Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Русский язык»
в 3 классе
по теме «Имя прилагательное. Изменение по числам. Изменение по родам»
Наименование УМК, автор: «Начальная школа XXΙ века», Н.Ф.Виноградова
Мотынга Елена Анатольевна,
учитель начальных классов,
Почетный работник общего образования РФ
образование высшее,
стаж работы 25 лет,
квалификационная категория высшая
2019
Аннотация к уроку
Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области Мотынга Еленой Анатольевной (образование высшее, стаж работы 25 лет, квалификационная категория высшая, Почетный работник общего образования РФ), предназначена для проведения урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе по теме «Имя прилагательное. Изменение по числам. Изменение по родам».
Цель урока: создание условий для закрепления знаний о грамматических признаках имени прилагательного на основе материала, расширяющего представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Урок является очередным по программе 3 класса в разделе «Морфология».
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Форма проведения: урок самостоятельного поиска знаний.
Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: информационных, групповых, игровых, здоровьесберегающих, проектных. Данный материал целесообразно использовать при проведении уроков закрепления изученного материала. Форма проведения является универсальной, может быть использована на любых уроках. В приложении к технологической карте представлена презентация, раздаточный материал (дидактические карточки, тетрадь одного урока), макет часов здоровья.
В результате освоения учебного материала у обучающихся формируются универсальные учебные действия: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).
Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей оп данной теме. В течение всего урока прослеживаются межпредметные связи с уроками окружающего мира и физической культуры.
С целью оценки результатов учебной деятельности организован самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, использована тетрадь одного урока.
Материал может быть использован в образовательных учреждениях разного типа.
Дата |
17.04.2019 |
Учитель |
Мотынга Елена Анатольевна |
Класс |
3 |
Программа |
Начальная школа XXΙ века |
Предмет |
Русский язык |
Тема урока |
Имя прилагательное. Изменение по числам. Изменение по родам. |
Место урока в изучаемой теме |
закрепление знаний и способов действий |
Цель |
Создание условий для закрепления знаний о грамматических признаках имени прилагательного на основе материала, расширяющего представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. |
Задачи |
·
1. Систематизировать
существенные признаки имени прилагательного как части речи. Закреплять
умение писать родовые окончания имен прилагательных. |
Основные понятия |
1. Имя прилагательное, грамматические признаки: род и число, словосочетание, предложение, орфограмма. 2. Здоровый образ жизни, режим дня, правила личной гигиены, режим питания и разнообразие пищи. |
Форма работы |
Работа в парах; работа в группах сменного состава. |
Ресурсы обеспечения |
Для учителя: 1. 1. Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. 2. 2. Средства ИКТ: интерактивная доска (экран), презентация «Приложение 1», ноутбук (компьютер). 3. 3. Дидактические материалы: магниты, УО «Цель урока», «Работа в паре», «Номер группы», карточки «Тема урока», «Имена прилагательные», маркер-выделитель и т.д. Для обучающегося: 1. 1. Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. 2. 2. Средства ИКТ: документ «Личная гигиена», ноутбуки. 3. 3. Дидактические материалы: условные обозначения (виды работы); тетрадь одного урока, карточки для работы в группе сменного состава, бейджики. |
Планируемые результаты (предметные) |
Научить находить и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания; формировать умения классифицировать объекты (имена прилагательные) на основании определенных критериев (грамматических признаков рода и числа). |
Личностные УУД |
Формировать учебно-познавательный интерес к закреплению учебного материала и способам решения новой задачи на основе материала, направленного на формирование здорового образа жизни; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя и других на основе критерия. |
Метапредметные УУД |
