Технологическая карта "Осенины" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий интегрированного урока. ФГОС второго поколения. Литература-Технология. Технологическая карта урока Дата проведения урока: 27. 10. 2014. Класс: 5 «Б» Тема урока: « Осенины» Тип урока: комбинированный. Оборудование: мультимедийное сопровождение: презентация, музыка. Заготовки для практических заданий. Планируемые результаты: 1)Предметные - учащиеся ознакомятся с русским народным праздником «Осенины», выполнят практические задания на данную тему. 2) Метапредметные (УУД):- регулятивные – определение технологической последовательности выполнения практического задания. - коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы. - познавательные - выбирать наиболее рациональные способы изготовления поделок и проводить сравнительный анализ.
Иконка файла материала конспект.docx
Сценарий интегрированного  урока. ФГОС второго поколения. Литература­Технология. Технологическая карта урока                                 Дата проведения урока:   27. 10. 2014.                          Класс: 5   «Б»                   Тема урока: « Осенины»        Тип урока: комбинированный.        Оборудование:   мультимедийное   сопровождение:   презентация,   музыка. Заготовки для практических заданий.          Планируемые результаты: 1)Предметные   ­   учащиеся   ознакомятся   с     русским   народным   праздником «Осенины»,  выполнят  практические задания на данную тему.  2) Метапредметные (УУД):­ регулятивные –     определение технологической  последовательности выполнения   практического  задания.    ­   коммуникативные   ­   умение   работать   в   группе   при   выполнении   задания, умение вести сотрудничество с учителем,  разрешать конфликтные ситуации, адекватно   воспринимать   и   вырабатывать   уважительное   отношение   к сверстникам в ходе совместной работы. ­ познавательные ­ выбирать наиболее рациональные способы   изготовления поделок  и проводить сравнительный анализ.     3)Личностные   –   умение   проводить   развивать  трудолюбие,  воспитывать аккуратность и опрятность в работе.   Кабинет дополнительно оформлен выставкой работ учащихся: «Необычный, волшебный овощ»     самоанализ   выполненной   работы,   Этап урока   Цель   Деятельность учителя     Деятельность ученика Формируе мые УУД №    э т а п а у р о 1к а 1 .   Вводная  часть.  Рассказа ть   учителю  об  «Осенин ах» на  Руси.    Показать . слайды  презента ции.    Мотивац ия  (самоопр еделение )  к  учебной  деятельн ости.            Добрый день, дорогие друзья!  Мы рады видеть вас на нашей  конкурно­развлекательной  программе «Осенины».  Располагайтесь по удобнее,  смотрите, слушайте, участвуйте.  Слайд 1 (звучит песня  «Осенины на Руси»)  Слайд 2   ­ Ребята,  а что означает слово  «Осенины»? Для названия  сегодняшнего праздника оно  выбрано не случайно, ведь по  старинному календарю начало  осени приходилось на 14  сентября. Слайд 3.  Первый Вселенский собор  (325г.)  установил  этот день  началом года. По православному  преданию, в сентябре был  сотворен мир. Слайд 4.   «Осенины» – первая встреча  осени. В этот день полагалось  «вытереть» с помощью дощечек  «новый» огонь и с этим чистым  огнем начинать «засидки», или  посиделки. С этого дня на Руси  начинали праздновать осенние  свадьбы ( до 15 ноября),  переселялись в новые дома,  осуществляли обряд «пострига»  (посвящение)  мальчиков,  достигших семи лет, в отроки,  отмечая их новую роль в общине.     