неуспешность складывается из трёх слагаемых: неуспеваемость, нежелание учиться, потеря веры в себя.

В каждом классе встречается группа ребят, которые составляется качество нашего образования. Но всегда есть та часть, которые входят в группу слабоуспевающих учеников. Часто они входят в результатах  в успеваемость по предмету.

                   Как я работаю с такой группой ребят и их родителями?

1.Уважение к личности,  с которой мы работаем. Ребёнок  просто по списку, по случайности попавший в той класс – личность, которая пришла к тебе набраться знаний, умений и навыков, которыми пока не владеет. Ты - наставники, которые по профессии обязаны ему помощь получить образование. Любой человек, и тот кто младше, но без опыта требует уважения наряду с взрослыми. Неспроста в некоторых школах зарубежом  обращаются к ученикам на Вы.          

2.Начинаем с родителей. Эта  работа при определённых трудностях с ребёнком обязательно даст результаты.

Работаем сразу с одной важнейшей стороной учебного процесса, которую  представляет  ученик и родитель как  одно целое. И если хотя бы 50% заинтересовано в знаниях ( или ученик, или родитель), то результат будет. Родитель настраивает ребёнка на учёбу, ребёнок говорит или отзывается о школе. Создаётся общее семейное впечатление, которое  ребёнок передаёт неосознанно, чаще всего,  в школу.

На собраниях провожу  родительские всеобучи по темам. Напоминаю об  обязательном самостоятельном выполнении домашней работы по предмету с целью проработки и закреплению данной темы. Объясняю на доске как выполнять или записывать задания. Родители таким образом погружаются в учебный процесс ребёнка.

 А каждом собрании обязательный просмотр тетрадей  контрольных либо, самостоятельных работ, либо комплексных, итоговых. При входе родители забирают контрольные тетради. Таким образом у них должна сложиться картина успеваемости по данном предмету. И это до собрания до собрания, начиная с первых работ первого класса.

Заинтересованные родители всегда подходят с вопросом как помочь ребёнку в преодолению трудностей в данной теме или по предмету вообще.

3.Установить причину низкой успеваемости по предмету: анализ контрольных и самостоятельных работ.

Оформление дорожных карт( листов) по предмету. Русский язык 4 с.Внизу таблица с пустыми графами. В течение года заводила один лист общий по предмету. После контрольной первой или второй  записывала фамилии. В течение года добавлялся список по предмету от 4 до 10 человек. Рядом тему. Прошли, понял, вычеркнули. Дальше.

 

 

4.Мы планируем доп занятия до урока или во время ГПД, либо со второго класса я оставляю детей в субботу на 1 час. Этот час посвящался объяснению определённой темы по математике ( сидящим на одном ряду),  по математике на другом. И даю задание на зачёт. Если ребёнок не понимает, записываю его в лист «Слабоуспевающих» по предмету и в скобочках прописываю тему. Назначаю время и на  15-20 минут во время ГПД или в субботу после групповой работы.

Начинаем с самых простых заданий постепенно и аккуратно вводя новые более сложные. Именно аккуратно, наблюдая за ребёнком, его реакцией. Так работают все учителя. По-другому просто нельзя выучить ребёнка, давая сразу сложный для него материал.

5. Не обходила стороной кабинет психолога. Ведь казалось всё ступор. Человек ходит, занимается с удовольствием и беспрекословно. Сколь часов надо на каникулах, столько и сидит. Приходила на консультацию с психологом. Она консультировала  меня и ребёнка.  Это было в отношении Закирова Алмаза( родитель мотивирован, ребёнок-нет), Массаровой Аделины( ребёнок мотивирован, родитель-нет). Спустя  3 года пришли к осознанию того, что учится надо, дома задания выполнять надо. Надо получить детям нужное образование для будущее ступени.  За годы, которые были упущены, в конце 3 и начале 4 класса темы проработаны более или менее хорошо. Дети учатся. Это самые сложные случаи из последних лет преподавания. Остальные восполняли пробелы на доп.занятиях. И радостно, и победоносно, уходили домой.

6. Создать ситуацию успеха несложно. Сдал таблицу - победил! Решил- задачу- победил! Молодец! Зачётную систему никто не отменял. Мне она кажется правильной. Когда ребёнок самоутверждается  в знаниях, в заучивании правила, в правилах сложения и вычитания. Если не получилось в этот раз без ошибок, обязательно на следующий. Но не отставать, напоминать пока не сдаст. Такая тетрадь есть у меня и сейчас для первого класса. Помню, некоторые дети, пересдавая таблицу, прыгали от счастья, что он смог это сделать!

