Открытый урок по русскому языку в 7 классе
Тема: Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола
Цель: знакомство с причастием как с особой формой глагола/ частью речи
Задачи: 1) научить определять причастие в тексте;
2) познакомить с особенностями причастия как особой формы глагола/ части речи;
3) отрабатывать орфографические навыки;
4) развивать коммуникативные навыки;
5) развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать морфологические и синтаксические признаки причастий.
Уметь находить причастия, определять вид, образовывать причастия от глаголов.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Методы и формы обучения: наблюдение за языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, фронтальная работа.
Ресурсы: ПК учителя; учебник «Русский язык», 7 класс, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.; рабочая тетрадь; раздаточный материал с ключом ответа, инфографика по теме «Причастие»
Ход урока: I.Организационный момент
II. Актуализация изученного
1) Орфографическая работа.
Работа по парам.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
1.Скв..рец, высунувшийся из св..его домика, пр..крепленного к в..ршине ду..ка, выск..чил на ветку и начал дер..ко передразн..вать с..л..вья. 2.Однако гол..су непрошеного пересмешника (не)хв..тило соч(?)ности, неул..вимых о(тт,т)енков, которыми знающая пр..рода од..ряет лишь избра(нн,н)ых - ген..альных п..вцов. 3. Скоро с..лист, поч..явший (не)удачу, переключился на иные лады.
(По М.Алексееву.)
Ключ к заданию: 1.Скворец, высунувшийся из своего домика, прикрепленного к вершине дубка, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. 2. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности, неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. 3. Скоро солист, почуявший неудачу, переключился на иные лады.
Критерии оценивания: «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - 5 и больше ошибок.
2) Повторение морфологических признаков прилагательного и глагола.
Двое учащихся работают у доски. Морфологический разбор прилагательного гениальный и глагола выскочил.
Проверка разборов учителем совместно с учащимися.
III. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Создание проблемной ситуации.
- Определите и запишите части речи слов первого предложения.
Скворец, высунувшийся из своего домика, прикрепленного к вершине дубка, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья.
Предложение записано на доске. Один учащийся работает на доске.
IV. Открытие нового знания
1) Ответы на вопросы
- Какие слова вызвали у вас затруднения? (высунувшийся, прикрепленного)
- На слова какой части речи они похожи? (прилагательные)
2) Словообразовательный разбор
Двое учащихся работают у доски вместе с учителем.
высунувшийся высунуться – суфф.
прикрепленный прикрепить – суфф.
- Из слов какой части речи образованы данные слова? (из глагола)
- Есть ли у вас версии, с какой частью речи мы имеем дело? (Некоторые учащиеся могут быть знакомы с термином причастие)
3) Работа с учебником
Упр.72, с.32
Чтение текста.
Высказывание своего мнения по предложенному началу.
4)Развитие читательской грамотности. Работа с инфографикой.
- На какие вопросы отвечает причастие?
- Каковы постоянные признаки причастия?
- Какие непостоянные признаки причастия?
- Какова синтаксическая роль причастия?
Физкульминутка
5) Работа с теоретическими сведениями учебника.
Сравните сведения инфографики и теоретических сведений учебника. Чем они отличаются?
V. Первичное закрепление нового материала.
1) Тренировочные упражнения
Упр.76, с.34
VI. Рефлексия.
Цифровой диктант. Если верное высказывание – 1, если неверное – 0.
1. Причастие – служебная часть речи;
2. Причастие образовано от глагола;
3. Причастие бывает сов. в. и несов. в.;
4. Причастие изменяется по лицам;
5. В предложении является определением или сказуемым;
6. Обозначает признак предмета по действию.
Ключ: 011011
6-5 верных ответов –«5»
4 верных– «4»
3 верных ответа - «3»
VII. Оценивание.
Домашнее задание: п.12, изучить, упр.77, с. 34 – по заданиям, по желанию – упр.78 ,с.34
Использованныересурсы:
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/infografika_prichastie_osobie_primeti_071005.html
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/07/20/urok-russkogo-yazyka-7-klass-prichastie-kak-chast-rechi
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.