Технология использования визуального расписания учителем-дефектологом в рамках индивидуальных занятий с обучающимися с РАС
Оценка 4.8

Технология использования визуального расписания учителем-дефектологом в рамках индивидуальных занятий с обучающимися с РАС

Оценка 4.8
Педсоветы +2
pdf
дефектология +1
1 кл—4 кл
23.04.2020
Технология использования визуального расписания учителем-дефектологом в рамках индивидуальных занятий с обучающимися с РАС
Технология-использования-визуального-расписания-учителем-дефектологом-с-обучающимися-с-РАС.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Начальная  школа - детский сад  для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

/МБОУ НШДС ОВЗ/

141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а. тел/факс: (495)581-72-22   /[email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД 

«Технология использования визуального расписания  учителем-дефектологом в рамках индивидуальных занятий  с обучающимися с РАС»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-дефектолог

Мефодичева Александра Константиновна

 

 

 

 

 

 

2018-2019 уч.год

 

На современном этапе развития образования детей с расстройствами аутистического спектра, появляются всё новые методы и технологии обучения.

Одним из них является система визуальной поддержки.

Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.

В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Исследования показали очень высокую эффективность визуальной поддержки при аутизме.

Визуальная поддержка для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) применяется по двум основным причинам. Она облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию ребенка с другими людьми. Почему визуальная поддержка так важна?

Основные признаки РАС — трудности с социальным взаимодействием, проблемы с использованием речи, а также ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Визуальная поддержка может помочь во всех трех областях.

Во-первых, детям с РАС может быть трудно понять социальные знаки во время повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут не понимать, чего от них ожидают в социальных ситуациях, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной социальной ситуации. Визуальная поддержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам, также дети с РАС могут сами использовать ее в социальных ситуациях.

Во-вторых, детям с РАС часто сложно понимать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чем нуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям донести до ребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижает проблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией. Визуальная поддержка поддерживает уместные и позитивные способы коммуникации.

Наконец, некоторые дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность. Визуальная поддержка помогает детям уделять внимание самым важным аспектам ситуации и справиться с переменами.

 

Виды визуальной поддержки:

Доска «Сейчас-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.

Доска Сейчас-Потом полезна, если вы учите ребенка с РАС следовать указаниям и обучаете его новым навыкам. Доска мотивирует ребенка сделать чтото, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Доска Сейчас-Потом также обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать доску Сейчас-Потом, то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки. Как этим пользоваться?

— Решите, какое задание ребенок должен выполнить сначала (это будет изображение под надписью «сначала»), и какое приятное занятие или награда ждет его сразу же после выполнения (картинка под надписью «потом»). То, что следует «потом» должно быть достаточно мотивирующим, только тогда есть высокая вероятность, что ребенок будет следовать вашей инструкции.

— Расположите на доске изображения (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые символизирует первое и второе занятие. Для размещения изображений можно использовать канцелярскую ленту-«липучку».

— Покажите доску ребенку вместе с короткой устной инструкцией.

Старайтесь употреблять как можно меньше слов, начните со слова «сначала».

Например: «Сначала надень ботинки, потом качели».

— По необходимости напоминайте ребенку о доске во время выполнения задания. Например: «Еще один ботинок, потом качели».

— Когда задание «сначала» выполнено, снова привлеките внимание ребенка к доске. Например: «Ты надел ботинки, теперь качели!». Немедленно предоставьте ребенку обещанный предмет или доступ к приятному занятию.

— Для того чтобы дети с РАС начали ценить доску Сейчас-Потом, они должны получать приятное занятие или желанный предмет сразу же после выполнения задания «сначала». В противном случае ребенок больше не будет доверять тому, что изображено на доске.

 

Визуальное расписание – это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события.

Визуальное расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность. Как этим пользоваться?

— После того, как ребенок понял концепцию визуальной последовательности благодаря доске Сейчас-Потом, вы можете переходить к более сложным расписаниям для различных событий в течение дня.