Создают ситуацию успеха и олимпиады. Платные, бесплатные во всех направлениях, по –тихоньку, нащупывая сильные направления в развитии ребёнка, будь то Изо или физкультура, чтение или математика. Дети, получая награды-листочки со своим именем с радостью складывают в потрфолио. Как хорошо, что его придумали. Ведь важно понимать ребёнку, что всё, что он делает-важно.

Например, сейчас V международный конкурс «Мириады открытий»

Олимпиады «Инфоурок» зимний сезон 2019

Прохождение олимпиады «Инфоурок» зимний сезон 2019 будет доступно с 30 января 2019 года. 
Для регистрации учеников на олимпиаду необходимо просто добавить их в список класса. 
Все ученики, добавленные в Ваших классах, смогут принять участие в олимпиаде.

Участие и наградные — бесплатно! 
Олимпиада является бесплатной, поэтому мы рекомендуем провести её среди всех учеников Ваших классов (при участии от 20 учеников - бесплатная благодарность учителю). 

«Мы рекомендуем проверить знания всех учеников Вашего класса на базовом уровне олимпиады! 
Базовый уровень олимпиады содержит задания по школьной программе, которые не просто проверят знания и смекалку учеников, но и повысят интерес и мотивацию к учебе. По уровню сложности наши задания подходят для большинства учеников, поэтому никто из ребят не останется в стороне от увлекательного интеллектуального соперничества и побед. В то же время каждый из участников найдет для себя задания, которые потребуют от него проявления своих лучших качеств, знаний и опыта. 
Углубленный уровень олимпиады содержит задания, требующие от учащихся высокого уровня подготовки, поэтому мы рекомендуем ко второму этапу прист
упать наиболее сильных учеников, но попробовать свои силы могут все желающие.»

 

7. Учёт возрастных особенностей важен, но цель дальняя в любом случае одна. Получить образование и продолжить обучение на следующей ступени образования. Ставить дальние и ближайшие цели всегда необходимо. Цель: получить знания. Для чего? Чтобы поступить в Вуз, например и получить ту или иную профессию. А что для этого нужно? Закончить 9 класс или Ребёнок, как и родитель,  желающие преодолеть неуспешность,  должны понимать для цель, то есть для чего нужно изучать ту или иную тему.

закончить 11 класс. А чтобы закончить надо пройти программу знаний, которую мы тебе даём( а вот  здесь тот самый принцип – «связь с жизнью»)

Это проговаривается с 1 класса с первых уроков. Цели изучения той или иной темы отражаются в настроях на данный урок. Например, книга -самый верный, самый лучший друг, всем полезно чтение про себя и вслух. Начиная урок и повторяя тот или иной настрой спрашиваю, так для чего полезно чтение? Чтобы много знать, отвечают дети. Для чего надо много знать? Чтобы стать умным, образованным. Для чего надо стать образованным? Чтобы получить ту или иную специальность.  Кто-то, конечно, говорит, чтобы заработать деньги. Но, согласитесь, что успешный бизнес строят логики в основном. Владеющими азами математики.

                        Методы создания ситуации успеха на уроке (из опыта работы)

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

1)Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным:

  • на установление межпредметных связей;
  • ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
  • на сравнение и сопоставление;
  • исследовательского характера;
  • на расширение кругозора.

  Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх обязательного минимума оценивается учителем отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

Ситуация выбора

Пример

Выбор содержания обучения

Выбор содержания домашнего задания

Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе

Выбор уровня сложности задания

Выбор методов обучения

Изучение с помощью учителя или самостоятельно

Выбор формы обучения

Работа индивидуально, в паре, в группе

Работа в классе или на учебной прогулке

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Достаточно ценным для развития у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха является, на наш взгляд, предоставление ученикам права выбирать предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет. С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки нами используется прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Выбрав поле “место на сомнение”, ученик вправе спокойно изложить учителю учебный материал, педагог при этом не оценивает ответ отметкой. Многие скептики могут усомниться в адекватности данного метода, решив, что обучающиеся всегда будут выбирать право не быть оцененными учителем, избегая нежелательных отметок. Ни практика показывает, что младшие школьники чаще всего выбирают для ответа поле “место на оценку”. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.

2)Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые нами в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.

Приведем в качестве примера фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока “Способы приспособления животных к окружающей среде”

1 вар. – раскладывает карточки с названиями животных и прячет их

Учитель читает описание способа приспособления животного

2 вар.– отгадывает название животного, забирает карточку, если название животного названо правильно.

