«Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе»
Оценка 5

«Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
30.01.2020
«Упражнение в правописании падежных окончаний                                имён прилагательных  в единственном числе»
Тип урока: урок рефлексии Технология построения урока (основная): технология деятельностного метода
Конспект урока Вольф З.М..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

   «Средняя общеобразовательная школа» села Корткерос

 

Ф.И.О. конкурсанта: Вольф Зоя Михайловна

Педагогический  стаж: 28 лет

Квалификационная  категория: первая

Класс, в котором  работает конкурсант: 4 класс

Предмет: русский язык

Тема  урока: «Упражнение в правописании падежных окончаний

                              имён прилагательных  в единственном числе»

Тип урока: урок рефлексии

Технология построения урока (основная): технология деятельностного метода

 технология построения урока (неосновная):

- игровая технология

- здоровьесберегающая технология

- технология сотрудничества

- ИКТ

- технология развития критического мышления

- дифференцированное обучение

- личностно-ориентированное обучение.

Перечень оборудования: компьютер,  mp3 запись,  карточки с заданиями,  мультимедиа проектор,   презентация,  плакат со снежинкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Конспект урока

    Тема  урока: «Упражнение в правописании падежных окончаний

                              имён прилагательных в единственном числе»

Цель урока: создать условия  для развития умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.

Задачи урока: создать условия   для отработки правила-алгоритма  правописания безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе; для развития познавательных и творческих способностей  учащихся, устной и письменной речи, формирования навыков сотрудничества, взаимопомощи; для воспитания любви к родному краю, эстетического восприятия природы.

Формируемые УУД:

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-  регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоение материала;

-  личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

                                                

                                     

 

 

 

                                              Ход урока

              Деятельность учителя и учащихся

 

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(Звучит музыкальная композиция «Зимнее утро» П.И.Чайковского, вход в интернет на сайт   nsportal.ru›Аудиозаписи›…-chaykovskiy-zimnee-utro

Учитель (У.): Ребята, сейчас вы слушали чудесную музыку. Какое время года она вам напоминает?

Дети (Д.): Зиму.  (Слайд 2 - картина «Зима»)

У.: Молодцы, ребята! Вы правы, это зима.  Эта  музыкальная композиция замечательного  русского  композитора  П.И.Чайковского  из «Детского альбома» называется «Зимнее утро». (Слайд 3 – картина с портретом П.Чайковского)

И сегодня Матушка Зима приглашает вас на зимний урок! Принимаете приглашение?

(Дети отвечают)

У. Создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и скажем комплименты!

2. Проверка домашнего задания.

У.  Какое  задание выполнили  дома?

Д. Нужно назвать имя, фамилию одноклассника, подобрать такое  имя прилагательное,  которое называет  его положительное качество.

У. Послушаем комплименты.

(Дети  «по цепочке» называют положительные качества одноклассников).

У. Получили хорошее настроение?

Д. Да!

У. Готовы  плодотворно поработать на уроке?

Д. Да!

3. Актуализация знаний.

На доске

ая               ой          ее             ый           ое            яя           ий

У. Что это за глыбы снега? Что они вам напоминают?

Д.  Окончания имён прилагательных в единственном числе.

У. О чём ещё говорят вам эти окончания? Распределите их на группы.

Д. 1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.

-ая ,  -яя

2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.

-ий,  -ый,  -ой

3 гр. Окончания имён прилагательных  среднего рода

-ое,  -ее.

У. Чья пара при выполнении задания встретила затруднение?

(Дети отвечают)

У. Вы прослушали ответы. Теперь вам всё понятно?

Д. Да.

У. Какие бывают окончания имён прилагательных?

Д. Ударные и безударные.

4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.

У. Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

Д.  Правописание безударных окончаний имён прилагательных. (Слайд 4  – тема урока)

У.  Кто сможет определить цель нашего урока?

Д.  Тренироваться в выборе верного безударного окончания имени прилагательного.

У. Что мы будем делать для того, чтобы достичь поставленной цели?

Д. Необходимо составить план действий на уроке.

У. Составим план действий.

(Дети называют  свои варианты плана действий на уроке. На экране появляется обобщённый план  - Слайд 5)

1. Вспомнить, какую часть речи называют прилагательным.

2.Вспомнить способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.

3.Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных  индивидуально и в группе.

4.Подвести итог урока.

5. Реализация плана действий на уроке.

1) Закрепление с проговариванием во внешней речи.

У.  Ребята, приступим к реализации первого и второго пунктов нашего плана. Что вы знаете об имени прилагательном?

Д. Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?». Имена прилагательные изменяются по падежам.  Бывают мужского, женского, среднего рода;  единственного и множественного числа. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее.  Имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах.  Имя прилагательное в краткой форме употребляется в предложении как сказуемое.       ( Слайд 6)

У.  Какие способы проверки безударных окончаний имён прилагательных вы можете назвать?

Д. Первый способ – подобрать имя прилагательное с ударным окончанием. Второй способ – по ударному окончанию вопроса.

У. Давайте вспомним алгоритм способа проверки безударных окончаний имён прилагательных. Приведите примеры.

