Урок по изобразительному искусству в 6 классе «Роль цвета в портрете»
Оценка 5

Урок по изобразительному искусству в 6 классе «Роль цвета в портрете»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
25.03.2020
Урок по изобразительному искусству в 6 классе «Роль цвета в портрете»
Урок по изобразительному искусству. 6 класс. Тема: «Роль цвета в портрете»
Роль цвета в портрете 6 кл..docx

Урок по изобразительному искусству.  6 класс.

Тема: «Роль цвета в портрете»

Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: 
       1. Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства,       познакомить с приемами чиароскуро и контражура.

       2. Сформировать первичные навыки использования контражура в живописи портрета.
       3. Развитие у учащихся цветового восприятия окружающей действительности.
  Методы обучения диалогический, репродуктивный.
  Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
  Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.
Фоорма работы: индивидуальная.
  Задание: выполнить цветовое решение портрета друга или просто знакомого, рисунок которого был выполнен на прошлом уроке.
   Зрительный ряд: репродукции картин Леонардо да Винчи»мадонна в гроте» и «Мона Лиза», Жоржа де Латура «Мария Магдалина со светильником», Караваджо «Бичевание святого Петра», Уилсона Стила «Пляж в Этапле», произведений Рембранта, Уолтера Сиккерта.

Оборудование для учащихся: Альбом, кисти, краски, гуашь


                                                       Ход урока
I. Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.

Отправляемся в зал портретной живописи. Мы знаем, что пластика цвета способна выразить все многообразие явлений.

 

Любите живопись поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

    

Упражнение: Набрать цветом характер близкого вам человека.

      Анализ цветовой гаммы.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Портрет»:

- познакомимся с живописными работами великих мастеров-портретистов,

- поговорим о роли цвета в передаче характера образа, его внутреннего, душевного состояния,

- узнаем об отношении художников к своим героям на портретах,

- попробуем создать свой живописный портрет.



III. Введение нового материала.

Контрасты – излюбленный многими мастерами прием, позволяющий автору донести идею своего произведения до зрителя. Некоторые художники, в число которых входили непревзойденные мастера Леонардо да Винчи и Рембрант, усиливали драматизм изображенных ими сцен за счет подчеркнуто контрастного распределения света и тени – приема, известного в живописи как чиароскуро.

Прием чиароскуро может быть использован в любой композиции. Как правило, художник прибегает к нему ради создания драматического эффекта, всегда возникающего при резком контрастесвета и тени. Термин «чиароскуро» состоит из двух латинских слов: chiara – свет, яркость и obscura – тень, тьма.
Первым мастером чиароскуро был великий Леонардо (1452-1519). Его «Мона Лиза» отличается тонким идеальным балансом светотени. Лицо и руки на этом портрете ярко выделяютсяна фоне темного платья и тающих в дымке деталей заднего плана. 
Особенно эффектно умел использовать контрастное освещение итальянский мастер Караваджо (1573 – 1610). В картине «Бичевание святого Петра» взгляд зрителя привлекает ярко освещенная фигура Петра, в то время как лица его мучителей либо отвернуты от зрителей, либо погружены в глубокую тень.
Манера Караваджо оказала сильное влияние на творчество французского художника Жоржа де Латура (1593 – 1652). Латур написал четыре картины, изображавшие освещенную одинокой свечей или святильником фигуру кающейся Марии Магдалины. Рассматривая репродукцию, обратите внимание на то, что свет выхватывает из темноты профиль и белую блузу Марии, а затем постепенно убывает по мере приближения к краю картины. Свет также освещает лежащий на ее коленях череп – символ кратковременности человеческого бытия и тщетности погони за земными благами.
По всеобщему признанию, непревзойденным мастером чианоскуро был Рембрант (1606 – 1669). На многих картинах Рембранта драматичное освещение фигуры и предметы изображены на однородном темном – чаще всего коричневом – фоне.    Персонажей своих картин Рембрант любил показывать освещенными сильным, прицельно направленным светом, порой выхватывающим из темноты самые неожиданные части лица. Так, например, на картине «Святой Матфей с ангелом» на лице ангела освещен только кончик носа. Лицо святого Матфея находится в тени и мы видим только яркие световые блики на лбу евангелиста.
Прием чиароскуро Рембрант часто использовал и в автопортретах, где в безжалостном ярком свете видна стареющая, морщинистая кожа художника. Правда, в отличие от Караваджо, Рембрант использовал контраст не для драматизации изображения, а для создания задумчивой, порой несколько мрачной атмосферы.

Из всех эффектов освещения самым драматичным является так называемый контражур, при котором предмет выглядит темным силуэтом на светлом фоне. Контражур означает буквально «против света».
Решая применить контражур, художник чаще всего старается использовать источник света, расположенный выше, отчего значительная часть переднего плана становится темнее обычного и над ней уже невозможно изобразить мелкие делали. (Демонстрация репродукции картины Уолтера Сиккерта «Морнингтон Крезент»).
Контражур чаще всего используется в портретной живописи, хотя применение этого приема может выходить за рамки интерьера. Очень интересно, например, может выглядеть пейзаж или городской вид с отброшенными на передний план четкими вытянутыми тенями. (Демонстрация репродукции картины Уилсона Стила»

Пляж в Этапле»).
Когда вы пишете в контражуре, очень важно исследовать цвет силуэтов, которые на первый взгляд кажутся черными. Лучше всего при этом сразу убрать с палитры черную краску, чтобы не возникло искушения притронуться к ней! Расположив источник света в верхней части рисунка, вы получаете возможность исследовать темные очертания предметов на переднем плане. Края предметов при этом будут казаться размытыми, теряющимися в темноте, а их формы – несколько плоскими, лишенными объема.


IY. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполняя цветовое решение портрета, подумайте, какой из изученных сегодня приемов живописи подойдет вашей работе.

1) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

2) Контроль объема и качества выполняемой работы. 

Y. Подведение итогов работы.

- Что такое портрет? (Это изображение человека или группы людей)

- Какие виды портретов вы знаете? (Парадный, бытовой, автопортрет, психологический ). Показ живописных работ для определения видов портрета.

- Назовите художников – портретистов.

 (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт, Орест Кипренский, Федор Рокотов, Валентин Серов, Николай Крамской, Илья Репин и другие ).

Вопросы для закрепления изученного материала:

1.     Что такое чиароскуро?

2.     Для чего в картинах используют контраст?

3.     Как вы понимаете прием «контражур»


В завершение – демонстрация, анализ и оценка работ учащихся.

 

Д/З.  найти иллюстрацию картины (портрет) : рассказать о художнике и об этом портрете.


 

Урок по изобразительному искусству

Урок по изобразительному искусству

III. Введение нового материала

III. Введение нового материала

Демонстрация репродукции картины

Демонстрация репродукции картины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020