ОБРАЗЕЦ
Конспект урока по теме
«Конфликты в жизни человека»
Предмет: психология
Класс: 10, 11
Учебник:
Тема: «Конфликты в жизни человека»
Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Задачи: закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях; мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков; развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, себе.
Ход урока
1. Орг. момент (приветствие, разминка)
2. Актуализация темы
3. Работа по теме
4. Закрепление знаний
5. Итог. Рефлексия.
Я не ищу конфликтов,
но я не боюсь конфликтов,
я смело иду на их разрешение.
Г. Н. Сытин
I. Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Приветствие. Давайте поприветствуем друг, друга. Для этого образуем, круг и разделимся на три части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Разминка.
Упражнение «Рубка дров»
Представьте, что вам необходимо нарубить дрова. Возьмите в руки воображаемый топор, примите удобную позу. Топор заносите высоко над головой, резко опускайте на воображаемое бревно. Рубите дрова, не жалея сил. Вместе с выдохом, необходимо издавать какие – то звуки, например: «Ха!»
II. Актуализация темы.
На проекторе появляется слайд с высказыванием: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (С. Лец) (слайд № 1)
Детям предлагается выразить свое отношение к этому высказыванию (объяснить, как они его понимают).
В ходе обсуждения дети приходят к пониманию «барьеров (стен) в общении», которые появляются во время ссор между людьми. При этом одна или обе стороны используют соответствующие вербальные и невербальные приемы, препятствующие позитивному общению.
III. Работа по теме
И так, ребята вы сами заметили, что в последнее время ваши отношения друг с другом стали изменяться, и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы с вами и дружим и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать (знакомство с задачами урока, презентация урока)
И нам нужно ответить на очень важный вопрос:
« Конфликт – неизбежность или …?»
Для начала давайте выясним, что такое конфликт? (слайд № 1)
Нужно разделиться на пары и попонимать это понятие вместе, а затем уже высказать, свое понимание. Для того чтобы всем было комфортно работать в группе, не забывайте про правила работы в группе
(после работы в парах участники высказываю свои предложения, и на основе их предложений дается общее определение).
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. (1) (слайд №1)
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека. (2) слайд №1)
Игра «Толкали без слов»
Ребята свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было все это проделывать молча и почему?
Анализ. Было ли ощущение напряжения? Мог ли между некоторыми из играющих вспыхнуть конфликт? Что помогло его избежать?
Вопросы для учащихся:
А происходят ли в вашей жизни конфликты и если да, то, как часто?
Между кем происходят конфликты?
Могут ли происходить конфликты на международном уровне?
Как, по - вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему?
Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты не обходимы для развития ситуации, отношений.
Вопросы для учащихся:
Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»? Какие синонимы к данному слову мы можем подобрать? Какой образ подсказывает ваше воображение? (ответы детей)
После первого ряда ассоциаций просим детей продолжить:
· если конфликт – это мебель, то какая?
· если посуда, то какая?
· если одежда, то какая? И т. д.
Что думает человек в конфликтной ситуации?
Что чувствует человек в конфликтной ситуации?
Дети поэтапно заполняют таблицу, образец, которой находится у каждого ребенка и на проекторе:
Конфликт – это …
Мои понятия |
Мои мысли |
Мои чувства |
Мои действия |
|
|
|
|
Остается не заполненным столбец «мои действия». Поскольку дети могут оценить свое поведение в конфликте необъективно, выдавая желаемое за действительное.
Игра «Ситуация»
Ребятам предлагается разыграть ситуацию «В классе».
«Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?
Затем сцена разыгрывается в разных вариантах. Отношения выясняются:
· с угрозой, указаниями, поучениями (надо было …)
· с критикой (если бы ты …)
· с обобщениями (ты такой же …)
· с безразличием к новенькому (он не достоин …).
Обсуждаются все варианты: дети развивают ситуацию показывают её последствия, отмечается тот ученик который смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Какова цель разрешения любого конфликта?
Можно ли превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог?
Детям предлагается, поделитесь собственным опытом выхода из конфликтной ситуации. Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в виде памятки Мозговой штурм «Конфликт.
Способы решения».
Психолог К. Томас выделил пять основных стилей (вариантов) разрешения конфликта: (слайд № 2)
· Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.
· Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.
· Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается и не пытается отстоять свои интересы.
· Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.