Д. Сначала определить род и падеж имени существительного, по ним определить род и падеж имени прилагательного. Например, сильному морозу (мужской род, дательный падеж); значит, сильному тоже мужского рода, дательного падежа. Подобрать имя прилагательное с ударным окончанием  того же рода и падежа, например: густому, окончание - ому.  Или задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному, например, морозу какому?  сильному.

(На экране появляется алгоритм способа проверки безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе- Слайд 7.

Дети проговаривают хором:

1. Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому оно относится.

2. Подобрать  имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

или

3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного. )

У. Приступим к 3-му пункту плана. (Слайд 8 - план)

Будем работать  на  карточках жёлтого цвета. Прочитайте задание.

Д.  Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Приготовьтесь объяснить по алгоритму  написание окончаний.

У. Работа в парах. Помните правила работы в парах.

(Слайд 9 - «Правила работы в парах»)

(Дети работают, совещаются в парах.

Зимняя ночь в лесу.

По стволам и сучьям деревьев постукивает трескуч… мороз.  Хлопьями  летит  мягк…   иней. В тёмн…    небе зажглись звёзды.

Тихо в  зимн..    лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

Вот хрустнула  в  чаще  мёрзл…   ветка. Это пробегал под деревьями  заяц-беляк.  Вот по гладк…    снегу бежит хорёк  за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочн…   часовой, уселся на  сучке  головаст…     совёнок.  В ночн…   темноте он хорошо видит, как  идёт в зимн…   лесу скрыт…   от людей жизнь.)

У. Проверим?

(Выслушать ответы нескольких  пар (по количеству слов). Дети  отвечают, пользуясь алгоритмом.  -  Слайд 10 - алгоритм)

У. У кого не было ни одной ошибки? Встаньте,  пожалуйста.

(Пары встают).

У. Молодцы! А остальные, если были ошибки, нужно расстраиваться?

Д. Нет. Затруднения можно преодолеть.

У. Да, я с вами согласна. Какую картину себе представили, когда работали с текстом? Расскажите.

(Дети рассказывают – словесное рисование. Учитель по ходу рассказов показывает слайды с лесными жителями: заяц-беляк, хорёк, лесная мышь, сова, серый совёнок. Слайды 11 - 15)

У.  Такую картину можно наблюдать в нашем лесу? Кто часто ходит в зимний лес?

(Дети  отвечают)

2). Физминутка. (Слайд 16)

-  Давайте отдохнём. Отправимся в зимний лес.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал,

Зайка – прыг – и убежал.

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака.

3) Игра «Кто это? Что это?»

У.  Предлагаю поиграть! Согласны?

Д. Да!

У. Я буду называть признаки предметов, а вы догадываться о ком или о чём идёт речь?

Серебристый, холодный, рыхлый… (снег)

Морозный, ясный, солнечный…(день)

Зимняя, тёплая, красивая…(варежка)

Новогодний, весёлый, долгожданный…(праздник)

Косолапый, белый, неуклюжий…(медведь)

Длинноухий, шустрый, трусливый…(заяц)

Полная, бледная, новая, яркая… (луна)

4).Самостоятельная работа  с заданиями разного уровня сложности.

(Задания напечатаны на карточках. На парте лежат задания всех трёх уровней сложности. Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.)

Учитель: Матушка Зима приготовила для вас интересное задание, которое имеет три уровня сложности. Каждый выберите для себя задание по силам и выполните его самостоятельно.

1 уровень сложности

Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.

В зимнюю стужу.

В зимн… тумане встаёт холодн…,  тускл… солнце. Спит снежн…  лес. Я выхожу на лесн… поляну. За поляной – густ…  ельник. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Они попрятались от лют… холода.

(По Г.А.Скребицкому)

2 уровень сложности

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и падеж имён прилагательных.

В зимнюю стужу.

В (зимний) тумане встаёт (холодный,  тусклый)  солнце. Спит (снежные) лес. Я выхожу на (лесная) поляну. За поляной – (густые)  ельник. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Они попрятались от (лютый)  холода.

(По Г.А.Скребицкому)

3 уровень сложности.

Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и падеж, выдели окончание.

В зимнюю стужу.

В ….  тумане встаёт … ,  … солнце. Спит …  лес. Я выхожу на …  поляну. За поляной – … ельник. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Они попрятались от …  холода.

(По Г.А.Скребицкому)

У.  Предлагаю проверить. Кто выбрал 1-й уровень? Почему?

(Дети отвечают)

У. Кто выбрал 2-й уровень? Почему?

(Дети отвечают)

У.  Проверьте по образцу окончания имён прилагательных.

(1,2 уровни сложностей дети проверяют по образцу на экране. (Слайд 17 - 20)

У.  Кто не сделал ни одной ошибки? Встаньте, пожалуйста.

(Дети встают)

У.  Молодцы! Кто выбрал 3-й уровень сложности? Почему?

(Дети встают)

У.  Кто хочет поделиться своими рассуждениями?

(3 уровень сложности. Несколько учеников зачитывают свои тексты. Учитель оценивает работы.)

