Планирование урока ИЗО по теме «Мир рыцарей и турниров»
5 класс дата: ………
Учебная цель раздела: знать символический язык гербов, закрепить навыки составления композиции герба, сочетания цветов.
Задачи:
Образовательные: формирование знаний, умений и навыков у учащихся в распознавании геральдических символов и предметов,
создание условий для систематизации изученного, выявление уровня опыта творческой деятельности,
развитие умения отвечать на вопросы и представления отчета о работе;
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей, умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания;
Развитие глазомера, различение цвета и формы, назначения геральдических знаков и цвета.
Воспитательные: воспитание моральных качеств: смелость, верность долгу, благородство.
Цель учащихся:
Знать геральдическую символику.
Уметь создать герб рыцаря и геральдические знаки отличия.
Проблемный вопрос: О чем рассказывали рыцарские гербы?
Материалы (наглядные пособия, дидактический материал, ТСО и т.д.):
Презентация «Геральдика», «Мир рыцарей и турниров», слайд-шоу рыцарских гербов, упражнение «Соедини правильно».
Ресурсы (откуда берется информация по теме: книги, учебники, Интернет и т.д.):
Учебник: Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.., Просвещение, 2010 г.
Используемые технологии:
модульная, ИКТ-технология, проектная, смешанного обучения (способ «ротация», дифференцированного подхода.
Формы организации учебной деятельности учащихся (групповая, парно-групповая, фронтальная и т.д.): групповая.
Критерии оценивания:
Самооценвание и взаимооценивание по заданным критериям.
КОНСПЕКТ УРОКА (в соответствии с типами и видами уроков)
Оргмомент: подготовить на столы для каждого учащегося материалы к уроку: задания (одно на группу), шаблон с изображением рыцаря, геральдические щиты разных стран, цветные карандаши, фломастеры.
Актуализация знаний:
Слайд-шоу гербов разных стран под музыку «Время вперед» Григория Свиридова.
Мы продолжаем разговор о замечательной науке - геральдике.
Что мы уже успели сделать на прошлых уроках?
Проверим, что включает в себя наука геральдика? (упражнения «Соедини правильно»:
1команда- символика цвета,
2команда-символика геральдических фигур,
3команда – название форм деления геральдического поля. Проверка по эталону в презентации учителя.
Герб служит не только для различия страны, города, организации, но и семьи. Мы с вами тоже создали гербы для кабинетов школы и своей семьи (короткое обсуждение).
Чтобы узнать тему урока, выполним задание.
Соберите слова – перевертыши и узнаете о чем бы будем сегодня говорить на уроке ( упражнение «Собери слово»: рим, царырей, и, ниртуров).
Определяется тема урока, опираясь на собранные слова: «Мир рыцарей и турниров».
Итак, мы уже знаем, что наука геральдика занимается изучением гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и узнавать многое о рыцаре, принимающем участие в турнире.
Можем ли мы, глядя на гербы, узнать правила и способы проведения рыцарского турнира?
Значит, цель нашей работы:
Знать геральдическую символику.
Уметь создать герб рыцаря и геральдические знаки отличия.
Работая на уроке, мы будем искать ответ вопрос:
О чем рассказывали рыцарские гербы?
Вначале урока вы объединились в группы.
Первая группа будет работать с online – информацией,
вторая группа с фрагментом модульного урока,
а третья группа будет работать с учителем и учебником.
Каждая группа проведет исследование, чтобы найти ответы на серию предложенных вопросов. Итогом этой работы должны стать выполненные задания и презентация этих заданий перед классом.
Затем, чтобы ответить на проблемный вопрос, вам нужно будет применить знания на практике: выполнить герб для своего рыцаря и представить, как это делали герольды на турнирах.
Изучение новых знаний:
Работа в группах.
o 1группа создание презентации .
Рекомендации для успешного выполнения
Создайте презентацию на тему «Мир рыцарей и турниров».
Требования:
Презентация создается в программе Power Point.
Состоит из 9-14 слайдов.
Текст выполняется прямым шрифтом (размер не менее 20), илюстрирована.
Примерный план создания слайдов:
1слайд. Название темы, ФИО авторов, ФИО руководителя, название организации.
2слайд. Кто такие рыцари?
3слайд. Когда жили рыцари?
4слайд. Чем занимались рыцари?
5слайд. Где жили рыцари?
6слайд. Рыцарские доспехи.
7слайд. Рыцарское воспитание.
8слайд. Семь рыцарских доблестей.
9слайд. Рыцарский турнир.
10слайд. Правила рыцарского турнира.
11слайд. Представление рыцаря на турнире герольдом.
12слайд. Выводы.
Задание: сведите воедино свои презентации, внесите коррективы.
Представьте общую презентацию для класса по результатам вашей работы в группе.
o 2группа(работа с фрагментом модульного урока).
Ответьте на вопросы и запишите ответы, работая самостоятельно с фрагментом модульного урока.
Уважаемый ученик, мы продолжаем работать над темой триместра:
«Гербы и эмблемы».
Тема урока: «Подготовка к рыцарскому турниру».
Соревнования, в том числе и рыцарские поединки, были излюбленными развлечениями в Средние века. Рыцари превращали их в красочные, роскошные зрелища, становившиеся настоящими празднествами. На соревнование рыцарей в силе и мастерстве - турниры - собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Сегодня тебе предстоит попытаться ответить на вопрос: «О чем рассказывали рыцарские гербы?