По сигналу учителя дети, сидящие на 2 варианте передвигаются по ряду.

Эта птица живет в хвойных лесах, имеет характерную крестообразную форму клюва, которая позволяет ей легко доставать орешки из шишек

Клест

Это животное имеет длинные сильные ноги, что позволяет ему быстро убегать от хищника, а также рога, которые помогают ему справиться с врагом.

Олень

Это животное – большая лесная кошка. Тихие шаги, хороший слух, острые зубы, способность видеть в темноте позволяют этому животному ловить добычу, набрасываясь на нее с дерева.

Рысь

Белая шерсть на фоне снега помогает этому животному зимой спрятаться от врага

Заяц

Острые зубы и широкий, как весло хвост, позволяют этому животному плавать по воде и строить себе жилище – хатки.

Бобр

Его тело покрыто иголками, что спасает его от врагов

Еж

 3)Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.

Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

4)Использование проектного метода в обучении школьников

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д.

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:

  • развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
  • воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
  • повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
  • построение учебного процесса с опорой на интересы детей.

 5)Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.( по типу рефлексии)

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

Еще один интересный прием – работа с “деревом настроений”, которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня.

На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. По желанию педагога, можно расширить цветовой спектр и включить листья черного, серого цвета. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе; фиолетовый – угнетенное состояние, нежелание общаться, уход в себя, недовольство собой и своими достижениями; желтый – солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.

6)Отслеживание продвижений его в учебной и творческой деятельности.(Портфолио)

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. С папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.

                              Как создать ситуацию успеха?

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
  2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
  4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
  5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
  7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Вывод

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

 

                                                        Дополнительный научный материал по преодолению неуспешности младшего школьника.

Актуальность. В последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Понятие "школьная дезадаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

В настоящее время только 16% школьников могут быть признаны психически полностью здоровыми. (С.Н. Ениколопов)

Проблема психического здоровья населения, в первую очередь детей, является одной из самых актуальных задач современной России. Это связано с тем, что нарушения в сфере психического здоровья существенным образом сказываются на самых разных показателях благополучия как отдельных граждан, так и всей страны.

Как сохранить здоровье ребенка? Как сформировать свободную, инициативную личность, чья позиция вырабатывается самостоятельно, без чрезмерного влияния внешних оценок? Эти вопросы для меня, учителя начальных классов, весьма актуальны.

Набирая очередной набор первоклассников, поневоле сравнивая их, могу сказать, что в последнее время стало больше медлительных, инфантильных детей.

Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень и очень актуальной. Ее решение требует разработки и практического применения новых подходов к диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности, к коррекционно-развивающей деятельности.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. И в большинстве случаев для работы со слабоуспевающими учащимися учитель пользуется традиционным способом: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и детей, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.

Так как в значительном числе случаев причины этих трудностей носят психологический характер, эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.

Таким образом, работа учителя с отстающими в учении школьниками должна быть принципиально изменена.

Исходя из вышеизложенного, выдвигается следующая гипотеза:

Гипотеза. Процесс обучения слабоуспевающих детей будет проходить успешнее, если учитывать следующие условия:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.

Совместная работа педагога с родителями.

Если на дополнительных занятиях слабоуспевающим детям предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно - развивающей направленностью методом кинезиологической коррекции, а не учебного характера, то можно обеспечить положительную динамику развития этих детей.

Цель работы: обновление содержания дополнительных занятий со слабоуспевающими детьми класса.

Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу о дополнительных занятиях со слабоуспевающими детьми и определить методики диагностики коррекции и развития детей.
  • Примерное конструирование содержания дополнительных занятий методом кинезиологической коррекции.
  • Оказание методической помощи учителям при разработке программы дополнительных занятий.

Методы исследования. В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

  • изучение психологической литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение за внеурочным процессом в младших классах;
  • обработка полученных результатов психолого-педагогического исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы могут быть использованы учителями младших классов в воспитательной работе.

Новизна. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника, не учитывают особенностей половой латерализации полушарий, оставаясь бесполыми и массовыми. Для преодоления имеющихся у детей нарушений, предупреждения патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Одним из составляющих элементов такой работы должны стать кинезиологические упражнения. Так как они улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, улучшают мелкую и крупную моторику, повышают способность к произвольному контролю и работоспособность, активизируют интеллектуальные и познавательные процессы, гармонизируют работу головного мозга.

Работа предназначена для учителей начальных классов, школьных психологов, студентов педвузов. А так же может быть полезна и родителям.

Глава 1. Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников.

1.1. Знание основ интеллекта - условие успешности обучения.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

По многим исследованиям успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий и половые дихотомии.

