Рабочая программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие. В курсе математики выделяются несколько содержательных линий: числа и величины, операции над числами, наглядная геометрия. Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.
Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими
целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данногокурса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные задачи:
— формирование на доступном уровне представлений онатуральных числах и принципе построения натуральногоряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений очетырёх арифметических действиях: понимание смыслаарифметических действий, понимание взаимосвязей междуними, изучение законов арифметических действий;
— формирование на доступном уровне навыков устногосчёта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков прирешении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении
текстовых задач).
Развивающие задачи:
— развитие пространственных представлений учащихсякак базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностейшкольников;
— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
— формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
— знакомство с методами изучения окружающего мира(наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
Пояснительная записка
Рабочая программа базового уровня составлена на основе:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273фз «Об образовании в Российской Федерации» ;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки России от 06.10.2009 г. №373;
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования";
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Учебного плана МОУ Вешкаймская СОШ №1 на 20142015 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 134 от
31.08.2015г ;
6. Образовательной программы начального общего образования МОУ Вешкаймская СОШ №1 утверждена приказом директора школы № 49
от 31.03.2015г ;
7. Программы курса « Математика» 14 классы. Авторы: М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Программы общеобразовательных учреждений.
Начальная школа.14 классы. Учебнометодический комплект «Планета знаний».М.:АСТ:: Астрель,2012.1. Цели начального общего образования с учётом специфики предмета
Рабочая программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене. Исходя из общих положений концепции
математического образования, начальный курс математики призван обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических
знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения
образования; обеспечить интеллектуальное развитие. В курсе математики выделяются несколько содержательных линий: числа и величины,
операции над числами, наглядная геометрия. Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала,
традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому
активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных
уроков, целых разделов.
Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего
образования. В соответствии с этими
целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данногокурса и направленных на
достижение поставленных целей.
Учебные задачи:
— формирование на доступном уровне представлений онатуральных числах и принципе построения натуральногоряда чисел, знакомство с
десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений очетырёх арифметических действиях: понимание смыслаарифметических действий,
понимание взаимосвязей междуними, изучение законов арифметических действий;
— формирование на доступном уровне навыков устногосчёта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений,
применения этих навыков прирешении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов,
решении
текстовых задач).
Развивающие задачи:
— развитие пространственных представлений учащихсякак базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе
математических способностейшкольников;— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
— формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления
информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
— знакомство с методами изучения окружающего мира(наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления
информации;
— формирование на доступном уровне умений работать синформацией, представленной в разных видах (текст, рису нок, схема,
символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения
информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их
решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах.Это обусловливает
концентрический принцип построения
курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причём каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением
понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.Учебный материал каждого года обучения
выстроен по
тематическому принципу — он поделён на несколькокрупных разделов, которые в свою очередь подразделяютсяна несколько тем.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Основные содержательные линии курса «Математика»:1. Общие свойства предметов и групп предметов. Раздел направлен на развитие логического мышления учащихся и
формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми
навыками являются умение сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять
общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы. Выделение в
программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении
математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств
геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.
4. Наглядная геометрия.
Раздел направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь
геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений и предполагает: знакомство с
основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами; развитие пространственных
представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве); формирование элементарных
навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей); развитие познавательной деятельности учащихся,
формирование элементарных навыков исследовательской деятельности.
2. Числа и величины. Данный раздел включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета
предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления
о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления. Большое значение в разделе придается работе с моделями чисел и
моделями числового ряда. Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной
природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную
развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера,
измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д.
3. Операции над числами. Материал раздела традиционно составляет ядро математического образования младших школьников:
формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач. Большое
внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение
письменных алгоритмов вычислений. Разделом предоставляются широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов
вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс
увлекательным, развивает математические способности школьников. Также в разделе представлена работа с текстовыми задачами, имеющая
огромное практическое и развивающее значение. Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных
представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления
простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения;
практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что, вопервых, освоение программного
материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся. Вовторых, описание практической деятельности
раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на
данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.
Развитие основных содержательных линий
Числа до 1 000 000
Чтение, запись, последовательность, разрядный состав. Классы и разряды.
Сравнение чисел.
Перевод единиц:
км _ м, м _ дм, дм _ мм
Названия: квадратный дециметр, ар, гектар
Соотношения:
1 см2 = 100 мм2
1 дм2 = 100 см2
1 м2 = 100 дм2
Использование названий единиц вместимости в задачах.
Названия: век, тысячелетие
Соотношения:
1 век = 100 лет
Использование названий единиц скорости в задачах.
Названия: центнер
Соотношения:
1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц
Перевод единиц:
кг _ ц, кг _ т, ц _ т
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000.
Устные вычисления:
сложение и вычитание круглых чисел.
Письменные вычисления:
сложение и вычитание в пределах 1 000 000.Умножение и деление на однозначные, двузначные и трёхзначные числа в
пределах 1 000 000.
Устные вычисления:
умножение и деление круглых чисел.
Письменные вычисления:
умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа.
Знакомство с буквенными выражениями (без термина).
Нахождение значения выражения с переменной (без термина).
Разложение на удобные слагаемые при сложении и вычитании.
Разложение на удобные множители
при умножении и делении.
Оценка результатов вычислений.
Определение числа цифр в ответе.
Определение производительности, времени работы, объёма работы.
Задачи на пропорциональную зависимость.
Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.
Задачи на совместную работу.
Задачи, содержащие единицы длины, массы, времени, площади.
Решение уравнений.
Пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических
фигур на клетчатой бумаге.
Геометрические задачи (нахождение периметра, если известна площадь;
нахождение площади, если известен периметр).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа направлена на реализацию целей обучения в начальном звене. В соответствии с учебным планом МОУ Вешкаймская СОШ
№ 1, отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов в год.4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
∙научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных
и пространственных отношений;
∙овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут
необходимые вычислительные навыки;
∙научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения
математических знаний в повседневных ситуациях;
∙получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и
письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое
выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
∙познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют
способами измерения длин и площадей;
∙приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практикоориентированной математической деятельности умения,
связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм,
заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
устойчивая учебнопознавательная мотивация учения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади
(квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени
(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними;
выражать величины в разных единицах измерения;
выполнять арифметические действия с величинами;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения
(слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель,
частное);
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения, содержащего 34 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные
числа;
проверять результаты арифметических действий разными способами;
использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового
выражения, данными текстовой задачи;
понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством
купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы;
затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость;
движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
задачи в 12 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на
производительность; на расход материалов;
распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник,
многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость;
движение одного объекта; задачи в 12 действия на движение в одном направлении;
видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных
приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и
количества цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений,
оценка результата).
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
сопоставлять разные способы решения задач;
использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять
равенства и решать задачи по аналогии);
осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление
условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить
геометрическую фигуру на части;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными,
достраивать диаграммы;
находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
решать задачи разными способами;
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений,
способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию
из одного вида в другой;находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат,
расхода материалов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку;
обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные
результаты (при решении комбинаторных задач);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
6.Содержание учебного предмета.
Числа и величины (25 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по
массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание
промежутков времени по длительности.
Арифметические действия (35 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.Рациональные приёмы вычислений
(разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа
цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента
арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).