Регулятивные: принимать и сохранять цель урока и учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль. Познавательные: формулировать цель, проблему; выполнять поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать. Коммуникативные: адекватно использовать языковые средства для решения задач; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему мнению; задавать вопросы; строить понятные для партнера вопросы и высказывания. |
ПРОЕКТ УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
Здоровьесозидательный потенциал урока |
1. Организационный момент. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. |
|||
- Меня зовут Елена Анатольевна. Рада вас видеть. Сегодня нас ждет интересная работа. Поработаем, мои юные знатоки русского языка? - Посмотрите, какой прекрасный весенний солнечный день. А вы хотите, чтобы солнышко подарило каждому из вас свой волшебный лучик тепла и света? - Хорошо! Я знаю один секрет, вы готовы мне доверять? Тогда, найдите себе пару, я буду говорить слова, а вы повторяйте движения за мной. Договорились? - Здравствуйте, скажем, руками. Протяните друг другу руки, поздоровайтесь. - Здравствуйте, скажем, глазами. Посмотрите друг другу в глаза, а теперь улыбнитесь друг другу. - Здравствуйте, скажем, ртом. Повернитесь к гостям, произносим хором вместе и дружно три-четыре: «Здравствуйте!». - Станет радостно кругом. Повернитесь вокруг себя, но не забывайте дарить всем свою улыбку. А мне? Так вот они лучики солнца, они светятся в ваших улыбках. Я уверена, что эти лучики помогут вам работать сегодня на уроке, а вы сможете помочь друг другу, если потребуется, и станете настоящими знатоками русского языка. Вы готовы? - Тогда займите свои рабочие места. Откройте тетради, а у вас сегодня необычная тетрадь – это тетрадь одного урока. (Приложение 2) (Приложение 1, слайд 1) Запишите число. Сегодня семнадцатое апреля. - Помните, что во время письма локти лежат на столе, спина прямая, а между партой и туловищем можно поместить ладошку. Проверьте. - Классная работа. - Друзья! Можно мне вас так называть? А вы бы не могли помочь мне? Когда сегодня я собиралась к вам на урок, то решила взять с собою вот эти часы – это часы здоровья. Они должны были помочь нам работать на уроке, но пока я ехала из города Губкина, часы сломались. Без вашей помощи я не смогу восстановить все правила здоровья. Вы поможете мне? Спасибо! Все просто, чтобы восстановить часы, необходимо правильно, точно и быстро выполнять все задания на уроке. Вы готовы? Я и не сомневалась в вашем ответе! Вижу, что вы действительно настоящие друзья, готовые всегда прийти на помощь. |
Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные: формирование волевой саморегуляции. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
Гигиеническая обоснованность: - соблюдение требований к санитарному состоянию кабинета (освещенность, воздушно-тепловой режим); - обоснованное применение средств обучения, в том числе и ТСО. Личностная (деятельностная) ориентированность: - активация познавательной учебной деятельности на основе проблемной ситуации с использованием часов здоровья. Профилактическая направленность: - создание положительного эмоционального настроя на уроке с помощью приема-приветствия «Здравствуйте!». Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь, похвала). |
2. Минутка чистописания. Актуализация знаний. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство проблемной ситуации. |
|||
- Тогда начнем урок с минутки чистописания. Прочитайте слова в тетради. здоровый умный чистый - Какой частью речи являются эти слова? - На какой вопрос они отвечают? - Выберите одно из трех слов для записи. Это слово поможет нам восстановить часы здоровья. Что это за слово? - Запишите слово «здоровый» на следующей строке. При записи слова обратите внимание на то, что все соединения среднеплавные. Сели прямо, плечи расправили, Ноги на пол (подставку) вместе поставили, Наклонив тетрадь слегка, Держит левая рука, В правую ручку надо взять, Уже пора заканчивать писать. - А есть в этом классе те, кто пишет левой рукой? Значит, вы держите тетрадь правой рукой, а ручку левой. Внимание, постарайтесь закончить запись. Прием «Хлопки». |
Дети самостоятельно читают слова: здоровый, умный, чистый. - Это имена прилагательные. - Они отвечают на вопрос какой? - Это слово здоровый. Дети записывают слово «здоровый», следят за правильностью посадки во время письма под руководством учителя. После выполнения задания сигнализируют, повторяя ритм хлопков. |