Развивая моторику руки, мы создаем предпосылки для становления многих

психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Младшие школьники быстро запоминают понятия, связанные с движениями, подчеркиванием, пальпированием. Например,

  • устный счет при помощи касания пальцами предметов
  • подчеркивания членов предложения без озвучивания названия;
  • разучивание таблицы умножения по счету касанием костяшек рук;
  • запоминание словарных слов с образным рисунком;

Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека необходимо разобраться в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.

Функциональная асимметрия полушарий - это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики. Так, с явлением билатеральности (правым и левым полушариями) связан целый ряд таких психологических противопоставлений, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, конвергентное и дивергентное мышление, первая и вторая сигнальные системы, синтетичность и аналитичность, полезависимость и поленезависимость, гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия и т. д.

Разная степень выраженности этих психических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опоре на так называемое "левополушарное" и "правополушарное" мышление с характерными для них способностями, эмоционально-личностными характеристиками, типичными особенностями адаптационных процессов. Существует гипотеза эффективного билатерального взаимодействия как физиологической основы общей одаренности ("равнополушарное" мышление).

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделяют три основных типа организации мозга:

Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты.

Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел, классическая посадка за партами.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно- образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: гештальт, творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска - темный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся в классе их необходимо посадить полукругом.

 Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Однако врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днем занятия могут усложняться, объем заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития.

1.2. Диагностика трудностей в обучении.

Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.

Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками. На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания не учебного характера, а имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципов единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков в психологическом развитии учащихся.

Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения, с перечислением возможных причин, в том числе и психологических, лежащих в основе трудностей, и указанием на способы психологической диагностики и устранения выявленных недостатков.

Перед педагогом возникает необходимость максимально оптимизировать свою психодиагностическую деятельность, для того чтобы быстро и эффективно помочь как можно большему количеству школьников. Основная часть специалистов решает эту проблему через использование в своей практике средств психологической диагностики, которые включают в себя:

  • средства измерения и оценки состояния элементов;
  • средства описания объекта психодиагностики;
  • средства описания психодиагностического процесса (Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз).

Средства измерения и оценки, а также изменения (коррекции) состояния элементов объекта психодиагностики наиболее разработанные среди всех средств психологической диагностики. Действительно, в последнее время опубликовано множество психологической литературы, которая содержит конкретные психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста.

Теперь педагоги-психологи могут выбрать для своей работы любые тесты и методики, как зарубежные, так и отечественные, применимые к каким-то конкретным элементам психического развития ребенка или одновременно исследующие комплекс взаимосвязанных элементов объекта психодиагностики, предполагающие индивидуальное или фронтальное обследование. Кроме того, выпущено большое количество пособий, содержащих коррекционно-развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений в развитии детей, повлекших за собой трудности в обучении. Это задания на развитие интеллектуальных функций, личностной сферы, преодоление тревожных и других негативных состояний.

Между тем многовариантность причинно-следственных связей достаточно часто приводит к тому, что, выясняя причину трудностей в обучении, педагог-психолог испытывает сложности с определением круга возможных психологических нарушений (причин), выбором необходимых в данный момент адекватных психодиагностических методик и эффективных коррекционных упражнений. Связать воедино элементы феноменологического уровня и уровня причинных оснований помогают школьному психологу средства психодиагностического описания объекта психодиагностики, которые представлены:

  • классификациями типичных отклонений на феноменологическом уровне и классификациями наиболее вероятных причин данных отклонений;
  • схемами психологической детерминации типичных отклонений и их причин;
  • психодиагностическими таблицами.

Первые две формы описания объекта психодиагностики известны давно. Их разработкой занимались специалисты, начиная примерно с 60-х годов (Забродин Ю. М. проблемы разработки практической психологии // Психол. журнал, 1980, т. 1, № 2). Однако каждая из них имеет свои недостатки: первая, описывая поведенческие признаки типичных недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении, не отражает в полной мере все взаимосвязи элементов феноменологического уровня и уровня причинных оснований; другая, максимально отражая взаимосвязи, является громоздкой, запутанной и немобильной при ее использовании в практике.

Третья форма описания объекта психодиагностики - психодиагностические таблицы -синтезирует в себе первые две формы. В них связываются воедино практически все элементы диагностического процесса - от запроса до выдачи рекомендаций. В этом смысле они выступают в качестве ориентировочной основы в деятельности педагога-психолога.

Доступность построения психодиагностических таблиц делает их незаменимыми помощниками в работе учителей начальных классов.

