Тема: « Система работы с одаренными детьми на уроке и во внеурочное время»
Сообщение подготовила:
Учитель биологии
МОУ СОШ № 5
г.Буденновска
Зиялова Е.А
2020 г
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
• Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
• В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
• В школе должны быть свои традиции.
• Школа должна давать современное образование.
• В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Слайд 3:Задача семьи в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
· Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
· Креативности (творческие способности – способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи);
· Настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)
Кроме того, он выделил знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин «одаренность» - «потенциал».
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Есть дети со скрытой одаренностью, таких детей надо развить, дать им возможность проявить себя, показать свои способности. Если не разглядеть его, то этот дар природы так и останется не востребованным.
Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Их отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Формы работы с одаренными учащимися:
Проектно-исследовательская деятельность
· Разноуровневое обучение
· Интеллектуальные марафоны, предметные недели
· Олимпиады, конкурсы, соревнования
· Занятия в творческих объединениях
· Ведение портфолио достижений
· Факультативы, курсы по выбору
· Работа по индивидуальным планам, траекториям
Методы работы:
· Анкетирование, опрос
· Собеседование
· Тестирование
· Анализ литературных источников
· Творческие работы
· Проектный метод
· Метод прогнозирования
· Метод исследования проблемы
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· Выявления способных детей;
· Развитие творческих способностей на уроках;
· Развитие способностей во внеурочной деятельности;
· Создание условий для всестороннего развития одаренных детей;
Выявления одаренных детей:
Для выявления способных детей я использую различные варианты наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во время урока, во внеурочной деятельности). Устраиваю конкурсы, предметные олимпиады, с вовлечением большинства своих учеников. Особенно присматриваюсь за детьми, которые неожиданно проявили интерес к предмету.
Развитие творческих способностей на уроках:
На всех этапах урока биологии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные комбинированные, с недостающими или лишними данными. Я стараюсь показать учащимся, что знание биологии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты. Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, проектные работы, уроки-экскурсии. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Кроме того я использую информационные технологии. Эффективная работа на уроках невозможна без разнообразных образовательных ресурсов, требующих постоянного обновления и пополнения. Сегодня это учебные пособия, интерактивные задания, материалы ЕГЭ и ОГЭ .
Развитие способностей во внеурочной деятельности:
В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. Организация исследовательской деятельности в познавательном процессе. Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать содержания занятия, здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их работы. Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.
Олимпиады:
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Создание условий для всестороннего развития одаренных детей:
Создаю условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижением им духовно-нравственных и культурных ценностей.
Велика
роль учителя в работе с одарёнными и талантливыми детьми.
Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает.
Важно педагогу тоже идти в ногу со временем и совершенствовать себя
профессионально.
Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности. Учитель должен находиться на острие науки, так чтобы было интересно поговорить, о чем спросить. Детей, которые сами рождают идеи должны учить такие же люди, мы должны не только транслировать знания, но и говорить о самом процессе создания знания. Сделать это конечно очень сложно при нашей общей занятости. Таким образом, чтобы работать с одаренными детьми нужно в первую очередь измениться самим. Для того чтобы определить насколько вы готовы к работе с такими детьми, я предлагаю вам пройти небольшой тест. Выберите из предложенных вам качеств ваших учеников те, которые вам больше нравятся.
· Дисциплинированный
· Неровно успевающий
· Организованный
· Выбивающий из общего темпа
· Эрудированный
· Странный в поведении, непонятный
· Умеющий поддержать общее дело, коллективист
· Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
· Стабильно успевающий
· Занятый своими делами, индивидуалист
· Быстро, «на лету» схватывающий
· Конфликтный
· Легкий в общении
· Иногда не может понять очевидного
· Ясно выражающий свои мысли
· Не всегда подчиняется большинству
Если четных положительных ответов больше, то Вы нестандартный педагог и уже готовы к работе с одаренными детьми.