К праздничному дню первых  «Осенин» был приурочен  древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых  обитателей русского лета.  14 сентября ­ начало Бабьего  лета,  которое длится в  некоторых  областях  до четырех недель. Подметили: если на                      Включение  в учебную  деятельнос ть на  личностно  значимом  уровне. 1.Организо вать  актуализац ию  требований  к ученику  со стороны  учебной  деятельнос ти («надо» ) Предполагаемы е ответы: ­ Осенины – это праздник в  честь  наступления  осени. ­ Осенины – это именины осени. ­ Это праздник  тех, кто  родился осенью.         ­ Л.  Самоопред еление,  самооргани зация. ­ К.  Планирован ие.  совместног о  сотрудниче ства со  сверстника ми и с  учителем. ­Р.  Способност ь  прогнозиро вать  деятельнос ть на уроке. 22.  Организова ть  деятельнос ть по  установки  тематическ их рамок  («могу» )    3. Создать  условие для возникнове ния у  ученика  внутренней  потребност и  включения  в учебную  деятельнос ть  («хочу» ). Семена ­ день ясен, то Бабье лето будет теплым, да и зиму ждать  теплую.  Слайд 5.  21 сентября – вторые»  Осенины», день рождества  Пресвятой Богородицы. Рано  утром женщины и девушки  выходили к берегам рек, озер и  прудов встретить «Осенину»   овсяным хлебом с киселём. В  сознании русского человека её  образ сливался с образом  Богородицы, посему обращались  к ней: «Богородица Пречистая,  избави от маеты, надсады, от  других отведи, моё житие­ бытие освяти!» По обычаю  в этот  день все  родные и знакомые ходили в  гости новобрачным, чтобы «  поучить их  уму ­ разуму».  Молодая хозяйка готовила    особый круглый пирог: « К  нашей хлеб ­ соли  милости  просим!».   После сытного обеда молодая  хозяйка  показывает дом, а  молодой хозяин двор, амбар,  сарай, сад. Все вместе собором  чествовали Солнце.  Слайд 6.  С 21  сентября  считалось, что всякому лету –  Аминь. Осень  вступила в свои  права. По сути, это  религиозный  праздник  астрономического   осеннего равноденствия. Вторые  «Осенины»  соединяют как бы  два праздника: земной и  духовный. По своей духовной,  небесной природе вторые  «Осенины» – день рождения  Девы Марии, Матери Иисуса  Христа, а по своей  земной сути­  это праздник урожая,  сопровождающийся играми,  конкурсами, песнями, веселыми    3соревнованиями.  Вот и сегодня  наша программа  соединит в себе и праздник урожая, и шуточные  конкурсы. В программе  принимают  участие  три команды: пусть о  себе они сами и расскажут. Слайд 7.     Перед началом соревнований  предлагаем вам небольшую  разминку.  Это очень простая  игра,  которая называется  «Рифмофокусы». Зачитываем   вам стихотворение,  а вы должны его закончить  быстро и  правильно.     Знают Петя и Алена, что банан  всегда…  На столе – лимончик гладкий, а  на вкус он очень…  Вот арбуз – большой и спелый  — а разрежешь – очень… Огурец возьми любой, он по  цвету…  Сухофрукт полезен очень,  посмотри, какой он …  Его не съешь как, как лист  капустный, острый перец очень…      Вы, конечно,  знаете, что каждое время года имеет свои приметы.   Например, весна ­ это посадка  овощей,  зима ­  утепление домов и новогодние праздники,  лето,  естественно каникулы.  А знаете     2 . «Рифмо­ фокусы»    Актуализ ация  знаний и  фиксиро вание  индивид уального  затрудне ния в  пробном  действии . 3. Народны е  приметы.     Целеполага ние и  постановка  задач.  Систематиз ировать  имеющиеся  у учащихся  знания. Мотивиров ать к  пробному  учебному  действию  ( «надо»,  «могу»,  «хочу»).  Организова ть  самостояте льное  выполнение пробного  задания. Вспомнить,  Р.  Выполнени е пробного  учебного  действия. ­К. Учёт  разных  мнений,  выражение   своих  мыслей с  достаточно й полнотой  и  точностью. Горький Сладкий Кислый Красный. Зеленый. Сухой.  