Регулятивные: формирование познавательной инициативы. Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности. |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - активация познавательной учебной деятельности; - создание условий для свободного выбора учащимся содержания; - создание условий для самооценочной деятельности (лист самооценки на полях тетради). Психологическая безопасность: - оказание учителем помощи и поддержки учащимся. Направленность на формирование здорового образа жизни: - включение в урок содержания о здоровом образе жизни (часы здоровья, материал для чистописания). |
- Прочитайте следующую запись, восстановите пословицу, вставив первое слово. … нищий счастливее больного богача. - Какое слово вы вставили? - прочитайте пословицу, которая получилась. - Определите число и род имени прилагательного «здоровый». - Какое слово помогло вам определить число и род имени прилагательного «здоровый»? - От чего зависит род и число имени прилагательного? - Правильно. Какие молодцы, я вижу вы настоящие знатоки русского языка! - Запишите эту пословицу ниже. Следите за посадкой во время письма. |
Дети восстанавливают пословицу, отвечают на вопросы учителя. - Мы вставили слово «здоровый». - Здоровый бедняк счастливее больного богача. - Единственное число, мужской род. - Имя существительное «бедняк». - От числа и рода имени существительного, с которым оно связано. Дети записывают пословицу «Здоровый бедняк счастливее больного богача», следят за правильностью посадки во время письма. |
||
- Имя ребенка, с какой буквы записали слово «Здоровый» и почему? - А действительно ли здоровье важнее любого богатства? - Умнички! - На полях в конце задания записаны два знака «+» и «-». Оцените свою работу в процессе выполнения задания. Если вы справились с заданием, обведите «плюс», не справились с заданием, тогда «минус». - А теперь, мои юные исследователи, предлагаю вспомнить слово, с которым мы работали на чистописании, вспомнить, какой частью речи оно является, и попробовать сформулировать тему нашего урока. |
Отвечают на вопросы учителя. - Я записал слово «здоровый» с заглавной буквы, потому что это начало предложения. - Да, здоровье важнее любого богатства. Дети выполняют самооценку деятельности на данном этапе урока. Дети выдвигают гипотезу (предположение). - Тема урока «Имя прилагательное». |
||
4. Формулировка темы, постановка цели и учебных задач урока. 5. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: формулировка темы, постановка цели урока, выбор способа решения учебной проблемы. |
|||
- А вы готовы проверить, подтвердится ваша гипотеза, то есть предположение или нет? - Тогда, мои отважные помощники, предлагаю стать участниками увлекательной игры «Квест». Задание будем выполнять по условному обозначению. Это…? Расшифруйте. (Приложение 3.2) - Правильно! Определить группу вам поможет номер на бейджике, а место работы рамочка. Возьмите красную карточку на столе. (Приложение 4) - Отгадайте загадку. Если вы готовы, сигнализируйте. |
Отвечают на вопросы учителя. - Да, готовы. Расшифровывают условное обозначение «Работа в группе». Определяют номер группы, используя условные обозначения. Читают и отгадывают загадки, работая в группе сменного состава. 1 группа: Живет она в красочном Тюбике в ванной, А дружит с зубами И щеткой в стакане. Зубная паста 2 группа: Лёг в карман и караулю – Носовой платок 3 группа: Волосистою головкой В рот она влезает ловко. И считает зубы нам По утрам и вечерам. Зубная щетка |
Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы. Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности. |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - активация познавательной учебной деятельности; - создание условий для совместной деятельности учащихся (работа в группе сменного состава); - создание условий для самооценочной деятельности (листы самооценки в тетради). Профилактическая направленность: - увеличение двигательной активности учащихся за счет использования педагогических технологий урока (приемы «Квест», «Верные-неверные утверждения» - ПТ «РКМ»); листов-определителей. Психологическая безопасность: - оказание учителем помощи и поддержки учащимся в процессе работы в группе сменного состава; - организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между членами группы сменного состава. Направленность на формирование здорового образа жизни: - включение в урок содержания о здоровом образе жизни (правильное питание). |
