Технологическая карта урока "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии" 1 урок
Оценка 4.6

Технологическая карта урока "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии" 1 урок

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
4 кл—5 кл
23.06.2023
Технологическая карта урока "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии" 1 урок
тех карта Япония.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. (1 урок)

Класс: 4

Цель урока: Дать  представление о японском  искусстве, символах, природе, изобразить ветку сакуры.

Задачи урока:

Дидактические

Формирование  знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Развивающие

  Развитие графических навыков.

Воспитательные

Формирование эстетического вкуса, интереса к иной и необычной художественной культуре.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

I этап. Мотивация к деятельности. 

 

 

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Словесный

КОНИШУА.

Как вы думаете, на каком языке я с вами поздоровалась?

 

 

 

 

 

Определяют язык, на котором поздоровался учитель – японский.

Ф

 

 

Р - целенаправленно слушать учителя.

К - слушать учителя; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём он говорит.

Эмоционально-ценностное отношение к теме.

II этап. Актуализация знаний.

 

Актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране.

 

Словесный

Что вы знаете о Японии?

Учитель показывает Японию на политической карте мира.

- Япония находится в восточной части света. Это страна восходящего солнца, зеленых гор и морских заливов.

Рассказывают о Японии:

-страна высоких технологий;

-Токио – столица Японии;

-Сакура – символ Японии

-Иероглифы – это японские буквы.

Рассматривают политическую карту мира, слайды презентации, слушают японскую музыку

Ф

Презентация, политическая карта мира, аудиофайлы.

 

Р - адекватно оценивать свои знания.

К - использовать простые речевые средства для передачи информации;

- наблюдать за действиями других участников учебной деятельности.

 

III этап. Беседа по теме урока.

 

Организовать деятельность по выявлению особенностей японской живописи.

Словесный, наглядный

Учитель на японском языке читает стихотворение.

-Вы поняли, о чем это стихотворение?

-Послушайте его перевод:

«Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.»

Как вы понимаете смысл этого стихотворенья?

В чем необычность этого стихотворенья?

Такие короткие  нерифмованные стихи из трех строчек в японской поэзии называются хокку (вывешивает табличку со словом «хокку»).

Читает следующее хокку:

«Цветы дикой вишни,

Разве не пышен их убор?

Из всех людей на свете нет ближе, чем братья родные.»

Какое дерево воспевается в этих двух хокку?

Цветущая вишня сакура – символ Японии.

Вывешивает на доску карточку со словом «сакура».

Не только поэты, но и художники вдохновлялись красотой японской природы.

Рассмотрите картины японских художников и определите их жанр.

Что изображают японские художники в своих пейзажах?

Какие цвета преобладают в картинах?

Прием использования минимального числа красок называется монохромность. Вывешивает слово.

Японцы считали, что монохромное  изображение требует большего напряжения сил, вдохновения, чем цветное и приучает к дисциплине.

Чем еще украшали художники свои пейзажи?

Вывешивает карточку со  словом «иероглиф».

Иероглифы – это японские буквы-картинки с особым значением..

Показывает  иероглифы и раскрывает их значение.

В  чем, по-вашему, тайна японского искусства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Догадайтесь, что мы будем изображать сегодня?

Слушают японское стихотворение.

Определяют главную мысль стихотворения: бережное отношение друг к другу, к природе, к каждому живому существу на земле.

Выявляют необычность этого стихотворения: маленький размер (всего три строчки), отсутствие рифмы.

Усваивают новое понятие: хокку - в японской поэзии короткие  нерифмованные стихи из трех строчек. 

Делают вывод: размер хокку очень мал, но смысл, заключенный в них, велик.

Сравнивают два хокку, выделяют общее.

Усваивают новое понятие: сакура, цветущая вишня – символ Японии.

Рассматривают картины японских художников. Определяют их жанр: пейзаж.

Анализируют содержание картин: художники изображают деревья, горы, реки, человек изображен маленьким.

