Школа: "Ровенская СОШ",сельский филиал МБОУ "СОШ №3" г. Белёва
Тульской области
Учитель: Мосина Елена Михайловна
Класс: 9
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический
идеал поэта.
Цели урока:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
проанализировать образ Татьяны как нравственный и
эстетический идеал поэта; показать искренность ее чувств,
глубину и благородство ее натуры; понять тип личности
Татьяны, ее принципы;
развивать навыки работы над художественным текстом;
формировать познавательную и социальную компетентности;
содействовать формированию и воспитанию высоких
нравственных идеалов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, учебная доска,
презентация, отрывок из видеофильма «Евгений Онегин»,
карточки;
Литература:
роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онеги», Словарь
литературоведческих терминов С. П.
2005,
конспект урока.
Белокурова,
Ход урока.
І. Организационный момент.
Итак, сегодня мы проводим заключительный урок по роману в стихах А.С.
Пушкина «Евгений Онегин». Для того, чтобы вы могли проследить ход работы,
я поместила на каждый рабочий стол «Дорожную карту урока».
ІІ. Мотивация.
«Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих
болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры;
Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и
примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в
мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного
1 произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом
светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же».
В.Г.Белинский.
ІІІ. Сообщение, представление темы, цели, задач урока и ожидаемых
результатов.
Слово учителя.
Две фигуры на протяжении всего романа владеют нашим интересом:
Онегин и Татьяна. Если в образе Онегина главное его искания, выяснение
трагического итога его жизненного пути, то в образе Татьяны воплощен
нравственный и эстетический идеал Пушкина.
Наша задача: понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы,
выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в
Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?
ІV. Восприятие материала по теме урока.
1. Словарная работа по теории литературы.
Мы знаем, что образы многих литературных героев списаны с реально
существующих исторических персонажей. Такой образ в теории литературы
называется ПРОТОТИП. Вспомним ещё раз данное определение.
Прототип – реальный человек, послуживший автору натурой для
создания образа литературного героя.
Вокруг прототипа Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений
Онегин» многие годы велись споры. Коекто из современниц поэта считал себя
прообразом пушкинской героини лишь на том основании, что в их жизни
случались похожие ситуации.
2. Сообщение по теме исследования.
(Метод «Микрофон»: учащиеся делают сообщения о том, кто был прообразом
Татьяны Лариной.)
Одной претенденткой на роль прототипа Татьяны Лариной стала Н.Д.Фонвизина
вдова генераладекабриста, проведшая многие годы в сибирской ссылке вместе с
мужем. Н.П. Чулков писал: «Таней Фонвизина себя называет потому, что, по
ее мнению, Пушкин с неё написал свою Татьяну Ларину. Действительно, в ее
жизни было много сходства с героиней Пушкина: в юности у нее был роман с
молодым человеком, который от нее отказался (правда, по другим причинам,
нежели Онегин), затем она вышла замуж за пожилого генерала, страстно в нее
влюбленного, и вскоре встретилась с прежним предметом своей любви,
который в нее влюбился, но был ею отвергнут».
3.
Защита исследовательских упражнений.
2 На прошлом уроке вы поделились на творческие пары для выполнения
домашней творческой работы. Мы переходим к защите ваших исследований.
I исследовательская группа: (Даша и Илья)
Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности.
В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
Как характеризует автор семью Лариных?
Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье?
Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между
ними?
Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
Какое значение имели для нее книги? Что она читала?
Охарактеризовать отношение Татьяны к крепостным в их имении и
крепостных к ней.
II исследовательская группа: (Оксана и Света)
Доказать правильность пушкинского определения «Татьяна – русская душою…»
примерами из текста.
В чем проявилась близость к народному, русскому во взглядах Татьяны?
Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини?
Миниисследование: значение имён Татьяна и Ольга.
Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным
обычаям.
Проанализировать сон и именины Татьяны. Как раскрывается суть ее души,
ее внутренний мир в этих эпизодах романа? Скомпоновать факты и
проанализировать выражения, в которых автор говорит о близости Татьяны
ко всему народному и русскому.
III исследовательская группа: (Лера и Даня)
Слова В.Г. Белинского: «Весь внутренний мир Татьяны заключается в жажде
любви…»
Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?
Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (и Ленского в том
числе)
Декламирование отрывка из «Письма Татьяны».
Как характеризует героиню ее письмо к Онегину?
Декламирование отрывка «Ответ Онегина»
3 Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспринимает его Татьяна?
Как объяснение с Онегиным определяет дальнейшую жизнь Татьяны?
Когда наступил новый этап внутренней жизни Татьяны?
Как понимать слова Пушкина: «…и ей открылся мир иной»?
Что помогли ей сохранить любовь к Онегину?
4. Фронтальная работа
Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
Какою описывает Пушкин Татьяну на светском приёме?
В чем изменилась Татьяна?
В каких словах и выражениях, из чего в ее поведении видно, что
«равнодушная княгиня» осталась прежней Таней?
Охарактеризовать поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину.
Что угнетает Татьяну в светской жизни?
5. Просмотр видео отрывка из фильма «Евгений Онегин»
(заключительные сцены романа)
Как характеризуют Татьяну слова:
«Я вас люблю (к чему лукавить),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна».
3. Проблемный вопрос:
Почему отвергла Татьяна любовь Онегина, если по прежнему его любит?
5. Чтение учителем последних строф романа.
Мы видим, что и в последних строфах романа А.С. Пушкин продолжает
называть Татьяну «мой верный идеал».
8. Заключительное слово учителя.
Образ Татьяны возрастает в своем значении на протяжении художественного
времени романа. В глубине души Татьяна осталась прежней русской женщиной,
готовой и сейчас променять «ветошь маскарада» на сельское уединение.
Только теперь, когда мы просмотрели и осмыслили путь Татьяны, нам ясны и
понятны эти черты ее облика. Это типичные черты русского национального
4 характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость,
вера в избранную мечту.
V. Рефлексия (Подведение итогов работы, оценивание результатов урока.)
И мы возвращаемся к первоначальной задаче урока:
«Понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему
Татьяна для Пушкина – «милый идеал»?»
Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?
Именно эти черты считает поэт идеальными для женщины.
VІ. Домашнее задание.
Творческая работа:
Попробуйте сделать записи в дневник Татьяны.
5
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта.
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта.
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта.
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта.
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.