Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Знакомство с буквой З (з).
Цели деятельности педагога: познакомить с новой буквой; научить писать заглавную букву З, читать слова с буквой З, з, проводить звуковой анализ слов; способствовать развитию фонематического слуха.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные:
общеучебные -
· ознакомление с буквой З (з);
· выполнение звукового анализа слов;
· осознанность восприятия рассказа;
· совершенствование выразительности и техники чтения;
· учить писать букву З, з;
логические –
· выявление лексических значений слов.
Регулятивные:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
· планировать своё действие.
Личностные:
· высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Ход урока
I .Организационный момент
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спинка? Прямая.
II. Повторение изученного материала.
– Чтобы узнать на уроке что-то новое, нам понадобятся знания, полученные на предыдущих уроках. Поэтому начнем урок с повторения изученного.
– Произнесите звуки, которые обозначены буквами (к доске прикреплены карточки-буквы А, О, Ы, И, У, Н).
– Какая буква лишняя? (Н) (эта буква обозначает согласный звук [н], остальные – гласные звуки)
– Почему они так называются «Гласные и согласные»?
(Гласные – голосовые, голос льется свободно, легко, плавно, их можно петь. Согласные при произнесении наталкиваются на преграду: зубы, губы, язык.)
Читаем наизусть стихотворение про гласные и согласные
III .Изучение нового материала.
1.Введение в тему.
- Давайте прочитаем загадку на слайде. (Хоровое чтение с учителем)
Слайд
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки.
- Кто же это?
Слайд Изображение ЗЕБРЫ
-Поднимите руку, кто видел этих животных?
-Но это слово имеет ещё одно значение. Какое?
Слайд Зеброй называют пешеходный переход
Слово ЗЕБРА имеет несколько лексических значений и является многозначным. С такими словами мы будем с вами знакомиться во 2 классе.
Слайд - Давайте прочитаем следующую загадку. (Хоровое чтение с учителем)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
Слайд Замок
-Назовите ещё раз первые звуки слов ЗЕБРА и ЗАМОК
(звуки [З] [З'])
- Сформулируйте тему нашего урока. (Знакомство со звуками [З ] [З'] и буквой , обозначающей эти звуки на письме.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Я хочу познакомимся с новой буквой и со звуками, которые она обозначает. Я хочу научиться читать слова, слоги и предложения с новой буквой. Я хочу научиться писать новую букву.)
- Давайте исследуем звуки [З] и [З'].
2. (РАБОТА В ГРУППАХ – по рядам)
Самостоятельная практическая работа по изучению звуков [З] [З']
- Сейчас, каждая группа получит карточки. Поработайте в группах, выберите из предложенных вариантов характеристику звуков [З] и [З'] и поместите её на доску.
1 группа (СОГЛАСНЫЕ, ГЛАСНЫЕ)
2 группа (ЗВОНКИЕ, ГЛУХИЕ)
3 группа (МЯГКИЕ, ТВЁРДЫЕ)
Вывод: на доске.
- Данные звуки согласные, звонкие, мягкие и твёрдые
3.Работа с книгой «Букварёнок». Чтение сказки на букву «З»
- Назовите слова с новыми звуками.
4. Звуковой анализ слов «зебра», «замок».
Игра «Живые звуки» (заменяем в схемах звуки буквами)
(оставляю у доски детей со звуками [з’э], [за], выясняем, почему один звук мягкий, а другой – твердый)
Остальные уч-ся составляют схемы за партами (можно по вариантам)
5. Работа по учебнику с.88
– Рассмотрите схемы справа от рисунков.
- А теперь задание для самых внимательных.
Почему рядом с картинкой «замок» 2 схемы?
- Разделите слово «замок» на слоги (1 ученик выполняет задание у доски).
– Определите, какой слог ударный.
- Переместите ударение со второго слога на первый. Какое слово получим?
- Что такое замок?
Слайд (замок)
6. Определение места буквы З на ленте букв.
«На что похожа буква?»
Слайд
– Рассмотрите букву З, з. На что она похожа?
З – как тонкий завиток,
Как затейливый вьюнок,
Звук у З – простой и чистый,
З запомним очень быстро! Т. Синицына
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра «три». С. Маршак
– Замените фишки в схемах слов «зебра» и «замок» буквами.
ФИЗМИНУТКА
7. Работа по слоговой таблице
На слайде (чтение слогов)
В учебнике с.88
– Прочитайте слоги «глазками» про себя (30 сек)
- Слоги с мягким согласным читают девочки протяжно (поют как колыбельную песню)
- Слоги с твердым согласным читают мальчики (как солдаты – четко, резко)
Работа по учебнику
С.90 (читающие дети) Подготовить чтение сказки Г.Остера по ролям.
Ответить на вопрос: Где лучше бояться?
с.88-89 (нечитающие дети) 1 мин – самостоятельно, затем ПРОВЕРКА – чтение слов, состоящих из 1 слога, 2-ух слогов.
ВЫВОД: - Как проверить, сколько в слове слогов?
IV. Работа по тетради «Я учусь писать и читать» с.41, 42
V. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
– Определите, какая буква потерялась. Впишите букву в слова.
моро__ы |
__ано__а |
ре__инка |
у__елок |
__вон |
__онтик |
Карточка 2
– Прочитайте слова. Подчеркните синим карандашом слова с твердым звуком [з], зеленым – со звуком [з’].
запах |
зерно |
узел |
зеркало |
зима |
звери |
слеза |
зоопарк |
Карточка 3
Козлёнок
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я сама его найду. А. Барто
– Подчеркните букву з синим (звук [з]) или зелёным (звук [з’]) карандашом.
VI. Итог.
– Какие звуки обозначает буква з? ([з], [з’].)
– Дайте характеристику звукам [з], [з’]. Что понравилось на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.