Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Оценка 4.9
Педсоветы
pptx
дефектология
Детсад
22.02.2018
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Прнципы диагностики:
Принцип всесторонности и комплексности - предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения.
Онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе.
Принцип системности – предполагает учёт системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении.
Принцип количественно-качественного анализа полученных данных - позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете Презентация
Технология лог обследования.pptx
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Технология
логопедического
обследования.
Учительлогопед: Супрун Е.И.
МБДОУ №10
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Виды диагностики
• Скрининговая диагностика (предварительное,
ориентировочное выявление детей с отклонениями в развитии
речи) осуществляется путём плановых профилактических
осмотров детей, проводимых учителямилогопедами.
• Дифференциальная диагностика осуществляется на основе
предварительной диагностики , устанавливающая отличие
данного нарушения речи от других, сходных по проявлениям.
• Углублённая диагностика направлена на выявление
индивидуальных особенностей, свойственных только данному
ребёнку, проводится в течение всего учебного
года с использованием разных методов логопедического
обследования, прежде всего — наблюдения за детьми и их
речью на занятиях и во время других режимных моментов.
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Принципы диагностики
• Принцип всесторонности и комплексности предполагает, что
обследование детей с нарушениями речи включает изучение не
только разных сторон речи, но и неречевых
процессов, сенсомоторной
сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей,
социального окружения.
•Онтогенетический принцип обследования предполагает знание
закономерностей развития речи в онтогенезе.
•Принцип системности – предполагает учёт системной организации
речи и языка как средства общения. Системный анализ речи
ребёнка является основой дифференцированного и
индивидуального подхода в коррекционноразвивающем обучении.
•Принцип количественнокачественного анализа полученных данных
позволяет адекватно отразить состояние речи, получить
сравнимые результаты, выявить общее и
индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно
оценить результаты коррекционной работы в динамике.
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Цели и задачи
• Цель логопедического обследования:
определение путей и средств коррекционноразвивающей
работы и возможностей обучения ребенка на основе
выявления у него несформированности или нарушений в
речевой сфере.
• Задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для
последующего учета при планировании и проведении
образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для
определения необходимости последующего углубленного
изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для
определения эффективности педагогической
деятельности.
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Методики обследования речи
• «Методы обследования речи детей (пособие по
диагностике речевых нарушений) под редакцией
Г.В.Чиркиной;
• Методика обследования связной речи у дошкольников (В.
П. Глухов);
• Методика изучения словообразования у дошкольников (Т.
В. Туманова);
• Скрининговая методика раннего выявления
предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет (А. Н.
Корнев);
• Нейропсихологическое обследование детей с нарушения
ми речевого развития. (Власенко И.Т., Голодом В.И., Алле
А.Х.);
• Грибова О.Е. Технология организации логопедического
обследования. Методическое пособие.
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Схемы обследования детей с
различными речевыми нарушениями
• СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ
• Сведения о семье; Данные о развитии речи ребенка; Состояние звукопроизношения;
Речевая моторика; Состояние слуховой функции; Состояние общей моторики; Состояние
дыхательной и голосовой функций; Особенности динамической стороны речи; Состояние
фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений; Особенности
словарного запаса; Состояние грамматического строя речи.
• СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
• Сведения о семье; Раннее развитие; Речевое развитие; Логопедическое обследование: 1.
Исследование слухового внимания2. Исследование зрительного восприятия:3.
Исследование пространственного праксиса:4. Исследование артикулярной моторики. 5.
Общее звучание речи. 6. Исследование произношения звуков. 7. Исследование различения
звуков. 8. Исследование грамматического строя речи. 9. Исследование словаря.
• СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
• Сведения о семье; Общий анамнез; Раннее психомоторное развитие; Перенесенные
заболевания; Речевое развитие; Исследование импрессивной речи; Исследование
экспрессивной речи; Исследование грамматического строя речи; Исследование общей
моторики; Состояние речевой моторики; Состояние оптико-пространственного гнозиса и
праксиса; Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем; Состояние
фонематического анализа, синтеза, представлений; Уровень представлений об
окружающем и состояние интеллекта; Речевая активность; Другие дефекты устной речи.
• СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
• Сведения о семье; Особенности формирования речевой функции; Особенности формирования
моторики; Развитие подражательности; Развитие взаимоотношений; Время возникновения первых
симптомов заикания; Причины заикания; Характеристика общительности; Исследование моторики;
Нормальная моторика; Исследование фонематического анализа, синтеза, фонематических
представлений; Исследование состояния лексики; Исследование характера игровой деятельности
заикающихся детей; Исследование взаимоотношений детей в играх; Исследование общественного
поведения детей в играх.
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Первый этап. Диагностикоорганизационный (сентябрь)
Этапы работы
•
•
•
•
стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в
котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские
работники.
обмен диагностической информацией
обсуждение результатов комплексного медикопсихологопедагогического
обследования для получения конкретных данных о вербальном и
невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.
формирование информационной готовности педагогов, специалистов и
родителей к проведению коррекционно развивающей работы с детьми.
Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в
виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.
Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и
содержание коррекционнообразовательной работы. На диагностической
основе строится весь процесс коррекционноразвивающего обучения и
воспитания, в котором реализуются индивидуальнодифференцированный и
личностноориентированный подходы.
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Основной: оперативнопрогностический
Второй этап.
(январь)
• решение задач, заложенных в реализуемых программах
• мониторинг динамики познавательноречевого развития
Назначение мониторинга – выявить особенности
продвижения в коррекционнообразовательном процессе всех
и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга
позволяют вовремя скорректировать характер логопедического
воздействия на детей, степень включенности в коррекционную
работу тех или иных специалистов и родителей.
В январе делается контрольный срез по усвоению детьми
основных компонентов программы.
Динамическое диагностическое исследование позволяет
оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания
коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом.
На основании анализа уточняется мера и характер
коррекционного воздействия, определяются цели и задачи
коррекционноразвивающей работы на второе полугодие.
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Заключительный: контрольнодиагностический
Третий этап.
(май)
• . Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в
личностном, психическом и речевом развитии.
• Оценка качества и устойчивости результатов коррекционноразвивающей работы, уровня
сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень
достижений детей).
• Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного
обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно
образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную
динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование
критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с
условным возрастным эталоном, который является определяющим.
• Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической
работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из
участников в коррекционнообразовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов
работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации
логопедической работы на следующий учебный год.
• Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых
предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителялогопеда,
помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны
закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционноречевой работы и
отслеживания ее результатов.
• Результат 3го, заключительного этапа решение о прекращении логопедической работы (выпуск)
или о продолжении коррекционноречевой работы (продление сроков пребывания ребенка в
логопедической группе).
Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете
Список литературы
• Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
• 2.Основы теории и практики логопедии./Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1967.
• 3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников – М.: Гном –
Пресс, 1993.
• 4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. Учебнометодическое пособие для
логопедов и воспитателей. – М.: Гном – Пресс, 1999.
• 5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФНР (старшая группа). – М.:
МГОПИ, 1993.
• 6 .Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях
специального детского сада. – Москва: Альфа, 1993г.
• 7. Филичева Т.Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.,: Просвещение, 1989
• 8. Хватцев М.Г. Логопедия. Работа с дошкольниками – М., Аквариум, СПб, ДЕЛЬТА, 1996.
• 9.Хрестоматия по логопедии /под редакцией Л.С.Волкова, В.И.Селиверстова: в 2х тт. – М: ВЛАДОС,
1997.
• 10.Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. В помощь логопопеду; Автор
Крупенчук Ольга Игоревна;Издательство Литера; Год издания 2014.
• 11. Волкова Г.Л. Психологологопедическое исследование детей с нарушениями речи
• . —— СПб.: Книгоиздательство "Сайма", 1993
• Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей
• . –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.