Технологическая карта логопедического занятия
Авторы, разработчики
Должность
Образовательное учреждение
Ивко Наталия Владимировна
Учительлогопед
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
Предмет
Класс
Группа
Период обучения
Тип урока
Тема урока
Цель урока
Задачи урока
Логопедическое занятие
1 класс
ФФНР, ФНР
Первый год обучения
Урок комплексного применения ЗУН.
Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж Ш.
Формировать умение различать на слух и в произношении звуки [Ж], [Ш], различать образ букв Ж Ш.
коррекционнообразовательные:
закрепить представление о механизме образования звуков [Ж], [Ш];
повторить сравнительную характеристику звуков [Ж], [Ш];
закрепить правила написания сочетаний ЖИ ШИ.
коррекционноразвивающие:
формировать навык фонематического анализа и синтеза;
совершенствовать артикуляционную моторику;
способствовать развитию фонематического слуха; развивать мелкую моторику;
обогащать словарь.
воспитательные:
_ воспитывать уважительное отношение к престарелым людям, любовь к старшим членам семьи;
воспитывать у обучающихся положительное отношение к логопедическим занятиям;
способствовать формированию навыка самоконтроля.
Актуальность данной работы определяется многообразием дефектов, их клинических и психолого
педагогических проявлений, важностью и своевременностью модернизации процесса коррекционного
обучения, оптимизацией практической помощи на основе включения информационных технологий в
логопедическую работу с детьми с ОВЗ.
Информационные, организации самостоятельной работы, здоровьесберегающие.
Создание средств обучения, основанных на информационных технологиях и их применение в коррекции
устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ позволяет эффективней мотивировать детей к
трудным для них видам учебной деятельности, моделировать сложные и недоступные
непосредственному наблюдению объекты познания в необходимых знаковых формах, создавать
дополнительные визуальные опоры для анализа ребенком собственной деятельности, расширять
возможности качественной индивидуализации обучения детей с особыми образовательными
потребностями.
Компьютер, проектор, динамики, ноутбуки по количеству учащихся.
1. Игратренажер «Логозаврия»
2. Видеоресурс. Физкультминутка «ЧУДАРИКИ»
3. Ю.Е.Розова, Т.В.Коробченко,«УЧИМ БУКВЫ!ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ПЕРИОД
ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ», 2016г.
Актуальность
Используемые технологии
(элементы технологий)
Новизна
Необходимое аппаратное и
программное обеспечение
(локальная сеть, выход в
Интернет, мультимедийный
компьютер, программные
средства)
Литература и интернет
ресурсы Конспект занятия
I.
Этап занятия
Организационный
момент
Деятельность логопеда
Проверяет готовность учащихся к уроку,
создаёт
эмоциональный
настрой.
положительный
II.
Сообщение темы занятия Узнавание букв на ощупь. Формулирует
III.
Артикуляционная
гимнастика
задание, подводит учащихся к формулированию
темы и целей занятия.
Какие звуки обозначаются этими буквами?
Загадывает загадки:
1.На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка
Мой любимый…….
2. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша……..
Формулирует
выполнение работы.
Толстые внуки приехали в гости
(надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости
(втягиваем щёки).
задание и контролирует
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы учителя.
Информационное
сопровождение
Выполняют
задание,
формулируют тему занятия,
отвечают на вопросы
Отгадывают загадки.
Выполняют
упражнения, используя зеркала.
артикуляционные Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
(губы в широкой улыбке, видны верхние и
нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись
(губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы
(снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы
(широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи
(соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим
(повторение этих движений языком в
положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы и рот прополощем
(поочерёдное надувание щёк — губы не
пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи
(одновременное надувание обеих щёк с
последующим выпусканием воздуха через
губы).
Блюдца поставим – положат блины нам
(широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо
(подуть на широкий язык).
Блинчик жуём, завернём и прикусим
(жуём распластанный язык, потом прикусываем
его, завернув за нижние зубы).
Блинчик с вареньем малиновым вкусным
(облизываем широким языком верхнюю губу
спереди назад). Чашки поставим, чтоб чаю налили
(Широкий язык загибаем кверху чашечкой)
На нос подули – мы чай остудили.
(Подуть с «чашечки» вверх.)
Чаю попили – никто не обижен.
(«Чашечка» двигается вперёдназад.)
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
(кончик языка облизывает губы по кругу).
Организовывает беседу:
Кто из животных шипит?
Кто из животных жужжит?
IV.
Развитие
фонематического слуха
V.
Дифференциация звуков
[Ж] [Ш].
уточнение артикуляции
согласных звуков [Ж],
[Ш];
Организует беседу по уточнению и
конкретизации первичных знаний, организует
обсуждение способов решения проблемы,
подводит обучающихся к выводу.
Как правильно произносится звук [Ж]?
Как произносится звук [Ш];
Чем отличаются звуки по произношению?
Выполняют задания логопеда,
связывая звук с движением рук.
