Урок по литературному чтению по теме: В. Берестов. «Как найти дорожку" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Схема конспекта урока по литературному чтению Тырновой Ольги Владимировны 2 «д» класс, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: «В. Берестов. «Как найти дорожку»» Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: показать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения. Задачи: 1.Образовательные: познакомить учащихся с произведением В. Берестова «Как найти дорожку», развивать умение анализировать текст; умение сравнивать героев текста и их поступки. 2. Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие коммуникативных навы-ков. 3. Воспитательные: воспитывать уважение к окружающему миру, учить уважать чужое мне-ние, учить общаться друг с другом. Средства обучения: Для учителя: учебник-хрестоматия. Для обучающихся: учебник-хрестоматия. Этапы урока Деятельность учителя и обучающихся Формируемые УУД Организацион-ный момент. Основной этап. Введение в те-му. Постановка цели, задач. Анализ произ-ведения. Итог урока. Рефлексия. В. Здравствуйте, ребята! Встаньте ровненько, я смотрю, кто готов к уроку. Садитесь, пожалуйста. Напоминаю, что меня зовут Ольга Владимировна. Скажите, пожалуйста, какую большую тему вы изучаете на уроках литературного чтения? О: «Точка зрения». В: Повторите, что это значит. О: Разные люди смотрят на одну и ту же вещь по-разному. В: Всё верно. Я предлагаю на эту тему прочитать сказку. От-кройте, пожалуйста, хрестоматию на страничке 131 и прочи-тайте название и автора. Вы уже знакомы с этим автором? Какие произведения читали? О: «Картинки в лужах» и др. В: Хорошо. Какую цель мы поставим на уроке? О: Познакомиться со сказкой Валентина Берестова «Как найти дорожку» (или узнать, как по-новому взглянуть на мир). В: Правильно. А чтобы достичь цели, какие задачи нам нужно выполнить? О: 1) Прочитать сказку. 2) Порассуждать, ответить на вопросы. В: Молодцы. Посмотрите на картинке и попробуйте угадать, о чем или о ком эта сказка. Учащиеся предполагают. Давайте прочитаем сказку. Учащиеся читают сказку В. Берестова. В: Ну что, чьи предположения оправдались, поднимите руки? Какого жанра это произведение? О: Сказка. В: Почему? О: Животные разговаривают. В: Назовите главных героев произведения. О: Ребята, Белка, Заяц, Улитка, Пчела. В: Куда отправились ребята? О: К деду-леснику. В: Ребята, как вы считаете, все ли животные знают, где нахо-дится сторожка дедушки? О: Да, все животные очень хорошо знают, как найти дорогу к сторожке, и готовы помочь ребятам. В: Докажите, пожалуйста, что Белка знает, где находится сто-рожка. Прочитайте строчки из сказки, подтверждающие это. О: «- Очень просто, - отвечает Белка. – Прыгайте с этой ёлки вот на ту..» и т.д. В: А Заяц знает, как пройти к сторожке? Прочитайте. О: «В сторожку? – переспросил Заяц. - Нет ничего проще» и т.д. В: А Улитка готова помочь ребятам? О: Да, Улитка предлагает: «...я вас туда провожу-у-у». В: Хорош. Что мы можем сказать о Пчёлке? О: «Ж-ж-ж, – говорит Пчела. – Покажжжу...». В: Посмотрите, ребята: и Белочка, и Заяц, и Улитка, и Пчела говорят об одном и том же? О: Да, они говорят о дороге в сторожку. В: Почему же их советы так отличаются? О: У каждого животного своя точка зрения. С точки зрения Белки, удобнее всего передвигаться, прыгая по веткам; а с точки зрения Зайца, очень удобно ориентироваться по запаху. Улитка думает, что быстрее всего будет, если она доползет до сторожки и так укажет дорогу к дедушке. Пчела считает, что если дети проследят за полетом пчел, то они легко найдут сторожку. В: Все они, конечно, говорят об одной и той же сторожке, но советуют идти к ней разными путями, потому что для каждо-го из них его путь привычный и удобный. Но почему же дети могут воспользоваться только советом пчел? О: Потому что за пчелами можно определить направление, в котором они полетели. Ребята так и сделали и быстро нашли сторожку. В: А почему дети не последовали совету Белки? О: Дети не умеют прыгать по веткам, как Белка. В: А совет Зайца подходит им? О: Нет, у детей не такой чуткий нос, как у Зайца. В: Ну а за Улиткой-то почему не пошли? Прочитайте в тексте ответ ребят. О: «Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда пол-зать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим.» В: Почему дети сами не смогли найти дедушкину сторожку? О: Дети заблудились в лесу и нуждаются в помощи. Они ищут того, кто помог бы им добраться до дедушкиной сторожки. В: Можем ли мы назвать животных помощниками героев? О: Да, потому что все животные стараются помочь детям. В: Правильно. Другое дело, что эта помощь не всегда может пригодиться ребятам. Путь, предложенный Белкой, Зайцем и Улиткой, с точки зре-ния каждого из зверей, хорош, а с точки зрения детей, по раз-ным причинам неприемлем. Посмотрите, автор показывает, что разные точки зрения могут быть связаны не только с наблюдением за одним и тем же предметом из разных точек пространства, но и с тем, что каждый исходит из своих привычек и способностей в решении одной и той же проблемы. Вы знаете, какими способами можно взглянуть на мир по-новому. А как смотрят на мир Белка, Заяц, Улитка и Пчелы? Можем ли мы такими способами посмотреть? О: Мы можем залезть на дерево, понюхать воздух, проползти какое-то расстояние, полететь на самолете и т.д. Давайте с вами вспомним волшебные сказки. Как действуют волшебные помощники в сказках, в которых есть чудеса и волшебные предметы? О: Волшебные помощники дают героям какой-нибудь вол-шебный предмет. Например, волшебный клубок. В: А что происходит в сказке Валентина Берестова? О: Звери стараются помочь героям, не прибегая к волшебству. В: Да. Прочитайте правило Летучей Мыши на страничке 134. В: Сравните, как ребята реагировали пусть даже на неподхо-дящие им советы животных. (Всегда благодарили. Уважали.) (Чужое мнение надо уважать) В. Давайте вспомним какую цель и какие задачи мы ставили в начале урока. Всё ли сделали, что планировали? Узнали что-то новое? Поднимите руки те, кто считает, что хорошо поработал на уроке? Хорошо, опустите руки. А кто может работать лучше? Молодцы. Спасибо за урок! Коммуникативные Регулятивные: принимать и со-хранять учебную задачу, планиро-вать свое действие в соответствии с поставленной зада-чей. Познавательные: уметь ориентиро-ваться в своей си-стеме знаний, осу-ществлять анализ, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о ге-роях и их поступ-ках. Коммуникативные: умение договари-ваться, контроли-ровать действия партнёра, высказы-вать свое мнение. Личностные: выде-ление сути нрав-ственных поступ-ков героев. Регулятивные: вы-деление и осозна-ние учащимися то-го, что усвоено на уроке.
Иконка файла материала В.Берестов Как найти дорожку схема-конспект по литературному чтению (хрестоматия).doc

