Цель: формирование представлений о делении на однозначное число.
Задачи: - формирование знаний о делении на однозначное число
столбиком;
- развитие умений и навыков выполнять алгоритм деление на
однозначное число, решать задачи; развитие логического
мышления, математической зоркости; внимания и памяти;
- воспитание познавательного интереса к изучению данной темы;
воспитание терпеливости, усидчивости;
Требования к уроку: Уметь выполнять деление столбиком на однозначное
число;
Знать алгоритм записи деления на однозначное число.
Оборудование: учебники, наглядности, мультимедийная техника;
Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в
порядок оборудование, оформить доску (записать
число)
Тема: Деление на однозначное число.
Цель: формирование представлений о делении на однозначное число.
Задачи: формирование знаний о делении на однозначное число
столбиком;
развитие умений и навыков выполнять алгоритм деление на
однозначное число, решать задачи; развитие логического
мышления, математической зоркости; внимания и памяти;
воспитание познавательного интереса к изучению данной темы;
воспитание терпеливости, усидчивости;
Требования к уроку: Уметь выполнять деление столбиком на однозначное
число;
Знать алгоритм записи деления на однозначное число.
Оборудование: учебники, наглядности, мультимедийная техника;
Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в
порядок оборудование, оформить доску (записать
число)
План урока:
I. Организационный момент: приветствие;
самопрезентация;
физминутка; 2 мин.
II. Минутка чистописания: пропись; 2 мин.
III. Устный счет 5 мин.
IV. Объяснение нового материала 15 мин.
V. Физминутка 2 мин.
VI. Первичное закрепление нового материала 9мин.
VII. Внеклассная математика 5 мин.
VIII. Обобщение 2 мин.
IX. Оценивание 2 мин.
X. Домашнее задание 1 мин.Ход урока:
I. Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Залия Салаватовна (слайд:
Ф.И.О.), я студентка педагогического колледжа. Сегодня урок математики
буду вести я. Надеюсь, вы мне покажите какие вы внимательные, какие
активные, послушные и мы с пользой проведем этот урок.
Давайте, для начала проведем физминутку. Все встали изза парт. Сначала я
покажу ее вам, а потом сделаем вместе. (слайд: физминутка)
Поднимаем руки класс – это раз.
Завертелась голова – это два.
И руками три хлопка.
На четыре руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть на место тихо сесть.
Молодцы, садитесь.
II. Минутка чистописания:
Внимание на доску. (слайд: 9345)
Что вы видите? Число
1) Прочитайте число. 9345
2)Назовите число единиц каждого разряда и каждого класса.
5 ед. I разряда или 5 единиц;
4 ед. II разряда или 4 десятка;
3 ед. III разряда или 3 сотни;
9 ед. IV разряда или 9 тысяч
3) Назовите общее число единиц каждого разряда. (9345 ед., 934 дес., 93 сот.,
9 тыс.)
4) Замените число суммой разрядных слагаемых (9345=9000+300+40+5)
Четырехзначное, нечетное, содержит 5 единиц, 4 десятка, 3 сотни, и 9
тысяч.
5) Назовите число, предшествующее при счете данному, и число, следующие
при счете за данным (9344 и 9346 )
6)Назовите наименьшее и наибольшие числа, которые имеют столько же
разрядов, что и данное. (1000 и 9999)7) Укажите, сколько всего цифр понадобилось для записи данного числа и
сколько среди них различных. (4 цифры, различных 4)
8) Используя все цифры данного числа, запишите наименьшее и наибольшее
числа. (9543 3459)
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.
А теперь пропишите число 9345, увеличивая каждое последующее на 1
сотню.
Сидим красиво, спинки выпрямили, пишем аккуратно.
III. Устный счет:
Внимание на экран. Что вы видите?
Увеличьте: 63 на 8; 71 93 на 7; 100 16 на 12; 28 8 на 90; 98
54 на 7; 61 16 на 6; 22 20 на 70; 90 14 на 14; 28
18 на 4; 22 24 на 8; 32 51 на 15; 66 25 на 25; 50
22 на 5; 27 41 на 9; 50 46 на 52; 98 83 на 7;90
Работаем по цепочке, начиная с первого ряда.
Теперь устно решим следующие задачи. Кто прочитает задачу?
Задача.
