ТРИ ЦВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Оценка 4.8

ТРИ ЦВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история +1
10 кл—11 кл
31.05.2021
ТРИ ЦВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Назаренко_МБОУ СОШ 4_Радужный_урок истории_Три цвета Гражданской войны.doc

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

 

 

 

 

 

Учебная презентация по теме:

 

 

«ТРИ ЦВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

 

11 КЛАСС

 

 

 

 

 

 

Автор разработки:

Учитель истории

Назаренко Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радужный

2021

 

 

 

Автор: Назаренко Светлана Николаевна- учитель истории, обществознания, правоведения МБОУ СОШ № 4

Предмет, класс: история, 11 класс.

Тема учебного занятия: «Три цвета Гражданской войны»

Место занятия в учебном процессе: Тема «Становление новой России (октябрь 1917- 1920гг.), уроки № 3-4.

Форма занятия: проблемная лекция с применением ИКТ в виде презентации.

Тип занятия: изучение нового материала по теме.

Название используемого ЦОР: «История России ХХ век», Клио Софт 2002, диски № 1-2.

 

 

План урока:

 

Тема учебного занятия: «Три цвета Гражданской войны»

 

Тип занятия: изучение нового материала по теме.

 

Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне, как об очень сложном явлении в истории страны.

 

Задачи урока:

  1. определить причины Гражданской войны и иностранной интервенции;
  2. ознакомить учащихся с точками зрения на периодизацию гражданской войны;
  3. провести расстановку сил в Гражданской войне;
  4. оценить экономическую и политическую платформы белого и красного движения. Выявить плюсы и минусы;
  5. подвести итоги Гражданской войны. Определить причины победы красных.

 

 

Оборудование:

    • карта «Гражданская война и интервенция в России»;
    • «История России ХХ век», Клио Софт 2002, диски № 1-2.
    • Компьютер, медиапроектор, экран;
    • Презентация к уроку;
    • Учебник для общеобразовательных учреждений «История России. 10 класс. М.М Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков, И.С. Семененко, А.Я. Токарева, В.Н. Хаустов, О.В. Хлевнюк, В.А. Шестаков. Базовый уровень и углубленный уровни. 10 класс в 3 ч.; под редакцией А.В. Торкунова. 6-е изд.-М.: Просвещение, 2020;

Основные понятия: Гражданская война, интервенция, террор, «военный коммунизм», «демо-кратическая контрреволюция», «зеленые», «красные», «белые», мятеж.

 

План урока:

  1. Мотивация. Организационный момент.
  2. Определение и понятие «Гражданской войны».
  3. Особенности Гражданской войны.
  4. Понятие «Интервенции».
  5. Причины Гражданской войны и интервенции.
  6. Периодизация Гражданской войны. Точки зрения.
  7. Расстановка сил в Гражданской войне.
  8. Причины победы «красных» в Гражданской войне.
  9. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Конспект урока.

  1.  

 

«А я стою один меж них:

В ревущем пламени и дыме

                                                                                                                 И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других».

 

М. Волошин

 

 

Несмотря на то, что прошло много лет, как отгремели бои на фронтах Гражданской войны, интерес к её изучению не ослабевает. По данной тематике издано немало трудов, но в истории Гражданской войны ещё много «белых» пятен», вопросов. Которые требуют новых подходов в осмыслении. Вот и сегодня мы попытаемся осмыслить историю Гражданской войны и оценить её результаты по-своему.

 

  1. Что же такое Гражданская война?

 

 

 

Гражданская война- это организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными группами, политическими течениями, наиболее острая форма социальной борьбы.

 

  1. Для России гражданская война имела некоторые особенности, отличные от других.

Особенности:

 

-      Не имеет четких границ- ни временных, ни пространственных;

-      На первом плане классовые интересы;

-      Сложное явление. Включает в себя борьбу социалистических, анархических, буржуазно-демократических, реакционно-монархических сил;

-      Отсутствуют общечеловеческие ценности, главный принцип- «Кто не с нами, тот против нас!»;

-      Величайшая трагедия страны, так как несет взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу;

-      Нет победителей и побежденных.

 

  1. Гражданская война в России была неразрывно связана с военной интервенцией иностранных государств. Что же такое интервенция?

Интервенция- это насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела страны. Вторжение с целью захвата территории, подавления революционного и национально- освободительного движения.