— Решите, изображения каких занятий должны быть в вашем расписании. Выбирайте только те занятия, которые действительно произойдут в данной последовательности. Старайтесь, чтобы в расписании чередовались приятные и не очень желательные для ребенка события.

— Расположите на расписании изображения выбранных событий (в виде фотографий, рисунков, написанных слов). Расписание может быть переносным, например, для него можно использовать специальную папку или канцелярский планшет. Дома расписание можно расположить на постоянном месте, например, на холодильнике или стене.

— Ребенок должен увидеть расписание до начала первого события согласно расписанию. Во время остальных событий расписание должно оставаться в зоне видимости ребенка.

— Когда должно начаться событие согласно расписанию сделайте подсказку с помощью короткой инструкции. Например, скажите: «Проверь расписание». Это поможет ребенку обратить внимание на следующее событие. Поначалу вам может понадобится физически направлять ребенка, чтобы он сверялся с расписанием (например, мягко подвести его за плечи к расписанию и указать на нужное событие его рукой). Постепенно вы будете уменьшать физические подсказки, чтобы ребенок начал самостоятельно пользоваться расписанием.

— Когда задание выполнено, подскажите ребенку снова свериться с расписанием, используя описанную выше процедуру, и переходите к следующему занятию.

— Хвалите ребенка и/или предоставляйте ему иные поощрения за то, что он следует своему расписанию, выполняет указанные в нем задания и переходит к следующим. Полезно использовать таймер, чтобы ребенок понимал, когда пора переходить к следующему занятию.

— Учите ребенка гибкости, добавляя в расписание неизвестное или неожиданное событие (например, с помощью карточки «ой!» или «сюрприз»). Начинайте обучение этой концепции, делая сюрпризом что-то приятное и желанное. Постепенно начинайте использовать карточку для любых неожиданных перемен в расписании.

 

Визуальные правила и инструкции

Визуальные правила и инструкции — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать, например, если ему нужно подождать.

Визуальные правила полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации. Ниже приводятся примеры, когда можно использовать такие визуальные подсказки.

— Чтобы сообщить о физических ограничениях в пространстве или занятии, например, знак «стоп», чтобы обозначить границу, за которую нельзя уходить.

— Чтобы показать, сколько раз ребенок может попросить какой-то предмет или занятие, прежде чем это станет невозможно. Например, это может быть картинка, обозначающая, что компьютер пока «недоступен». Или можно поместить три картинки с соком на холодильнике и снимать одну из них каждый раз, когда вы даете ребенку сок.

— Чтобы показать, что нужно чего-то подождать, но скоро желаемый предмет или занятие будут доступны. Например, для этого можно использовать карточку «жди» вместе с таймером.

Как этим пользоваться?

Начинайте обучать этим визуальным подсказкам в непродолжительных, ясных и простых ситуациях. Как только ребенок начнет лучше понимать смысл этих подсказок, вы сможете использовать их в более продолжительных ситуациях с более абстрактными правилами.

Разные виды визуальной поддержки могут облегчить коммуникацию с обучающимся с РАС и помогут позитивно справляться с различными учебными ситуациями.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

На современном этапе развития образования детей с расстройствами аутистического спектра, появляются всё новые методы и технологии обучения

На современном этапе развития образования детей с расстройствами аутистического спектра, появляются всё новые методы и технологии обучения

Доска «Сейчас-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений

Доска «Сейчас-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений

После того, как ребенок понял концепцию визуальной последовательности благодаря доске

После того, как ребенок понял концепцию визуальной последовательности благодаря доске

Чтобы сообщить о физических ограничениях в пространстве или занятии, например, знак «стоп», чтобы обозначить границу, за которую нельзя уходить

Чтобы сообщить о физических ограничениях в пространстве или занятии, например, знак «стоп», чтобы обозначить границу, за которую нельзя уходить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020