РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Учебная презентация по теме:
«ТРИ ЦВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»
11 КЛАСС
Автор разработки:
Учитель истории
Назаренко Светлана Николаевна
Радужный
2021
Автор: Назаренко Светлана Николаевна- учитель истории, обществознания, правоведения МБОУ СОШ № 4
Предмет, класс: история, 11 класс.
Тема учебного занятия: «Три цвета Гражданской войны»
Место занятия в учебном процессе: Тема «Становление новой России (октябрь 1917- 1920гг.), уроки № 3-4.
Форма занятия: проблемная лекция с применением ИКТ в виде презентации.
Тип занятия: изучение нового материала по теме.
Название используемого ЦОР: «История России ХХ век», Клио Софт 2002, диски № 1-2.
План урока:
Тема учебного занятия: «Три цвета Гражданской войны»
Тип занятия: изучение нового материала по теме.
Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне, как об очень сложном явлении в истории страны.
Задачи урока:
Оборудование:
Основные понятия: Гражданская война, интервенция, террор, «военный коммунизм», «демо-кратическая контрреволюция», «зеленые», «красные», «белые», мятеж.
План урока:
Конспект урока.
«А я стою один меж них:
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других».
М. Волошин
Несмотря на то, что прошло много лет, как отгремели бои на фронтах Гражданской войны, интерес к её изучению не ослабевает. По данной тематике издано немало трудов, но в истории Гражданской войны ещё много «белых» пятен», вопросов. Которые требуют новых подходов в осмыслении. Вот и сегодня мы попытаемся осмыслить историю Гражданской войны и оценить её результаты по-своему.
Гражданская война- это организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными группами, политическими течениями, наиболее острая форма социальной борьбы.
Особенности:
- Не имеет четких границ- ни временных, ни пространственных;
- На первом плане классовые интересы;
- Сложное явление. Включает в себя борьбу социалистических, анархических, буржуазно-демократических, реакционно-монархических сил;
- Отсутствуют общечеловеческие ценности, главный принцип- «Кто не с нами, тот против нас!»;
- Величайшая трагедия страны, так как несет взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу;
- Нет победителей и побежденных.
Интервенция- это насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела страны. Вторжение с целью захвата территории, подавления революционного и национально- освободительного движения.
автор |
период |
рамки |
События периода |
В.И.Ленин |
I
|
Октябрь 1917- 1918(до роспуска Учредительного собрания) |
Политический |
II
|
3-марта 1918 |
Брестский мир |
|
III |
1918-1920 |
Гражданская война |
|
IV |
1922 |
Прекращение Антантой интервенции и блокады |
|
Историк Спирин |
I
|
Июль 1917- октябрь 1917 |
До взятия большевиками власти |
II
|
Октябрь 1917-1922: |
|
|
- лето 1918-1920
|
Наиболее острый |
||
- 1921 |
Наивысший подъем
|
||
Историк Волобуев |
I
|
Октябрь 1917-май 1918 |
«Мягкая Гражданская война» |
II
|
Конец 1918-1919
|
Пик ожесточения |
|
Историк Поляков |
I
|
Февраль –март 1917 |
Свержение самодержавия, раскол общества по социальному принципу |
II
|
Март- октябрь 1917 |
Усиление социально-политических противоречий в обществе. Неудача российских демократов в попытке установить мир в стране. |
|
III
|
Октябрь1917- март1918 |
Насильственное свержение Временного правительства и новый раскол общества |
|
IV
|
Март- июнь 1918 |
Террор, локальные военные действия. Формирование красной и белой армий. |
|
V
|
Лето 1918-конец 1920 |
Массовые сражения между регулярными войсками. Иностранная интервенция. |
|
VI |
1921-1922 |
Затухание гражданской войны, военные действия на окраинах страны
|
|
Американский историк Бровкин |
I
|
1918 |
Распад империи. Борьба большевиков и социалистов (меньшевиков и эсеров). Начало интервенции. Начало выступления крестьян против комбедов и продотрядов. |
II
|
1919 |
Год «белых». Наступления армий Деникина, Колчака. Крестьянство опять качнулось в сторону большевиков из-за угрозы «Белых» конфисковать земли в пользу помещиков. |
|
III |
1920-1921 |
Годы «красных» и «зеленых». Победы большевиков в Гражданской войне. Под давлением «зеленых» -отмена продразверстки и введение свободной торговли. |
Какие же цели преследовали стороны?
«Белое» движение.
Оно оформилось в ноябре 1917 на юге России в Новочеркасске путем создания воинских офицерских формирований. Но офицеры неправильно поняли характер борьбы и не осознали необходимости выдвижения примитивной для народа программы. Они считали, что их единственной задачей было разгромить красную армию.
«Белые» не смогли наладить конструктивного сотрудничества с другими антибольшевистскими силами, подозрительно относились к рабочим и крестьянам.
В значительной степени, именно этим объясняется их историческое поражение в Гражданской войне.
«Красные»
Исходя из большевистской доктрины о неразрывности революции и Гражданской войны, «красные» готовились к ней, создавая военные формирования. Сначала это была красная Гвардия, а затем массовая регулярная Красная Армия.
С помощью террора, насилия, жесточайшего централизма во всех сферах общественной жизнедеятельности общества большевики склонили чашу в свою сторону.
«Зеленые».
Так называлось крестьянское движение в период Гражданской войны, выступавшее как против «красных», так и против «белых».
К «зеленым» относятся движение под руководством Н.И.Махно и созданная им «республика Гуляйполе» и крестьянское восстание в Тамбовской губернии под предводительством А.С.Антонова.
Своим символом избрали цвет воли и свободы, противопоставляя себя и красному и белому движениям. «Эх, яблочко, цвета спелого, слева красного бьем, справа- белого»- любимая песня. Районы движения: Причерноморье, Северный Кавказ, Крым.
Что же это за сила? Зеленые сражались и против красных и против белых. Умело используя тактику нейтралитета. Н.И.Махно отдал предпочтение красным, поскольку крестьяне получили землю, но и не допускал на свои освобожденные территории продотряды. А объединившись с красными вел борьбу с Деникиным.
Ознакомившись с силами Гражданской войны, рассмотрим программные требования каждой из сторон.
движение |
требования |
«белые» |
|
«красные» |
|
«зеленые» |
|
На основании данной таблицы, давайте, определим положительные и отрицательные стороны каждой из программ. Определим причины поражения «белых» и победы «красных».
Причины поражения «белых»
|
Причины победы «красных» |
|
· Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной. · Поддержка страны основной массой населения –крестьянством. · Единство и организованность «красного» движения. · Создана Рабоче- Крестьянская Красная Армия. |
Анкета
1. Во время Октябрьской революции Вы:
А) приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков;
Б) скорее всего, стали бы помогать Временному правительству;
В) были бы сторонником монархии.
2. В годы Гражданской войны Вы:
А) встали бы в ряды «красных»;
Б) присоединились бы к «белым»;
В) пошли бы за национальными движениями;
Г) поддержали бы «зеленых».
3. И во время революции, и в период Гражданской войны:
А) соблюдали бы нейтралитет;
Б) предпочли эмигрировать из страны;
В) нет мнения, избрал иной путь.
Ответив на анкету, предложите вариант альтернативы развития России.
Спасибо за урок.
До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.