Тема урока: Древо жизни в декоративно-прикладном искусстве. Работа в технике «Граттаж».
Оценка 4.9

Тема урока: Древо жизни в декоративно-прикладном искусстве. Работа в технике «Граттаж».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
10 кл
18.05.2020
Тема урока:  Древо жизни в декоративно-прикладном искусстве. Работа в технике «Граттаж».
Разработка урока на 2 аудиторных часа.Знакомство с верой, и древней символикой наших предков славян. Выполнение дерева жизни в декоративной технике граттаж.
Тема урока дерево жизни в технике гратажж.doc

Тема урока:  Древо жизни в декоративно-прикладном искусстве. Работа в технике «Граттаж»

                                                                          

                                                                 Учитель изобразительного искусства

                                                                 МОУ «Школа № 4 города Ясиноватая»

                                                               Шаповалова Виктория Владимировна

 

Цели и задачи:

·        Ознакомить учащихся с символикой в орнаментах, композиционным построением «Древа жизни».

·        развивать способность мыслить образами, интерес к традициям народа, учить соблюдать основные принципы композиции, гармонично подбирать цветовую гамму;

·        ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов;

·        воспитывать любовь к природе, активизировать творческую деятельность.

·        Оборудование: Картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;

·        восковые мелки или свеча;

·        черная гуашь или тушь;

·        широкая кисть;

·        старый стержень, специальный штихель или любой острый предмет

·        газета.

Зрительный   ряд: видео презентация по теме урока, работы детей

Тип урока: комбинированный

 

 

Ход урока

 Организационный момент

 Актуализация опорных знаний

  Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом изобразительного искусства, с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, но вначале рассмотрите уже готовые работы, выполненные в технике граттаж.    

 Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы будем создавать декоративную композицию дерево жизни в технике гратажж.

 Изучение нового материала

Сначала я расскажу вам очень возвышенную, поэтическую легенду, существовавшую у древних славян. Наш мир казался им похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров. 
На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба (рисунок 1). Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай»(рисунок 2). А еще Ирий называли островом Буяном. 

 Сложным и наиболее ярким символом в народном декоративном искусстве является «Древо жизни». Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж». Граттаж (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

- Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом.

- Прежде чем начать работать в этой технике внимательно рассмотрите этапы работы. Работа в технике «Граттаж» проходит в несколько этапов, посмотрите внимательно и постарайтесь  все хорошо запомнить.

 Практическая работа

Древо состоит из трех частей: верхняя символизирует сферу богов, средняя жизнь людей и всего живого на Земле, а нижняя – это корни, основа и начало мира. Символьная часть Древа: птицы, плоды, линии, знаки. Их значение.

Этапы работы:

 Подготовка бумаги - основы рисунка

1.Разметка основных композиционных элементов Древа (ветви, корни, птицы, листья, символы).

         2. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью гуаши или цветных восковых мелков. 3.Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.

 Закрашивание бумаги 

Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий

 Процарапывание рисунка

- Когда тушь, гуашь  высохнет, острым предметом – специальным штихелем, старым стержнем - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи.

- Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности:

- стол перед началом работы следует застелить газетой;

- рабочий инструмент лежит в пенале;

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.
 Выполнение практической работы

- Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы в технике «Граттаж», давайте вспомним этапы работы.

- Подумайте, что бы вы хотели изобразить на ваших заготовках.

- А сейчас мы приступим к выполнению 1 и 2 этапа – нанесение цветных пятен.

- А теперь ваши работы должны просохнуть.

 Подведение итога урока:

- С какой новой техникой вы познакомились?

- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

- Какие выразительные средства применяются в этой технике?

- Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?

Завершение работы

Ход 2-го урока:

 Выполнение практической работы.

- Итак, работы ваши уже высохли и сегодня мы приступаем к последнему этапу  - процарапывания.

- Давайте вспомним правила по технике безопасности.

- А теперь возьмите свои инструменты и нарисуйте то, что вам больше всего нравится. Можно использовать шаблоны листьев, птиц, элементов орнамента.

 Подведение итога урока.

- Ребята, вам было интересно?

- Насколько трудно/легко было выполнять свои работы?

 Заключительный этап

- Экспресс-выставка (работы вывешиваются на доску)

- Оценивание работ. - Уборка рабочих мест.

                                              Рис. 1

 

 


                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Рис. 2


Тема урока: Древо жизни в декоративно-прикладном искусстве

Тема урока: Древо жизни в декоративно-прикладном искусстве

Ход урока Организационный момент

Ход урока Организационный момент

Сложным и наиболее ярким символом в народном декоративном искусстве является «Древо жизни»

Сложным и наиболее ярким символом в народном декоративном искусстве является «Древо жизни»

Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности : - стол перед началом работы следует застелить газетой;…

Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности : - стол перед началом работы следует застелить газетой;…

Экспресс-выставка (работы вывешиваются на доску) -

Экспресс-выставка (работы вывешиваются на доску) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2020