Тема урока: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений научить различать разные виды линий.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную; пользоваться линейкой для черчения; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ходу рока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
Игра “Засели домик”
Игра “Молчанка”
(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с соответствующей цифрой.)
III. Самоопределение к деятельности
В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям.
(На доске рисунок.)
— Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.) Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки, которые не натянули, — это кривые линии.
— Сколько прямых линий? (2)
— Сколько кривых? (3.)
Прямая линия начала хвастаться: “Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!”
Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч.
Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.
Испугалась точка: “Что же я наделала!” Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.
И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.
Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.
— Сегодня прямая линия, луч, отрезок и точка пришли к нам на урок. Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
— О каких линиях вы узнали? (О прямой, луче, отрезке.)
— Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)
(Я беру две катушки ниток, натягиваю их, изображая прямую линию, и разматывая то одну, то другую, демонстрирую, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности.)
— Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.)
(Я беру ножницы, разрезает нитку. Показываю, что теперь линию можно продолжать только в один конец.)
— Что узнали об отрезке? (У него есть и начало, и конец.)
(Я отрезаю другой конец нитки и показываю, что нитка не тянется. У нее есть и начало, и конец.)
2. Работа по учебнику
— Посмотрите на рисунок на с. 40. Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая — нет.)
— Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке? (Ответы детей.)
— Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)
— Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить? (Прямые — 2, 3, 5 и кривые — 1, 4.)
— Выполните следующее задание.
— Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)
— Сколько кривых можно провести через две точки? (Много.)
— Прочитайте следующее задание.
— Раскрасьте рисунки самостоятельно.
2. Работа по учебнику
— Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)
— Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий.)
— Какой отрезок самый короткий? (Красный.)
— Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видите.
(Работа в парах.)
— Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.
— Какие записи подходят к рисункам? Объясните их смысл. (4 + 1 = 5 — к 4 цыплятам прибежал еще один. Стало 5 цыплят. 5 — 2 = 3 — плавали 5 утят, 2 утенка ушли. Осталось 3утенка. Записи 4 — 1 = 3 и 5 — 1 = 4 не подходят.)
(Самостоятельное составление записей по схемам, данным ниже.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 41).)
— Какие группы у вас получились? (Лучи — 2, 5 и отрезки — 1, 3, 4.)
(Можно использовать КИМы (самостоятельная работа № 2, с. 36-38).)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о линиях?
— Где в жизни встречаются прямые линии? кривые линии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.