- Я вижу, что самые быстрые и умные ученики России уже готовы! Пожалуйста, назовите отгадки по порядку. Первая группа… Вторая группа… Третья группа… - Правильно! Встречается ли в каждой отгадке имя прилагательное? - Можете ли вы определить число и род имен прилагательных? Хорошо, тогда посоветуйтесь! - Лидеры групп, пожалуйста, вам слово. Первая группа? - Вторая группа? - Третья группа? - Молодцы, как правильно, точно и быстро вы это сделали. Может, сможете мне сказать, от чего завит род и число имени прилагательного? - Найдите картинку-отгадку на листах-определителях, которые расположены по периметру класса. Открепите картинку, переверните. - Лидеры групп, пожалуйста, составьте тему урока. - Прочитаем все вместе. (Приложение 5) - Подтвердилось наше предположение? А это, значит, что вы настоящие исследователи! |
Дети сигнализируют о выполнении задания. Называют отгадки вместе: зубная паста, носовой платок, зубная щетка. Дети отвечают на вопросы учителя. - Да, в каждой отгадке есть имя прилагательное. Первая группа: - Единственное число, женский род. Вторая группа: - Единственное число, мужской род. Третья группа: - Единственное число, женский род. - От имени существительного, с которым оно связано. Находят нужный лист-определитель, составляют тему урока, озвучивают тему урока. - Имя прилагательное. Изменение по числам. Изменение по родам. |
||
- Вспомните, какого цвета были карточки с загадками. - Какое поле на часах мы можем открыть. Сделаем еще одно предположение? Какое правило скрывает красный цвет? Вспомните слова-отгадки, как можно их назвать одним выражением? - Проверяем наше предположение? Имя ребенка + имя ребенка, помогите нам открыть первое правило. - А вы используете эти средства гигиены каждый день, если «да», то… (Прием «Хлопки»)? Молодцы! |
Дети отвечают на вопросы учителя. - Карточки были красного цвета. Дети выдвигают предположение: правило личной гигиены. После выполнения задания сигнализируют, повторяя ритм хлопков. |
||
- Может, вы мне подскажете, у нас сегодня урок закрепления или открытия новых знаний? - Расшифруйте условное обозначение. Что оно обозначает? (Приложение 3.1) - Какие молодцы, вы так быстро и точно расшифровываете условные обозначения, как настоящие разведчики. А вот поставить цель урока нам поможет прием «Верные-неверные утверждения». Определите, какая цель истинная, а какая ложная. (Приложение 1, слайд 2) - Значит, цель номер 2 ложная? Проверим наш выбор? (Приложение 1, слайд 3) - Молодцы! Чтобы поставить учебные задачи урока, закончите предложения. (Приложение 1, слайды 4-9) - Уметь употреблять в речи… - Правильно определять… - Восстановить… - Какие учебные задачи мы уже решали? Отметим? (Приложение 1, слайды 10-11) - Проверим? Молодцы! - Я открою вам еще один секрет, чтобы быстро и правило выполнять задания, а следовательно, решать учебные задачи, необходимо повторить правило об имени прилагательном. Для этого откройте учебник по закладке-стикеру и повторите правило. - Что такое имя прилагательное? - Если вы согласны…(Прием «Хлопки») - Как определить число и род имен прилагательных? - Правильно?…(Прием «Хлопки») - Найдите красные поля в тетради, отметьте уровень выполнения этих заданий. |
Дети отвечают на вопросы учителя. - Сегодня у нас урок закрепления. Расшифровывают условное обозначение «Цель урока». - Истинная цель 1: закрепление знаний о грамматических признаках имен прилагательных. Дети заканчивают высказывания, проверяют по эталону. - Уметь употреблять в речи имена прилагательные. Правильно определять число и род имен прилагательных. Восстановить часы здоровья. Соотносят выполненные задания и учебные задачи, проверяют по эталону. Повторяют правило, отвечают на вопросы учителя. - Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предметы. - Определить род и число имени существительного, с которым оно связано. После выполнения задания сигнализируют, повторяя ритм хлопков. Выполняют самооценку деятельности на данном этапе урока. |
||
4. Первичное закрепление изученного материала. Цель: первичное закрепление использования грамматических признаков имен прилагательных. |
|||
