Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах
Оценка 4.6

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
1 кл
03.06.2017
Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах
. Пояснительная записка   Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (2009 г), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.   Программа предназначена для специальных (коррекционных) классов VII вида в общеобразовательной школе.   Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
ЗПР -ИЗО-программа-1-4кл. (1).docx
1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (2009 г), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Программа предназначена для специальных (коррекционных) классов VII вида в общеобразовательной школе. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели курса: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи обучения: совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами. 2. Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно- творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально- коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. 3. Место учебного предмета в базисномучебном плане На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2-4 классах — 34 ч в год (1 час в неделю). 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно- нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. 5. Результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве. Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач. Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности». Выпускник научится: • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?». Выпускник научится: • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?». Выпускник научится: • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветовидения, усвоенные способы действия; • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта. Выпускник получит возможность научиться: • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение; • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета Личностными результатами» является формирование следующих умений: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные УУД: -строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений: Обучающийся научится: - различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; - способы и приёмы обработки различных материалов; - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - составлять композиции с учётом замысла; - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; - пользоваться простейшими приёмами лепки. Обучающийся получит возможность научиться: - усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; - участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; - развивать фантазию, воображение; - приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; - научиться анализировать произведения искусства; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. 6. Содержание курса Тематическое распределение количества часов № Разделы, темы Количество часов Рабочая программа Рабочая программа по классам 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 Виды художественной деятельности. 64 5 18 18 23 2 Азбука искусства. Как говорит искусство? 71 28 16 16 11 Итого: 135 33 34 34 34 1 класс «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ» (1 час в неделю, 33 часа) Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 1Изображения всюду вокруг нас. 2Мастер Изображения учит видеть. 3Изображать можно пятном. 4Изображать можно в объеме. 5Изображать можно линией. 6Разноцветные краски. 7Изображать можно и то, что невидимо. 8Художники и зрители (обобщение темы). Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 9Мир полон украшений. 10Красоту надо уметь замечать. 11Узоры, которые создали люди. 12Как украшает себя человек. 13Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 14Постройки в нашей жизни. 15Дома бывают разными. 16Домики, которые построила природа. 17Дом снаружи и внутри. 18Строим город. 19Все имеет свое строение. 20Строим вещи. 21Город, в котором мы живем (обобщение темы). Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 22Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. 23Сказочная страна. 24Праздник весны. 25Разноцветные жуки. 26Весенние цветы. 27Урок любования. Умение видеть. 28Здравствуй, лето! (обобщение темы). 2 класс «ИСКУССТВО И ТЫ» (1 час в неделю, 34 часа) Раздел 1: Как и чем работает художник? Три основных цвета – желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). Раздел 2: Реальность и фантазия Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Раздел 3: О чем говорит искусство Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Раздел 4: Как говорит искусство Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок. 3 класс «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» (1 час в неделю, 34 часа) Раздел 1: Искусство в твоем доме Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Раздел 2: Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Три художника на улицах твоего города (обобщение темы). Раздел 3: Художник и зрелище Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал (обобщение темы). Раздел 4: Художник и музей Музей в жизни города. Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). 4 класс «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (1 час в неделю, 34 часа) Раздел 1: Истоки родного искусства Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Красота человека. Народные праздники (обобщение темы). Раздел 2: Древние города нашей земли Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы). Раздел 3: Каждый народ – художник Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Раздел 4: Искусство объединяет народы Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы). 7. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся При оценивании работ учитывается аккуратность выполнения работы. За неряшливо оформленную работу отметка снижается на 1 балл, но не ниже «3». «5» - без ошибок «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых «2» - 5 и более грубые ошибки Грубыми ошибками считаются: - неправильно передано и определено пространственное положение объекта на листе; - не соблюдены пропорции и общее строение изображаемых предметов; - неверная передача цвета; - выход за линии при нанесении цвета; -неумение самостоятельно, без помощи учителя, выполнить работу. Негрубыми ошибками считаются: - несоблюдение последовательности выполнения рисунка; - не прорисованы незначительные элементы изображаемого объекта; - неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе; - неточности при нахождении второстепенных объектов на рисунке; - неточности при передаче тени, полутени, рефлексов, падающей тени. 8. Материально-техническое обеспечение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству Рабочие программы по изобразительному искусству Учебники по изобразительному искусству Рабочие тетради Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) Учебно-наглядные пособия Портреты русских и зарубежных художников Мультимедийные обучающие художественные программы. Музыкальный центр Телевизор Компьютер Презентации Краски акварельные Краски гуашевые Бумага А3, А4 Бумага цветная Восковые мелки Кисти беличьи № 5, 10, 20 Кисти щетина № 3, 10, 13 Емкости для воды Стеки (набор) Пластилин Клей Ножницы 9. Учебно-методическое обеспечение Учебники Л.