Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Оценка 4.7

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология
Детсад
21.02.2018
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Внедрение в логопедическую практику нетрадиционных методов коррекционной педагогики позволяет достигнуть высокого качества коррекционно – развивающего процесса и сделать его более эффективным Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому у дошколят необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольников- наш шанс решать проблему сохранения детей осознанно, комплексно, постоянно
Способы сохранения здоровья дошкольников.docx
Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно­развивающего  обучения. Забота о здоровье­ одна из важнейших задач каждого современного человека. Среди всех  земных благ здоровье­ ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя  ничем. Ценность   здоровья   в   жизни   человека   выступает   как   ключевая   категория,   поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества в целом. Жизнь в современном мире   ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа,   направленная   на   укрепление   здоровья   детей,   должна     приносить     ощутимые результаты. Поэтому   в   последние   годы   стал   актуальным   вопрос   об   использовании здоровьесберегающих технологий в ходе организации образовательного процесса.  Современные   здоровьесберегающие   технологии,   новые   образовательно­ оздоровительные программы для дошкольников­ наш шанс решать проблему сохранения детей осознанно, комплексно, постоянно. Согласно   приказу     Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 28.12.2010г.№2106   «Об   утверждении     федеральных     требований   к   образовательным учреждениям   в   части   охраны   здоровья   воспитанников»   педагоги   ориентируются   на использование   в   образовательном   процессе   форм,   методов   обучения   и   воспитания, адекватным возрастным возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников; на организацию   динамических   пауз,   физкультминуток   на   занятиях,   способствующих эмоциональной   разгрузке   и   повышению   двигательной   активности;   на   использование здоровьесберегающих  приёмов, методов. форм, технологий. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий ­ обеспечить ребенку в условиях комплексной   информатизации   образования   возможность   сохранения   здоровья, сформировать   необходимые   знания,   умения   и   навыки   не   только   общеобразовательного характера,   но   и   здорового   образа   жизни,   научить   использовать   полученные   знания   в повседневной жизни. Принципы  здоровьесберегающих  технологий: ­принцип «Не навреди!»; ­принцип сознательности и активности; ­непрерывности здоровьесберегающего процесса; ­систематичности и последовательности; ­принцип доступности и индивидуальности; ­всестороннего и гармонического развития личности; ­системного чередования нагрузок и отдыха; ­постепенного наращивания оздоровительных воздействий; ­возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса  В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы   ОУ здоровьесберегающих   образовательных   технологий,   т.е   такой   организации образовательного   процесса   на   всех   его   уровнях,   при   которой   качественное   обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Среди   воспитанников   с   проблемами   в   речевом   развитии   высок   процент     соматически ослабленных   детей.     Некоторые   из   них   имеют   хронические   заболевания.   Также   у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения   (поверхностное,   ключичное   дыхание).   Среди   воспитанников   встречаются дыхания   гиперактивные   или,   наоборот,   пассивные   дети,   что   обусловлено   слабостью   нервной системы.   Также   у   детей   наблюдается   повышенная   истощаемость,     дефицит   внимания, снижение памяти и работоспособности.   Соответственно   возникает   необходимость   проведения   комплексной   оздоровительно­   коррекционной работы с данными детьми. Процесс обучения ребёнка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил.   В этом случае одним из средств   оптимизации   процесса   коррекции   может   служить   применение   нетрадиционных методов коррекционной педагогики. Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно­развивающей работы с детьми.  Эти методы принадлежат к числу эффективных   средств   коррекции   и   помогают   достижению   максимально   возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и школьного возраста. На фоне   комплексной   логопедической   помощи   инновационные   методы,   не   требуя   особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. * Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется  такой метод ,как биоэнергопластика – это   содружественное   взаимодействие   руки   и   языка.   Этот   приём   создаёт   условия реабилитации   детей   с   органическим   поражением   центральной   нервной   системы,   с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.   * Хорошо себя зарекомендовала в коррекционной работе  методика  логоритмических  упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой.  Эти  упражнения  носят  разнообразную  направленность: нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают  словарь, автоматизируют звукопроизношения у детей с дизкомпонентом. “Рассказывание”  стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает  эмоциональный тонус. В   работе   с   детьми   старшего   дошкольного   возраста     можно   использовать   алфавит телодвижений,   разработанный   С.   И.   Веневцевым.   Он   состоит   из   33   двигательных   поз, образно   представляющих   буквы   алфавита.   В   данном   случае   соединяются   абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.  Другим   важным   здоровьесберегающим   фактором,   относящимся   к   коррекции   речи, является дыхание.  