В настоящее время различными исследователями уже разработаны психодиагностические таблицы как эффективные средства работы школьного психолога. Так, Н. П. Локаловой были разработаны психодиагностические таблицы на основе анализа психолого-педагогической литературы и бесед с учителями начальных классов (Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - Изд. 3-е. перераб. и доп. -М., 2001). Принципом построения таблицы было выделение трудностей обучения при письме (русском языке), чтении и математике. С. В. Вахрушев составил психодиагностические таблицы на основе трудностей обучения, выделенных и систематизированных Л. А. Венгером (Вахрушев С. В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов / Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - М., 1995).

Исследования, проведенные вышеуказанными авторами, с использованием этих психодиагностических таблиц при постановке психологического диагноза психологом или учителем, показали, что:

  • это одна из наиболее эффективных форм психодиагностики описания объекта;
  • установление психологического диагноза с помощью диагностических таблиц значительно снижает трудоемкость постановки диагноза;

В связи с этим совершенно ясно, что разработка и оснащение психолога или учителя психодиагностическими таблицами является перспективным направлением повышения качества диагностической деятельности.

1.3. Развивающие игры и упражнения как способ диагностики и коррекции.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно- мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогов.

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для школьников с пониженной успеваемостью в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6-10-летнем возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, способное, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специфические развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют непосредственную информацию о текущем уровне их развития.

И, наконец, развивающие игры и упражнения снижают стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяют детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

В качестве основы для построения развивающих заданий можно использовать известные диагностические и развивающие методики Д. Б. Эльконина, А. З. Зака, Л. А. Венгера и др. В приложении 3 смотрите классификацию развивающих игр и упражнений по целям их воздействия, разработанную Н. В. Бабкиной (Бабкина Н. В. Развивающие игры с элементами логики. -М, 1998).

1.4. Применение сказкотерапии в психолого-педагогической коррекции детей.

Позиция неуспевающего - это, прежде всего низкий социальный статус в классе. Учитель, ставящий низкие отметки и делающий замечания ученику, в глазах других детей низко оценивает его как личность в целом. Дети полностью принимают оценку. Они считают неуспевающих не только глупыми, но и наделенными прочими отрицательными качествами, даже некрасивыми.

Кроме того, что ребенок, отстающий в учении, оказывается в невыгодном положении в школе, он, как правило, теряет и привычное отношение дома. В семье его низкие оценки становятся источником раздражения родителей, наказаний, повышений требований.

И если ребенок не получит нужной ему помощи и не достигнет в учении успеха, пусть и относительного, его субъективное восприятие ситуации постепенно изменится. Он начнет осознавать, свою несостоятельность по сравнению с хорошо успевающими одноклассниками. К концу начальных классов возникнет чувство неполноценности, и даже безнадежности. И как следствие - низкая самоооценка.

Представления о своих низких способностях к обучению и ожидание дальнейших неудач приводят к тому, что у ребенка пропадает желание действовать, что-то изменить, а собственные усилия теряют для него смысл.

Таким образом, требуется целенаправленная работа по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Поэтому на дополнительных занятиях необходимо уделять серьезное внимание способам формирования такой установки в близких и доступных детям формах - прежде всего в форме сказок.

Сказкотерапия в последнее время стала новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с нарушением интеллекта. Но в то же время сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом.

Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня с этим явлением соотносят термин "сказкотерапия", понимая под ней способы передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Исследования показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий.

Через сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными.

В приложении смотрите терапевтические сказки (Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. -М., 2001).

Слушание сказки и рисование.

"Малыш - Облачко" (автор К. Суворов)

Однажды на свет появилось маленькое облачко. Назвали его Малыш-Облачко. Малыш жил, не зная взрослых тревог и волнений, и беззаботно радовался Жаркому Солнцу, Веселому Ветерку, Смеющемуся Ручейку, Говорливому Лесу.

Однако, несмотря на то, что Малыша-Облачко все любили, у него не было настоящих друзей, так как его считали еще очень маленьким и потому не принимали всерьез.

Малыш часто гулял один по небу и думал о том, что он уже большой и самостоятельный, а не маленький и глупенький, как думают многие. Тем более Малыш-Облачко уже во всю помогал своему Папе-Облаку по хозяйству. К сожалению, другие более взрослые Облака отказывались в это верить.

Однажды Малыш-облачко, как обычно, гулял по Синему небу, мечтая поскорее повзрослеть. Мимо весело пробегали другие облака и, весело смеясь, мчались дальше, к темнеющему вдали Говорливому Лесу.