- Знатоки русского языка, готовы выполнить следующее задание? Найдите первое упражнение в тетради. Прочитайте все задания. - Имя ребенка, выполни первое задание: прочитай слова. - Можно ли слова одной строки назвать словосочетаниями и почему? - Что нужно сделать, чтобы получить словосочетания. - Расшифруйте условное обозначение. – Выполните задания 4 и 5, работая в паре. - Имя ребенка, прочитай словосочетания, которые у вас получились. - Кто согласен просигнализируйте хлопками. Умницы! - Какие грамматические признаки помогли вам правильно составить словосочетания? - Назовите имена прилагательные женского рода. - Мужского рода. - Почему не назвали прилагательное школьные? - Проверьте правильность выделения окончаний имен прилагательных по эталону. (Приложение 1, слайд 12) - Имя ребенка, какое предложение вы составили? Какое красивое предложение вы составили! - Чем словосочетание отличается от предложения? - Имя ребенка, прочитайте это предложение без имени прилагательного. - Ребята вам понятен смысл этого предложения? - Тогда зачем нам нужны имена прилагательные? Может, не будем употреблять их в речи? - Конечно, они делают нашу речь более яркой и выразительной. Чувствую, вы не только знаете, но и любите русский язык! - С какой учебной задачей было связано это задание? (Приложение 1, слайды 13-14) - Скажите, какое поле можем открыть? - Какое правило там спряталось? Если затрудняетесь, посмотрите на словосочетания. - Имя ребенка + имя ребенка, помогите открыть правило. - Для сохранения здоровья важно соблюдать режим дня? - Оцените уровень выполнения задания. Если вы выполнили задание без ошибок или допустили 1 ошибку, обведите «плюс». Если вы допустили две и более ошибки, обведите «минус», но не расстраивайтесь. У нас впереди еще очень интересное задание, которое поможет вам восстановить утраченное. |
Самостоятельно читают задания упражнения 1. Выполняет первое задание. утренний зарядка домашний работа школьный занятия поздняя ужин активное отдых Отвечают на вопросы учителя. - Слова каждой строчки нельзя назвать словосочетаниями, они не связаны по смыслу. - Изменить окончания имен прилагательных. Расшифровывают условное обозначение «Работа в паре». Выполняют задания 4 и 5. утренняя зарядка домашняя работа школьные занятия поздний ужин активный отдых Сигнализируют о правильности выполнения задания (отвечают учителю на хлопки в том же ритме). Отвечают на вопросы учителя. - Род и число имен существительных. - Утренняя зарядка, домашняя работа. - Поздний ужин, активный отдых. - Оно стоит в форме множественного числа. - Нет, имена прилагательные делают нашу речь более красивой, точной. - Зеленое поле. - Режим дня. Выполняют самооценку деятельности на данном этапе урока.
|
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы. Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Личностные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа; - создание условий для совместной деятельности учащихся (работа в паре). Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь); - организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между участниками пары. Направленность на формирование здорового образа жизни: - включение в урок содержания о здоровом образе жизни (режим дня). |
5. Физкультминутка. Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. |
|||
- А у нас пришло время нашего активного отдыха. Я очень люблю мультгероев Фиксиков. А вы? Помните, у них есть такая песня «Помогатор». Мы сейчас исполним танец под эту песню, и вы узнаете, что за Помогатор будет помогать вам на уроке. Готовы? Тогда поехали… (Приложение 9) |
Исполняют песня «Помогатор», интерпретируют движения главных героев по образцу учителя. |
Регулятивные: формируют умение соотносить свои действия с действиями учителя. Личностные: развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения. |
Профилактическая направленность: - включение в урок блоков и комплексов динамических нагрузок (музыкальная физкультминутка); - применение приемов психологической разгрузки (использование материала мультфильма «Фиксики»). Психологическая безопасность: - обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учениками (дети интерпретируют движения по образцу учителя). |
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (построение текста). Цель: самостоятельное выдвижение учащимися гипотезы и построение модели исходной проблемной ситуации. |
|||
- Набрались сил, чтобы работать дальше? Знаете теперь, что за Помогатор помогает вам на уроке? Посмотрите, пожалуйста, все ли задания мы выполнили в тетради? - Прочитайте задание. - Посмотрите на условное обозначение. - Расшифруйте. - Определите группу и место работы по цвету карточки бейджика и цвету рамочку. (Приложение 10.1, 10.2) - Послушайте внимательно рекомендации по выполнению этого задания. У каждой группы только часть сказки. Всю сказку мы составим, когда задание выполнит каждая группа. |
