Тема раскола в истории и
Тема раскола в истории и
творчестве В.И. Сурикова
творчестве В.И. Сурикова
Презентация к уроку
Презентация к уроку
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Исторический жанр
Исторический жанр – один из важнейших
– один из важнейших
в изобразительном искусстве Это один из
в изобразительном искусстве Это один из
самых трудных жанров в живописи.
самых трудных жанров в живописи.
Историческое полотно невозможно создать
Историческое полотно невозможно создать
без широких исторических знаний,
без широких исторических знаний,
понимания закономерностей развития
понимания закономерностей развития
общества, умения обобщать и раскрывать
общества, умения обобщать и раскрывать
сущность явлений.
сущность явлений.
Василий Иванович Суриков один из
Василий Иванович Суриков один из
наиболее ярких представителей
наиболее ярких представителей
исторического жанра в русской живописи.
исторического жанра в русской живописи.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Основные различия в обрядах и
Основные различия в обрядах и
правилах
правилах
До реформы
До реформы
После реформы
После реформы
Крещение двумя перстами
Крещение двумя перстами
Земной поклон
Земной поклон
Однократное пение
Однократное пение
«аллилуйя»
«аллилуйя»
Движение верующих в
Движение верующих в
церкви вокруг алтаря по
церкви вокруг алтаря по
солнцу
солнцу
Написание имени Христа:
Написание имени Христа:
ИсусИсус
Крещение тремя перстами
Крещение тремя перстами
Поясной поклон
Поясной поклон
Троекратное пение
Троекратное пение
«аллилуйя»
«аллилуйя»
Движение верующих
Движение верующих
в церкви
в церкви
вокруг алтаря против солнца
вокруг алтаря против солнца
Написание имени
Написание имени
Христа: Иисус
Христа: Иисус
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Церковная реформа16531656 гг.
Церковная реформа16531656 гг.
Патриарх Никон
Патриарх Никон
Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Раскол отделение
отделение
Раскол
(1654 г.) от Русской
(1654 г.) от Русской
Православной церкви
Православной церкви
части верующих, не
части верующих, не
признавших церковных
признавших церковных
реформ патриарха
реформ патриарха
Никона.
Никона
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Во времена раскола
Во времена раскола
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум
• Глава старообрядцев.
• ВВстретил реформы отрицательно,
стретил реформы отрицательно,
считая первоосновой веры
считая первоосновой веры
русские источники.
русские источники.
• ББыл сослан в 1653 г. в Сибирь
ыл сослан в 1653 г. в Сибирь..
• ВВ 1663 г. после кратковременного
1663 г. после кратковременного
возвращение в Москву был
возвращение в Москву был
отправлен в Пустозерск, где
отправлен в Пустозерск, где
провел 15 лет в земляной
провел 15 лет в земляной
тюрьме.
тюрьме.
• В 1682 г. был сожжен вместе со
В 1682 г. был сожжен вместе со
своими соратниками по царскому
своими соратниками по царскому
приказу..
приказу
Протопоп АввакумПротопоп Аввакум
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Протопоп Аввакум (16201682) –
Протопоп Аввакум (16201682) –
руководитель старообрядцев
руководитель старообрядцев
Протопоп Аввакум (16201682) – Протопоп Аввакум (16201682) – руководитель старообрядцев руководитель старообрядцев
Василий
Василий
Иванович
Иванович
Суриков
Суриков
(1848 – 1916 гг.)
(1848 – 1916 гг.)
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Боярыня
Боярыня
Морозова у
Морозова у
Аввакума.
Аввакума.
Литография
Литография
второй
второй
половины XIX
половины XIX
века..
века
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
«Раз ворону на
«Раз ворону на
снегу увидал.
снегу увидал.
Сидит ворона на
Сидит ворона на
снегу и крыло
снегу и крыло
отставила,
отставила,
черным пятном на
черным пятном на
белом сидит.
белом сидит.
Вот эту ворону я
Вот эту ворону я
много лет забыть
много лет забыть
не мог.
не мог.
Потом «Боярыню
Потом «Боярыню
Морозову»
Морозову»
написал…»
написал…»
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Суриков угадывает боярыню.