"Эй, Малыш! - вдруг послышалось совсем рядом, - полетели с нами! Сегодня все птицы справляют новоселье в Говорливом лесу. Вот повеселимся на славу! Не отставай!"

Малыш-Облачко так растерялся от неожиданности, что не мог вымолвить ни слова и застыл на месте. Когда он очнулся, пролетевших облаков уже и след простыл. Понурив голову, Малыш поплелся домой: "Опять я пропустил самое интересное! Так я никогда не повзрослею!"

Но вдруг он заметил, что вокруг стоит какая-то странная тишина. Малыш

огляделся и увидел, что с запада ползет какая-то тьма. С ней приближался странный гул. Малыш замер.

Тьма приближалась, а за ней несся Страшный смерч. Они двигались прямо к Говорливому Лесу! Малыш вспомнил, что там сейчас идет праздник. Значит, многим грозила беда. Малышу-облачку стало страшно, и тут же он услышал внутри себя Голос: "Неужели ты и вправду маленькое, глупое облачко? Ты же так хотел повзрослеть! У тебя доброе сердце, ты любишь помогать всем. Ты можешь помочь и сейчас! ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ!"

И Малыш подхватил: "Да, они нуждаются в моей помощи! И Я ИМ ПОМОГУ!"

Он помчался в сторону Говорливого Леса, чтобы предупредить всех его обитателей о надвигающейся беде и помочь им спастись.

... Тем временем в Говорливом Лесу поднялась суматоха. Никто не знал, что делать, в какую сторону бежать. Увидев на небе Малыша-Облачко, все закричали: "Малыш" Беги домой, а то погибнешь!"

"Нет, - ответил Малыш спокойно. - Я вижу откуда движется Смерч, и знаю, где есть безопасное место. Там все могут спрятаться!"

"Тогда веди нас туда!" - прокричало Самое Мудрое Облако, перекрывая рев приближающейся Бури. И все полетели за Малышом к высокой Скале. В ее просторной теплой пещере укрылись все облака и птицы. Смерч пролетел мимо, не принеся никому вреда.

Вечером все вернулись в Говорливый Лес, и праздник продолжался. И теперь героем праздника был Малыш-Облачко, которого с этой поры стали звать Бесстрашным Облаком. И, разумеется, у него появилось множество друзей, и никто уже не считаете его маленьким и глупым.

Вопросы для обсуждения

  • Почему взрослые облака перестали называть облачко малышом?
  • Как вы думаете, что за голос сказал Облачку "ты можешь помочь"?
  • Были ли у вас ситуации, когда вы сами себе говорили "я могу"?
  • Как вам удавалось доказать самому себе, что вы действительно можете?

Глава 2. Дополнительные занятия как целостная коррекция личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер слабоуспевающих детей.

Методика проведения.

Для неуспевающих детей эмоциональная сторона организации коррекционно-развивающего процесса является важным условием. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у учащихся положительное отношение к занятиям. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе и добиваться положительных результатов.

Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий.

Предлагаемые детям материалы должны постепенно усложняться с учетом опыта детей. Прежде всего здесь соблюдаются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.

Условия проведения.

Занятия рассчитаны на детей младшего школьного возраста.

Продолжительность занятий 40-45 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Структура занятий.

Структура занятий гибкая, она включает в себя кинезиологические упражнения, материал, развивающий познавательную сферу и терапевтические сказки.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Занятия конструируются примерно следующим образом:

I. Разминка: психологический настрой на занятие, приветствие (3 мин.)

П. Кинезиологические упражнения (5 мин.)

Коррекционно-развивающий блок: задания на развитие мышления, памяти, внимания и т. д. (15 минут)

Двигательная разминка (физминутка) (5 мин.)

Терапевтические сказки (15 минут)

Прощание, домашнее задание (2 мин.)

Целью таких занятий должно стать - оказание действенной, эффективной помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении.

Задачи:

  • расширение границы возможностей деятельности мозга учащихся;
  • развитие умственные способности детей;
  • активизация сил самих детей, настройка их на преодоление жизненных трудностей.

План-конспект занятия.

I. Приветствие.

Стоя или сидя в кругу всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой),

Доброе утро, Маша... (называются имена детей по кругу), Доброе утро, Ирина Михайловна,

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем спускают)

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!

1. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Комплекс № 1. "Колечко"

- Спасибо всем. Садитесь, пожалуйста, по своим местам.

- Сейчас, ребята, мы разучим упражнения для наших ручек., которые развивают наш ум, память, внимание. Вы должны будете выполнять их каждый день в течение 5 минут.

