Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология
Детсад
21.02.2018
Внедрение в логопедическую практику нетрадиционных методов коррекционной педагогики позволяет достигнуть высокого качества коррекционно – развивающего процесса и сделать его более эффективным
Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому у дошколят необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольников- наш шанс решать проблему сохранения детей осознанно, комплексно, постоянно
Способы сохранения здоровья дошкольников.docx
Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционноразвивающего
обучения.
Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого современного человека. Среди всех
земных благ здоровье ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя
ничем.
Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку
здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания
общества в целом. Жизнь в современном мире ставит перед нами много проблем, среди
которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая
работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые
результаты.
Поэтому в последние годы стал актуальным вопрос об использовании
здоровьесберегающих технологий в ходе организации образовательного процесса.
Современные здоровьесберегающие технологии,
новые образовательно
оздоровительные программы для дошкольников наш шанс решать проблему сохранения
детей осознанно, комплексно, постоянно.
Согласно приказу
Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.12.2010г.№2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части охраны здоровья воспитанников» педагоги ориентируются на
использование в образовательном процессе форм, методов обучения и воспитания,
адекватным возрастным возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников; на
организацию динамических пауз, физкультминуток на занятиях, способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; на использование
здоровьесберегающих приёмов, методов. форм, технологий.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях
комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья,
сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного
характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди!»; принцип сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
всестороннего и гармонического развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в
области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ОУ
здоровьесберегающих образовательных технологий,
т.е такой организации
образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение,
развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют
его укреплению.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически
ослабленных детей. Некоторые из них имеют хронические заболевания. Также у
большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения
(поверхностное, ключичное дыхание). Среди воспитанников встречаются
дыхания
гиперактивные или, наоборот, пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной
системы. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания,
снижение памяти и работоспособности.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно
коррекционной работы с данными детьми. Процесс обучения ребёнка с нарушениями речи
требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. В этом случае одним из
средств оптимизации процесса коррекции может служить применение нетрадиционных
методов коррекционной педагогики. Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным
средством коррекционноразвивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу
эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных
успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и школьного возраста. На
фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых
усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего
организма. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей
дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого
способствует эффективному речевому развитию ребенка.
* Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был
более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод ,как биоэнергопластика –
это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия
реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с
тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.
* Хорошо себя зарекомендовала в коррекционной работе методика логоритмических
упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения носят
разнообразную направленность: нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают
словарь, автоматизируют звукопроизношения у детей с дизкомпонентом. “Рассказывание”
стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает
эмоциональный тонус.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать алфавит
телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз,
образно представляющих буквы алфавита. В данном случае соединяются абстрактное
представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные
связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.
Другим важным здоровьесберегающим фактором, относящимся к коррекции речи,
является дыхание. При обследовании слабоуспевающих воспитанников выявляется, что
более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, ринит и т.д.)
Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. Оттого, правильно ли
дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Без
правильного дыхания невозможна постановка дефектных звуков. Чем сильнее выдох, тем
выраженнее эффект. Добиваться продолжительности выдоха следует медленно, не
форсируя событий. Детям предлагаются следующие упражнения: «Подуй на цветочек», «Подуй на снежинку», «Буря в стакане», когда выдуваемый через соломинку воздух
бурлит на дне стакана. Это и надувание воздушных шаров, пляжных мячей, мыльных
пузырей. Удлинению выдоха способствует пропевание гласных. Так звук:
И способствует укреплению профилактики заболеваний мозга и почек
Э желез внутренней секреции
Аглотки, гортани, щитовидной железы
О средней части груди
ОИ сердца.
Происходит развитие озвученного выдоха. У детей формируется умение произносить на
выдохе: звуки (по 23, до 6 звуков одновременно), слоги и отдельные слова, фразы из 2,3,4
х слов, стихотворные тексты.
Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его
плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:
тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос.
Рот при этом закрыт.
тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот
вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не
поднимал плечи и не напрягался
краткий глубокий вдох, замедленный выдох
медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох
выдох толчками
глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержка дыхания, на выдохе считать
от одного до десяти, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.
Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей,
формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. С детьми – логопатами можно применять различные виды дыхательных гимнастик,
например, такая методика, как “Звуковое дыхание” (автор М. Л. Лазарев) .Они направлены
на стимуляцию обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того
звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол,
повышает эмоциональный тонус. Длительное произнесение звуков [в], [з], [ж] стимулируют
микроциркуляцию крови и обмен веществ, произнесение шипящих звуков можно проводить
как паузу – релаксацию между другими видами деятельности., для этой же цели
используют произнесение глухих согласных. Другой вид дыхательной гимнастики –
“Звуковая гимнастика” Лобанова также состоит из специальных упражнений, связанных с
произнесением звуков и их сочетанием в определённой последовательности и строго
определённым способом. Для этой гимнастики характерны следующие особенности
дыхания: вдох через нос( 1 – 2 сек., пауза, активный выдох через рот (2 – 4 сек., пауза.
