Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Оценка 4.9

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Оценка 4.9
Педсоветы
pptx
дефектология
Детсад
22.02.2018
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете Прнципы диагностики:  Принцип всесторонности и комплексности - предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения. Онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе. Принцип системности – предполагает учёт системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении.  Принцип количественно-качественного анализа полученных данных - позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете Презентация
Технология лог обследования.pptx

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Технология  логопедического  обследования.  Учитель­логопед: Супрун Е.И. МБДОУ №10

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Виды диагностики • Скрининговая диагностика (предварительное,  ориентировочное выявление детей с отклонениями в развитии  речи) ­ осуществляется путём плановых профилактических  осмотров детей, проводимых учителями­логопедами. •  Дифференциальная диагностика ­ осуществляется на основе  предварительной диагностики  , устанавливающая отличие  данного нарушения речи от других, сходных по проявлениям.  • Углублённая диагностика ­ направлена на выявление  индивидуальных особенностей, свойственных только данному  ребёнку, проводится в течение всего учебного  года с использованием разных методов логопедического  обследования, прежде всего — наблюдения за детьми и их  речью на занятиях и во время других режимных моментов.

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Принципы диагностики •  Принцип всесторонности и  комплексности ­ предполагает, что  обследование детей с нарушениями речи включает изучение не  только разных сторон речи, но и неречевых  процессов, сенсомоторной  сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей,  социального окружения. •Онтогенетический принцип обследования предполагает знание  закономерностей развития речи в онтогенезе. •Принцип системности – предполагает учёт системной организации  речи и языка как средства общения. Системный анализ речи  ребёнка является основой дифференцированного и  индивидуального подхода в коррекционно­развивающем обучении.  •Принцип количественно­качественного анализа полученных данных  ­ позволяет адекватно отразить состояние речи, получить  сравнимые результаты, выявить общее и  индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно  оценить результаты коррекционной работы в динамике.

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Цели и задачи • Цель логопедического обследования:  определение путей и средств коррекционно­развивающей  работы и возможностей обучения ребенка на основе  выявления у него несформированности или нарушений в  речевой сфере.  • Задачи:  1) выявление особенностей речевого развития для  последующего учета при планировании и проведении  образовательного процесса;  2) выявление негативных тенденций в развитии для  определения необходимости последующего углубленного  изучения;  3) выявление изменений в речевой деятельности для  определения эффективности педагогической  деятельности.

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Методики обследования речи • «Методы обследования речи детей (пособие по  диагностике речевых нарушений) под редакцией  Г.В.Чиркиной; • Методика обследования связной речи у дошкольников (В.  П. Глухов);   • Методика изучения словообразования у дошкольников (Т.  В. Туманова); • Скрининговая методика раннего выявления  предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет (А. Н.  Корнев); • Нейропсихологическое обследование детей с нарушения ми речевого развития. (Власенко И.Т., Голодом В.И., Алле  А.Х.); • Грибова О.Е. Технология организации логопедического  обследования. Методическое пособие.

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Схемы обследования детей с различными речевыми нарушениями • СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ • Сведения о семье; Данные о развитии речи ребенка; Состояние звукопроизношения; Речевая моторика; Состояние слуховой функции; Состояние общей моторики; Состояние дыхательной и голосовой функций; Особенности динамической стороны речи; Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений; Особенности словарного запаса; Состояние грамматического строя речи. • СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ • Сведения о семье; Раннее развитие; Речевое развитие; Логопедическое обследование: 1. Исследование слухового внимания2. Исследование зрительного восприятия:3. Исследование пространственного праксиса:4. Исследование артикулярной моторики. 5. Общее звучание речи. 6. Исследование произношения звуков. 7. Исследование различения звуков. 8. Исследование грамматического строя речи. 9. Исследование словаря. • СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ • Сведения о семье; Общий анамнез; Раннее психомоторное развитие; Перенесенные заболевания; Речевое развитие; Исследование импрессивной речи; Исследование экспрессивной речи; Исследование грамматического строя речи; Исследование общей моторики; Состояние речевой моторики; Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса; Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем; Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений; Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта; Речевая активность; Другие дефекты устной речи. • СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ • Сведения о семье; Особенности формирования речевой функции; Особенности формирования моторики; Развитие подражательности; Развитие взаимоотношений; Время возникновения первых симптомов заикания; Причины заикания; Характеристика общительности; Исследование моторики; Нормальная моторика; Исследование фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений; Исследование состояния лексики; Исследование характера игровой деятельности заикающихся детей; Исследование взаимоотношений детей в играх; Исследование общественного поведения детей в играх.

