Конструкт пробного урока по технологии
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Лукояновой Валерии Юрьевны, студентки группы 36
Дата: 05.02.2020
Класс: 3 «Б»
УМК: «Школа России»
Программа: «Технология» (Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова)
Тема урока: Мосты
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся демонстрируют мотивацию к учебной познавательной деятельности, проявляют интерес к миру профессий, техники, мостостроению.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, умение организовывать своё место с учетом эргономичности и безопасности, умение определять задачи с помощью опорных слов;
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с нормами и правилами устной речи, умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
Познавательные УУД: анализ с целью выделения существенных признаков, умение применять полученные знания о конструкции мостов в самостоятельной деятельности, осознанное чтение, умение осознанно и произвольно высказываться в устной форме о виденных ими мостах, выбор оснований и критериев для сравнения мостов, умение обосновать свой ответ, умение осознанно высказывать своё мнение в устной форме.
Предметный: обучающиеся имеют представления об особенностях конструкций разных видов мостов в зависимости от их назначения, демонстрируют умение различать виды мостов, создают эскиз конструкции моста с опорой на полученные знания.
Задачи:
Воспитательная: смотивировать обучающихся к учебной познавательной деятельности, способствовать заинтересованности обучающихся к миру профессий, техники, мостостроению.
Развивающая: способствовать развитию
Регулятивных УУД: волевая саморегуляция, умение организовывать своё место с учетом эргономичности и безопасности, умение определять задачи с помощью опорных слов;
Коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с нормами и правилами устной речи, умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
Познавательных УУД: анализ с целью выделения существенных признаков, умение применять полученные знания о конструкции мостов в самостоятельной деятельности, умение осознанно и произвольно высказываться в устной форме о виденных ими мостах, выбор оснований и критериев для сравнения мостов, умение обосновать свой ответ, умение осознанно высказывать своё мнение в устной форме.
Образовательная: познакомить обучающихся с особенностями конструкций разных видов мостов в зависимости от их назначения, способствовать получению обучающимися умения различать виды мостов, способствовать созданию обучающимися эскиза конструкции моста с опорой на полученные знания.
Цель урока: формирование познавательных УУД в процессе учебно-познавательной деятельности: знакомство с видами и конструкцией мостов; применение полученных знаний в практическом задании.
Принципы обучения:
ü Принцип наглядности
ü Принцип систематичности и последовательности
ü Принцип доступности
ü Принцип научности
ü Принцип деятельности
ü Принцип психологической комфортности
ü Принцип минимакса
Принципы воспитания:
ü Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма
ü Воспитание через взаимодействие
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержание)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение)
ü Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (художественное слово)
ü Методы получения новых знаний (беседа, рассказ, организация наблюдения, работа с книгой, демонстрация)
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (практическая работа)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование, оперативный контроль)
Методы воспитания:
ü Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (педагогическое требование)
ü Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, использование занимательного материала)
ü Методы формирования познания (внушение)
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Обеспечение урока: Демонстрационное: презентация, аншлаги с названиями видов мостов: балочные, висячие, арочные, понтонные; аншлаги с новыми словами: балка, опора, арка/свод, пилон, пролётное строение.
Индивидуальные: альбомный лист, карандаш, учебник.
Информационное обеспечение:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс. Рабочие программы /Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2015
3. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс: учебник. /Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова - М.: Просвещение, 2016
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы
3. Решение проблемы
4. Первичное закрепление
5. Организация самостоятельной работы
6. Инструктаж домашнего задания
7.