А.Неменская. Изобразительное искусство.Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.. Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство.Искусство и ты. 2 класс. Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство.Искусство вокруг нас. 3 класс. Л.А.Неменская. Изобразительное искусство.Каждый народ – художник. 4 класс. Пособия для учащихся 1. А.Неменская. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособия для учителя И.В. Федотова. Изобразительное искусство. Поурочные планы. Волгоград: «Учитель». И.А. Хапилина. Дополнительный материал к урокам ИЗО. 1-4 классы. Волгоград: «Учитель». Н.А. Касаткина. Дидактические игры и упражнения на занятиях по ИЗО. 1-4 классы. Волгоград: «Учитель». Б.М.Неменский и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 1 класс, 33 часа № Дата Тема урока Элементы содержания Характеристика деятельности Вид деятельности Контроль Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов) 1 Введение в предмет. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Работа с акварелью. Рисунок солнца. Текущий 2 Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Знакомство с Мастером Изображения. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Работа с гуашью. Рисунок по замыслу. Текущий 3 Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятие «форма». Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Работа с акварелью и гуашью. Изображение сказочного леса. Текущий 4 Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Работа с акварелью или гуашью. Изображение пятном. Текущий 5 Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы. Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала. Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Работа с пластилином. Лепка животного. Текущий 6 Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Работа с фломастерами. Изображение линией «путаница». Текущий 7 Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски). Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Работа с гуашью. Разноцветный коврик. Текущий 8 Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Работа с гуашью. Изображение настроения. Текущий 9 Художники и зрители. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений. Итоговая выставка детских работ по теме. Текущий Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 часов) 10 Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Работа с гуашью. Изображение сказочного цветка. Текущий 11 Красоту надо уметь замечать. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии. Работа с акварелью или гуашью. Изображение картин природы. Текущий 12 Узоры на крыльях. Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. Работа с гуашью. Украшение бабочки. Текущий 13 Украшение птиц. Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Находить природные узоры и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии. Работа с бумагой. Выполнение объемной аппликации. Текущий 14 Красивые рыбы. Украшение рыб. Ритмическое соотношение цвета и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Работа с гуашью. Украшение рыбы. Текущий 15 Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения. Какие украшения бывают у разных людей. Когда и зачем украшают себя люди. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Работа с гуашью. Рисование сказочного героя. Текущий 16 Мастер Украшения помогает сделать праздник. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Работа с бумагой. Изготовление снежинок, гирлянд к празднику. Тематический Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (9 часов) 17 Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Работа с гуашью. Рисование сказочного домика. Текущий 18 Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Работа с гуашью. Рисование домиков для сказочных животных. Текущий 19 Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики. Работа с пластилином. Изготовление сказочного домика в форме овощей или фруктов, грибов и т.п. Текущий 20 Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома, их вид снаружи и внутри. Работа с акварелью. Рисование дома в виде буквы алфавита. Текущий 21 Строим город. Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Работа с пластилином. Лепка города из пластилина. Текущий 22 Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать их простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. Работа с бумагой. Выполнение аппликации животного из различных геометрических фигур. Текущий 23 Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Работа с бумагой. Изготовление сумочки или упаковки, их украшение. Текущий 24 25 Город, в котором мы живем. Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник- архитектор. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Работа с бумагой. Создание панно «Город, в котором мы живем». Тематический Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 часов) 26 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы. Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Рассматривание работ художников и детских работ. Текущий 27 Праздник весны. Праздник птиц. Конструирование и украшение (декорирования) разнообразных пространственных форм. Изображение природных объектов. Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Работа с бумагой. Изготовление птиц, их украшение. Текущий 28 Разноцветные жуки. Работа с гуашью. Рисование божьей коровки (стрекозы, бабочки и др.). Текущий 29 Весенние цветы. Работа акварелью или гуашью. Рисование весенних цветов. Текущий 30 Сказочная страна. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Работа с гуашью. Рисование сказочной страны. Текущий 31 Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы. Знакомство с творчеством художников. Рисование летнего пейзажа. Текущий 32 33 Здравствуй, лето! Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Работа с акварелью или гуашью. Коллективная работа о лете. Итоговый

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в 1- 4 классах

Тематическое планирование по изобразительному искусству ЗПР в  1- 4 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017