У. Кто правильно определил  род, падеж, окончания имён прилагательных, встаньте, пожалуйста.

(Дети встают).

У.Молодцы!  А чем мы можем помочь птицам зимой?

Д. Повесить кормушки с кормом.

5). Групповая работа.

У. Работа в группах. Выполните на листочках кластер по правописанию падежных окончаний.

1-я  группа. Просклонять  имя  прилагательное  с окончанием   -ий,   указать род, выделить окончания.

2-я группа. Просклонять  имена  прилагательные  с окончаниями  -ый,  -ой,   указать род, выделить окончания.

3-я группа. Просклонять  имена  прилагательные  с окончаниями  -ая,  -яя,   указать род, выделить окончания.

4-я группа.   Просклонять  имена  прилагательные  с окончаниями  -ое,  -ее,  указать род, выделить окончания.

Помните правила работы в группах   -  Слайд 21)

(Дети работают в группах, обсуждают).

У.  Проверим?

(По 1 ученику с каждой группы выходят к доске,

демонстрируют кластеры,  отвечают.

Овал: Имя прилагательное
густой

Например:

                                       Имя прилагательное

                                                    густой

                                                    

.

 


Овал: Мужской
род
                                      

 И.п. густой                                                        В.п.густой, густого

Р.п. густого                                                                       Т.п.густым

 Д.п. густому                                                                  П.п.густом)

(Дети слушают друг друга, проверяют правильность ответов по таблице падежных окончаний имён прилагательных – слайд 22).

6. Домашнее задание.

У. Упражнение 76,  стр.36 в учебнике – списать текст, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

По желанию – составить рассказ о достоинствах вашего любимого животного.   -  Слайд 23.

7. Итог урока.

У.  Какую цель ставили сегодня на уроке?

Д.  Закрепить умение правильно писать безударные окончания имён прилагательных в единственном числе.

У. Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

(Дети отвечают)

8. Рефлексия учебной деятельности.

У.  Понравился вам зимний урок?

Д  Да!

У.  С какими заданиями вы легко справились?

(Дети отвечают).

У.  Над чем нужно ещё поработать?

(Дети отвечают)

У. Какие задания понравились?

(Дети отвечают)

У. Какие вы считаете особенно полезными для себя?

(Дети отвечают)

У. Кого вы  похвалили бы за работу?

(Дети отвечают)

У. Оцените свою работу. У меня на доске большая снежинка, она переливается на солнце разноцветными лучиками.

Если вам к концу урока всё стало  понятно, прикрепите голубые лучики.

Если вам к концу урока не всё ещё  понятно, нужно ещё потренироваться,  прикрепите жёлтые лучики.

(Дети выходят к доске и прикрепляют  лучики).

У. Ребята, вы хорошо поработали. Молодцы! Благодарю за урок!  (Слайд 24)

 

Форми-руемые УУД

 

 

 

 

 

 

Познав.

 

 

 

 

 

 

 

Самоопр

(личн.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопр

(личн.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познав.

 

 

Комму-никат.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познав.

 

 

 

Регул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регул.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регул

Коммун.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммун .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммун

 

 

 

 

Коммун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммун.

Познав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммун.

Познав.

 

 

 

 

 

 

Личн.

 

 

 

Коммун.

Познав.

 

 

 

Коммун.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личн.

 

 

 

 

Позн.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познав.

Регул.

Личн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммун.

 

 

Коммун.

 

 

Регул.

Познав.

 

 

 

 

Коммун.

 

 

 

Коммун.

Познав.

 

 

 

 

 

Познав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммун.

Познав.

Регул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммун.

Регул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регул.

Коммун.

 

 

 

 

 

 

Личн.

 

 

Регул.

Коммун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села

Конспект урока Тема урока : «Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе»

Конспект урока Тема урока : «Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе»

Деятельность учителя и учащихся 1

Деятельность учителя и учащихся 1

У . Послушаем комплименты. (Дети «по цепочке» называют положительные качества одноклассников)

У . Послушаем комплименты. (Дети «по цепочке» называют положительные качества одноклассников)

Дети отвечают) У . Вы прослушали ответы

Дети отвечают) У . Вы прослушали ответы

Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и в группе

Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и в группе

Подобрать имя прилагательное с ударным окончанием того же рода и падежа, например: густ ому , окончание - ому

Подобрать имя прилагательное с ударным окончанием того же рода и падежа, например: густ ому , окончание - ому

Слайд 9 - «Правила работы в парах») (Дети работают, совещаются в парах

Слайд 9 - «Правила работы в парах») (Дети работают, совещаются в парах

У . Такую картину можно наблюдать в нашем лесу?

У . Такую картину можно наблюдать в нашем лесу?

Задания напечатаны на карточках

Задания напечатаны на карточках

Теперь им не до песен. Они попрятались от (лютый) холода

Теперь им не до песен. Они попрятались от (лютый) холода

Несколько учеников зачитывают свои тексты

Несколько учеников зачитывают свои тексты

Например:

Например:

Дети отвечают) 8. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают) 8. Рефлексия учебной деятельности

Деятельность учителя и учащихся 1

Деятельность учителя и учащихся 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020