Урок "Конфликты в жизни человека"
Оценка 4.9

Урок "Конфликты в жизни человека"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
психологическая работа
8 кл—11 кл
06.04.2020
Урок "Конфликты в жизни человека"
Урок направлен на формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Конфликты в жизни человека.doc

 

ОБРАЗЕЦ

 
Конспект  урока  по теме

«Конфликты в жизни человека»

Предмет: психология

Класс: 10, 11

Учебник:

Тема: «Конфликты в жизни человека»

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи: закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях; мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков; развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, себе.

 

Ход урока

 

1.    Орг. момент (приветствие, разминка)

2.    Актуализация темы

3.    Работа по теме

4.    Закрепление знаний

5.    Итог. Рефлексия.

 

 

Я не ищу конфликтов,

но я не боюсь конфликтов,

я смело иду на их разрешение.

Г. Н. Сытин

 

 

 I. Орг. момент

 Здравствуйте, ребята!                                                                             Приветствие.                                                                                                     Давайте поприветствуем друг, друга. Для этого образуем, круг и разделимся на три части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

  Разминка.

Упражнение «Рубка дров»

     Представьте, что вам необходимо нарубить дрова. Возьмите в руки воображаемый топор, примите удобную позу. Топор заносите высоко над головой, резко опускайте на воображаемое бревно. Рубите дрова, не жалея сил. Вместе с выдохом, необходимо издавать какие – то звуки, например: «Ха!»

 

II.               Актуализация темы.

     На проекторе появляется слайд с высказыванием: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (С. Лец) (слайд № 1)

     Детям предлагается выразить свое отношение к этому высказыванию (объяснить, как они его понимают).

     В ходе обсуждения дети приходят к пониманию «барьеров (стен) в общении», которые появляются во время ссор между людьми. При этом одна или обе стороны используют соответствующие вербальные и невербальные приемы, препятствующие позитивному общению.

 

     III.    Работа по теме

     И так, ребята вы  сами заметили, что в последнее время ваши отношения друг с другом стали изменяться, и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы с вами и дружим и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать (знакомство с задачами урока, презентация урока)

      И нам  нужно ответить на очень важный вопрос:

    « Конфликт – неизбежность или …?»

     Для начала давайте выясним, что такое конфликт? (слайд № 1)

     Нужно разделиться на пары и попонимать это понятие вместе, а затем уже высказать, свое понимание. Для того чтобы всем было комфортно работать в группе, не забывайте про правила работы в группе

(после работы в парах участники высказываю свои предложения, и на основе их предложений дается общее определение).

     Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. (1)  (слайд №1)

     Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека. (2)   слайд №1)

 

   Игра «Толкали без слов»

     Ребята свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает.  Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было все это проделывать молча и почему?

     Анализ. Было ли ощущение напряжения? Мог ли между некоторыми из играющих вспыхнуть конфликт? Что помогло его избежать?

     Вопросы для учащихся:

     А происходят ли в вашей жизни конфликты и если да, то, как часто?

     Между кем происходят конфликты?

     Могут ли происходить конфликты на международном уровне?

     Как, по - вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему?

  

     Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты не обходимы для развития ситуации, отношений.

     Вопросы для учащихся:

     Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»? Какие синонимы  к данному слову мы можем подобрать? Какой образ подсказывает ваше воображение? (ответы детей)

     После первого ряда ассоциаций просим детей продолжить:

·        если конфликт – это мебель, то какая?

·        если посуда, то какая?

·        если одежда, то какая? И т. д.

     Что думает человек в конфликтной ситуации?

     Что чувствует человек в конфликтной ситуации?

     Дети поэтапно заполняют таблицу, образец, которой находится у каждого ребенка и  на проекторе:

Конфликт – это …

 

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

 

 

 

 

 

 

 

     Остается не заполненным столбец «мои действия». Поскольку дети могут оценить свое поведение в конфликте необъективно, выдавая желаемое за действительное.

 

 Игра «Ситуация»

     Ребятам предлагается разыграть ситуацию «В классе».

     «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»

      Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:  Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?

Затем сцена разыгрывается в разных вариантах. Отношения выясняются:

·        с угрозой, указаниями, поучениями (надо было …)

·        с критикой (если бы ты …)

·        с обобщениями (ты такой же …)

·        с безразличием к новенькому (он не достоин …).

     Обсуждаются все варианты: дети развивают ситуацию показывают её последствия, отмечается тот ученик который смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

     Какова цель разрешения любого конфликта?

    Можно ли превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог?

 

     Детям предлагается, поделитесь собственным опытом выхода из конфликтной ситуации. Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в виде памятки  Мозговой штурм «Конфликт.

Способы решения».

Психолог К. Томас выделил пять основных стилей (вариантов) разрешения конфликта:  (слайд № 2)

 

·        Конкуренция – человек, использующий  этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.

·        Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.

·        Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается и не пытается отстоять свои интересы.

·        Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

·        Компромисс  - обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию.