Отвечают на вопросы учителя. Не выполнили упражнение 2. Читают задание самостоятельно. Восстановите текст. Вставьте недостающие слова (имена прилагательные). Не ходите «по грибы» босиком! Расшифровывают условное обозначение «Работа в группе». Определяют группу и место работы по условным обозначениям. Восстанавливают текст. Лесная сказка 1. В одном сказочном лесу жили зайчонок Пушок, бурундучок Орешек и медвежонок Триша. Каждый день они встречались на поляне, играли, бегали, прыгали и устраивали веселые соревнования. Только Триша, приходя на лесную поляну, сразу залезал в кусты и ел малину. 2. Зверята звали его играть, но медвежонок всегда отказывался. Ему лень было бегать по дощечкам, прыгать с пенька на пенек. Для Триши ничего не было лучше, как съесть пару горшочков сладкого меда и полежать на солнышке. Поэтому Триша был неуклюжий, вялый и сонный. 3. Однажды в лесу случился сильный пожар. Все звери спасались от огня. Только Триша сразу стал задыхаться от бега, он подолгу застревал в оврагах, с трудом перелезал через поваленные деревья. Пушок и Орешек не могли оставить друга в беде. Они схватили медвежонка за толстые лапы и побежали изо всех сил. Когда зверята пробегали по мостику через речку, то мостик сломался под мишкиным весом. 4. Чудом верным друзьям удалось добраться до правого берега. Триша понял, как плохо не заниматься физкультурой и спортом, и пообещал друзьям каждый день делать утреннюю зарядку, бегать и прыгать на лесной поляне. |
Регулятивные: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Личностные: ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе; формирование границ собственного знания и «незнания». |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа; - активация социальной учебной мотивации; - создание условий для совместной деятельности учащихся. Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь); - организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между участниками группы постоянного состава. Направленность на формирование здорового образа жизни: - включение в урок содержания о здоровом образе жизни (рассказ «Не ходите «по грибы» босиком!»). Профилактическая направленность: - увеличение двигательной активности учащихся за счет использования педагогических технологий урока (прием «Мозаика» - ПТ «РКМ»). |
- Соединим части по порядку. Прочитайте, лидеры групп, что у нас получилось. - Слова, какой части речи вы вставили в текст? - Они помогли нам более точно понять смысл сказки? - Нужно ли делать утреннюю зарядку, чтобы быть здоровым? - Молодцы, пожалуйста, оцените свою работу на этом этапе. (Приложение 1, слайды 14-15) - Какую учебную задачу решали, выполняя это задание? - Посмотрите на часы, какую задачу выполнили? - Какое поле часов откроем? Предположите, какое правило мы восстановили. |
Лидеры групп читают полученный текст. Дети отвечают на вопросы учителя. - Имена прилагательные. - Да, помогли. Выполняют самооценку деятельности на данном этапе урока. - Нужно делать утреннюю зарядку каждый день, чтобы быть здоровым. - Уметь употреблять имена прилагательные в речи. - Занятия спортом и физкультурой. - Восстановили часы здоровья. |
|
|
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности. |
|||
- Возьмите карточки под корзинками. Этот текст, который вы составили. (Приложение 2) - Наклейте текст на последней странице тетради. Прочитайте второе задание. - Предлагаю вам это задание выполнить дома. Кому не ясно, как выполнять задание? Если вам ясно, просигнализируйте…(Прием «Хлопки»). |
Читают задание самостоятельно. Подчеркните все имена прилагательные. Определите число и род имен прилагательных. Сигнализируют о согласии (отвечают учителю на хлопки в том же ритме). |
Личностные: оценка собственных возможностей в ходе определения объема домашнего задания. Регулятивные: организация своих дел при нахождении проблемы во время выполнения домашнего задания. Познавательные: обработка полученной информации и инструкции по выполнению домашнего задания. Коммуникативные: формирование навыка общения с одноклассниками и учителем в процессе работы. |
Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь). Личностная (деятельностная) ориентированность: - создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа (определение объемы выполнения домашнего задания). Направленность на формирование здорового образа жизни: - включение в содержание домашнего задания материала о здоровом образе жизни.