Звук [Ш] – девочки шипят как
кошки и демонстрируют
коготки.
Звук [Ж] –мальчики
жужжат как жуки и машут
руками.
Отвечают на вопросы логопеда,
опираясь на зрительные опоры.
Когда мы произносим звук [Ж],
губы окошком, язык в виде
чашечки,
голосовые складки
дрожат,
воздушная струя
тёплая.
Когда мы произносим звук [Ш],
губы окошком, язык в виде
чашечки, голосовые складки не
дрожат,
воздушная струя
тёплая.
характеристика звуков
[Ж], [Ш];
Дать характеристику звуков [Ж], [Ш],
используя зрительную основу.
Какой же орган речи будет нам помогать
различать звуки [Ж], [Ш]?
Организует выполнение работы, контролирует
выполнение.
Записывает схему характеристики звуков на
доске.
соотнесение звука с
буквой;
Какой буквой обозначается на письме звук
[Ж]? звук [Ш]?
VI.
Развитие мелкой
моторики.
Организует выполнение упражнений, создаёт
эмоциональный
контролирует
выполнение.
Покажите с помощью своих пальчиков и
карандаша буквы Ж, Ш.
настрой,
Поразному работают
голосовые связки.
звук[Ш] – согласный, непарный,
глухой, твердый.
звук [Ж]– согласный, непарный,
звонкий, твёрдый.
Будут помогать голосовые
связки. При звуке [Ж] они
работают, а при звуке [Ш] нет.
Выполняют работу в тетради.
Буквой Ж.
Буквой Ш.
Выполняют упражнение. VII.
Дифференциация
звуков [Ж] [Ш] в
словах.
правописание
буквосочетаний жи
ши.
Закончить слова слогом ЖИ или ШИ
(с перекидыванием мяча)
Какое правило правописания существует в
русском языке, которое связано с
звукосочетаниями ЖИ ШИ?
выработка алгоритма
правильного написания
слов с буквами Ж,Ш.
Задает вопросы, знакомит с алгоритмом.
Что необходимо сделать, чтобы правильно
написать слова с буквами Ж,Ш ?
VIII.
Самостоятельная
работа.
IX.
Физкультминутка.
самостоятельную работу
осуществляет
Обеспечивает
учащихся с компьютером,
индивидуальную помощь.
Организует учащихся, создаёт эмоциональный
настрой.
этажи
ужи
ножи
малыши
ландыши
стрижи
Вспоминают правило.
(ЖИШИ пиши с буквой и).
(Совместно с логопедом).
Алгоритм:
1. Произнести слово правильно;
2. Выделить сомнительный звук.
3.Проверить работу голосовых
связок: если голосовые связки
работают, то пишу букву Ж,
если не работают, то пишу
букву Ш.
Работают на индивидуальных
компьютерах.
Выполняют движения, повторяя за
героями.
X.
Дифференциация
звуков [Ж], [Ш] в
предложении.
Организовывает беседу:
Какое слово с изучаемым звуком услышали в
песенке Чудариков?
Отвечают на вопросы:
штурвал.
Игратренажер
«Логозаврия»
(выбери жш. 48)
Видеоресурс.
Физкультминутка
«ЧУДАРИКИ»
Картинка
изображением
штурвала.
с Зачем пилоту нужен штурвал?
управлять самолетом.
составление
предложения из слов;
Вывешивает на доску слова: штурвал, держит,
крепко, Пилот.
признаки
предложения;
Организовывает беседу:
Что вы записали?
По каким признакам можно утверждать, что
это предложение?
Составляют из слов предложение
и записывают его в тетрадь.
Подчеркивают букву Ш одной
чертой, Ж двумя.: Пилот крепко
держит штурвал.
Отвечают на вопросы:
Предложение состоит из слов,
связанных между собой по
смыслу.
Слова в предложении пишутся
раздельно.
Первое слово в предложении
пишется с заглавной буквы.
В конце предложения стоит
точка.
Меняются тетрадями, выполняют
правильность выполнения задания.
Заполняют
мнемотаблицу,
повторяют стихотворение хором.
взаимопроверка.
XI.
Дифференциация
звуков [Ж], [Ш] в
тексте.
XII.
Подведение итогов
Читает стихотворение:
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел
Бежал он в школу и вспотел.
Предлагает повторить стихотворение детям
наизусть.
Предлагает заполнить мнемотаблицу для
облегчения запоминания.
Заполняет мнемотаблицу на доске.
Организует беседу,
связывая результаты Дети дают ответы, отмечают соответствующий смайл.
занятия. Рефлексия.
занятия с её целями, подводит обучающихся к
необходимости пользования алгоритмом для
правильного написания слов с оппозиционными
звуками, побуждает к высказыванию своего
мнения.
Что необходимо сделать, чтобы не
ошибиться в правописании слов с буквами Ж
Ш?
Что было уже легко?
В чем затруднялись?
Что нужно делать, чтоб этих трудностей
не было?
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ж], [Ш]. Букв Ж -Ш" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.