В киоске 120 тетрадей в клетку и 90 тетрадей в линейку. Сколько всего
тетрадей в киоске? (210 тетрадей) (слайд: задача)
Задача.
В киоске 120 тетрадей в клетку, а в линейку на 90 штук больше.
Сколько всего тетрадей в киоске? (330 тетрадей) (слайд: задача)
Правильно, молодцы!
IV. Объяснение нового материала:
Кто из вас знает, что обозначает слово «АЛГОРИТМ»? (Определенный
порядок действий для достижения результата)
А как на уроке математики мы можем использовать алгоритм?
(При делении)
Тема нашего урока: Деление на однозначное число.
Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать навыки деления по
алгоритму, а так же решать задачи.Кто выйдет к доске и решит первый пример? (26384:4=6596 , делить по
алгоритму)
А теперь смотрим в учебнике задание 2, как выполнила девочка это задание?
3е так же
И так, сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему «Деление на
однозначное число».
Найдите № 192, начинаем с первого примера, кто пойдет к доске? Сначала
делаем сами, потом проверяем на калькуляторе. Начинаем с первой парты по
цепочке.
62 785 : 5= 12 557 52 278 : 3= 17 426
236 270 : 5= 47 254 638 145 : 9= 70 905
16 971 : 3=5 657 123 716 : 4= 30 929
22 936 : 8= 2 867 229 327 : 7= 32 761
Следующий № 193. Выполните действия. Проверьте умножение делением,
деление умножением. (по цепочке, продолжение)
3 687 * 8= 29 496 12 345 * 7= 86 415
529 671 : 3= 176 557 92 808 : 4= 23 202
(и наоборот)
№ 194, вычислите значение выражений:
632 702 : 7 + 303 804 : 6 – 882 910 : 7=
(240 328 : 8 + 654 084 + 20): 7=
(2 118 * 105 : 3 – 654 084 : 9) * 607=
V. Физминутка:
Я вижу вы немного устали, давайте с вами проведем физминутку. Все
встали, я покажу, а потом мы повторите. (слайд: физмунутка)
Раз на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 Нагнулись до земли.
И не раз, а раза три.
3руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5присели раза два.
6 за парты нам пора.VI. Первичное закрепление нового материала:
№195, докажите, что неравенства верны:
29 765 : 5 > 9 248 : 8 (5 953 > 1156)
20 841*3 < 6 208 200 : 9 (62 523 < 689 800)
№196, является ли число 3 значением буквы х в каждом равенстве?
712 020 : х = 237 340 (712 020 : 237 340 = 3) да, является.
х * 3 = 12 228 (12 228 : 3 = 4 076) нет, не является.
VII. Внеклассная математика:
Сейчас мы будем решать задачи на смекалку.
Внимание на экран:
1. Слайд: Дырка
ТРИ
ТРИ
ТРИ
(дырка)
2. Слайд: Кошки по углам
В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки
по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек
в комнате? (Разумеется, всего в комнате четыре кошки.)
3. Слайд: Стая
ПТИЧКА
ПТИЧКА
ПТИЧКА
(стая)
4. Слайд: Химик и пиджак
Химик обнаружил, что некоторая реакция протекает в течение 80 мин., если
он в пиджаке. Если же он без пиджака, то та же самая реакция протекает за 1
час 20 мин. Как вы это объясните?
(80 мин. — это то же самое, что и 1 час 20 мин.)
VIII. Обобщение (слайд: обобщение)
Что нового вы узнали на уроке?
Что для вас было сложно?
Что особенно вам запомнилось на уроке?
Понравился ли вам урок?
IX. ОцениваниеX. Домашнее задание (слайд: ДЗ)
Откройте дневники, записываем домашнее задание:
АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО:
Выделяю первое неполное делимое и объясняю, какие разрядные единицы
оно обозначает.
Определяю количество цифр в значении частного.
Подбираю первую цифру в значении частного.
Умножаю число, записанное этой цифрой, на делитель.
Вычитаю полученный результат из неполного делимого и нахожу остаток.
Записываю цифру следующего разряда делимого рядом с остатком. Получаю
второе неполное делимое и повторяю пункты 3, 4, 5, 6.
Алгоритм деления углом
Найти первое неполное делимое
Определить количество цифр в частном
Найти цифры в каждом разряде частного
ПОМНИ: остаток меньше делителя!