· Компромисс - обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию.
(подумайте, что каждая из них обозначает)
Т. Томас провел ассоциацию стратегий поведения в конфликтных ситуациях с животным миром. «Черепаха» (стратегия избегания), «медвежонок» (стратегия уступок), «акула» (стратегия подавления), «лиса» (стратегия компромисса), «сова» (стратегия сотрудничества).
Теперь на основе стилей можете заполнить последний столбец таблицы.
Стратегии поведения
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Конкуренция избегание приспособление сотрудничество компромисс
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
«акула» «черепаха» «медвежонок» «сова» «лиса»
Пользуясь таблицей и схемой составьте, и напишите фразу: «Конфликт для меня – это …»
Каждый выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль, чувство, стратегию поведения.
Давайте разобьемся на группы по ведущим стратегиям. Организуем 5 групп – акулы, лисы, медвежата, черепахи и совы.
Задания для групп:
«Вам необходимо в течение 5 минут придумать и записать как можно больше жизненных ситуаций, где необходима именно ваша стратегия поведения»
После обсуждения группы представляет свой список ситуаций, доказывают преимущества своей стратегии поведения в определенных ситуациях.
Вопросы для учащихся
Как вы, думаете, конфликты могут происходить только между людьми?
В каких произведениях литературы встречаются конфликты, героями которых являются животные?
А как вы, считаете, в баснях И. А. Крылова есть конфликты? В каких?
Я прочитаю вам басню, а вы внимательно слушайте (приложение басни).
Как вы думаете, в этой басне есть конфликт?
Между кем он возник?
Как бы вы назвали этот конфликт?
Этот вид конфликта называется межличностным, то есть он возникает между отдельными личностями.
Как, по – вашему, можно было бы разрешить этот спор и можно ли вообще его разрешить? Почему?
А теперь послушайте басню «Змея» (приложение басни).
Как вы думаете, есть ли здесь конфликт?
Между кем и кем?
Как можно назвать этот конфликт?
В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, то есть идет борьба внутри самой личности.
![]() |
![]() |
![]() |
|||
интеллектуальные духовные физические
![]() |
Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по – разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению.
Упражнение «Снежинка»
Детям раздаются одинаковые листы бумаги. Затем просят выполнить молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проделывают другие:
· сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;
· снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
· еще сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
· и снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
· разверните.
Продемонстрируйте у кого, что получилось.
Одинаковые ли снежинки получились?
Как думаете почему?
Можно ли сказать, что у кого – то бумага оторвана неправильно?
Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он так же, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?
А согласитесь вы со мной если я скажу, что все люди должны поступать одинаково? Если нет, то почему?
Смогли ли мы ответить на вопрос нашего занятия?
А хотите более точного ответа на этот вопрос?
Тогда давайте проведем исследовательские работы, по следующим темам:
1. Барьеры межличностного общения.
2. Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.
3. Роль и место конфликтов в моей жизни.
Разделитесь на группы и выберите интересующие вас темы. Срок работы над проектом три недели.
IV. Закрепление полученных знаний.
Для усвоения знаний делимся на три группы и выбираем каждый по одной конфликтной ситуации, которую необходимо разыграть; остальные команды должны угадать, к какому виду относятся конфликты и какой способ разрешения показала группа (приложение).
Дорогие ребята, за время занятия вы много узнали о конфликтах, умеете анализировать свое поведение, различные жизненные ситуации.
Давайте закрепим наши знания разными способами:
· Тест
· Тренировочное упражнение
· Логическая таблица
· Упражнение на «Я – высказывание»
V. Рефлексия
С какими конфликтами вы познакомились?
Что нового узнали для себя?
К каким способам разрешения конфликтных ситуаций чаще прибегаете?
Какие чувства испытывали?
Чем это было вызвано?
У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
· «Да» – красный квадратик
· «Нет»– черный
· «Сомневаюсь» – зеленый
По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.
-Преобладает …цвет.
- Как Вы считаете, сегодняшнее занятие прошел не зря, или....? И что вы поняли? (что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации и это возможно).
Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить за активность, инициативность, творчество! И я хочу на прощание попросить вас закончить пожелание, которое я подготовила: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди всегда были готовы к …. (ребята предлагают свои варианты) сотрудничеству? И подарить по памятке, которая может вам пригодиться в сложной ситуации.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.