Рассуждают о цветовой гамме картин: мало цветов, преобладают белый, серый, голубой, зеленый.

Усваивают новое понятие «монохромность» - прием использования минимального числа красок.

Рассматривают картины и находят еще одно средство украшения – иероглиф. Усваивают понятие «иероглиф»: японские буквы-картинки с особым значением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают иероглифы и делают вывод: Иероглиф мал, но несет в себе много смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрывают тайну японского искусства: тайна искусства Японии состоит в том, чтобы всмотреться в привычное - и увидеть неожиданное, всмотреться в простое –и увидеть сложное, всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое.

Определяют тему урока: японский пейзаж.

Ф

Презентация, табличка со словом «хокку», «сакура», «монохромность», «иероглиф».

 

П - готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Р - принимать и сохранять учебную задачу.

Положительное отношение к к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительное отношение,  интерес и уважение к другим народам.

IV этап.          Работа по теме урока.

 

Наметить план работы над японским пейзажем.

Усвоение учащимися нового способа действия.

Изучение особенностей японской техники изображения – суми-е.

Словесный, наглядный, практический  

Предположите, с чего начнем работу.

Подготовим фон для рисунка: затонируем  лист бумаги.

Инструкция по затонированию:

1. Расположим лист горизонтально. Для работы используем широкую кисть.

2. Затонируем лист бумаги градиентной заливкой от центра. Цвета: желтый, оранжевый, красный, бордовый, фиолетовый.

Сейчас мы изучим японскую технику рисования суми-ё – монохромное рисование. (вывешивает табличку со словом «суми-е»)

Сколько цветов в данной технике? (3)

Возьмем кисть с черной краской.

Начинаем кончиком кисти рисовать ветку сауры: нажим-потянуть-оторвать.

Рисуем маленькие ветки: нажим-потянуть-оторвать.

Рисуем центр цветов, возбмем кисть с серой краской: нажим-вращение.

Рисуем лепестки, возьмем кисть с красной краской: нажим-поворот.

Прорисуем тычинки цветков: нажим-оторвать.

Молодцы. Покажите друг другу, что у вас получилось.

 

Высказывают предложения о ходе работы: подготовить фон для рисунка, продумать сюжет рисунка, перенести рисунок на фон, украсить рисунок иероглифом.

Организуют рабочее место.

Тонируют лист бумаги по инструкции.

Рисуют ветку сакуры.

Ф, И

Табличка со словом «суми-е»

Рисунок с изображением веточки сакуры.

П - принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

К - преобразовывать информацию, полученную в словесной форме в форму рисунка.

Р - выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Участвовать в творческом, созидательном процессе;

- получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

V этап. Рефлексия учебной деятельности.

 

Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности.

Словесный

Итак, ребята, вы славно потрудились.

Организация выставки работ учащихся.

Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой?

Достигли мы цели?

Выставление оценок.

Спасибо за урок.

Называют тему и цель урока.

Определяют степень  достижения цели.

Ф

 

 

П - умение обобщать полученные знания.

Формирование собственного отношения к изучаемому.

 

Практикант допущен к проведению занятия.

 

Подпись учителя: ____________

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Актуализация знаний учащихся о

Актуализация знаний учащихся о

В чем необычность этого стихотворенья?

В чем необычность этого стихотворенья?

Японии. Вывешивает на доску карточку со словом «сакура»

Японии. Вывешивает на доску карточку со словом «сакура»

Чем еще украшали художники свои пейзажи?

Чем еще украшали художники свои пейзажи?

Догадайтесь, что мы будем изображать сегодня?Слушают японское стихотворение

Догадайтесь, что мы будем изображать сегодня?Слушают японское стихотворение

Цвета: желтый, оранжевый, красный, бордовый, фиолетовый

Цвета: желтый, оранжевый, красный, бордовый, фиолетовый

Рисуем маленькие ветки: нажим-потянуть-оторвать

Рисуем маленькие ветки: нажим-потянуть-оторвать

V этап. Рефлексия учебной деятельности

V этап. Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2023