ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. (1 урок)
Класс: 4
Цель урока: Дать представление о японском искусстве, символах, природе, изобразить ветку сакуры.
Задачи урока: |
|
Дидактические |
Формирование знания о многообразии представлений народов мира о красоте. |
Развивающие |
Развитие графических навыков. |
Воспитательные |
Формирование эстетического вкуса, интереса к иной и необычной художественной культуре. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) |
Личностные |
|||||||
I этап. Мотивация к деятельности.
|
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Словесный |
КОНИШУА. Как вы думаете, на каком языке я с вами поздоровалась?
|
Определяют язык, на котором поздоровался учитель – японский. |
Ф |
|
|
Р - целенаправленно слушать учителя. К - слушать учителя; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём он говорит. |
Эмоционально-ценностное отношение к теме. |
II этап. Актуализация знаний.
|
Актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране.
|
Словесный |
Что вы знаете о Японии? Учитель показывает Японию на политической карте мира. - Япония находится в восточной части света. Это страна восходящего солнца, зеленых гор и морских заливов. |
Рассказывают о Японии: -страна высоких технологий; -Токио – столица Японии; -Сакура – символ Японии -Иероглифы – это японские буквы. Рассматривают политическую карту мира, слайды презентации, слушают японскую музыку |
Ф |
Презентация, политическая карта мира, аудиофайлы. |
|
Р - адекватно оценивать свои знания. К - использовать простые речевые средства для передачи информации; - наблюдать за действиями других участников учебной деятельности. |
|
III этап. Беседа по теме урока.
|
Организовать деятельность по выявлению особенностей японской живописи. |
Словесный, наглядный |
Учитель на японском языке читает стихотворение. -Вы поняли, о чем это стихотворение? -Послушайте его перевод: «Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.» Как вы понимаете смысл этого стихотворенья? В чем необычность этого стихотворенья? Такие короткие нерифмованные стихи из трех строчек в японской поэзии называются хокку (вывешивает табличку со словом «хокку»). Читает следующее хокку: «Цветы дикой вишни, Разве не пышен их убор? Из всех людей на свете нет ближе, чем братья родные.» Какое дерево воспевается в этих двух хокку? Цветущая вишня сакура – символ Японии. Вывешивает на доску карточку со словом «сакура». Не только поэты, но и художники вдохновлялись красотой японской природы. Рассмотрите картины японских художников и определите их жанр. Что изображают японские художники в своих пейзажах? Какие цвета преобладают в картинах? Прием использования минимального числа красок называется монохромность. Вывешивает слово. Японцы считали, что монохромное изображение требует большего напряжения сил, вдохновения, чем цветное и приучает к дисциплине. Чем еще украшали художники свои пейзажи? Вывешивает карточку со словом «иероглиф». Иероглифы – это японские буквы-картинки с особым значением.. Показывает иероглифы и раскрывает их значение. В чем, по-вашему, тайна японского искусства?
Догадайтесь, что мы будем изображать сегодня? |
Слушают японское стихотворение. Определяют главную мысль стихотворения: бережное отношение друг к другу, к природе, к каждому живому существу на земле. Выявляют необычность этого стихотворения: маленький размер (всего три строчки), отсутствие рифмы. Усваивают новое понятие: хокку - в японской поэзии короткие нерифмованные стихи из трех строчек. Делают вывод: размер хокку очень мал, но смысл, заключенный в них, велик. Сравнивают два хокку, выделяют общее. Усваивают новое понятие: сакура, цветущая вишня – символ Японии. Рассматривают картины японских художников. Определяют их жанр: пейзаж. Анализируют содержание картин: художники изображают деревья, горы, реки, человек изображен маленьким. Рассуждают о цветовой гамме картин: мало цветов, преобладают белый, серый, голубой, зеленый. Усваивают новое понятие «монохромность» - прием использования минимального числа красок. Рассматривают картины и находят еще одно средство украшения – иероглиф. Усваивают понятие «иероглиф»: японские буквы-картинки с особым значением.
Рассматривают иероглифы и делают вывод: Иероглиф мал, но несет в себе много смысла.
Раскрывают тайну японского искусства: тайна искусства Японии состоит в том, чтобы всмотреться в привычное - и увидеть неожиданное, всмотреться в простое –и увидеть сложное, всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое. Определяют тему урока: японский пейзаж. |
Ф |
Презентация, табличка со словом «хокку», «сакура», «монохромность», «иероглиф». |
|
П - готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Р - принимать и сохранять учебную задачу. |
Положительное отношение к к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительное отношение, интерес и уважение к другим народам. |
IV этап. Работа по теме урока.
|
Наметить план работы над японским пейзажем. Усвоение учащимися нового способа действия. Изучение особенностей японской техники изображения – суми-е. |
Словесный, наглядный, практический |
Предположите, с чего начнем работу. Подготовим фон для рисунка: затонируем лист бумаги. Инструкция по затонированию: 1. Расположим лист горизонтально. Для работы используем широкую кисть. 2. Затонируем лист бумаги градиентной заливкой от центра. Цвета: желтый, оранжевый, красный, бордовый, фиолетовый. Сейчас мы изучим японскую технику рисования суми-ё – монохромное рисование. (вывешивает табличку со словом «суми-е») Сколько цветов в данной технике? (3) Возьмем кисть с черной краской. Начинаем кончиком кисти рисовать ветку сауры: нажим-потянуть-оторвать. Рисуем маленькие ветки: нажим-потянуть-оторвать. Рисуем центр цветов, возбмем кисть с серой краской: нажим-вращение. Рисуем лепестки, возьмем кисть с красной краской: нажим-поворот. Прорисуем тычинки цветков: нажим-оторвать. Молодцы. Покажите друг другу, что у вас получилось.
|
Высказывают предложения о ходе работы: подготовить фон для рисунка, продумать сюжет рисунка, перенести рисунок на фон, украсить рисунок иероглифом. Организуют рабочее место. Тонируют лист бумаги по инструкции. Рисуют ветку сакуры. |
Ф, И |
Табличка со словом «суми-е» |
Рисунок с изображением веточки сакуры. |
П - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи. К - преобразовывать информацию, полученную в словесной форме в форму рисунка. Р - выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. |
Участвовать в творческом, созидательном процессе; - получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
V этап. Рефлексия учебной деятельности.
|
Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности. |
Словесный |
Итак, ребята, вы славно потрудились. Организация выставки работ учащихся. Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? Достигли мы цели? Выставление оценок. Спасибо за урок. |
Называют тему и цель урока. Определяют степень достижения цели. |
Ф |
|
|
П - умение обобщать полученные знания. |
Формирование собственного отношения к изучаемому. |
Практикант допущен к проведению занятия.
Подпись учителя: ____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.