17.11.2016 г. _____________
Тема: Алгоритмы работы с величинами
Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий “данные” и “величина”; представления структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; познакомить с системой команд исполнителя-компьютера; разобрать принципы работы команд присваивания, ввода и вывода.
Задачи урока:
• образовательная – формирование навыков составления алгоритмов решения задач с использованием команд присваивания, ввода и вывода;
• развивающая – развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
• воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок с применением опорных конспектов.
Возраст учащихся: 9 класс.
.
Оборудование урока:
• компьютер учителя;
• мультимедийный проектор;
• презентации, подготовленные в MS PowerPoint;
• опорные конспекты.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Сообщение темы и постановка цели урока.
4. Изучение нового материала
5. Закрепление нового материала: решение задач.
6. Подведение итогов.
7. Постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы будем работать с опорными конспектами, поэтому, у всех на столах должны лежать пронумерованные листы 1-4.
2. Повторение пройденного материала
1. Что такое программирование?
Программирование – область информатики, посвященная разработке программ
управления компьютером с целью решения
различных информационных задач.
2. Назовите наиболее распространенные языки программирования.
С++, Delphi, Java, Pascal, Visual Basic, Python
3. В чем состоит назначение систем программирования?
Система программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
3. Сообщение темы и постановка цели урока
Сегодня мы продолжим изучение раздела “ Основы программирования”. Тема нашего урока: “Алгоритмы работы с величинами”. Значит, мы будем работать над алгоритмами, и в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. На уроке мы должны разобрать понятия “данные” и “величина”, СКИ компьютера.
4. Изучение нового материала
Учитель. Вы знаете, что компьютер работает с информацией. Информация, обрабатываемая программой, называется данными. Отдельный информационный объект, например число, символ, называется величиной [1].
Как вы помните, при составлении алгоритма данные делятся на исходные и результаты. Также в процессе вычислений можно использовать и промежуточные данные.
При работе с данными их нужно где-то хранить. Так как у нас исполнителем является компьютер, то данные, с которыми работает программа, должны находиться в памяти компьютера. Давайте вспомним структуру оперативной памяти компьютера [4].
Как вы мы говорили раньше , память состоит из ячеек, каждая из которых имеет свой порядковый номер, или адрес. В этих ячейках мы и будем хранить данные. Занесение данных в память, а также извлечение их из памяти, производится строго по адресам.
Вывод: всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера.
Величины, которые меняются в ходе выполнения программы, называются переменными, а те, которые не меняются – постоянными или константами.
У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип.
Для удобства ячейкам памяти принято давать имя, или идентификатор. Идентификатор составляется из латинских букв и цифр, но первым символом должна быть обязательно буква. Например, X, Y, Sum, а также Max, A5, B1, Min и т.д.
Величина, хранящаяся в ячейке, называется значением ячейки или переменной.
(Слайд ) в ячейке под именем X хранится значение 9, в Y: -13, в Sum: -4. Значит, соответственно значение переменной X равно 9, Y = -13, Sum = -4.
Значение константы также хранится в выделенной под нее ячейке памяти.
Теперь рассмотрим типы величин.
Основные типы величин: числовой, символьный и логический. Числовой тип бывает целый и вещественный.
С типом величины связаны три ее свойства: множество допустимых значений, множество допустимых операций, форма внутреннего представления.
Перейдем к системе команд исполнителя-компьютера, так как нам необходимо, чтобы алгоритм был понят и точно исполнен нашим исполнителем.
Алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд:
• присваивание
• ввод
• вывод
• обращение к вспомогательному алгоритму
• цикл
• ветвление.
На сегодняшнем уроке мы разберем команды присваивания, ввода и вывода.
Внимание на экран. (Объяснение учителя следует с параллельной демонстрацией слайдов презентации) <Приложение5>.
(Слайд ).
Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами [1]. Запись этой команды имеет следующий вид:
<переменная> := <выражение>.
Знак “:=” надо читать как “присвоить”.
Эта команда выполняется справа налево. Это инструкция, которая обозначает последовательность действий:
1. вычислить выражение;
2. присвоить полученное значение переменной.
Это значит, в ячейку под именем переменной посылается значение выражения.
Рассмотрим примеры.
(Слайд ).
Пример 1. Выполнить команды присваивания:
X := 4
Y := 3
Z := X+Y.
Решение. В ячейку Х отправляется число 4, в Y – число 3. Затем, выполняется операция сложения: 4 + 3 и полученное значение 7 отправляется в ячейку Z.
(Слайд ).
Пример 2. Выполнить команды присваивания. Объяснить смысл второй команды.
X := 5
X := X +1.
Решение. В этом примере используется только одна ячейка Х. Ход выполнения алгоритма:
1) в ячейку под именем Х отправляется число 5;
2) из ячейки Х берется число 5, к нему прибавляется 1 и результат снова отправляется в ячейку под именем Х.