Для этого тебе предстоит узнать об отличительных особенностях гербовых щитов.
Желаю успеха! Выполнил (ла)___________________________________________
УЭ 0- цели урока.
УЭ 1- знакомство с разновидностями гербовых полей разных стран.
УЭ 2- практическая работа – выполнение упражнения «Соедини правильно». Сообщение с использованием схемы.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием задания. |
Руководство по изучению материала. |
УЭ-0 |
Цели урока.
|
1мин |
УЭ-1 |
Цель: знакомство с разнообразием гербовых щитов (запишите РАЗВЕРНУТЫЕ ответы на вопросы исследования)
………………………………………………………………..
......................................................................................................
…………………………………………………………………… …………………………………………………………………..
Самоконтроль: формирующая оценка до 5 баллов Поставьте себе оценку, пользуясь следующими критериями: Выполнены правильно все задания – 5 баллов. Не выполнено 2 задания – 4 балла. Не выполнено 3 задания – 3 балла. Не выполнено 4 задания – 2балла. Не выполнено 5заданий – 1 балл. Не выполнены все задания – 0 баллов |
Работай самостоятельно 6 минут. Смотри приложение1.
Самоконтроль 1мин
Сверьте ответы с эталоном.
|
УЭ-2 |
Практическая работа: используя изученный материал, создайте схему «Герб-страна», подготовьте по ней сообщение для одноклассников и ответьте на вопрос «Можно ли по щиту узнать о чем рассказывает герб?» |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. В основном элементы герба произошли от рыцарского снаряжения. Полный герб состоит из щита и внешней части. Щит для герба обязателен, он повторяет щит рыцаря.
Щит может иметь различную форму. Основные виды щитов: готический (варяжский), французский (самый распространенный и в России тоже), немецкий, итальянский (овальный), испанский.
o 3группа (работа с учителем и учебником):
Ответьте на вопросы и запишите ответы в маршрутный лист:
1. Его обязанность состояла в умении разбираться в гербах рыцарей………
3. Соревнование рыцарей в силе и мастерстве………………………………...
4. Правила чести, которым должен был следовать настоящий рыцарь……
5. Краткое изречение, важная часть герба…………………………………
6. Защита рыцаря, на которой помещались гербовые фигуры…………….
7. Качество, не достойное рыцаря, жадность, экономия…………………….
8. Наука о составлении и чтении гербов………………………………………
9. Оружие конного рыцаря на турнире………………………………………..
10. Средства для защиты рыцарей в бою………………………………………
Задание: по итогам работы с учебником разгадайте кроссворд и
подготовьте сообщение для класса по результатам вашей работы в группе.
Закрепление полученных знаний и способов деятельности: презентация результатов работы групп.
Практическая работа: создание геральдического щита для рыцаря способом графической штриховки цветными карандашами и фломастерами.
Алгоритм для выполнения дизайна:
Выберите форму щита и страну своему рыцарю.
Подберите геральдические цвета и геральдические фигуры (они должны быть очень простыми, иначе не успеете выполнить работу).
Соотнесите детали одежды рыцаря с цветом полей на щите.
Представьте своего рыцаря от имени герольда.
Ход практической работы:
Планирование работы в группе и распределение обязанностей.
Практическое выполнение рисунка, его сборка на шаблон с изображением рыцаря.
Подготовка представления рыцаря.
Закрепление полученных знаний и способов деятельности: презентация результатов проекта.
Взаимооценивание выполненной работы каждой команды по рубрикатору (до 10 баллов).
Баллы |
Критерии оценки |
Взаимооценка |
Самооценка |
2балла |
Готовность изделия и навыки составления композиции герба, применение символики |
1ученик...... 2ученик............... 3ученик............... 4ученик............... |
1ученик............... 2ученик............... 3ученик............... 4ученик............... |
2балла |
Законченность и аккуратность (направление штриховки) |
1ученик............... 2ученик............... 3ученик............... 4ученик............... |
1ученик............... 2ученик............... 3ученик............... 4ученик............... |
1балл |
Навыки презентации герба |
1ученик............... 2ученик............... 3ученик............... 4ученик............... |
1ученик............... 2ученик............... 3ученик............... 4ученик............... |
До 5 баллов |
Оценка умения работать в команде |
1ученик............... 2ученик............... 3ученик............... 4ученик............... |
1ученик............... 2ученик............... 3ученик............... 4ученик............... |
Проверка понимания знаний и способов деятельности (знания и виды деятельности)
Рефлексия: проводится с использованием методики незаконченных предложений:
Выводы по ключевому вопросу: Европейские рыцари XII-XIV веков выработали своеобразные нормы поведения, правила чести, которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Этим правилам подчинялись и графы, герцоги, короли, а значит, все они готовы были соблюдать кодекс Рыцарской чести. Именно тогда зародились правила и законы, которые потом выросли в прекрасную науку геральдику. И сегодня, зная эти правила, мы можем точно сказать, о чем рассказывало рыцарское одеяние, их щит и герб.
Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности (вид проверки: тест, диктант и т.д.) и подведение итогов учебного занятия: подведение итогов (как выполнена цель урока, как можно использовать выполненные шаблоны рыцарей).
Информация о домашнем задании: написать краткий рассказ: « Герб моей семьи», используя свой рисунок.
Экспериментируйте, подходите к решению вопроса индивидуально и вам обязательно удастся достойно представить свой герб.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.