Традиции казахского народа. Изготовление тумара.
Оценка 4.9

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
труд
2 кл
13.03.2018
Традиции казахского народа. Изготовление тумара.
знакомство с культурой и традициями казахского народа, с технологией изготовления, знать понятия «текемет», «тускииз», «сырмак», «баскуры», «корпе», «шара», «ожау», «блезик», «тумар». формировать умение применять знания, полученные на уроках казахского языка, чтения, Мир вокруг; - воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа, воспитывать толерантность.
труд тумар.docx
Информационная карта урока Предмет: Ручной труд                                                                                                              класс    2 Тема:  Традиции казахского народа изготовление тумара. Цели: знакомство с культурой и традициями казахского народа, с технологией изготовления, знать понятия «текемет», «тускииз», «сырмак», «баскуры», «корпе», «шара», «ожау», «блезик», «тумар». Задачи:­ образно представлять отдельные обычаи и традиции казахского народа; ­ развивать ассоциативное мышление; ­ формировать умение  применять знания, полученные  на уроках казахского языка, литературы,  истории Казахстана; ­ воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа, воспитывать толерантность. Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.  Демонстрационное оборудование:   Тематическое оформление класса, под казахское национальное жилище, дастархан, корпе, предметы быта, одежды; Образцы казахского орнамента; тумар ­ образец Инструкционные карты; словарная работа на карточках. Раздаточный материал: цветной картон, цветная бумага, трафареты орнамента, ножницы, простой карандаш, клей. Этап урока Содержание совместной деятельности учителя и учащихся Дифференцированный и индивидуальный подход 1и2 гр.         3 гр.           4 гр. Результат деят­ти уч. Повторя ют Читают,  повторя ют за  детьми 2 гр. Слушают Слушают Отвечаю т на  вопросы. читают,  объясня ют  послови цу Слуша ют,  участву ют в  беседе 1.Психолого ­ педагог­  кий настрой. 2.Сообщение  темы и целей  урока. 3.Актуализа ция  изученного. 4.Этап   изучения  нового  материала. приветствие, готовность к уроку, отметка  отсутствующих На уроке мы с вами познакомимся с некоторыми  обычаями казахского народа и сами приобщимся к ним  через выполнение работы. Вводная беседа.  а) Люди, каких наций живут у нас в школе?  б) А в городе? в) что такое нация? Учитель объявляет тему урока. Прочитайте   на   доске   пословицу,   которая   является девизом нашего урока:  «Искусные руки не купишь и за золото». Как понимаете эту пословицу? В Казахстане 130 народов разной национальности, все  народы живут дружно. Издавна отличались русский и  казахский народы гостеприимством. У русского народа  почетного гостя, жениха и невесту встречают хлебом­ солью. Мне хочется заострить ваше внимание на  казахское гостеприимство (конакжайлык).  Ученица зачитывает отрывок из книги «Обычаи и  традиции казахского народа» о казахском  гостеприимстве. С давних пор гостеприимство у казахов  было незыблемой частью нравственных устоев.  В любое время дня и ночи даже незнакомый мог прийти в дом казаха в гости. Его называют «кудайы конак»  (священный гость), для него специально резали барана  или же угощали достойным его мясным блюдом.  Традиции казахского гостеприимства описаны в  произведениях наших выдающихся земляков Сабита  Муканова и Ивана Петровича Шухова. В  автобиографической трилогии «Школа жизни» С.  Муканов пишет: «Раз в год родичи собирались в гости к  друг другу». Эти встречи обставлялись очень  торжественно. Поехать в гости из бедной семьи мог  только один, потому что другому уже ехать не на чем. К вечеру мы дотащились к большому озеру Есеней. Нас  ждали, встречающие направляли гостей кого куда.  ­ А вы остановитесь у Рахмета, ­ объявляет нам  встречающий.  ­ Рахмета? ­ спрашивает мрачно Касен. – а что у него  делать? Он и сам сидит голодом. ­А это уже старикам говорите. Таково распоряжения. Я нечего не знаю, ­ равнодушно отвечает встречающий.  Нечего делать, поехали к Рахмету. Юрта у него была крошечная, насквозь прокопченная,  вся в дырах, щелях и заплатах, но хозяин своим  радушием искупил все. Он встретил нас на дороге,  учтиво поклонился, повел в юрту и торжественно усадил  нас на самые почетные места.  ­Ну, а уж за угощенье не взыщите, ­ сказал Рахмет,  разводя руками – сами видите, как живу. И пошел резать  для нас своего единственного козленка».  И недаром у казахов есть такая пословица:  Хочешь богу угодить ­  Поклонись, творя моленье.  Хочешь людям угодить ­ Не скупись на угощенье. Выступление учителя.  Что такое орнамент?  Орнамент применяется в декоративно – прикладном  искусстве. Многие предметы быта, казахская  одежда,   юрты украшаются орнаментом. Богат и самобытен язык  народного орнамента. А всего известно 200 видов  казахского орнамента.  Каждый узор может рассказать  свою историю,  где всегда исходными для него являлись осмысление и переработанные формы флоры и фауны.   Весь казахский орнамент делиться на 4 группы:  Зооморфные  Муйиз – бараний рог.  Табан – след верблюда.  Оркеш – горб верблюда. Ормекши – паук – ткач. Растительные  Агаш – дерево. Жапырак – лист (узор).  Гуль – цветок. Оралма – закругленный лист. Космогонические  Шенбер – круг. Шугла – петли.  Жулдыз – звезда. Шимай – спираль. Геометрические  Кармак – узор «сеть». Ирек – узор «зигзаг». Тортушкул – узор «4 угла». Тумарша – узор «амулет». Основным мотивом является зооморфный и особенно  роговый узор ­« Кошкар муййз», этот узор чаще всего  встречается.  К растительным орнаментам относится ромб,  зигзаг, треугольник. К космогоническим – относится  спираль,луна, звезда. Значение цвета в орнаменте  символично: голубой – небо; белый – радость, счастье;  желтый – знание, мудрость; красный – огонь, солнце;  зеленый – юность, весну; черный – землю. Выступление учителя. Учитель рассказывает об истории возникновения юрты и ее оформлении. Выступление ученицы. При помощи орнамента казахи передавали настроение  людей их отнощение к окружающему миру. Например, у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в  другой аул, должна была прислать родителям подарок,  сделанный своими руками. И часто в нем с помощью  орнамента девушка описывала свою жизнь. Если она  изображала худого человека рядом с полным – родители плакали. Получив такой подарок: дочери жилось плохо.  А если клюв птицы – это означало, что девушка живет  как вольная птица, и родители собирали всех  родственников на пир, называемый той. Учитель: Многое ушло уже в историю, но и сейчас   используемая современная одежд, предметы быта  украшены казахским орнаментом. Перед вами образцы  предметов быта (название предметов на казахском  языке). А как вы думаете что это? Какие ассоциации у  вас возникают при виде этого предмета?  Это дорба. Об  этом обычае расскажет вам гостья. Она рассказала об изготовлении и использовании дорбы  у казахского народа. Все присутствующие на уроке  получили подарки.  Учитель: Нужно, чтоб эти традиции, обычаи жили в  народе, а не ушли в прошлое. Словарные слова  Текемет – ковер войлочный. Тускииз – ковер настенный войлочный. Сырмак – ковер войлочный постилочный. Баскуры   –   полосы   узорные   тканью   для   украшения   и укрепления юрты. Корпе – постилочный ковер. Шара – миска для кумыса. Тумар – оберег кочевника Карточка №8 Изготовление тумара. Прочитайте инструкционную карту. Инструкционно –  технологическая карта. Наложение узоров  (аппликации).  Порядок выполнения. Выбор орнамента.  Обведение по трафатеру Вырезание орнамента. Аппликация. Текущий инструктаж.  I обход – проверка организации рабочего места и  соблюдения техники безопасности. IIобход – проверка правильности выполнения трудовых  приемов.  III обход – проверить завершение этапа работы. Закрепление. 1) Сколько существует видов национального казахского орнамента?  2) На какие группы разделен орнамент?  3) Где в быту используется орнамент? Заключительный инструктаж. Анализ ошибок и их причины. Сообщение оценок. Домашнее задание. Уборка рабочего места. 5.Физ. мин.  Практическ ая работа. 9.Подведени е итогов.  Повторяют  слова Повторяю т слова Читают слова,  показы вают на картин ке читают  порядок выполне ния  работы По  показу  учителя  повторя ют Работают  с  помощью  учителя. отвеча ют повторя ют повторя ют

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.

Традиции казахского народа. Изготовление тумара.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018