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Первый этап. Диагностико­организационный (сентябрь) Этапы работы • • • • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в  котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские  работники. обмен диагностической информацией обсуждение результатов комплексного медико­психолого­педагогического  обследования для получения конкретных данных о вербальном и  невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.  формирование информационной готовности педагогов, специалистов и  родителей к проведению коррекционно ­ развивающей работы с детьми.         Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в  виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.        Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и  содержание коррекционно­образовательной работы. На диагностической  основе строится весь процесс коррекционно­развивающего обучения и  воспитания, в котором реализуются индивидуально­дифференцированный и  личностно­ориентированный подходы.

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Основной: оперативно­прогностический Второй этап. (январь) • решение задач, заложенных в реализуемых программах • мониторинг динамики познавательно­речевого развития       Назначение мониторинга – выявить особенности  продвижения в коррекционно­образовательном процессе всех  и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга  позволяют вовремя скорректировать характер логопедического  воздействия на детей, степень включенности в коррекционную  работу тех или иных специалистов и родителей.       В  январе ­ делается  контрольный срез по усвоению детьми  основных компонентов программы.       Динамическое диагностическое исследование позволяет  оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания  коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом.  На основании анализа уточняется мера и характер  коррекционного воздействия, определяются цели и задачи  коррекционно­развивающей работы на второе полугодие.

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Заключительный: контрольно­диагностический Третий этап. (май) • .  Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в  личностном, психическом и речевом развитии. •   Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно­развивающей работы, уровня   сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень  достижений детей). •          Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного  обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно­ образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную  динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование  критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с  условным возрастным эталоном, который является определяющим. •          Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической  работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из  участников в коррекционно­образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов  работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации  логопедической работы на следующий учебный год. •          Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых  предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя­логопеда,  помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны ­  закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно­речевой работы и  отслеживания ее результатов. •           Результат 3­го, заключительного этапа ­ решение о прекращении логопедической работы (выпуск)  или о продолжении коррекционно­речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в  логопедической группе).

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Список литературы • Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у  дошкольников.­ Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. •  2.Основы теории и практики логопедии./Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1967. • 3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у     дошкольников – М.: Гном –  Пресс, 1993. • 4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. Учебно­методическое пособие для  логопедов и воспитателей. – М.: Гном – Пресс, 1999. • 5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФНР (старшая группа). – М.:  МГОПИ, 1993. • 6 .Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях  специального детского сада. – Москва: Альфа, 1993г. • 7. Филичева Т.Б., Чевелёва  Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.,: Просвещение, 1989 • 8. Хватцев М.Г. Логопедия. Работа с дошкольниками – М., Аквариум, СПб, ДЕЛЬТА, 1996. • 9.Хрестоматия по логопедии /под редакцией Л.С.Волкова, В.И.Селиверстова: в 2­х тт. – М: ВЛАДОС,  1997. •  10.Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.  В помощь логопопеду; Автор  Крупенчук  Ольга Игоревна;Издательство Литера; Год издания 2014. • 11. Волкова Г.Л. Психолого­логопедическое исследование детей с нарушениями речи • . —— СПб.: Книгоиздательство "Сайма", 1993 • Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей • . –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018