Протопоп Аввакум писал
Протопоп Аввакум писал
про боярыню Морозову:
про боярыню Морозову:
«Персты рук твоих
«Персты рук твоих
тонкокостных, а очи твои
тонкокостных, а очи твои
молниеносны. Кидаешься ты
молниеносны. Кидаешься ты
на врагов, а ни лев».
на врагов, а ни лев».
Суриков долго
Суриков долго
«угадывал» лицо боярыни
«угадывал» лицо боярыни
Морозовой. Он много писал
Морозовой. Он много писал
женских портретов, но не в
женских портретов, но не в
одной не нашел «страшной»
одной не нашел «страшной»
красоты боярыни, её
красоты боярыни, её
горячей,
горячей,
иступленной веры, которая будто молния
иступленной веры, которая будто молния
воспламеняла всех вокруг.
воспламеняла всех вокруг.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
В.И. Суриков её написал в
В.И. Суриков её написал в
селе Преображенском, на
селе Преображенском, на
старообрядческом
старообрядческом
кладбище.
кладбище.
Приехала туда
Приехала туда
начетчица с Урала –
начетчица с Урала –
Анастасия Михайловна .
Анастасия Михайловна .
«И как вставил её в
«И как вставил её в
картину
картину
она всех победила».
она всех победила».
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Фрагмент картины « Боярыня
Фрагмент картины « Боярыня
Морозова»
Морозова»
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Женщины в толпе.
Женщины в толпе.
Впереди на
Впереди на
коленях старая
коленях старая
нищенка. С
нищенка. С
верой,
верой,
любовью и
любовью и
жалостью
жалостью
глядит она
глядит она
вслед боярыне.
вслед боярыне.
Сама того не
Сама того не
замечая, она
замечая, она
протянула
протянула
руку, словно
руку, словно
пытается
пытается
задержать бег
задержать бег
саней
саней
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Женщины в толпе.
Женщины в толпе.
Каждый в толпе по
Каждый в толпе по
своему относится к
своему относится к
боярыне, к её
боярыне, к её
страстным словам.
страстным словам.
Подперев рукой щеку,
Подперев рукой щеку,
задумалась старуха в
задумалась старуха в
расшитом платке. На
расшитом платке. На
её лице глубокая
её лице глубокая
скорбь.
скорбь.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Женщины в
Женщины в
толпе.
толпе.
Ужас застыл на
Ужас застыл на
бледном лице монашки
бледном лице монашки
в черном платке.
в черном платке.
Боярыня в синей шубе и
Боярыня в синей шубе и
золотистожелтом
золотистожелтом
платке склонилась
платке склонилась
перед проезжающими
перед проезжающими
санями. В её поклоне –
санями. В её поклоне –
и молчание и
и молчание и
сосредоточение.
сосредоточение.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Женщины в толпе.
Женщины в толпе.
В отчаянии
В отчаянии
скрестила
скрестила
руки на груди
руки на груди
девушка в
девушка в
вышитой
вышитой
шапке. Её
шапке. Её
глаза полны
глаза полны
слез.
слез.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Юродивый
Юродивый
В лохмотьях, босой,
В лохмотьях, босой,
юродивый сидит прямо на
юродивый сидит прямо на
снегу. Его шея и плечи до
снегу. Его шея и плечи до
крови растерты железной
крови растерты железной
цепью, на которой висит
цепью, на которой висит
пудовый (16 кг.) крест.
пудовый (16 кг.) крест.
Юродивый –
Юродивый –
единственный в толпе –
единственный в толпе –
открыто поддерживающий
открыто поддерживающий
боярыню. Он отвечает на
боярыню. Он отвечает на
её призыв сложенными
её призыв сложенными
двумя перстами.
двумя перстами.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Странник
Странник
Позади юродивого стоит
Позади юродивого стоит
странник с посохом,
странник с посохом,
котомкой и надетой на
котомкой и надетой на
руку плетеной
руку плетеной
корзинкой. На первый
корзинкой. На первый
взгляд кажется странник
взгляд кажется странник
спокойней всех
спокойней всех
остальных Он старается
остальных Он старается
понять, что происходит.
понять, что происходит.