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: фиксирование содержания, изученного на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. |
|||
(Приложение 1, слайд 15) - Назовите, какие учебные задачи мы ставили? - Мои юные исследователи, умеете ли вы употреблять в речи имена прилагательные? - А зачем нам нужны имена прилагательные? - Мои настоящие знатоки русского языка, а умеете ли вы правильно определять число и род имен прилагательных. - Кто мне подскажет, от чего зависит число и род имени прилагательного? - Можно ли определить род прилагательного в форме множественного числа? - Восстановили ли мы часы здоровья? - Они помогали нам выполнять задания? - Важно ли соблюдать правила здоровья? (Приложение 1, слайд 16) - Можем ли считать, что мы достигли цели урока? Какие грамматические признаки имени прилагательного вы можете определять? |
Определяют уровень выполнения учебных задач, поставленных в начале урока. - Уметь употреблять в речи имена прилагательные. - Правильно определять число и род имен прилагательных. - Восстановить часы здоровья. - Мы умеем употреблять в речи имена прилагательные. - Они делают нашу речь более яркой, точной и выразительной. - Мы умеем правильно определять род и число имен прилагательных. - Число и род имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано. - У прилагательных множественного числа нельзя определить род. - Мы смогли восстановить часы здоровья. - Да, они помогали выполнять нам задания. - Важно соблюдать правила здоровья. - Да, мы достигли цели урока. - Мы можем определять число, род имен прилагательных. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - активация социальной учебной мотивации; - создание условий для самоооценочной деятельности (листы самооценки). Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь). Гигиеническая обоснованность: - обоснованное применение средств обучения.
|
- Проверьте поля самооценки. Если вы обвели четыре знака «плюс», ваша отметка за урок «пять». Поднимите руки, у кого отметка «пять». Умницы, вы настоящие исследователи и знатоки русского языка! - У кого обведены три знака «плюс», вы ставите отметку «четыре». Поднимите руки. Вы тоже молодцы, вы настоящие знатоки русского языка! Есть ли сегодня те, у кого меньше трех знаков «плюс». 1 вариант (для детей, у которых меньше трех знаков «плюс»): - Мы сейчас исправим эту несправедливость. (Приложение 6, 7, 8) - Найдите на листах-определителях имена прилагательные в форме единственного числа. - Умницы, вы можете прибавить один «плюс» и отметка за урок «четыре», мои знатоки русского языка. 2 вариант (дополнительный материал): - Тогда, мои юные разведчики, для вас последнее задание. Найдите на листах-определителях среди множества слов имена прилагательные. Те, у кого имена прилагательные записаны в форме множественного числа встаньте, пожалуйста, с левой стороны. Учитель поднимает левую руку. - А с правой стороны – в форме единственного числа. Учитель поднимает правую руку. - Вы заслуживаете сегодня не только таких высоких отметок, но и аплодисментов наших гостей. |
Работают с полями самооценки в тетради: определяют отметку за урок по шкале баллов, корректируют отметку за урок.
|
||
- Кроме аплодисментов у меня есть для вас небольшой подарок. Если вы комфортно себя чувствовали на уроке, возьмите из любой корзины полезный продукт. - Почему не взяли конфеты? Конфеты нельзя отнести к вредным продуктам питания, сладкое необходимо для правильной работы головного мозга, только нужно знать меру. Большое количество сладостей может навредить нашему организму. Поэтому можно взять одну конфету. Мои дорогие исследователи, знатоки и любители родного русского языка, мои разведчики, я испытала колоссальное удовольствие от работы с вами! Спасибо за урок! До свидания! |
Выражают уровень психоэмоционального состояния на уроке. Определяют уровень комфорта на основе выбора полезного продукта. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя[Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская [и д.р.]. – М.: Просвещение, 2009. – 137 с.
2. Белозерцева, М.А. Наглядно-дидактическое пособие из серии Рассказы по картинкам. Распорядок дня / М.А. Белозерцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 8 с.
3. Богачева, Е.А. Из опыта работы образовательных организаций в воспитании культуры здоровья обучающихся: сборник методических материалов[Текст] / Е.А. Богачева [и д.р.]. – Б.: Белгород БелИРО, 2016. – 116 с.
4. Богачева, Е.А. Дневник двигательной активности ученика. Методическое пособие[Текст] / Е.А. Богачева. – Б.: Белгород БелИРО, 2016. – 30 с.
5. Ирхин, В.Н. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие[Текст] / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. – Б.: Белгород НИУ БелГУ, 2017. – 136 с.
6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы[Текст] / В.И. Коваленко. – М.: Вако, 2005. – 47 с.
8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе[Текст] / Н.К. Смирнов. – М. : АПК и ПРО, 2002. – 67 с.
9. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии[Текст] / Е.В. Советова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 134 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.