 

Схема конспекта урока по литературному чтению

Тырновой Ольги Владимировны

 

2 «д» класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «В. Берестов. «Как найти дорожку»»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: показать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения.

Задачи: 1.Образовательные: познакомить учащихся с произведением В. Берестова «Как найти дорожку», развивать умение анализировать текст; умение сравнивать героев текста и их поступки.

2. Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитательные: воспитывать уважение к окружающему миру,  учить уважать чужое мнение, учить общаться друг с другом.

        Средства обучения:

Для учителя: учебник-хрестоматия.

Для обучающихся: учебник-хрестоматия.

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя и обучающихся

 

Формируемые УУД

 

Организационный момент.

 

 

Основной этап.

Введение в тему.

 

 

 

 

 

 

Постановка цели, задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока. Рефлексия.

В. Здравствуйте, ребята! Встаньте ровненько, я смотрю, кто готов к уроку. Садитесь, пожалуйста. Напоминаю, что меня зовут Ольга Владимировна.
Скажите, пожалуйста, какую большую тему вы изучаете на уроках литературного чтения?

О: «Точка зрения».

В: Повторите, что это значит.

О: Разные люди смотрят на одну и ту же вещь по-разному.

В: Всё верно. Я предлагаю на эту тему прочитать сказку. Откройте, пожалуйста, хрестоматию на страничке 131 и прочитайте название и автора. Вы уже знакомы с этим автором? Какие произведения читали?

О: «Картинки в лужах» и др.

В: Хорошо. Какую цель мы поставим на уроке?

О: Познакомиться со сказкой Валентина Берестова «Как найти дорожку» (или узнать, как по-новому взглянуть на мир).

В: Правильно. А чтобы достичь цели, какие задачи нам нужно выполнить?

О: 1) Прочитать сказку.

2) Порассуждать, ответить на вопросы.

В: Молодцы. Посмотрите на картинке и попробуйте угадать, о чем или о ком эта сказка.

Учащиеся предполагают.

Давайте прочитаем сказку.

Учащиеся читают сказку В. Берестова.

