«Использование здоровьесберегающих технологий
в начальной школе»
«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье», – писал великий немецкий поэт Г.Гейне. Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья.
К этим недостаткам образования, в частности, относятся:
– недостаточная освещённость классов;
– плохой воздух школьных помещений;
– неправильная форма и размер школьных столов;
– перегрузка учебными занятиями.
В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:
–недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;
–перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс;
–невозможность (неспособность) многих
учителей в условиях современной организации образовательного процесса
реализовать индивидуальный подход к школьникам
в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических,
физиологических особенностей и состояния здоровья;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Таким образом,
каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий
на уроке ребёнок, как правило, не здоров.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
I. Образовательный процесс должен носить творческий характер.
Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
– игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);
– сценок литературных сюжетов;
– подвижных игр на переменах;
– наглядности;
– занимательных упражнений;
– фантазирования;
– творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.
Опыт показывает, что если ребенок не
справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к
этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже
оставлять за ними право выбора в соответствии
с собственными силами.
II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) чередование различных видов учебной деятельности:
–опрос учащихся:
–фронтальный опрос с использованием мяча;
–письмо;
–чтение;
–слушание;
–рассказ;
–рассматривание наглядных пособий;
–ответы на вопросы;
–решение задач.
б) использование различных форм работы:
• работа в группах (статическая, подвижная)
• работа в парах сменного состава
• фронтальный опрос с использованием предмета
• использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников
• хлопанье в ладоши (ритмический счёт до 10,)
• пальчиковая гимнастика
• использование сигнальных карточек разного цвета и формы
• деятельность с элементами соревнования;
в)использование игровых методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:
Это игры на:
· развитие внимания
· развитие памяти и восприятия, наблюдательности
· развитие произвольных достижений и самоконтроля
· развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации – игры, способствующие снятию страхов в общении
· развитие мышления и речи
Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
г)проведение физкультурных минуток:
–расслабление кистей рук;
–массаж пальцев перед письмом;
–дыхательная гимнастика; (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках)
–предупреждение утомления глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
III.Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
–«хороший смех дарит здоровье»;
–мажорность урока;
–эмоциональная мотивация в начале урока;
–создание ситуации успеха.
IV.Создание экологического пространства:
–проветривание помещений;
–озеленение кабинета;
–освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
V.Воспитание общей культуры.
Занятия внеклассной деятельностью (социальная и практическая): важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, Родину – Россию, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам – воспитание толерантности.
VI.Внеклассная работа:
–экскурсии;
–участие в спортивных соревнованиях;
–спортивные секции, кружки, бассейн (10 человек из класса посещают «Дзюдо», все дети моего класса посещают кружки);
–досуговые оздоровительные мероприятия с родителями (Дни именинника, День рождения класса, и др.);
–беседы;
–конкурсы рисунков;
- участие детей и родителей в проектной деятельности;
В этом учебном году появилась возможность больше времени уделять проектной деятельности. Наряду с другими проектами нами был разработан проект по данной теме «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу». Цель создания данного проекта:
Создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи данного проекта:
- Расширить элементарные знания сохранения здоровья
- Повышать уровень культуры здоровья учащихся
- Способствовать формированию наблюдательности, анализу
-Способствовать принятию детьми личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь;
- Развивать самосознание, образ «Я», адекватный полу и возрасту, позитивное самоотношение; самооценка, соответствующая возрасту;
- Привлекать к участию в проектной деятельности во внеурочное время.
- Принцип организации деятельности:
Данный проект рассчитан на 4 года работы, т. е на все время пребывания ребенка в начальной школы.
Работа в конкретном классе имеет свое направление:
1 класс - Личная гигиена. Особенности правильного питания.
2 класс – Организация здорового досуга
3 класс – Вредные привычки
4 класс – Половое воспитание с учетом возрастных особенностей
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. Только систематическая забота о здоровье детей может принести желаемые результаты. Роль учителя здесь особенно велика. «Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор Сергей Михайлович Громбах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.