Горький.                   Сухую осень   4повторить  или узнать   народные  приметы. ли вы приметы осени?  Это мы  сейчас и проверим.   Я зачитываю вам  первую половинку народной приметы. А вы должны её  продолжить. Слайды 8­16.  ­ Гром в сентябре  предвещает….. ­ Облака редкие ­ будет ясно и  … ­  Если  осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна  будет… ­ Осенью птицы летят  низко… ­ Осенний  иней…  ­ Кроты и мыши делают большие запасы.. 4.   ­ Лист  хотя и пожелтел, но  опадает слабо… Соедини ть  пословиц у.  ­Если  в октябре лист с березы  опадет не чисто…  Вспомнить  народные  пословицы.  Слайд 17.  ­Весна красна цветами, а  … холодно     ранняя, а если  снизу ­ поздняя.    К холодной. А  высоко – к  теплой зиме.     К сухой и  солнечной  погоде, к теплу.    К суровой  снежной  зиме.   Морозы  наступят не  скоро.  Жди суровую  зиму.  Осень снопами. Считают.  Зима ­  подбериха. За все спросит. Осень  дождлива, да  сытна.  После обеда –  5­ Цыплят по осени…   ­Осень запасиха,  ­Придет  осень… ­ Весна красна, да голодна, … ­ В октябре до обеда осень… ­Октябрь землю покроет, где  листком, … ­ В ноябре снега надует.. ­ В октябре ни на колесах… ­ В осеннее ненастье семь погод  на дворе: Слайды 18­20.    Вам необходимо изобразить  пословицу.  1) –Не имей сто рублей. А  2) имей сто друзей.  ­У  семи нянек дитя без  глаза. 3) – Дареному коню в зубы  не смотрят. зима.  Где снежком.  Хлеба  прибудет. Ни на санях.   Сеет,  веет,  крутит, мутит,  ревёт, сверху  льет и снизу  метет.   Действие,  чтобы понять,  что я  знаю и  самому найти  способ  решения.  ЗАТРУДНЕНИ Е!  ПОДУМАТЬ!  Нарисовать,  работая в  сотрудничестве  со всеми  членами  команды.  Обсудив, решив и приняв  единственное  общее мнение,   воплотить его  на листе  бумаги. П. анализ,  синтез,  обобщение.  Формулиро вка  проблемы.  Структурир ование  знаний. ­К.  выражение  своих  мыслей с  достаточно й полнотой  и  точностью.  Изображен ие своих  мыслей на  листе  бумаги и из  предложенн ых  материалов. Л.самоопре деление,  смыслообра зование,сам остоятельн ое  6 Нарисова ть  русско­ народну ю  пословиц у. 5. 6.Изготови ть из  различно го  материал а   осеннее  дерево. Постановка цели  учебной  деятельнос ти, выбор  способа и  средств её  реализации. 1.Организо вать  фиксацию  места, где  возникло  затруднени е. 2.организов ать  соотнесени е своих  действий с  использова нием  эталона. 3.На этой  основе  организоват ь выявление и причины  затруднени й, тех  конкретных знаний или  умений,  которых  недостаёт  для  решения  исходной  задачи.  Выполнить  аппликацию на  заданную тему с применением  бросового  материала.   Учитель предлагает зарисовки в  технике «Выдувание» и  предлагает создать поделку ­  картину   « Ода осени»     ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Через 5 минут: ­ У кого нет результата? ­ Кто смог выполнить задание?   выделение  и  формирова ние  познаватель ной цели. ­П. выбор  наиболее  эффективн ых  способов   решения  задач ­ Р.планиров ание,  прогнозиро вание, учёт  разных  мнений. ­ К.аргумент ация своего мнения и  позиции с  коммуника ций, учёт  разных  мнений. 787 .   Литерату рный  конкурс.  8.  « Пользы для, …  вопросы  о пользе  овощей.» Участники каждой команды  подготовили стихотворения об  осени, сейчас они нам их  прочитают. Слайд 39. Какие красивые слова! Издавна  все поэты воспевали осень,  говорили ей «Спасибо».  Осень дивная! Осень славная! Спасибо тебе за дни твои  погожие! Спасибо за листопад веселый! За красоту лесов и полей­  спасибо! Слайд 40.   