Тема методического объединения: «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Оценка 4.8

Тема методического объединения: «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
20.04.2020
Тема методического объединения: «Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе»
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе_Сизова.docx

«Использование здоровьесберегающих технологий

в начальной школе»

 «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье», – писал великий немецкий поэт Г.Гейне. Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения,  приводящей к нарушению здоровья.

К этим недостаткам образования, в частности, относятся:

– недостаточная освещённость классов;

– плохой воздух школьных помещений;

– неправильная форма и размер школьных столов;

– перегрузка учебными занятиями.

В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

–недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;

–перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс;

–невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам
в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

 

Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий
на уроке ребёнок, как правило, не здоров.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

I. Образовательный процесс должен носить творческий характер.

Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

– игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);

– сценок литературных сюжетов;

– подвижных игр на переменах;

– наглядности;

– занимательных упражнений;

– фантазирования;

– творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.

Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии
с собственными силами.

II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) чередование различных видов учебной деятельности:

–опрос учащихся:

–фронтальный опрос с использованием мяча;

–письмо;

–чтение;

–слушание;

–рассказ;

–рассматривание наглядных пособий;

–ответы на вопросы;

–решение задач.

б) использование различных форм работы:

      работа в группах (статическая, подвижная)

      работа в парах сменного состава

      фронтальный опрос с использованием предмета

      использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников

      хлопанье в ладоши (ритмический счёт до 10,)

      пальчиковая гимнастика

      использование сигнальных карточек разного цвета и формы

      деятельность с элементами соревнования;

в)использование игровых  методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

Это игры на:

·        развитие  внимания

·        развитие памяти и восприятия, наблюдательности

·        развитие произвольных достижений и самоконтроля

·        развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации – игры, способствующие снятию страхов в общении

·        развитие мышления и речи     

  Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

г)проведение физкультурных минуток:

–расслабление кистей рук;

–массаж пальцев перед письмом;

–дыхательная гимнастика;  (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках)

–предупреждение утомления глаз.

  Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

III.Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

–«хороший смех дарит здоровье»;

–мажорность урока;

–эмоциональная мотивация в начале урока;

–создание ситуации успеха.

IV.Создание экологического пространства:

–проветривание помещений;

–озеленение кабинета;

–освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

V.Воспитание общей культуры.

  Занятия внеклассной деятельностью (социальная и практическая): важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, Родину – Россию, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам – воспитание толерантности.

VI.Внеклассная работа:

–экскурсии;

–участие в спортивных соревнованиях;

–спортивные секции, кружки, бассейн (10 человек из класса посещают «Дзюдо», все дети моего класса посещают кружки);

–досуговые оздоровительные мероприятия с родителями (Дни именинника, День рождения класса, и др.);

–беседы;

–конкурсы рисунков;

- участие детей и родителей в проектной деятельности;

   В этом учебном году появилась возможность больше времени уделять проектной деятельности. Наряду с другими проектами нами был разработан проект по данной теме «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу». Цель создания данного проекта:

Создать  условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период  обучения в школе,  сформировать у  него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить   использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи данного проекта:

- Расширить  элементарные знания сохранения здоровья

- Повышать уровень культуры здоровья учащихся

- Способствовать формированию наблюдательности, анализу

-Способствовать  принятию    детьми    личной  ответственности  за  свои   поступки, здоровье, деятельность, жизнь;

-  Развивать  самосознание,  образ  «Я»,  адекватный  полу  и  возрасту,  позитивное самоотношение; самооценка, соответствующая возрасту;

- Привлекать к участию  в проектной деятельности во внеурочное время.

- Принцип  организации деятельности:

Данный  проект  рассчитан  на  4  года  работы,  т.  е  на    все  время   пребывания   ребенка в начальной школы.

Работа в конкретном классе имеет  свое направление:

1 класс - Личная гигиена. Особенности правильного питания.

2 класс – Организация здорового досуга

3 класс – Вредные привычки 

4 класс – Половое воспитание с учетом возрастных особенностей

 

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению.

  Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.

Только систематическая забота о здоровье детей может принести желаемые результаты. Роль учителя здесь особенно велика. «Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор Сергей Михайлович Громбах.

 


 

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе» «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье», – писал великий немецкий поэт

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе» «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье», – писал великий немецкий поэт

При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика

При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика

III.Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: –«хороший смех дарит здоровье»; –мажорность урока; –эмоциональная мотивация в начале урока; –создание ситуации успеха

III.Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: –«хороший смех дарит здоровье»; –мажорность урока; –эмоциональная мотивация в начале урока; –создание ситуации успеха

Данный проект рассчитан на 4 года работы, т

Данный проект рассчитан на 4 года работы, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020