Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

знакомство с культурой и традициями казахского народа, с технологией изготовления, знать понятия «текемет», «тускииз», «сырмак», «баскуры», «корпе», «шара», «ожау», «блезик», «тумар». формировать умение применять знания, полученные на уроках казахского языка, чтения, Мир вокруг; - воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа, воспитывать толерантность.
Иконка файла материала труд тумар.docx
Информационная карта урока Предмет: Ручной труд                                                                                                              класс    2 Тема:  Традиции казахского народа изготовление тумара. Цели: знакомство с культурой и традициями казахского народа, с технологией изготовления, знать понятия «текемет», «тускииз», «сырмак», «баскуры», «корпе», «шара», «ожау», «блезик», «тумар». Задачи:­ образно представлять отдельные обычаи и традиции казахского народа; ­ развивать ассоциативное мышление; ­ формировать умение  применять знания, полученные  на уроках казахского языка, литературы,  истории Казахстана; ­ воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа, воспитывать толерантность. Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.  Демонстрационное оборудование:   Тематическое оформление класса, под казахское национальное жилище, дастархан, корпе, предметы быта, одежды; Образцы казахского орнамента; тумар ­ образец Инструкционные карты; словарная работа на карточках. Раздаточный материал: цветной картон, цветная бумага, трафареты орнамента, ножницы, простой карандаш, клей. Этап урока Содержание совместной деятельности учителя и учащихся Дифференцированный и индивидуальный подход 1и2 гр.         3 гр.           4 гр. Результат деят­ти уч. Повторя ют Читают,  повторя ют за  детьми 2 гр. Слушают Слушают Отвечаю т на  вопросы. читают,  объясня ют  послови цу Слуша ют,  участву ют в  беседе 1.Психолого ­ педагог­  кий настрой. 2.Сообщение  темы и целей  урока. 3.Актуализа ция  изученного. 4.Этап   изучения  нового  материала. приветствие, готовность к уроку, отметка  отсутствующих На уроке мы с вами познакомимся с некоторыми  обычаями казахского народа и сами приобщимся к ним  через выполнение работы. Вводная беседа.  а) Люди, каких наций живут у нас в школе?  б) А в городе? в) что такое нация? Учитель объявляет тему урока. Прочитайте   на   доске   пословицу,   которая   является девизом нашего урока:  «Искусные руки не купишь и за золото». Как понимаете эту пословицу? В Казахстане 130 народов разной национальности, все  народы живут дружно. Издавна отличались русский и  казахский народы гостеприимством. У русского народа  почетного гостя, жениха и невесту встречают хлебом­ солью. Мне хочется заострить ваше внимание на  казахское гостеприимство (конакжайлык).  Ученица зачитывает отрывок из книги «Обычаи и  традиции казахского народа» о казахском  гостеприимстве. С давних пор гостеприимство у казахов  было незыблемой частью нравственных устоев.  В любое время дня и ночи даже незнакомый мог прийти в дом казаха в гости. Его называют «кудайы конак»  (священный гость), для него специально резали барана  или же угощали достойным его мясным блюдом.  Традиции казахского гостеприимства описаны в  произведениях наших выдающихся земляков Сабита  Муканова и Ивана Петровича Шухова. В  автобиографической трилогии «Школа жизни» С.  Муканов пишет: «Раз в год родичи собирались в гости к  друг другу». Эти встречи обставлялись очень  торжественно. Поехать в гости из бедной семьи мог  только один, потому что другому уже ехать не на чем. Квечеру мы дотащились к большому озеру Есеней. Нас  ждали, встречающие направляли гостей кого куда.  ­ А вы остановитесь у Рахмета, ­ объявляет нам  встречающий.  ­ Рахмета? ­ спрашивает мрачно Касен. – а что у него  делать? Он и сам сидит голодом. ­А это уже старикам говорите. Таково распоряжения. Я нечего не знаю, ­ равнодушно отвечает встречающий.  Нечего делать, поехали к Рахмету. Юрта у него была крошечная, насквозь прокопченная,  вся в дырах, щелях и заплатах, но хозяин своим  радушием искупил все. Он встретил нас на дороге,  учтиво поклонился, повел в юрту и торжественно усадил  нас на самые почетные места.  ­Ну, а уж за угощенье не взыщите, ­ сказал Рахмет,  разводя руками – сами видите, как живу. И пошел резать  для нас своего единственного козленка».  И недаром у казахов есть такая пословица:  Хочешь богу угодить ­  Поклонись, творя моленье.  Хочешь людям угодить ­ Не скупись на угощенье. Выступление учителя.  Что такое орнамент?  Орнамент применяется в декоративно – прикладном  искусстве. Многие предметы быта, казахская  одежда,   юрты украшаются орнаментом. Богат и самобытен язык  народного орнамента. А всего известно 200 видов  казахского орнамента.  Каждый узор может рассказать  свою историю,  где всегда исходными для него являлись осмысление и переработанные формы флоры и фауны.   Весь казахский орнамент делиться на 4 группы:  Зооморфные  Муйиз – бараний рог.  Табан – след верблюда.  Оркеш – горб верблюда. Ормекши – паук – ткач. Растительные  Агаш – дерево. Жапырак – лист (узор).  Гуль – цветок. Оралма – закругленный лист. Космогонические  Шенбер – круг. Шугла – петли.  Жулдыз – звезда. Шимай – спираль. Геометрические  Кармак – узор «сеть». Ирек – узор «зигзаг». Тортушкул – узор «4 угла». Тумарша – узор «амулет». Основным мотивом является зооморфный и особенно  роговый узор ­« Кошкар муййз», этот узор чаще всего  встречается.  К растительным орнаментам относится ромб,  зигзаг, треугольник. К космогоническим – относится  спираль,луна, звезда. Значение цвета в орнаменте  символично: голубой – небо; белый – радость, счастье;  желтый – знание, мудрость; красный – огонь, солнце;  зеленый – юность, весну; черный – землю. Выступление учителя. Учитель рассказывает об истории возникновения юрты и ее оформлении. Выступление ученицы. При помощи орнамента казахи передавали настроение  людей их отнощение к окружающему миру. Например, у казахского народа долго сохранялся обычай, согласнокоторому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в  другой аул, должна была прислать родителям подарок,  сделанный своими руками. И часто в нем с помощью  орнамента девушка описывала свою жизнь. Если она  изображала худого человека рядом с полным – родители плакали. Получив такой подарок: дочери жилось плохо.  А если клюв птицы – это означало, что девушка живет  как вольная птица, и родители собирали всех  родственников на пир, называемый той. Учитель: Многое ушло уже в историю, но и сейчас   используемая современная одежд, предметы быта  украшены казахским орнаментом. Перед вами образцы  предметов быта (название предметов на казахском  языке). А как вы думаете что это? Какие ассоциации у  вас возникают при виде этого предмета?  Это дорба. Об  этом обычае расскажет вам гостья. Она рассказала об изготовлении и использовании дорбы  у казахского народа. Все присутствующие на уроке  получили подарки.  Учитель: Нужно, чтоб эти традиции, обычаи жили в  народе, а не ушли в прошлое. Словарные слова  Текемет – ковер войлочный. Тускииз – ковер настенный войлочный. Сырмак – ковер войлочный постилочный. Баскуры   –   полосы   узорные   тканью   для   украшения   и укрепления юрты. Корпе – постилочный ковер. Шара – миска для кумыса. Тумар – оберег кочевника Карточка №8 Изготовление тумара. Прочитайте инструкционную карту. Инструкционно –  технологическая карта. Наложение узоров  (аппликации).  Порядок выполнения. Выбор орнамента.  Обведение по трафатеру Вырезание орнамента. Аппликация. Текущий инструктаж.  I обход – проверка организации рабочего места и  соблюдения техники безопасности. IIобход – проверка правильности выполнения трудовых  приемов.  III обход – проверить завершение этапа работы. Закрепление. 1) Сколько существует видов национального казахского орнамента?  2) На какие группы разделен орнамент?  3) Где в быту используется орнамент? Заключительный инструктаж. Анализ ошибок и их причины. Сообщение оценок. Домашнее задание. Уборка рабочего места. 5.Физ. мин.  Практическ ая работа. 9.Подведени е итогов.  Повторяют  слова Повторяю т слова Читают слова,  показы вают на картин ке читают  порядок выполне ния  работы По  показу  учителя  повторя ют Работают  с  помощью  учителя. отвеча ют повторя ют повторя ют