- Итак, первое упражнение "Колечко"...

К-2 "Лесенка", К-3 "Восьмёрка", К-4 "Похлопывание - поглаживание", К-5 "Ладошки кулак ребро"

2. Коррекционно-развивающий блок.

1. "Графический диктант" на развитие внимания, самоконтроля, аккуратности, графических навыков.

- Вы, прекрасно справились. А теперь откройте тетради.

- Сейчас мы будем рисовать узоры.

- Начинаем рисовать первый узор.

Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649813/img1.gif

- "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649813/img2.gif

"Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649813/img3.gif

2. "Слепая муха" на развитие внимания, самоконтроля, памяти, пространственного воображения.

- Ребята, а теперь мы поиграем в игру "Слепая муха". Вот посмотрите на доске расчерчено игровое поле 3x3:-А вот это - "муха". Перед началом игры "муха" всегда находится на центральной клетке поля (прикрепить к доске).

- Сейчас я буду говорить путь передвижения "мухи", но при этом не двигая ее. Ваша задача - угадать на какой клетке она будет находиться к концу (от 4 до 15 ходов). Например: вверх - вправо - вниз - влево - вниз. Итак, где "муха" должна находиться? (в нижней центральной клетке).

Можно предложить следующие команды:

Вниз - влево - вверх - вправо - вверх - вправо (верхняя справа клетка).

Вверх - влево - вниз - вправо - вниз - влево - вверх - вправо (на исходной клетке).

Можно предложить ребятам самим давать команды "мухе", не допуская при этом ее вылета за пределы игрового поля.

3. "Дорисуй девятое" на развитие внимания, логического мышления. - Ребята, посмотрите на этот рисунок. Здесь не хватает одной фигуры. Нарисуйте ее в своих тетрадях. (Выберите одно из предлагаемых ниже).

Двигательная разминка.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649813/img4.gif

4. "Стряхни".

Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях. Поэтому предлагается простая и весьма приятная процедура, в ходе которой дети могут представить, как они стряхивают с себя все негативное, ненужное и мешающее.

- Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: "Опить у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому". Кто-то другой может подумать: "В последнем диктанте я сделал кучу ошибок. В следующем диктанте я опять понаделаю их не меньше". А кто-то может сказать себе: "Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?" Другой же может подумать: "Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?"

- Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30-60 секунд).

Результаты работы:

Многолетний опыт работы со слабоуспевающими детьми показывает неплохие результаты. Если раньше с детьми с замедленным развитием мы проводили только дополнительные занятия, то сейчас в начале занятий проводим двигательные упражнения, упражнения на развитие межполушарных связей, учим таблицы и словарные слова, термины и грамматические разборы с двигательными манипуляциями и наглядными основами.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649813/img5.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649813/img6.gif

Таким образом, при постоянном занятии со слабоуспевающими детьми, можно добиться неплохих результатов умственного развития и среднего уровня обученности.

Заключение.

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Неуспеваемость в школе часто вызывает у детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому требуется своевременная профилактика и помощь в начальном звене, которые должны быть принципиально изменены в связи с ориентацией современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннего развития личности ребенка.

Основываясь на трудах известных ученых, психологов, психофизиологов, психотерапевтов, таких как В. М. Бехтерев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. М. Сеченов, Н. В. Бабкина, А. Л. Сиротюк, А. Ф. Ануфриев, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. В. Хухлаева и др., пришла к следующему выводу:

С учетом знаний кинезиологии (науки о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения), на основе психодиагностической и коррекционно-развивающей деятельности учителя можно обновить содержание дополнительных занятий со слабоуспевающими детьми. Вышеуказанные способы и методы работы могут эффективно действовать при устранении трудностей в обучении и получении положительных результатов работы со слабоуспевающими детьми.

При проведении коррекционно-развивающих занятий стоит прислушаться к мнению английского психолога и психотерапевта Р. Бернса:

"Забота учителей и родителей о детях должна быть разумной. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представление о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки" (Берне Р., 1986, с. 260).