Значит, смысл команды X := X +1 заключается в том, что к значению переменной Х прибавляется единица и результат присваивается этой же переменной Х. То есть, данная команда увеличивает значение переменной Х на единицу.
(Слайд 4).
Команда ввода. Запись:
ввод <список переменных>. Например, ввод А, В, С.
По команде ввода компьютер прерывает выполнение программы и ждет действий пользователя. Пользователь должен ввести значения переменных с клавиатуры. После ввода эти значения попадают в соответственные ячейки памяти компьютера.
Рассмотрим пример.
(Слайд 5).
Пример 3. Ввести значения переменных А, В, С.
ввод А, В, С.
Компьютер ждет действий пользователя. Пользователь, например, вводит с клавиатуры через пробел: 8 -6 3. После нажатия эти значения попадают в ячейки А, В, С.
(Слайд 6).
Команда вывода. Запись:
вывод <список вывода>. Например, вывод Х1, Х2.
Давайте рассмотрим схему на опорном листе №4 <Приложение4>.
Здесь рассмотрен алгоритм сложения двух чисел. С клавиатуры пользователем вводятся значения переменных А и В, которые попадают в соответственные ячейки. Процессором выполняется операция сложения значений ячеек А и В и командой присваивания полученное значение отправляется в ячейку С.
Чтобы пользователь мог увидеть результат решения задачи, команда вывода выводит значение ячейки С на экран.
Следовательно, можно сделать вывод:
1. Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.
2. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.
5. Закрепление нового материала: решение задач.
Учитель. Итак, мы разобрали три команды, теперь нужно научиться применять полученные знания при решении задач.
№1. Указать значение величины S после выполнения следующих команд присваивания [3]:
1. S:=5
S:=57;
2. S:=6
S:=-5.2*S
S:=0;
3. S:=-7.5
S:=2*3;
4. S:=45
K:=-25
S:=S+K.
При решении задачи для наглядности будем использовать таблицу, в которую будем вносить полученные значения переменных. Такая таблица называется трассировочной таблицей, а процесс ее заполнения называется трассировкой алгоритма [1].
Внимание на экран. (Запускается презентация, на слайдах используется эффект появления правильного решения после ответа учащихся) <Приложение6>.
Для решения задачи нужно еще раз вспомнить, как работает команда присваивания: сначала выполняется выражение справа от знака “=”, затем полученное значение отправляется в ячейку под именем переменной, записанной слева от знака “=”.
Пункты а и б разберем вместе, пункты в и г решите самостоятельно, а затем вместе выполним проверку. Решение в виде трассировочной таблицы оформите в тетради и запишите ответ.
(Решение каждого пункта задачи проверяется всем классом с использованием слайдов презентации) <Приложение6>.
Рассмотрев последовательное выполнение команд присваивания, какой вывод можно сделать?
После обсуждений делается вывод:
В результате выполнения команды присваивания в ячейку памяти помещается новое значение. Старое содержимое пропадает.
Учитель. А теперь решим еще одну задачу, алгоритм решения которой часто встречается при программировании.
№2. Даны две переменные величины X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями [1].
Прежде чем прейдем к решению этой задачи, рассмотрим пример.
Внимание на экран. <Приложение7>.
(Слад 1).
Пример. Имеются два стакана: в одном – молоко, в другом – вода. Нужно поменять содержимое этих стаканов местами. Как поступить?
(Слад 2).
Нам понадобится дополнительный третий пустой стакан. Последовательность действий будет следующей:
1. перелить из 1-го в 3-й;
2. перелить из 2-го в 1-й;
3. перелить из 3-го во 2-й.
(Слад 3).
Для решения задачи №2 также нужна третья дополнительная переменная, например, Z. Такая переменная будет называться промежуточной величиной.
Составим алгоритм решения. (Слад 4).
ввод X,Y
Z:=X
X:=Y
Y:=Z
вывод X,Y
Заполним трассировочную таблицу. (Слад 5).
Команда X Y Z
ввод X,Y 1 2 –
Z:=X 1 2 1
X:=Y 2 2 1
Y:=Z 2 1 1
вывод X,Y 2 1 1
В итоге значения переменных X и Y поменялись местами.
6. Подведение итогов
Учитель. С задачами вы справились, теперь можно подвести итоги. Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Для этого ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Где хранит данные исполнитель-компьютер для решения задач?
2. Какие команды умеет выполнять исполнитель-компьютер?
3. Каким образом переменные величины получают конкретные значения?
4. Какой командой сообщаются пользователю результаты решения задачи?
5. Как называется таблица, с помощью которой проверяется ход выполнения алгоритма?
После обсуждений ответов на вопросы, учителем выставляются оценки.
7. Постановка домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.