При  обследовании  слабоуспевающих  воспитанников выявляется, что более   чем   у   половины   детей   нарушено   носовое   дыхание   (аденоиды,   ринит   и   т.д.) Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. Оттого, правильно ли дышит   ребенок   или   нет,   зависит   его   физическое   и   интеллектуальное   развитие.   Без правильного дыхания невозможна постановка дефектных звуков. Чем сильнее выдох, тем выраженнее   эффект.   Добиваться   продолжительности   выдоха   следует   медленно,   не форсируя событий. Детям предлагаются следующие упражнения: «Подуй на цветочек», «Подуй   на   снежинку»,   «Буря   в   стакане»,   когда   выдуваемый   через   соломинку   воздух бурлит   на   дне   стакана.   Это   и   надувание   воздушных   шаров,   пляжных   мячей,   мыльных пузырей. Удлинению выдоха способствует  пропевание  гласных. Так звук: И­ способствует укреплению профилактики заболеваний мозга и почек Э­ желез внутренней секреции А­глотки, гортани, щитовидной железы О­ средней части груди ­ОИ­ сердца. Происходит развитие озвученного выдоха. У детей формируется умение произносить на выдохе: звуки (по 2­3, до 6 звуков одновременно), слоги и отдельные слова, фразы из 2,3,4­ х слов, стихотворные тексты. Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений: ­ тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт. ­ тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот ­ вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался ­ краткий глубокий вдох, замедленный выдох ­ медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох ­ выдох толчками ­ глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержка дыхания, на выдохе считать от одного до десяти, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.  Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей,  формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. С   детьми   –   логопатами   можно   применять   различные   виды   дыхательных   гимнастик, например, такая методика, как “Звуковое дыхание” (автор М. Л. Лазарев) .Они направлены на стимуляцию  обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того звуковая  вибрация   позволяет  улучшить  микроциркуляцию   в  области   лёгочных  альвеол, повышает эмоциональный тонус. Длительное произнесение звуков [в], [з], [ж] стимулируют микроциркуляцию крови и обмен веществ, произнесение шипящих звуков можно проводить как   паузу   –   релаксацию   между   другими   видами   деятельности.,   для   этой   же   цели используют   произнесение   глухих   согласных.   Другой   вид   дыхательной   гимнастики   – “Звуковая гимнастика” Лобанова также состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением   звуков   и   их   сочетанием   в   определённой   последовательности   и   строго определённым   способом.   Для   этой   гимнастики   характерны   следующие   особенности дыхания: вдох через нос( 1 – 2 сек., пауза, активный выдох через рот (2 – 4 сек., пауза. Выдох вдвое больше вдоха. Гласные звуки произносятся в последовательности: у, о, а, е, и. Согласные звуки произносятся в последовательности: б, д, г, в, з. Согласные сонорные: м, н, л, р. Для глухих звуков – п, т, к, ф, с – требуется наибольшая сила артикулярности, а значит, и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы. Далее произносятся звуки ж – м – з, затем звук к с широко открытым ртом с усилением на выдохе. После каждого   упражнения   делают   очистительный   выдох:   п   –   ф   –   ф,   затем   длительное произнесение звука м . Существует много систем дыхательной гимнастики: гимнастика Стрельниковой, система дыхания К.П. Бутейко, известны различные виды дыхания: успокаивающее, мобилизующее, ритмическое,   очищающее   и   пр.   Задача   логопеда   и   родителей   выбрать   наиболее оптимальное   дыхание   для   данного   ребенка.   Выполнение   комплексов   дыхательных упражнений на логопедических занятиях проводится регулярно, так как является важным восстановительно ­ профилактическим средством. Они не просто оздоравливают организм, но   и   повышают   умственную   активность,   способствуют   эмоциональному   равновесию, снятию нервного перенапряжения.  В работе с детьми – логопатами применяются и другие здоровьесберегающие технологии. Например, методика сенсорно­координаторных тренажеров   В. Ф. Базарного, в которой синхронно   сочетаются     движения   головы,   глаз   и   туловища.   В   логопедическую   работу внедряют и режим непроизвольного зрительно­моторного скольжения по траекториям. У детей   происходит   расширение   зрительных   горизонтов,   развивается   творческое воображение   и   целостное   восприятие,   значительно   улучшается   состояние   здоровья   в целом, повышается двигательная активность.  В коррекционной педагогике получили широкое распространение и такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия, как фитотерапия, ароматерапия,   музыкотерапия, хромотерапия,  литотерапия,  имаготерапия.    Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.   Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.    Фитотерапевты   рекомендуют   использовать   лекарственные   растения   при   различных речевых аномалиях c целью: восстановления умственной и физической работоспособности; устранения   усталости,   вялости,   астенического   синдрома;   профилактики   нарушений мозгового   кровообращения;   профилактики   и   устранения   расстройств   памяти; восстановления мышечного тонуса.   Ароматерапия   –   воздействие   на   организм   человека   запахов.     Исследования   ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.   • Аромат лаванды и розмарина — действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.   •   Запах   лимона   и   эвкалипта   —   возбуждает   нервную   систему   и   повышает работоспособность.   • Эфирное масло чабреца — успокаивает.    •   Эфирные   масла   базилика,   кориандра,   дягиля,   цедры   лимона,   майорана,   петрушки, эвкалипта — тонизирует.    • Запах вербены — успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.   • Запах настойки ивы — приводит в состояние равновесия нервную систему.   • Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.    Музыкотерапия   —   это   воздействие   музыки   на   человека   с   терапевтическими   целями. Музыка   способна   изменить   душевное   и   физическое   состояние   человека.   Мелодии, доставляющие   человеку   радость,   благотворно   влияют   на   организм:   замедляют   пульс; увеличивают   силу   сердечных   сокращений;   способствуют   расширению   сосудов; нормализуют артериальное давление; повышают тонус коры головного мозга; усиливают внимание.   Хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека.    Помимо зрительных  образов глаз выполняет  функцию восприятия  световой энергии и цветовых   эффектов.   Изменяя   световой   и   цветовой   режимы,   можно   воздействовать   на функции: вегетативной нервной системы; эндокринных желез.  ­   Синий   цвет   оказывает   успокаивающее   воздействие;   расслабляет;   снимает   спазмы; стимулирует умственную деятельность.  ­   Красный   цвет     активизирует;   повышает   физическую   работоспособность;   стимулирует психические процессы.   ­Зеленый цвет: успокаивает; повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.    ­Желтый цвет: нейтрализует негативные действия.   Литотерапия — терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека. Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается,  что минералы координируют  циркуляторную  систему сосудов и деятельность мозга.    • Аквамарин — снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.   • Александрит — успокаивает, способствует открытости, общению.    •   Алмаз   —   улучшает   функции   мозга,   усиливает   энергетику   абстрактного   мышления, увеличивает контактность.    •   Аметист   —   снимает   головную   боль,   бессонницу,   укрепляет   эндокринную   систему, увеличивает активность правого полушария мозга.   • Бирюза — уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.   • Жемчуг — укрепляет память, приносит покой и умиротворение. • Кораллы — укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.   • Малахит — стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.   • Сердолик — укрепляет зубы, стимулирует речь.    Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование   пересказа   драматического   произведения,   переход   рассказа   в   заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.    Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого   героя   (сказки,   мультфильма,   игрушки)   .Используется   при:   нарушениях поведения; страхах; нарушении коммуникативной сферы.    Либропсихотерапия   —   лечебное   чтение,   библиотерапия   —   лечение   через   специально подобранные произведения.   Сказкотерапия — психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.  Предлагаю еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.  Кинезиология  – наука о развитии умственных   способностей   и   физического   здоровья   через   определенные   двигательные упражнения.   Кинезиологические   методы   влияют   не   только   на   развитие   умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем   в   различных   областях   психики.   В   частности,   применение   данного   метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую   и   крупную   моторику,   снижает   утомляемость,   повышает   способность   к произвольному   контролю.   Кинезиология   –   это   методика   сохранения   здоровья   путём воздействия   на   мышцы   тела,   т.е.   путём   физической   активности.   Кинезиологические упражнения   –   комплекс   движений,   позволяющий   активизировать   межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между   полушариями)   как   межполушарные   интеграторы,   через   которые   полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка   исчезают явления   дислексии,   развиваются   межполушарные   связи,   улучшается   память   и концентрация внимания.  Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря,  ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони ­ едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по  себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное ­ развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи  ребёнка. При планировании работы над развитием руки следует  придерживаться  целого  комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками,  ниткография, суджок­ терапия, использование ипликатора Кузнецова. Иппликатор Кузнецова усиливает  микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с  чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. В коррекционной работе  успешно апробирован метод использования  су­джок терапии в сочетании с  логопедической и лечебно­оздоровительной работой. Су­джок терапия, обладая высокой  эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и  является достаточно хорошей системой самооздоровления.  Использование су­джок   массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по  коррекции звукопроизношения и развитию лексико­грамматических категорий  способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт  функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень  двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы  с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с  упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико­ грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность  коррекционно­логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в  домашних условиях.  Внедрение в логопедическую  практику нетрадиционных методов коррекционной  педагогики позволяет достигнуть высокого качества коррекционно – развивающего  процесса и сделать его более эффективным Дошкольный   возраст   является   таким   периодом   жизни,   когда   формируются   все морфологические   и   функциональные   структуры,   определяющие   потенциальные возможности   взрослого   человека.   Поэтому   у   дошколят   необходимо   формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018