Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете

  • Педсоветы
  • pptx
  • 22.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете Прнципы диагностики:  Принцип всесторонности и комплексности - предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения. Онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе. Принцип системности – предполагает учёт системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении.  Принцип количественно-качественного анализа полученных данных - позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.Технология логопедического обследования. Сообщение на педсовете Презентация
Иконка файла материала Технология лог обследования.pptx
Технология  логопедического  обследования.  Учитель­логопед: Супрун Е.И. МБДОУ №10
Виды диагностики • Скрининговая диагностика (предварительное,  ориентировочное выявление детей с отклонениями в развитии  речи) ­ осуществляется путём плановых профилактических  осмотров детей, проводимых учителями­логопедами. •  Дифференциальная диагностика ­ осуществляется на основе  предварительной диагностики  , устанавливающая отличие  данного нарушения речи от других, сходных по проявлениям.  • Углублённая диагностика ­ направлена на выявление  индивидуальных особенностей, свойственных только данному  ребёнку, проводится в течение всего учебного  года с использованием разных методов логопедического  обследования, прежде всего — наблюдения за детьми и их  речью на занятиях и во время других режимных моментов.
Принципы диагностики •  Принцип всесторонности и  комплексности ­ предполагает, что  обследование детей с нарушениями речи включает изучение не  только разных сторон речи, но и неречевых  процессов, сенсомоторной  сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей,  социального окружения. •Онтогенетический принцип обследования предполагает знание  закономерностей развития речи в онтогенезе. •Принцип системности – предполагает учёт системной организации  речи и языка как средства общения. Системный анализ речи  ребёнка является основой дифференцированного и  индивидуального подхода в коррекционно­развивающем обучении.  •Принцип количественно­качественного анализа полученных данных  ­ позволяет адекватно отразить состояние речи, получить  сравнимые результаты, выявить общее и  индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно  оценить результаты коррекционной работы в динамике.
Цели и задачи • Цель логопедического обследования:  определение путей и средств коррекционно­развивающей  работы и возможностей обучения ребенка на основе  выявления у него несформированности или нарушений в  речевой сфере.  • Задачи:  1) выявление особенностей речевого развития для  последующего учета при планировании и проведении  образовательного процесса;  2) выявление негативных тенденций в развитии для  определения необходимости последующего углубленного  изучения;  3) выявление изменений в речевой деятельности для  определения эффективности педагогической  деятельности.
Методики обследования речи • «Методы обследования речи детей (пособие по  диагностике речевых нарушений) под редакцией  Г.В.Чиркиной; • Методика обследования связной речи у дошкольников (В.  П. Глухов);   • Методика изучения словообразования у дошкольников (Т.  В. Туманова); • Скрининговая методика раннего выявления  предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет (А. Н.  Корнев); • Нейропсихологическое обследование детей с нарушения ми речевого развития. (Власенко И.Т., Голодом В.И., Алле  А.Х.); • Грибова О.Е. Технология организации логопедического  обследования. Методическое пособие.
Схемы обследования детей с различными речевыми нарушениями • СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ • Сведения о семье; Данные о развитии речи ребенка; Состояние звукопроизношения; Речевая моторика; Состояние слуховой функции; Состояние общей моторики; Состояние дыхательной и голосовой функций; Особенности динамической стороны речи; Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений; Особенности словарного запаса; Состояние грамматического строя речи. • СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ • Сведения о семье; Раннее развитие; Речевое развитие; Логопедическое обследование: 1. Исследование слухового внимания2. Исследование зрительного восприятия:3. Исследование пространственного праксиса:4. Исследование артикулярной моторики. 5. Общее звучание речи. 6. Исследование произношения звуков. 7. Исследование различения звуков. 8. Исследование грамматического строя речи. 9. Исследование словаря. • СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ • Сведения о семье; Общий анамнез; Раннее психомоторное развитие; Перенесенные заболевания; Речевое развитие; Исследование импрессивной речи; Исследование экспрессивной речи; Исследование грамматического строя речи; Исследование общей моторики; Состояние речевой моторики; Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса; Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем; Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений; Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта; Речевая активность; Другие дефекты устной речи. • СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ • Сведения о семье; Особенности формирования речевой функции; Особенности формирования моторики; Развитие подражательности; Развитие взаимоотношений; Время возникновения первых симптомов заикания; Причины заикания; Характеристика общительности; Исследование моторики; Нормальная моторика; Исследование фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений; Исследование состояния лексики; Исследование характера игровой деятельности заикающихся детей; Исследование взаимоотношений детей в играх; Исследование общественного поведения детей в играх.