 

 

 

 

 

  1. Итак, в чем же состояли причины Гражданской войны и интервенции?
    1. Вооруженный захват власти большевиками.
    2. Отказ большевиков от возможности создания «однородного социалистического правительства», т.е. правительства включавшего в свой состав представителей всех партий, исповедующих социализм (эсеры, меньшевики).
    3. разгон большевиками Учредительного собрания.
    4. Национализация земли и предприятий.
    5. Недовольство «военным коммунизмом» (комбеды, продотряды, ревкомы, рабочий контроль).
    6. Национализация имущества иностранных граждан.
    7. Брестский мир оскорбил патриотические чувства офицеров, интеллигенции.
    8. Отказ Советского правительства от выплаты государствам -кредиторам денежных займов.
    9. Страны Антанты боялись «расползания» социализма по всему миру.

 

 

  1. Вопрос о хронологических рамках и периодизации войны неоднозначен до сих пор. Вот некоторые из них.

автор

период

рамки

События периода

В.И.Ленин

I

 

 

 

Октябрь 1917- 1918(до роспуска Учредительного собрания)

Политический

II

 

3-марта 1918

Брестский мир

III

1918-1920

Гражданская война

IV

1922

Прекращение Антантой интервенции и блокады

Историк

Спирин

I

 

Июль 1917- октябрь 1917

До взятия большевиками власти

II

 

Октябрь 1917-1922:

 

- лето 1918-1920

 

Наиболее острый

- 1921

Наивысший подъем

 

Историк

Волобуев

I

 

Октябрь 1917-май 1918

«Мягкая Гражданская война»

II

 

Конец 1918-1919

 

Пик ожесточения

Историк Поляков

I

 

Февраль –март 1917

Свержение самодержавия, раскол общества по социальному принципу

II

 

Март- октябрь 1917

Усиление социально-политических противоречий в обществе. Неудача российских демократов в попытке установить мир в стране.

III

 

Октябрь1917- март1918

Насильственное свержение Временного правительства и новый раскол общества

IV

 

Март- июнь 1918

Террор, локальные военные действия. Формирование красной и белой армий.

V

 

Лето 1918-конец 1920

Массовые сражения между регулярными войсками. Иностранная интервенция.

VI

1921-1922

Затухание гражданской войны, военные действия на окраинах страны

 

Американский историк Бровкин

I

 

1918

Распад империи. Борьба большевиков и социалистов (меньшевиков и эсеров). Начало интервенции. Начало выступления крестьян против комбедов и продотрядов.

II

 

1919

Год «белых». Наступления армий Деникина, Колчака. Крестьянство опять качнулось в сторону большевиков из-за угрозы «Белых» конфисковать земли в пользу помещиков.

III

1920-1921

Годы «красных» и «зеленых». Победы большевиков в Гражданской войне. Под давлением «зеленых» -отмена продразверстки и введение свободной торговли.

 

 

  1. Ознакомившись с периодизацией гражданской войны, определим теперь кто же «свои» и, кто «чужие» в ней. В истории гражданской войны выделяют три основных группы участников: «красные», «белые», «зеленые». Каждая группа представляла особую силу в Гражданской войне, потому что имела свои программные требования и вдохновлялась идейными лидерами.

 

Какие же цели преследовали стороны?

 

«Белое» движение.

                    Оно оформилось в ноябре 1917 на юге России в Новочеркасске путем создания воинских офицерских формирований. Но офицеры неправильно поняли характер борьбы и не осознали необходимости выдвижения примитивной для народа программы. Они считали, что их единственной задачей было разгромить красную армию.

                    «Белые» не смогли наладить конструктивного сотрудничества с другими антибольшевистскими силами, подозрительно относились к рабочим и крестьянам.

                     В значительной степени, именно этим объясняется их историческое поражение в Гражданской войне.

 

 

«Красные»

                Исходя из большевистской доктрины о неразрывности революции и Гражданской войны, «красные» готовились к ней, создавая военные формирования. Сначала это была красная Гвардия, а затем массовая регулярная Красная Армия.

                С помощью террора, насилия, жесточайшего централизма во всех сферах общественной жизнедеятельности общества большевики склонили чашу в свою сторону.

 

 

«Зеленые».

              Так называлось крестьянское движение в период Гражданской войны, выступавшее как против «красных», так и против «белых».

              К «зеленым» относятся движение под руководством Н.И.Махно и созданная им «республика Гуляйполе» и крестьянское восстание в Тамбовской губернии под предводительством А.С.Антонова.