Выдох вдвое больше вдоха. Гласные звуки произносятся в последовательности: у, о, а, е, и.
Согласные звуки произносятся в последовательности: б, д, г, в, з. Согласные сонорные: м,
н, л, р. Для глухих звуков – п, т, к, ф, с – требуется наибольшая сила артикулярности, а
значит, и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы. Далее произносятся
звуки ж – м – з, затем звук к с широко открытым ртом с усилением на выдохе. После
каждого упражнения делают очистительный выдох: п – ф – ф, затем длительное
произнесение звука м .
Существует много систем дыхательной гимнастики: гимнастика Стрельниковой, система
дыхания К.П. Бутейко, известны различные виды дыхания: успокаивающее, мобилизующее,
ритмическое, очищающее и пр. Задача логопеда и родителей выбрать наиболее
оптимальное дыхание для данного ребенка. Выполнение комплексов дыхательных
упражнений на логопедических занятиях проводится регулярно, так как является важным
восстановительно профилактическим средством. Они не просто оздоравливают организм,
но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию,
снятию нервного перенапряжения.
В работе с детьми – логопатами применяются и другие здоровьесберегающие технологии.
Например, методика сенсорнокоординаторных тренажеров В. Ф. Базарного, в которой
синхронно сочетаются движения головы, глаз и туловища. В логопедическую работу
внедряют и режим непроизвольного зрительномоторного скольжения по траекториям. У
детей происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в
целом, повышается двигательная активность.
В коррекционной педагогике получили широкое распространение и такие нетрадиционные
методы коррекционного воздействия, как фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия,
хромотерапия, литотерапия, имаготерапия.
Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального
фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных
речевых аномалиях c целью: восстановления умственной и физической работоспособности;
устранения усталости, вялости, астенического синдрома; профилактики нарушений
мозгового кровообращения; профилактики и устранения расстройств памяти;
восстановления мышечного тонуса.
Ароматерапия – воздействие на организм человека запахов. Исследования ученых
показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.
• Аромат лаванды и розмарина — действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
• Запах лимона и эвкалипта — возбуждает нервную систему и повышает
работоспособность.
• Эфирное масло чабреца — успокаивает.
• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки,
эвкалипта — тонизирует.
• Запах вербены — успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных
детей.
• Запах настойки ивы — приводит в состояние равновесия нервную систему.
• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.
Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс;
увеличивают силу сердечных сокращений; способствуют расширению сосудов;
нормализуют артериальное давление; повышают тонус коры головного мозга; усиливают
внимание.
Хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и
цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на
функции: вегетативной нервной системы; эндокринных желез.
Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие; расслабляет; снимает спазмы;
стимулирует умственную деятельность.
Красный цвет активизирует; повышает физическую работоспособность; стимулирует
психические процессы.
Зеленый цвет: успокаивает; повышает защитные силы организма, способствует угасанию
воспалений, стимулирует зрение.
Желтый цвет: нейтрализует негативные действия.
Литотерапия — терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50
различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему
сосудов и деятельность мозга.
• Аквамарин — снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
• Александрит — успокаивает, способствует открытости, общению.
• Алмаз — улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления,
увеличивает контактность.
• Аметист — снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему,
увеличивает активность правого полушария мозга.
• Бирюза — уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
• Жемчуг — укрепляет память, приносит покой и умиротворение. • Кораллы — укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
• Малахит — стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
• Сердолик — укрепляет зубы, стимулирует речь.
Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит
использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее
запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом
любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки) .Используется при: нарушениях
поведения; страхах; нарушении коммуникативной сферы.
Либропсихотерапия — лечебное чтение, библиотерапия — лечение через специально
подобранные произведения.
Сказкотерапия — психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для
детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
Предлагаю еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности
ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии
умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные
упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных
способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы
коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции
проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода
позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления,
мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к
произвольному контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём
воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические
упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное
взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие
между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария
обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают
явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и
концентрация внимания.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря,
ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони едва ли не главные органы, приводящие
в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по
себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много
полезных и нужных вещей, и самое главное развитая моторика рук способствует развитию
речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи
ребёнка. При планировании работы над развитием руки следует придерживаться целого
комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения,
пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, суджок
терапия, использование ипликатора Кузнецова. Иппликатор Кузнецова усиливает
микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с
чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. В коррекционной работе
успешно апробирован метод использования суджок терапии в сочетании с
логопедической и лечебнооздоровительной работой. Суджок терапия, обладая высокой
эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и
является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование суджок
массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по
коррекции звукопроизношения и развитию лексикограмматических категорий
способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт
функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень
двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы
с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с
упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико
грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность
коррекционнологопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в
домашних условиях.
Внедрение в логопедическую практику нетрадиционных методов коррекционной
педагогики позволяет достигнуть высокого качества коррекционно – развивающего
процесса и сделать его более эффективным
Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все
морфологические и функциональные структуры,
определяющие потенциальные
возможности взрослого человека. Поэтому у дошколят необходимо формировать
мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Статья " Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.