(подумайте, что каждая из них обозначает)

Т. Томас провел ассоциацию стратегий поведения в конфликтных ситуациях с животным миром. «Черепаха»  (стратегия избегания), «медвежонок»  (стратегия уступок), «акула»  (стратегия подавления),  «лиса» (стратегия компромисса), «сова»  (стратегия сотрудничества).

 Теперь на основе стилей можете заполнить последний столбец таблицы.

 

Стратегии поведения

 

 


Конкуренция       избегание       приспособление    сотрудничество   компромисс      

 


    «акула»         «черепаха»            «медвежонок»           «сова»                 «лиса»

   

      Пользуясь таблицей и схемой составьте, и напишите фразу: «Конфликт для меня – это …»

Каждый выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль, чувство, стратегию поведения. 

 

     Давайте разобьемся на группы по ведущим стратегиям. Организуем 5 групп – акулы, лисы, медвежата, черепахи и совы.

     Задания для групп:

     «Вам необходимо в течение 5 минут придумать и записать как можно больше жизненных ситуаций, где необходима именно ваша стратегия поведения»

     После обсуждения группы представляет свой список ситуаций, доказывают преимущества своей стратегии поведения в определенных ситуациях.

     Вопросы для учащихся

     Как вы, думаете, конфликты могут происходить только между людьми?

     В каких произведениях литературы встречаются конфликты, героями которых являются животные?

   А как вы, считаете, в баснях И. А. Крылова есть конфликты? В каких?

 

     Я прочитаю вам басню, а вы внимательно слушайте (приложение басни).

     Как вы думаете, в этой басне есть конфликт?

     Между кем он возник?

     Как бы вы назвали этот конфликт?

     Этот вид конфликта называется межличностным, то есть он возникает между отдельными личностями.

     Как, по – вашему, можно было бы разрешить этот спор и можно ли вообще его разрешить? Почему?

    

     А теперь послушайте басню «Змея» (приложение басни).

     Как вы думаете, есть ли здесь конфликт?

     Между кем и кем?

     Как можно назвать этот конфликт?

     В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, то есть идет борьба внутри самой личности.

 

 

              Организационная диаграмма

 

 


                                интеллектуальные      духовные           физические

 


      Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по – разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению.

     Упражнение «Снежинка»

     Детям раздаются одинаковые листы бумаги. Затем просят выполнить молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проделывают другие:

·        сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

·        снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

·        еще сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

·        и снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

·        разверните.

Продемонстрируйте у кого, что получилось.

Одинаковые ли снежинки получились?

Как думаете почему?

Можно ли сказать, что у кого – то бумага оторвана неправильно?

Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от   того, делает он так же, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?    

А согласитесь вы со мной если я скажу, что все люди должны поступать одинаково? Если нет, то почему?

      Смогли ли мы ответить на вопрос нашего занятия?

     А хотите более точного ответа на этот вопрос?

     Тогда давайте проведем исследовательские работы, по следующим темам:

1.     Барьеры межличностного общения.

2.     Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.

3.     Роль и место конфликтов в моей жизни.

     Разделитесь на группы и выберите интересующие вас темы. Срок работы над проектом три недели.

 

IV.            Закрепление полученных знаний.

 

     Для усвоения знаний делимся на три группы и выбираем каждый по одной конфликтной ситуации, которую необходимо разыграть; остальные команды должны угадать, к какому виду относятся конфликты и какой способ разрешения показала группа (приложение).

     Дорогие ребята, за время занятия вы много узнали о конфликтах, умеете анализировать свое поведение, различные жизненные ситуации.

     Давайте закрепим наши знания разными способами:

·        Тест

·        Тренировочное упражнение

·        Логическая таблица

·        Упражнение на «Я – высказывание»

    

      V. Рефлексия

 

С какими конфликтами вы познакомились?

     Что нового узнали для себя?

     К каким способам разрешения конфликтных ситуаций чаще прибегаете?   

     Какие чувства испытывали?

     Чем это было вызвано?

      У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

·        «Да» – красный квадратик

·        «Нет»– черный

·        «Сомневаюсь» – зеленый

По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

-Преобладает …цвет.

- Как Вы считаете, сегодняшнее занятие прошел не зря, или....?  И что вы поняли?  (что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации и  это возможно).

     Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить за активность, инициативность, творчество! И я хочу  на прощание попросить вас закончить пожелание, которое я подготовила: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди всегда были готовы к ….  (ребята предлагают свои варианты) сотрудничеству? И подарить по памятке, которая может вам пригодиться в сложной ситуации.

                                                                                                                            


Скачано с www.znanio.ru

ОБРАЗЕЦ Конспект урока по теме «Конфликты в жизни человека»

ОБРАЗЕЦ Конспект урока по теме «Конфликты в жизни человека»

II. Актуализация темы

II. Актуализация темы

Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»?

Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»?

Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем

Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем

Этот вид конфликта называется межличностным, то есть он возникает между отдельными личностями

Этот вид конфликта называется межличностным, то есть он возникает между отдельными личностями

Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он так же, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на…

Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он так же, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на…

Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить за активность, инициативность, творчество!

Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить за активность, инициативность, творчество!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020