              Своим символом избрали цвет воли и свободы, противопоставляя себя и красному и белому движениям. «Эх, яблочко, цвета спелого, слева красного бьем, справа- белого»- любимая песня. Районы движения: Причерноморье, Северный Кавказ, Крым.

              Что же это за сила? Зеленые сражались и против красных и против белых. Умело используя тактику нейтралитета. Н.И.Махно отдал предпочтение красным, поскольку крестьяне получили землю, но и не допускал на свои освобожденные территории продотряды. А объединившись с красными вел борьбу с Деникиным.

 

 

           Ознакомившись с силами Гражданской войны, рассмотрим программные требования каждой из сторон.

движение

требования

«белые»

  1. уничтожение большевистской анархии и наведение в стране порядка.
  2. восстановление единой и неделимой России.
  3. созыв народного собрания на основе всеобщего избирательного права.
  4. установление областной автономии и местного самоуправления.
  5. гражданские свободы. Свобода слова.
  6. земельная реформа.
  7. прогрессивное рабочее законодательство.

 

«красные»

  1. национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
  2. введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных государством норм.
  3. уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы, введение трудовой повинности.
  4. создание трудовых армий.
  5. отмена свободной торговли, продукты распределялись государством, деньги обесценены.
  6. отмена платы за квартиру, коммунальные услуги, газеты, связь.

 

«зеленые»

  1. социализация земли, фабрик и заводов.
  2. коренное изменение продовольственной политики.
  3. свобода слова, печати, собрания.
  4. «Нет!» диктатуре!
  5. «Долой комиссародержавие!»

 

 

На основании данной таблицы, давайте, определим положительные и отрицательные стороны каждой из программ. Определим причины поражения «белых» и победы «красных».

 

Причины поражения «белых»

 

 

Причины победы «красных»

 

    • Не имели единой политической и экономической программы.
    • Не получили поддержки основной части населения страны: отдавали землю помещикам, национальная политика белых не предоставляла окраинам независимости и самоопределения.
    • Отсутствия единого политического лидера.
    • Деморализация и разложение армии.

 

 

 

·         Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной.

·         Поддержка страны основной массой населения –крестьянством.

·         Единство и организованность «красного» движения.

·         Создана Рабоче- Крестьянская Красная Армия.

 

  1. Рассмотрев три цвета Гражданской войны, подведем итоги. Вернемся к эпиграфу урока. О чём размышлял поэт М. Волошин? Гражданская война обернулась величайшей трагедией      для России и её народа. Эта трагедия была не только социальной, душевной и человеческой, но и экономической и культурной. В этой войне нет победителей и побежденных, т.к. представители разных социальных групп по-разному решили свою судьбу и судьбу России. Но вернемся к нашему эпиграфу. Что хотел поэт выразить своими стихами? Чьей позиции он придерживался в Гражданской войне?
  2. Ознакомившись с периодом Гражданской войны, давайте, и мы попытаемся выразить свою позицию. Заполните анкету.

Анкета

 

1.      Во время Октябрьской революции Вы:

А) приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков;

Б) скорее всего, стали бы помогать Временному правительству;

В) были бы сторонником монархии.

 

2.      В годы Гражданской войны Вы:

А) встали бы в ряды «красных»;

Б) присоединились бы к «белым»;

В) пошли бы за национальными движениями;

Г) поддержали бы «зеленых».

 

3.      И во время революции, и в период Гражданской войны:

А) соблюдали бы нейтралитет;

Б) предпочли эмигрировать из страны;

В) нет мнения, избрал иной путь.

 

 

Ответив на анкету, предложите вариант альтернативы развития России.

Спасибо за урок.

До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Автор : Назаренко Светлана Николаевна- учитель истории, обществознания, правоведения

Автор : Назаренко Светлана Николаевна- учитель истории, обществознания, правоведения

Конспект урока. «А я стою один меж них:

Конспект урока. «А я стою один меж них:

Гражданская война в России была неразрывно связана с военной интервенцией иностранных государств

Гражданская война в России была неразрывно связана с военной интервенцией иностранных государств

Итак, в чем же состояли причины

Итак, в чем же состояли причины

Американский историк Бровкин

Американский историк Бровкин

Ознакомившись с силами Гражданской войны, рассмотрим программные требования каждой из сторон

Ознакомившись с силами Гражданской войны, рассмотрим программные требования каждой из сторон

Ознакомившись с периодом

Ознакомившись с периодом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021