В: Ну что, чьи предположения оправдались, поднимите руки?

Какого жанра это произведение?

О: Сказка.

В: Почему?

О: Животные разговаривают.

В: Назовите главных героев произведения.

О: Ребята, Белка, Заяц, Улитка, Пчела.

В: Куда отправились ребята?

О: К деду-леснику.

В: Ребята, как вы считаете, все ли животные знают, где находится сторожка дедушки?

О: Да, все животные очень хорошо знают, как найти дорогу к сторожке, и готовы помочь ребятам.

В: Докажите, пожалуйста, что Белка знает, где находится сторожка. Прочитайте строчки из сказки, подтверждающие это. О: «- Очень просто, - отвечает Белка. – Прыгайте с этой ёлки вот на ту..» и т.д.

 В: А Заяц знает, как пройти к сторожке? Прочитайте.

О: «В сторожку? – переспросил Заяц. - Нет ничего проще» и т.д.

В: А Улитка готова помочь ребятам?

О: Да, Улитка предлагает: «...я вас туда провожу-у-у».

В: Хорош. Что мы можем сказать о Пчёлке?

О: «Ж-ж-ж, – говорит Пчела. – Покажжжу...».

В: Посмотрите, ребята: и  Белочка,  и  Заяц,  и  Улитка,  и  Пчела  говорят  об  одном  и  том же?

О: Да, они говорят о дороге в сторожку.

В: Почему же их советы так отличаются?

О: У каждого животного своя точка зрения. С точки зрения Белки, удобнее всего передвигаться, прыгая по веткам; а с точки зрения Зайца, очень удобно ориентироваться по запаху. Улитка думает, что быстрее всего будет, если она доползет до сторожки и так укажет дорогу к дедушке. Пчела считает, что если дети проследят за полетом пчел, то они легко найдут сторожку.

В: Все они, конечно, говорят об одной и той же сторожке, но советуют идти к ней разными путями, потому что для каждого из них его путь привычный и удобный.

Но почему же дети могут воспользоваться только советом пчел?

О: Потому что за пчелами можно определить направление, в котором они полетели. Ребята так и сделали и быстро нашли сторожку.

В: А почему дети не последовали совету Белки?

О: Дети не умеют прыгать по веткам, как Белка.

В: А совет Зайца подходит им?

О: Нет, у детей не такой чуткий нос, как у Зайца.

В: Ну а за Улиткой-то почему не пошли? Прочитайте в тексте ответ ребят.

О: «Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим.»

В: Почему дети сами не смогли найти дедушкину сторожку?

О: Дети заблудились в лесу и нуждаются в помощи. Они ищут того, кто помог бы им добраться до дедушкиной сторожки.

В: Можем ли мы назвать животных помощниками героев?

О: Да, потому что все животные стараются помочь детям.

В: Правильно. Другое дело, что эта помощь не всегда может пригодиться ребятам.

Путь, предложенный Белкой, Зайцем и Улиткой, с точки зрения каждого из зверей, хорош, а с точки зрения детей, по разным причинам неприемлем.

Посмотрите, автор показывает, что разные точки зрения могут быть связаны не только с наблюдением за одним и тем же предметом из разных точек пространства, но и с тем, что каждый исходит из своих привычек и способностей в решении одной и той же проблемы.

Вы знаете, какими способами можно взглянуть на мир по-новому. А как смотрят на мир Белка, Заяц, Улитка и Пчелы? Можем ли мы такими способами посмотреть?

О: Мы можем залезть на дерево, понюхать воздух, проползти какое-то расстояние, полететь на самолете и т.д.

Давайте с вами вспомним волшебные сказки. Как действуют волшебные помощники в сказках, в которых есть чудеса и волшебные предметы?

О: Волшебные помощники дают героям какой-нибудь волшебный предмет. Например, волшебный клубок.

В: А что происходит в сказке Валентина Берестова?

О: Звери стараются помочь героям, не прибегая к волшебству.

В: Да. Прочитайте правило Летучей Мыши на страничке 134.

В: Сравните, как ребята реагировали пусть даже на неподходящие им советы животных. (Всегда благодарили. Уважали.) (Чужое мнение надо уважать)

В. Давайте вспомним какую цель и какие задачи мы ставили в начале урока.

Всё ли сделали, что планировали?

Узнали что-то новое?

Поднимите руки те, кто считает, что хорошо поработал на уроке? Хорошо, опустите руки. А кто может работать лучше?

Молодцы. Спасибо за урок!

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках.

Коммуникативные: умение договариваться, контролировать действия партнёра, высказывать свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: выделение сути нравственных поступков героев.

 

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.