Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема: Химические уравнения
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : уравнение и схема химической реакции;
сохранение массы вещества при химических реакциях.
Т р е б о в а н и я : понимать химическую символику: уравнения химических
реакций, знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять уравнения
химических реакций.
О б о р у д о в а н и е : весы, прибор для демонстрации закона сохранения масс с
растворами HCl и NaOH (подкрашенным фенолфталеином), гири, магнитные
модели атомов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
– Что такое химическая реакция?
– Каковы условия протекания химических реакций?
– Каковы признаки химических реакций?
– Какие признаки химических реакций вы наблюдали при выполнении упр. 1,
2?
– Приведите примеры экзотермических и эндотермических реакций.
II. Объяснение нового материала.
– Химические элементы мы записываем с помощью химических знаков;
химические вещества – с помощью формул. Что такое химическая формула?
Что обозначает индекс?
А как записать химическую реакцию?
Для этого существует условная запись – химическое уравнение.
Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью
химических формул и коэффициентов.
Что такое коэффициент? Зачем нужны коэффициенты?
Сущность химической реакции заключается в том, что продукты реакции
образуются из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества. Атомы
никуда не исчезают и не появляются из ниоткуда.
В 1756 г. М. В. Ломоносов, а позже А. Лавуазье сформулировали закон
сохранения массы вещества: масса веществ, вступивших в реакцию, равна
массе веществ, получившихся в результате нее.Учитель демонстрирует опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы
вещества.
Это значит: сколько атомов каждого элемента было в исходных веществах,
столько же их должно оказаться в продуктах реакции.
Рассмотрим пример взаимодействия молекул водорода с молекулами
кислорода.
С помощью магнитных моделей атомов учитель показывает, что молекулы
водорода и кислорода разрываются на атомы и из них образуются молекулы
воды:
В таком случае один атом кислорода – «лишний», схему процесса можно
записать так Н2 + О2
Н→ 2О.
Чтобы эту схему превратить в уравнение реакции, нужно расставить
коэффициенты таким образом, чтобы слева и справа число атомов каждого
элемента совпадало:
2 Н2 + О2 = 2 Н2О.
В виде модели:
Наша задача – научиться расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
Существует несколько приемов расставления коэффициентов:
1. Сравнение количества атомов каждого элемента в левой и правой части
обычно начинают с самого сложного вещества.
2. Нахождение наименьшего общего кратного, если слева и справа у одного и
того же элемента обнаруживаются разные индексы.3. Удвоение, если получились дробные коэффициенты или в левой и правой
части уравнения есть вещества одинакового качественного состава (удваивается
формула того вещества, в котором больше атомов).
Н а п р и м е р :
→
1. Ca + H Cl
2 + H2
Ca + 2 HCl = CaCl2 + H2
CaCl
4Al + 3O2 = 2Al2O3
3. C2H6 + O2
C2H6 + ?O2
2 + 3H2O
C2H6 + 3,5O2 = 2CO2 + 3H2O
→ CO2 + H2O
2CO→
или
2C2H6 + 7O2 = 4CO2 + 6H2O
удваиваем
2Cr→
CrO3
4CrO3 = 2Cr2O3 + 3O2
2O3 + O2
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 27, упр. 1, 2.