Рефлексия
Ход урока
Этап урока, задача |
Методы обучения, воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат |
1. Организационно-мотивационный этап Задача: организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха) Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (педагогическое требование) |
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть, меня зовут Валерия Юрьевна, и я сегодня проведу у вас урок технологии. – Прошу обратить ваше внимание на порядок между рядами: застегните, пожалуйста портфели и повесьте их на крючки. – Сейчас тихо сядут девочки, а затем еще тише сядут мальчики. Сядьте правильно: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая. Молодцы! Прошу в течение урока соблюдать эти правила, следить за осанкой. – Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на весь урок. |
Обучающиеся демонстрируют: готовность к учебно-познавательной деятельности Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умение организовывать своё место с учетом удобств и безопасности). |
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы Задача: актуализировать социальный опыт обучающихся. Определить тему урока, поставить задачи. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержание) Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа) Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (художественное слово) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование)
|
– А какие изделия вы конструировали на прошлых уроках? (транспорт – дети приводят примеры транспорта: грузовой транспорт) – В современном мире нам не обойтись без транспорта! – Назовите виды транспорта, в зависимости от того, где он передвигается? (наземный, подземный, водный, воздушный) *показываю иллюстрацию с транспортом в разных условиях* – Сегодня на уроке, мы начинаем изучать новый раздел – «Человек и вода» – Для того чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку, слушайте внимательно. Прошу не выкрикивать ответы, а поднять руку, если вы отгадали ответ. Если речка широка И крутые берега, Чтоб до цели вам добраться И сухим притом остаться, Вам не нужен самолёт, Вертолёт и луноход. Ведь ответ загадки прост: Через речку строят ….(Мост) – Верно, тема нашего урока – Мосты. – Кто может сказать или предположить определение, что такое мост? – Я предлагаю прочитать определение на слайде. (Мост — искусственное сооружение, для перехода через реку, озеро, овраг, пролив или любое другое препятствие) – Ребята, наверняка, все вы видели мосты. Где вы их могли видеть? Какие из них вам запомнились? В каких городах? Чем запомнились? – Какие мосты бывают по конструкции? – Из каких элементов создаются мосты, какая у них конструкция? – А хотите ли вы узнать о них? – На эти вопросы мы с вами попытаемся ответить на уроке. – Какие задачи мы с вами можем поставить на урок? – Я предлагаю вам закончить предложения, для того чтобы поставить задачи на урок: § Я хочу узнать… § Я хочу научиться… – Я предлагаю обобщить все ваши предположения и поставить вот такие задачи: 1. Познакомиться с видами мостов 2. Научиться определять виды мостов – Сегодня мы познакомимся с видами мостов и их конструкциями, а на следующих уроках вы будете конструировать водный транспорт, который сможет проплыть под мостами. – Ребята, а как называется профессия человека, который занимается строительством мостов? (инженер-конструктор) |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умение определять задачи с помощью опорных слов); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и одноклассников) |
3. Решение проблемы Задача: познакомить обучающихся с историей мостостроения, видами мостов, их конструкцией |
Методы обучения: Методы получения новых знаний (беседа, рассказ, организация наблюдения, работа с книгой) Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, использование занимательного материала) |
– Мостостроение - это целая наука! Чтобы изучить ее хорошо, нужно закончить не один университет. Необходимо быть не только архитектором, художником, но самое важное инженером. – История мостостроения позволяет увидеть эволюцию развития поселений, городов. Мост выполняет связующее звено – он соединяет берега рек, горы, и даже иногда страны. Существует множество мостов, и выполняют они разные задачи. *Во время рассказа обучающиеся заполняют схему* *Знакомство с конструкциями, демонстрация, уточнение непонятных слов* – Мост – искусственное сооружение для перехода или переезда. Он является одним из древнейших инженерных изобретений человечества. Мосты возникли в глубокой древности – это были примитивные мосты, представлявшие собой перекинутое через ручей, реку, обрыв бревно. – Сейчас я предлагаю вам открыть учебники на странице 101 и прочитать два абзаца, для того чтобы познакомиться с информацией и ответить на вопросы. Читайте внимательно. – Что такое путепровод? – Продолжите определение: Виадук – это… – Скажите главные слова в определение понятия «мост» – Какие мосты появились после висячих? – А какие мосты строят в наше время? – Существует четыре основных вида мостов: арочный, балочный, висячий, понтонный. Такая последовательность отчасти отражает хронологию развития мостостроения. Все остальные мосты – вариации четырех основных видов. По конструкции мосты делятся на: балочные, висячие, арочные и понтонные. Балочные – самый простой вид моста, состоящий из опор и балок. Висячий – крупнейший по длине и высоте пролёта мост, в котором проезжая часть подвешена на гибких элементах (канатах, цепях). Арочные- мосты, основными несущими опорами которых являются арки или своды. Понтонные, или наплавные, - временные мосты на плавающих опорах. – Мосты строят из прочных металлов (сталь и алюминиевые сплавы), железобетона, природного камня, дерева, верёвки. Этапы сооружения моста: 1. При сооружении моста на первом этапе возводят опоры. 2. Далее с помощью монтажных кранов на них устанавливают пролётные строения. 3. Затем укрепляют конструкции и выполняют окончательное оформление (устанавливают освещение, скульптуры и т.д.) При строительстве больших мостов пролётное строение собирают на берегу, а затем перемещают по опорам с одного берега на другой. – Правильно освещённый мост кажется парящим в воздухе. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и одноклассников) Познавательные УУД (анализ с целью выделения существенных признаков, осознанное чтение). |