Его черты напоминают
Его черты напоминают
самого В.И. Сурикова
самого В.И. Сурикова
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Княгиня Урусова
Княгиня Урусова
Рядом с санями идет родная
Рядом с санями идет родная
сестра Морозовой, княгиня
сестра Морозовой, княгиня
Авдотья Прокопьевна
Авдотья Прокопьевна
Урусова. В ее лице, крепко
Урусова. В ее лице, крепко
сплетенных пальцах рук,
сплетенных пальцах рук,
торопливой походке
торопливой походке
жалость, страдание,
жалость, страдание,
душевная боль. И
душевная боль. И
собственная судьба. Урусова
собственная судьба. Урусова
тоже была раскольница. Ее
тоже была раскольница. Ее
черед близок. Завтра и на
черед близок. Завтра и на
нее наденут цепи, сошлют
нее наденут цепи, сошлют
вместе с сестрой.
вместе с сестрой.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Священник
Священник
Сани увозят Морозову от
Сани увозят Морозову от
верного ей юродивого влево
верного ей юродивого влево
вдаль туда, где встречает
вдаль туда, где встречает
её злой насмешкой
её злой насмешкой
священник в богатой черной
священник в богатой черной
шубе с рыжим лисьим
шубе с рыжим лисьим
воротником.
воротником.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Фрагмент картины « Боярыня
Фрагмент картины « Боярыня
Морозова»
Морозова»
Там где розвальни
Там где розвальни
прошли, картина
прошли, картина
толпы меняется
толпы меняется
органически. Мы
органически. Мы
видим лица,
видим лица,
прошедшие через
прошедшие через
огненное крещение
огненное крещение
лика боярыни.
лика боярыни.
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Фрагмент картины « Боярыня
Фрагмент картины « Боярыня
Морозова»
Морозова»
Толпа впереди, та,
Толпа впереди, та,
которая еще не
которая еще не
увидала лица
увидала лица
Морозовой теснится с
Морозовой теснится с
любопытством и грубо
любопытством и грубо
хохочет в ожидании
хохочет в ожидании
позорного зрелища.
позорного зрелища.
(Возница, мальчишка
(Возница, мальчишка
справа, купец,
справа, купец,
священник).
священник).
Для человека
Для человека
главное – жить по
главное – жить по
совести.
совести.
Лекарства смогут
Лекарства смогут
продлить наш срок
продлить наш срок
на несколько лет ,
на несколько лет ,
а праведность и
а праведность и
терпимость –
терпимость –
подарят жизнь
подарят жизнь
вечную…»
вечную…»
Патриарх
Патриарх
Кирилл
Кирилл
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Тестовые задания
Тестовые задания
1.1. КакКак звали патриарха, начавшего церковную
звали патриарха, начавшего церковную
реформу :
реформу :
а ) Игнатий
а ) Игнатий
б ) Филарет
б ) Филарет
в ) Никон
в ) Никон
2. Причиной церковной реформы не было :
2. Причиной церковной реформы не было :
а ) искажение церковных книг
а ) искажение церковных книг
б ) искажение церковных обрядов
б ) искажение церковных обрядов
в ) конфликт между царем и патриархом
в ) конфликт между царем и патриархом
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
3. Лидер старообрядцев XVII в.:
3. Лидер старообрядцев XVII в.:
а ) Филарет
а ) Филарет
б ) Никон
б ) Никон
в ) Аввакум
в ) Аввакум
4.Церковная реформа привела :
4.Церковная реформа привела :
а ) к сплочению верующих
а ) к сплочению верующих
б ) расколу между верующими
б ) расколу между верующими
в ) конфликту между царем и патриархом
в ) конфликту между царем и патриархом
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
5. Историческое полотно В.И. Сурикова
5. Историческое полотно В.И. Сурикова
Кондратия Булавина
Кондратия Булавина
«Боярыня Морозова» воссоздает события,
«Боярыня Морозова» воссоздает события,
связанные
связанные
1.с расколом русской православной церкви
1.с расколом русской православной церкви
2.с Северной войной
2.с Северной войной
3.со стрелецкими бунтами
3.со стрелецкими бунтами
4.с крестьянским восстанием под руководством
4.с крестьянским восстанием под руководством
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
6.Какие изображения относятся к
6.Какие изображения относятся к
старообрядчеству?
старообрядчеству?
2 2
1 1
4 4
3 3
5 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.