ФИО 1 класс 1 класс 2 класс 3 класс 3 класс

23. 01. 07 14. 05. 07. 24. 10. 09 07. 05. 10. 09. 10. 08

Андреев Саша

 

 

 

 

(Н) 12

Бузиков Юра

(Н) 13

(П) 18

(Н) 9

(Н) 12

(Н) 13

Гаврильева Алена

(В) 25

(В) 27

(Х) 24

(В) 28

(Х) 22

Гаджиева Юля

(В) 25

(В) 27

(В) 25

(В) 30

(Х) 24

Дьяконов Артур

 

 

 

 

(Н) 12

Кутукова Юля

(Х) 20

(Х) 22

(П) 18

(П) 18

(Х) 20

Никифорова Люда

 

 

 

 

(Х) 22

Никонов Алеша

 

 

(В) 26

(Х) 22

(П) 15

Пелинкеева Милена

(П) 15

(Х) 20

(В) 25

(В) 30

(В) 30

Петухов Толя

(Н) 12

(Н) 12

(П) 16

(П) 16

(Н) 12

Стрекаловский Степа

(В) 28

(В) 30

(В) 26

(Х) 24

(В) 26

Стручков Нюргун

(Н) 7

(П) 18

(Н) 14

(Н) 12

(Н) 12

Ушницкий Андрей

(Н) 10

(Н) 13

(Х) 20

(В) 25

(В) 30

Шахматова Настя

(П) 18

(П) 15

(Х) 24

(В) 25

(П) 18

Эверестов Ваня

 

 

(П) 18

(В) 30

(П) 18

Ядрихинский Виталий

 

 

(П) 17

(Х) 24

(Х) 20

Исследование мотивации

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649813/img7.gif

Использованная литература:

  1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей". Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1998;
  2. Бабкина Н. В. Развивающие игры с элементами логики / систематический курс развивающих занятий. - М., 1998;
  3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок. М., 2000;
  4. Волков М. С. Психология младшего школьника: уч. Пособие 30-е издание, исправлен и дополнен - М., 2000;
  5. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах. М., 2000;
  6. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. 2-е изд., доп. - М., 2001;
  7. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. 3-е изд., перераб. и дополнен - М., 2001;
  8. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: уч. пос. / Под общей ред. канд. пед. наук, доцента О. Б. Иншаковой. - М., 2001
  9. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002;
  10. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М., 2001;

Хухлаева О. В. Лесенка радости. М., 1998


 

Скачано с www.znanio.ru

Средняя общеобразовательная школа №21 - образовательный центр «Дай 5»

Средняя общеобразовательная школа №21 - образовательный центр «Дай 5»

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться

Когда ко мне приходит малыш в костюме, я представляю его взрослым человеком, которого встречу через десяток лет

Когда ко мне приходит малыш в костюме, я представляю его взрослым человеком, которого встречу через десяток лет

Мы планируем доп занятия до урока или во время

Мы планируем доп занятия до урока или во время

Углубленный уровень олимпиады содержит задания, требующие от учащихся высокого уровня подготовки, поэтому мы рекомендуем ко второму этапу прист упать наиболее сильных учеников, но попробовать свои…

Углубленный уровень олимпиады содержит задания, требующие от учащихся высокого уровня подготовки, поэтому мы рекомендуем ко второму этапу прист упать наиболее сильных учеников, но попробовать свои…

Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности

Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности

Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно

Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно

Использование проектного метода в обучении школьников

Использование проектного метода в обучении школьников

Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности

Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности

В настоящее время только 16% школьников могут быть признаны психически полностью здоровыми

В настоящее время только 16% школьников могут быть признаны психически полностью здоровыми

Примерное конструирование содержания дополнительных занятий методом кинезиологической коррекции

Примерное конструирование содержания дополнительных занятий методом кинезиологической коррекции

Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека необходимо разобраться в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия

Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека необходимо разобраться в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия

Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска - темный мел

Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска - темный мел

Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз)

Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз)

Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов /

Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов /

Н. В. Бабкиной (Бабкина Н. В.

Н. В. Бабкиной (Бабкина Н. В.

Малыш часто гулял один по небу и думал о том, что он уже большой и самостоятельный, а не маленький и глупенький, как думают многие

Малыш часто гулял один по небу и думал о том, что он уже большой и самостоятельный, а не маленький и глупенький, как думают многие

Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий

Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий

Спасибо всем. Садитесь, пожалуйста, по своим местам

Спасибо всем. Садитесь, пожалуйста, по своим местам

Дорисуй девятое" на развитие внимания, логического мышления

Дорисуй девятое" на развитие внимания, логического мышления

Таким образом, при постоянном занятии со слабоуспевающими детьми, можно добиться неплохих результатов умственного развития и среднего уровня обученности

Таким образом, при постоянном занятии со слабоуспевающими детьми, можно добиться неплохих результатов умственного развития и среднего уровня обученности

Заключение. Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии

Заключение. Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии

Стрекаловский Степа (В) 28 (В) 30 (В) 26 (Х) 24 (В) 26

Стрекаловский Степа (В) 28 (В) 30 (В) 26 (Х) 24 (В) 26
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2024