Приложение 1
Приемы мотивации
L Парадоксальные факты
2. Создание проблемной ситуации
3. Использование художественной литературы
• Оцените правдоподобность следующего утверждения Б.Заходера:«Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и известку, ел изделия из воску, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирки, чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щетки и электролампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..» Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
4. Анализ жизненных ситуаций
5. Использование произведений искусства
6. Черный ящик
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца.)
7. Использование загадок, пословиц, поговорок
Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки:
8. Разъяснение значимости знаний
• Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устает больше, чем руки. Знаете ли вы почему?
• Объясните, почему нередко моченые яблоки, соленые огурцы теряют форму?
9. Найди ошибку в тексте
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желез притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выныривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на легкое прикосновение к коже дельфина у него открываются и закрываются глаза. Кожные рецепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях».
Ошибка: притупила.
Верный ответ: не притупила.
10. Смысловые пары
Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить предложение или сконструировать вопрос:
11. Кто лишний
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
12. Экскурс в историю
13. Изречения знаменитых людей
• Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
14. Знаете ли вы, что...
• Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - ударять ногами. В.Даль в своем знаменитом словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, но и каждый этап деятельности учеников (поскольку первоначальной мотивации хватает на 7-8 мин).
цель - это ожидаемый результат.
С позиций личностно-ориентированного обучения ученики должны сформулировать цель сами.
Приложение 2
Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках биологии
Задания на развитие логического мышления.
Задание 1. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
Например, «гриб – съедобный гриб – масленок» или «природа – неживая природа – камни».
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь.
Задание 2. Расположение понятий от более частных к более общим.
Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, если даны понятия «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель – собака – домашнее животное – животное».
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.
Задание 3. Нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых.
Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым.
Например, «черешковый – сидячий» (лист)
1. Хлорофилл – антоцнан
2. Дерево – кустарник
3. Вены – артерии
4. Корзинка – колос
5. Белок – крахмал
6. Луг – старый пень
7. Кокки – бациллы
8. Ядро – вакуоль.
Упражнение «перевод с русского на русский». (Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).
Пример: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах). 2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь). 3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).
Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:
Птица-кашевар Сорока
Хитрый гриб Лисичка
Солнечный макияж Загар
Бабочка из шкафа Моль
Обувь с ресничками Инфузория туфелька
Cocтавить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.
Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
Пример: Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).
Пример: вены-артерии; планария – аскарида; Коробочка – орех; кокки-бациллы.
Отгадать заданное слово в игре «да-нет», задавая вопросы по теме.
Заполнить «слепой» текст пропущенными словами или числами.
Решить задачу с биологическим содержанием на основе изученных алгоритмов.
Пример:
Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов.
Сколько у человека всего эритроцитов?
Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.
При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?
Задания на развития творческого мышления:
Может ли существовать планета счастливых людей, если на ней плохо живется животным.
Путешествие в лес каменноугольного периода.
Что думает обо мне мое сердце.
Путешествие в тайны моего рождения.
Портрет курильщика.
Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка, о здоровом образе жизни, против курения.
Придумать и нарисовать рисунок-иллюстрацию к изучаемой темe.
Coбрать и оформить коллекцию.
Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.
Провести самостоятельно исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму.
Задание на составление проектов:
Каким бы вы хотели видеть шкальный участок.
Развитие жизни на земле.
Кабинет биологии 21 века.
Экологический парк – зона здоровья.
Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
Функции какой системы человека могут быть нарушены при бесконтрольном применении антибиотиков? Почему?
Цианистый водород (HCN) и угарный газ (CO) яды, легко проникающие через клеточную мембрану. Почему ни одна из клеток не выработала приспособления, препятствующие поступлению этих веществ внутрь клетки?
Задания на прогнозирование ситуации:
Пример: Что будет, если вырубить в лесу все деревья?
Приложение 3
Творческие работы учащихся
«Что думает обо мне мое сердце?»
Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
Значимость этого органа трудно переоценить. И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
Наверное иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.