Цель деятельности учителя: Показать практическое применение понятия масштаба, формулировать вычислительные навыки; проверить знания и умения по изученному материалу; воспитывать аккуратность и дисциплинированность; умение работать в тишине, помогать товарищам.
Универсальные учебные действия: Познавательные: проводят информационно – смысловой анализ текста и лекции; осознанно владеют логическими действиями определений понятий, обобщения, установления аналогий, умением устанавливать причинно- следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют альтернативные пути достижения.
Коммуникативные: умеют применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач, работать в группе.
Личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
Технологическая карта урока. Н.Я.Виленкин.Математика.6 класс.ФГОС
Учитель математики МБОУ «ООШ №21» АГО Емельянова Ирина Валентиновна.
Тема: Масштаб
В теме второй урок.
Цель деятельности учителя
Показать практическое применение понятия масштаба, формулировать вычислительные навыки;
воспитывать аккуратность и
проверить знания и умения по изученному материалу;
дисциплинированность; умение работать в тишине, помогать товарищам.
Термины и понятия
Масштаб , расстояние на местности, карта, прямая пропорциональность.
Предметные умения
Умеют объяснять, что такое масштаб,
точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи с
применением математической
терминологии.
Формы работы
Образовательные ресурсы
Цель деятельности
Выявить трудности, возникшие при
выполнении домашнего задания.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Познавательные: проводят информационно – смысловой анализ текста и лекции; осознанно
владеют логическими действиями определений понятий, обобщения, установления аналогий,
умением устанавливать причинно следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют альтернативные пути
достижения.
Коммуникативные: умеют применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач, работать в группе.
Личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Учебник
Задания для фронтальной, индивидуальной, парной работы.
I этап. Проверка домашнего задания
1. Что называется масштабом карты?
Совместная деятельность
2. В каком масштабе изображен на чертеже напильник, если длина на чертеже 4 см, а вдействительности его длина равна 24 см? 4 : 24 = 1 : 6
3. Расстояние между двумя пунктами на местности 32 км, а на карте 16 см. Найдите
масштаб. 16 : 3200000 = 1 : 200000
4. Что значит масштаб 1:800000?
II.
Устный счет
1. Найти число, если 1% его равен 6 (600)
2. Найти 2% от 500; 700; 900 (10; 14; 80)
3. Сравнить: 20% от 50 и 50% от 20 Решение:
4. Решить уравнения: 0*х = 0 (х любое число)
4х=4 (х=0)
4*х = 0 (х=0) 4х=0 (х=4)
0*х = 4 (решения нет) х4 = 0 (х=4)
Цель деятельности
Совершенствовать навыки в решении
задач на изученную тему
II этап. Решение задач
1. Работа с учебником стр.134 задача 2
Совместная деятельность
2. Решить задачу, оформить в виде таблицы (один ученик у доски)
Задача: длина отрезка на местности 300 км. Найти длину соответствующую отрезка на карте,
если масштаб карты 1:1000000
Решение: Пусть х км длина отрезка на карте.
на карте
на местности
расстояние
х см
300 км = 30000000 см
масштаб
1
1000000х : 30000000 = 1 : 1000000; х = 30000000 : 1000000 = 30
Ответ: 30 см длина отрезка на карте
3. Решить самостоятельно (после разбора) задачу № 822
Решение:
пусть х см расстояние в тетради
в тетради
на местности
расстояние
х
10000 км = 1000000000 см
масштаб
1
1000000 0
х : 1000000000 = 1 : 10000000 х=100
100 см = 1 м
Ответ: на одном месте тетради не уместится
Дополнительно: № 826 (а)
Пусть х см длина линии на карте
на карте
на местности
расстояние
х
3140 км = 314000000 см
масштаб
1
10000000х = 31,4
31,4 см длина линии на карте
Ответ: 31,4 см
Цель деятельности
Создать условия для формирования
навыков решения задач.
III этап. Работа в парах
Задание для самостоятельной работы
Задание: подсчитать в какую сумму обойдется ремонт полов в заданном помещении из данного
материала. План квартиры на рисунке 37 стр. 135. М = 1 : 100
Цены: линолеум 400 р за 1 кв.м
кавролин 300 р за 1 кв.м
паркет 600 р за 1 кв.м
Алгоритм работы (составить с учащимися)
4. Измерить длину и ширину большей комнаты.
5. Перевести с помощью масштаба в реальные размеры
6. Найти площадь комнаты
7. Выбрать покрытие полов8. Подсчитать расходы на материал для ремонта
Решение:
на плане
реальная
a.
Пусть х длина комнаты
длина
4,2 см
х
масштаб
1
100
х = 4,2*100 = 420
420 см = 4,2 м
Пусть х ширина комнаты
на плане
реальная
ширина
2,2 см
х
масштаб
1
100
х = 2,2*100 = 220
220 см = 2,2 мЦель деятельности
Проверить умение применять
теоретические знания при решении
задач.
b. S = 4,2 * 2,2 = 9,24 (кв.м)
c. линолеум 400*9,24 = 3696 (руб)
кавролин: 300 * 9,24 = 2772 (руб)
паркет: 600 * 9,24 = 5544 (руб)
IV этап. Самостоятельная работа
Задания для самостоятельной работы
1 вариант
1. Какую длину имеет на карте отрезок,
изображающий расстояние 45 км, если
масштаб карты 1 : 1000000
2. Отрезку на карте 2 см соответствует
расстояние на местности в 30 км
а) каков масштаб
б) какому расстоянию на местности
соответствует отрезок на карте в 4,5 см?
2 вариант
1. Какую длину имеет на карте отрезок,
изображающий расстояние 85 км, если
масштаб карты 1 : 10000000
2. Отрезку на карте 3 см соответствует
расстояние на местности в 36 км
а) каков масштаб
б) какому расстоянию на местности
соответствует отрезок на карте длиной
2,7 см?
1. Пусть х см длина отрезка на карте
1. Пусть х см длина отрезка на карте
Решение
На карте
На
местности
расстояние масштаб
х
45 км =
4500000 см
1
1000000
На карте
На
местности
расстояние масштаб
х
85 км =
8500000 см
1
1000000
х = 4,5
х = 8,5
Ответ: длина отрезка на карте 4,5 см
Ответ: длина отрезка на карте 8,5 см2.
а) 36 км = 3600000 см
а) 30 км = 3000000 см
3 : 3600000 = 1 : 1200000
2 : 3000000 = 1 : 1500000
б) Пусть х расстояние на местности
расстояние масштаб
4,5 см
х
1
1500000
На карте
На
местности
б) Пусть х расстояние на местности
расстояние масштаб
2,7 см
х
1
1200000
На карте
На
местности
х = 1500000*4,5 = 6750000
х = 1200000*2,7 = 3240000
6750000 см = 67500 м = 67,5 км
3240000 см = 32400 м = 32,4 км
Ответ: расстояние на местности 67,5 км
Ответ: расстояние на местности 32,4 км
Деятельность учителя
V этап. Итоги урока. Рефлексия
Деятельность учащихся
1. Что означает масштаб
Домашнее задание: п.23 № 844, 845, 846 (б) стр. 137, доп. ; 841
карты 1:30000?
2. Какой надо выбрать
масштаб, чтобы 300 м наместности были равны 1
см на карте? (1 : 30000)
3. Где в практической
деятельности человек
пользуется понятием
"масштаб"?