Осень величавая!  Осень сытная!  Спасибо за хлебушек душистый,  за яблоки ароматные,  за богатый урожай спасибо!   Вспомним правила работы в  группе. Из предложенной классификации овощей необходимо выбрать:   корнеплоды, клубневые,  капустные, тыквенные, бобовые,  листовые. Заполнить  предложенную табличку.      Через 5 минут ответственный  защитит перед  классом работу  в группе.  Участники  команд читают  стихи об осени.      Знать  кулинарную    классификацию  овощей.   Будем  выполнять  практическую  работу в  группах.  Обсуждает  и  вспоминает,   работаем на  общий  результат. В  группе должен  быть  ответственный.  Своё мнение и  Организова ть  построение  проекта   ответов из  предложенн ых  материалов .  1.  Учащиеся  уточняют и  согласовыв ают   ответы. 2.  формулиру ют шаги,  которые  необходимо 99.  Реализац ия  построен ного  проекта.  «  Осеннее  украшен ие» несогласие   высказывай  вежливо, ели не  понял,   переспроси. ­корнеплоды. ­ клубнеплоды. ­ тыквенные. ­ бобовые.  Листовые. Учащиеся  работают с  предложенным  шаблоном,  украшают  различными  материалами  девушку осень.      сделать для реализации  поставленн ой цели. ­   Брюква, свекла, морковь, репа, редис, хрен. ­ картофель, земляной миндаль.  ­ огурец, тыква, кабачок,   патиссон.  ­ горох, фасоль, бобы, соя.  ­ салат, кресс­ салат.  Как  красива осень! Её   изображают  на своих картинах  великие художники,  воспевают в песнях  знаменитые композиторы и поэты. Стараются запечатлеть   фотографы. Осень красива сама  по себе, но и украшает  все  вокруг, вот и сейчас каждая  команда  украсит свою девицу­  Осень из предложенных  материалов.  Модельеры трудились над  изготовлением осеннего  костюма. И сейчас наши  знаменитые кутюрье  представят  нашему вниманию свои шедевры. Построение и фиксация нового  знания. 1.Организо вать  реализацию проекта в  соответств ии с  планом. 2.  Организова ть  уточнение  общего  характера   нового  знания. 3. Дать  название  полученной работе.   ­Л. .  Осознание  ответственн ости за  общее дело. ­П.  Классифик ация,  познаватель ная  инициатива, выдвижени е гипотез, и их   обосновани е,  самостояте льное  выделение  и  формулиро вание  познаватель ной цели,  построение  логической  цепи  рассуждени й. ­ К­.формули 10рование и  аргументац ия своего  мнения и  позиции в  коммуника ции, учёт  разных  мнений,  достижение договорённ остей и  согласован ие общего  решения.  Практичес кое  выполнение . ­П.  рефлексия  способов и  условий  действия,  контроль и  оценка  процесса и  результата  деятельнос ти. ­Л.  Самооценка на основе   критерия  успешности ,  адекватное  понимание  причин  успеха и  неуспеха в  учебной  деятельнос ти. ­ К.планиров ание  11 Мы узнали  многое  о  русско  народном  празднике  «Осенины».  Пока жюри подводит итог  нашей конкурсно­развлекательной  программе мы подведём  свои  итоги. Какие новые знания вы сегодня  получили? Когда эти знания  вам  будут необходимы, где вы  сможете их применить? Оцените свою работу  в  конкурсно­развлекательной  программе. Дома приготовьте и напишите  рецепт вашего любимого блюда  из овощей.. 10 .  Рефлекс ия  учебной  деятельн ости. Соотнесени е цели  урока и его  результатов ,  самооценка работы на  уроке,  осознание  метода  повторения нового  знания. 1.организов ать  рефлексивн ый анализ  учебной  деятельнос ти с точки  зрения  выполнения    требований, известных  учащимся. 2.организов атьоценивание  учащимися  собственно й  деятельнос ти  на  уроке.   учебного  сотрудниче ства. 12