4. Первичное закрепление Задача: закрепить полученные знания о видах мостов на практической работе – определение вида моста в г. Каменск-Уральский. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний (организация наблюдения, беседа, демонстрация) Методы выработки учебных умений и накопления опыта (практическая работа) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, использование занимательного материала) |
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА – Я предлагаю провести зрительную гимнастику, для того чтобы ваши глаза немного отдохнули: Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. (закрывают глаза) Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (моргают глазами) А теперь мы глаза откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост) Нарисуем букву «О», получается легко. (глазами рисуют букву «О») Вверх глаза поднимем, а затем опустим вниз, (поднимают глаза вверх, опускают вниз) Влево, вправо посмотрим. (смотрят глазами влево - вправо) А сейчас заниматься вновь начнём. (закрывают и открывают глаза) – Сколько видов мостов мы выделили? (4) – Кто может назвать их? (понтонный, арочный, висячий, балочный) *на доске появляются аншлаги* – Какой из данных мостов самый простой в строительстве? (балочный) – Ребята, как вы думаете, у нас в Каменске-Уральском есть такие виды мостов? (да) – Верно, и сейчас я предлагаю вам потренироваться определять виды мостов в Каменске-Уральском, для того чтобы решить 2 задачу. *на слайде представлены изображения мостов в Каменске-Уральском, обучающимся необходимо определить вид моста, назвать место, где он находится, и объяснить почему именно такой вид* (Балочный мост) «Горбатый мост» по улице Алюминиевая – путепровод над железной дорогой. Построили в 1957 году для удобства тролейбусного движения.
Арочный железнодорожный мост через реку Исеть входит в реестр памятников архитектуры советского периода. Первый поезд прошел по мосту в декабре 1940 г. Автор проекта Василий Росновский впервые применил в мостостроении арочный пролет конструкции трубобетон: бетон вливали непосредственно в пустоты сваренные друг с другом труб. Кроме того, ни одна опора моста не касается воды. Получилось не просто надежно – красиво. Мост получил прозвание «бабочка». Арочный железнодорожный мост – это уникальный мост, в нем удачно подобраны материалы и конструкция. В наших климатических условиях этот мост ни разу не ремонтировали. Подобная конструкция в мостостроении больше не применялась нигде, поэтому каменский мост – единственный в мире. Понтонный мост в Каменске-Уральском, которого уже нет. В 1992 году Байновский мост решили ремонтировать. Рядом наладили понтонную переправу. Движение машин пустили по ней (с серьезными ограничениями). Понтонный мостик тогда хорошо послужил городу, и его многие вспоминают с теплотой. Самый старый арочный мост в Каменске-Уральском – мост через реку Каменка по улице Ленина. В 1903 году выстроили новый двухпролетный мост. Он облицован блоками серого гранита с грубо сколотой поверхностью. Чтобы разглядеть красоту этого моста, нужно постараться – спуститься вниз к самой реке.
Балочный Пешеходный мост через железные дороги. Каменск-Уральский ж/д вокзал.
Балочный Байновский мост – основная транспортная артерия связывающая два района города: Синарский и Красногорский В начале XX века Строительство дороги и моста в районе д. Байново позволяло вывоз руды с дальних рудников на Каменский завод. Байновский мост становился главным связующим рудных перевозок с сельскохозяйственными. Деревня Байнова находилось на правом берегу реки Исеть в 5,5 км от Каменска-Уральского.
– Вот мы познакомились и научились определять виды мостов, по их конструкции. Молодцы! Вы знаете мосты, которые есть у нас в Каменске-Уральском, а это значит, что вы настоящие жители города Каменска-Уральского. – Многие мосты являются выдающимися памятниками зодчества и инженерного искусства. В некоторых городах, таких как Санкт-Петербург или Прага, мосты являются неотъемлемой частью городской архитектуры. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ – Сейчас я предлагаю нам познакомиться с интересными мостами в России. – Разводной мост – это особый тип моста, имеющий подвижное пролётное строение для обеспечения пропуска судов. Разводные мосты, как правило, строят на судоходных реках, когда другими способами «развязать» наземный транспорт и судоходство не удаётся. – Преимущество разводных мостов (по сравнению с неподвижными мостами): Для обеспечения беспрепятственного пропуска судов разводному мосту не требуется высокий пролёт (а следовательно, высокие опоры и длинные въезды) – Где у нас в Российской Федерации есть такой мост? (в Санкт-Петербурге) – Разводной мост в Санкт-Петербурге – это самый широкий и самый длинный синий мост через реку Мойку, самый длинный разводной мост Александра Невского, его ширина 97,3 метра, а его полная длина 905,7 метра.
