Урок химии в 8 классе. «____»________________ 20____ г.
Степень окисления.
Цель. Способствовать формированию представлений обучающихся о степени окисления; создать условия для формирования умений определять степень окисления по формуле вещества.
Задачи.
Образовательные. Определить правила нахождения степени окисления; научить определять степень окисления в бинарных соединениях
Развивающие. Развивать логическое мышление; химический язык на основе составления химических формул.
Воспитательные. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Планируемые результаты.
Предметные.
Учащийся должен научиться:
давать определения понятиям: степень окисления
определять степень окисления элементов в веществах; составлять формулы бинарных соединений; называть бинарные соединения по формулам
Метапредметные.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения
Личностные.
Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Изучение нового материала.
Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении.
Бинарные соединения – это соединения, состоящие из двух элементов.
Правила определения степени окисления.
1) Ст. окисления простых веществ равна 0, например, О20,Н20, Са0.
2) Ст. окисления у фтора в соединениях равна -1, например, HF-1
3) Ст. окисления у кислорода в соединениях равна -2, исключение –пероксиды Н2О2-1, фторид кислорода O+2F2.
4) Ст. окисления у водорода в соединениях с неметаллами равна +1, например, NH3+1, в соединениях с металлами равна -1, например, СаН2-1.
5) У металлов ст. окисления всегда положительная, для главных подгрупп, равна номеру группы, например, Na+1, Ca+2, Al+3.
6) В любой молекуле алгебраическая сумма степеней окисления равна нулю.
Например, найдем степень окисления хрома в соединении, формула которого Cr2O3.
У атома кислорода ст. окисления равна-2, число атомов кислорода равно 3, тогда алгебраическая сумма отрицательных степеней окисления равна -6, так как в целом молекула электронейтральна, то алгебраическая сумма положительных степеней окисления равна +6, а атомов хрома всего 2, то +6 : 2 =+3. Значит, ст. окисления хрома равна +3.
3. Закрепление.
Задание. Определите степень окисления в бинарных соединениях.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
CH4 |
Ag2S |
HgI2 |
Ca3P2 |
P2O5 |
Mg3P2 |
Li2O |
CCl4-1 |
ZnS-2 |
NaH |
Li3N |
AgCl |
HF |
CaH2 |
KI |
PbS-2 |
HgS-2 |
SiH4 |
KBr |
NaBr |
BaH2 |
Mg3N2 |
CS2-2 |
Na3P |
PCl5-1 |
K3P |
Cu2O |
Ag2O |
NO |
CO |
SiC-4 |
Na2O |
N2O |
AlBr3 |
PCl3-1 |
SnO2 |
FeO |
LiH |
MnCl2-1 |
Cl2O7 |
CuCl2-1 |
FeCl2 |
MgI2 |
NaF |
MgO |
KH |
Mg3N2 |
BaS |
CaF2 |
N2O5 |
Al2S3 |
FeCl3 |
MgH2 |
H2O |
Zn3N2 |
Na2S |
Na2O |
4. Домашнее задание.§ 18 , знать правила определения ст. окисления. Упр. 6,7 стр. 106
Урок химии в 8 классе. «____»________________ 20____ г.
Степень окисления (2 урок)
Цель. Способствовать формированию представлений обучающихся о степени окисления; создать условия для формирования умений составлять формулы бинарных соединений, давать им названия.
Задачи.
Образовательные: составлять формулы соединения по известной степени окисления; формировать основы номенклатуры бинарных соединений.
Развивающие: Развивать логическое мышление; химический язык на основе составления химических формул.
Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Планируемые результаты.
Предметные.
Учащийся должен научиться:
давать определения понятиям: степень окисления
определять степень окисления элементов в веществах; составлять формулы бинарных соединений; называть бинарные соединения по формулам
Метапредметные.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения
Личностные.
Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
Что мы понимаем под понятием «ст. окисления»?
Расскажите основные правила определения ст. окисления.
Установите правильную последовательность. (слайд 2)
Определение степени окисления углерода по формуле СО2:
1) подсчитать общее число отрицательных зарядов
2) записать степени окисления элементов
3) обозначить степень окисления кислорода.
4) Определить общее число положительных зарядов элемента
5) Разделить общее число положительных зарядов на индекс элемента.
3, 1, 4, 5, 2
(слайд 3) Определите степени окисления с следующих веществах:
CH4, Ba3N2, CCl2, PCl3, F2O.
(слайд 4) Решите задачу.
1 вариант.
Какой объем (н.у.) занимают 32 г метана (CH4)? (44,8 л)
2 вариант.
Какова масса 33,6 л аммиака (NH3)? (25,5 г)
3. Изучение новой темы.
(слайд 5) Определите, что объединяет данные вещества?
BaO, CaS, NO, CO2, NH3, HCl
Бинарные соединения - это соединения, состоящие из двух элементов. (слайд 6)
Названия бинарных соединений. (слайд 7)
Чтобы дать название бинарному соединению нужно сделать следующим образом: сначала называют более электроотрицательный элемент – это неметалл. Его латинское название стоит в именительном падеже и употребляется с суффиксом – ид. Например: оксид, хлорид, сульфид, нитрид. Второе слово обозначает элемент менее электроотрицательный, его название стоит в родительном падеже.
Например, назовем следующие соединения: Na2S, K2O, BaCl2, Mg3N2.
Na2S – сульфид натрия, K2O – оксидкалия, BaCl2 – хлоридбария, Mg3N2 – нитридмагния. Если элемент имеет переменную степень окисления, то после названия в скобках римскими цифрами указывают степень окисления. Например, назовем следующие соединения: MnO2, CO2, P2O5.
MnO2 – оксидмарганца (IV), CO2 – оксидуглерода (IV), P2O5 – оксидфосфора (V).
(слайд 8) Составим формулу соединения Al с C. Для этого запишем символы элементов Al, C. Углерод на втором месте, потому что он более электроотрицательный. Al– элемент IIIA группы. Он является металлом, поэтому он отдаст свои 3 электрона и получит степень окисления (+3), а С – элементIVA, он примет еще 4 электрона для завершения своего внешнего уровня, на котором уже есть 4 электрона, при этом получит степень окисления (-4). Запишем значения степеней окисления в формулу сверху. Теперь найдем наименьшее общее кратное. Оно будет 12. Затем НОК разделим на абсолютные значения степеней окисления и получим соответствующие индексы. 12 : 3 = 4, значит индекс у Al – 4, 12 : 4 = 3, значит индекс у С – 3. Следовательно, формула будет Al4C3.
4. Закрепление.
1) Составьте формулы веществ, дайте им названия (слайд 9)
P H, ClO, CuS, BaN, AlO, NaO, HgCl, MgO, NaBr, AlCl, CrO, MgN, CaH, NO, AlS, CaP, FeCl
2) Составьте формулы по названиям (слайд 10)
Оксид магния
Сульфид алюминия
Оксид фосфора (V)
Хлорид калия
Оксид углерода (IV)
Оксид серы (VI)
5. Домашнее задание (слайд 11)
Параграф 18 упр. 1,2,5 стр. 106
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.