Первый этап. Диагностико­организационный (сентябрь) Этапы работы • • • • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в  котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские  работники. обмен диагностической информацией обсуждение результатов комплексного медико­психолого­педагогического  обследования для получения конкретных данных о вербальном и  невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.  формирование информационной готовности педагогов, специалистов и  родителей к проведению коррекционно ­ развивающей работы с детьми.         Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в  виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.        Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и  содержание коррекционно­образовательной работы. На диагностической  основе строится весь процесс коррекционно­развивающего обучения и  воспитания, в котором реализуются индивидуально­дифференцированный и  личностно­ориентированный подходы.
Основной: оперативно­прогностический Второй этап. (январь) • решение задач, заложенных в реализуемых программах • мониторинг динамики познавательно­речевого развития       Назначение мониторинга – выявить особенности  продвижения в коррекционно­образовательном процессе всех  и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга  позволяют вовремя скорректировать характер логопедического  воздействия на детей, степень включенности в коррекционную  работу тех или иных специалистов и родителей.       В  январе ­ делается  контрольный срез по усвоению детьми  основных компонентов программы.       Динамическое диагностическое исследование позволяет  оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания  коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом.  На основании анализа уточняется мера и характер  коррекционного воздействия, определяются цели и задачи  коррекционно­развивающей работы на второе полугодие.
Заключительный: контрольно­диагностический Третий этап. (май) • .  Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в  личностном, психическом и речевом развитии. •   Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно­развивающей работы, уровня   сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень  достижений детей). •          Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного  обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно­ образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную  динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование  критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с  условным возрастным эталоном, который является определяющим. •          Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической  работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из  участников в коррекционно­образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов  работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации  логопедической работы на следующий учебный год. •          Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых  предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя­логопеда,  помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны ­  закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно­речевой работы и  отслеживания ее результатов. •           Результат 3­го, заключительного этапа ­ решение о прекращении логопедической работы (выпуск)  или о продолжении коррекционно­речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в  логопедической группе).
Список литературы • Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у  дошкольников.­ Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. •  2.Основы теории и практики логопедии./Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1967. • 3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у     дошкольников – М.: Гном –  Пресс, 1993. • 4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. Учебно­методическое пособие для  логопедов и воспитателей. – М.: Гном – Пресс, 1999. • 5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФНР (старшая группа). – М.:  МГОПИ, 1993. • 6 .Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях  специального детского сада. – Москва: Альфа, 1993г. • 7. Филичева Т.Б., Чевелёва  Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.,: Просвещение, 1989 • 8. Хватцев М.Г. Логопедия. Работа с дошкольниками – М., Аквариум, СПб, ДЕЛЬТА, 1996. • 9.Хрестоматия по логопедии /под редакцией Л.С.Волкова, В.И.Селиверстова: в 2­х тт. – М: ВЛАДОС,  1997. •  10.Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.  В помощь логопопеду; Автор  Крупенчук  Ольга Игоревна;Издательство Литера; Год издания 2014. • 11. Волкова Г.Л. Психолого­логопедическое исследование детей с нарушениями речи • . —— СПб.: Книгоиздательство "Сайма", 1993 • Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей • . –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.

Посмотрите также