Дворцовый мост расположен среди шедевров архитектуры, в самом сердце Санкт-Петербурга и является символом города на Неве. Разведенные крылья Дворцового моста эффектно смотрятся на фоне водной глади и достопримечательностей Северной столицы. Строение входит в Перечень объектов культурного наследия Российской Федерации. Дворцовый мост расположен в самом центре Санкт-Петербурга, рядом с площадью, где часто проводятся праздничные мероприятия. Во время некоторых из них крылья моста используются как экран для показа фильмов. Цифра, обозначающая количество мостов в Санкт-Петербурге, впечатляет: городских мостов – 342, из них 21 – разводной.
– Крымский мост, также Керченский мост – транспортный переход через Керченский пролив, соединяющий Керченский и Таманский полуострова. Состоит из двух параллельных мостов – автодорожного, являющегося частью дороги (Керчь - Новороссийск), и железнодорожного. Общая протяженность (длина) моста составляет более 19 километров. Опоры уходят на глубину до 90 метров. В разработке конструкции моста участвовали российские инженеры-конструкторы, архитекторы. Благодаря мастерству российских инженеров-конструкторов, рабочих разных специальностей, использованию современных технологий и мощной российской техники все жители нашей страны, а также её гости могут путешествовать по автомобильному и железнодорожному Керченскому мосту.
– Саратовский железобетонный многопролётный арочный автомобильный мост через Волгоградское водохранилище, соединяющий правый берег, на котором стоит город Саратов, и левый – на котором расположен город Энгельс. Саратовский мост на момент открытия в 1965 году был самым длинным мостом в Европе (его длина – 2825,8 метров). ФИЗМИНУТКА (Задача: снять эмоциональное напряжение) – Я предлагаю вам встать около своих парт, для того чтобы немного отдохнуть: Мост от неба до земли (руки в стороны и вверх) Удивительной красы (потянулись) Буду по мосту шагать (шаги на месте) В небе тучки разгонять (движение руками вверх, в стороны и вниз) К солнышку найду дорожки (шаги на месте) Поиграю с ним в ладошки (потянулись) И учиться побегу (хлопки в ладоши) |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, коррекция); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и одноклассников) Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно высказываться в устной форме о виденных ими мостах, выбор оснований и критериев для сравнения мостов, умение обосновать свой ответ). |
5. Самостоятельная работа Задача: применить полученные знания в практической деятельности: изображении конструкции моста (обучающиеся создают эскиз) |
Методы обучения: Методы выработки учебных умений и накопления опыта (практическая работа) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование, оперативный контроль) Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, использование занимательного материала) |
– Ребята, сейчас я предлагаю вам взять альбомный лист и нарисовать эскиз конструкции моста, который вам больше всего понравился, запомнился, или тот, которым вы хотите с нами поделиться из ваших путешествий. На эту работу у вас есть 10 минут.
- Ты путешествовал? Какие мосты ты видел? - Какие виды мостов ты запомнил на уроке? - Какие мосты у нас в городе есть?
– Прошу вас подписать свою работу с обратной стороны: имя, вид конструкции моста, город. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль); Познавательные УУД (умение применять полученные знания о конструкции мостов в самостоятельной деятельности) |
6. Инструктаж домашнего задания Задача: предложить задание на дом. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) Методы организации учебно-познавательной деятельности (инструктаж) Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, использование занимательного материала) |
– Вашим домашним заданием будет: найти информацию о знаменитых мостах России, приготовить краткий рассказ (желательно, фото); принести на следующий урок технологии металлический конструктор, для конструирования водного транспорта. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); |
7. Рефлексия Задача: подвести итог учебно-познавательной деятельности на уроке |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (педагогическое требование) Методы формирования познания (внушение) |
– Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам завершить его ответами на вопросы: – Что нового вы узнали на уроке? – Что удивило? – Чем урок был интересен? – Мне хотелось бы верить, что наш урок был полезен доля вас. Спасибо! Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слушать учителя и одноклассников) Познавательные УУД (умение осознанно высказывать своё мнение в устной форме). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.