Урок №11. Романсы и песни Даргомыжского.

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить учащихся с вокальным творчеством Даргомыжского. Задачи: Воспитать интерес учащихся к романсам и песням А. С. Даргомыжского. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель. Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения. Методы и приемы обучения:закрепить новый материал, дать домашнее задание. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Опрос домашнего задания: 1. Как называл Даргомыжского М.П. Мусоргский? 2. Назовите годы жизни Даргомыжского. 3.В каком возрасте будущий композитор поступил на службу? 4. В каком году состоялась встреча Даргомыжского с Глинкой? Какую роль она сыграла в жизни Даргомыжского? 5. Назовите первое произведение композитора в оперном жанре. Когда оно было написано? 6. Перечисли жанры, к которым Даргомыжский обращался в своем творчестве.
Иконка файла материала 1.docx
Урок №11. Романсы и песни Даргомыжского. Цель: Познакомить учащихся с вокальным творчеством  Даргомыжского. Задачи: Воспитать интерес учащихся к романсам и песням А. С.  Даргомыжского. Организовать учебный процесс свой труд  качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель. Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3  год обучения. Методы и приемы обучения:закрепить новый материал, дать  домашнее задание.   Ход урока. 1. Организационный момент.2. Опрос домашнего задания: 1. Как называл Даргомыжского М.П. Мусоргский? 2. Назовите годы жизни Даргомыжского. 3.В каком возрасте будущий композитор поступил на службу? 4. В каком году состоялась встреча Даргомыжского с Глинкой?  Какую роль она сыграла в жизни Даргомыжского? 5. Назовите первое произведение композитора в оперном жанре.  Когда оно было написано? 6. Перечисли жанры, к которым Даргомыжский обращался в своем  творчестве.7. Какая опера Даргомыжского положила начало жанру русской  психологической драмы из народной жизни?   3. Объяснение нового материала. Вокальное наследие Даргомыжского насчитывает более ста романсов  и песен, а также огромное количество вокальных ансамблей. Этот  жанр, к которому композитор обращался на протяжении всей жизни,  стал своеобразной творческой лабораторией. В нем складывались  характерные черты стиля композитора, его музыкальный язык. Большое влияние на Даргомыжского оказало влияние вокального  творчества Глинки. Но все же основой для композитора стала  бытовая городская музыка его эпохи. В своих вокальных  произведениях он опирался на интонации музыки городских низов. Он обращался к популярным жанрам от простой «русской песни» до  сложнейших баллад и фантазий.Вместе с тем композитор пошел дальше. Он переосмысливал  привычные жанры, вносил в них новые средства, и на этой основе  рождались новые жанры. В начале творческого пути Даргомыжский писал произведения в духе  бытового романса, используя интонации народной песенности. Но уже в это время появились сочинения, принадлежащие к числу лучших  достижений композитора. Большое место в романсах этого периода занимает поэзия Пушкина,  привлекавшая композитора глубиной содержания и красотой образов. Эти стихи говорили о возвышенных и вместе стем таких понятных и  близких чувствах. Конечно, поэзия Пушкина наложила отпечаток на  стиль Даргомыжского, сделала его более возвышенным и  благородным. Среди пушкинских романсов этого времени выделяется «Ночной  зефир». Помните, у Глинки тоже есть романс на этот текст. Но еслироманс Глинки — поэтическая картина, в которой образ молодой  испанки статичен,«Ночной зефир» Даргомыжского — настоящая  сцена, наполненная действием. Слушая его, можно представить  картину ночного пейзажа, как бы прорезанную прерывистыми  аккордами гитары, четко очерченные образы испанки и ее кавалера. Еще ярче черты стиля Даргомыжского проявились в романсе «Я вас  любил». У Пушкина это не просто любовное признание. В нем  выражены и любовь, и большая человеческая дружба, и уважение к  женщине, когда­то горячо любимой. Даргомыжский очень тонко  передал это в музыке. Его романс похож на элегию. Среди любимых поэтов Даргомыжского надо назвать имя М. Ю.  Лермонтова. Песня «Шестнадцать лет» на стихи А. Дельвига – яркий музыкальный  портрет. Он несколько переосмыслил образ наивной девушки –  пастушки, созданный Дельвигом. Использовав музыку незатейливоговальса, какие были очень популярны в то время в домашнем  музицировании, главной героине романса он придал реальные черты  современной простодушной мещанки. Уже в ранних романсах Даргомыжского проявились характерные  черты его вокального стиля. Прежде всего, это стремление в  романсах показать самые разнообразные человеческие характеры.  Кроме того, герои его вокальных произведений показаны в движении,  в действии. В лирических романсах проявилось желание композитора  глубоко заглянуть в душу героя и вместе с ним поразмышлять о  сложных противоречиях жизни. Особенно ярко новаторство Даргомыжского проявилось в романсах и  песнях зрелого периода. Хотя круг поэтов, к которым композитор  обращался в это время, достаточно широк, поэзия Пушкина и здесь  занимает важное место. Причем Даргомыжский обратился к тойстороне наследия великого поэта, которая раньше композиторами не  затрагивалась. Песню «Мельник» нельзя просто назвать романсом. Это настоящая  комедийная сценка из быта русских людей. В основе ее слова из  «Сцен из рыцарских времен» Пушкина. Здесь проявилось умение  автора показать столь разнообразные человеческие характеры. Слушая ее, очень зримо представляется незадачливый мельник,  крайне удивленный наличием в доме чужих сапог. Eгo бойкую,  сварливую жену, понимающую, что лучшая защита — нападение, и  упрекающую своего загулявшего мужа. Учение Даргомыжского в рамках одного романса показать  контрастные образы ярко проявилось в его песне «Титулярный  советник» на стихи поэта П. Вейнберга. Эта песня —сатирический  рассказ от лица автора. Хотя в основе ее очень лаконичный текст без  каких­либо описаний, композитор очень образно рассказывает онеудачной любви скромного титулярного советника (так в России  назывался один из самых низших чинов) к генеральской дочери, с  презрением его оттолкнувшей. Каким робким и смиренным обрисован здесь титулярный советник. А как властна и решительна мелодия,  рисующая генеральскую дочь. Искусство Даргомыжского своей музыкой рисовать портреты людей  достигло вершины в романсе «Старый капрал» на слова Курочкина из  Беранже. Композитор определил жанр романса как «драматическая  песня». Это – и монолог, и драматическая сцена одновременно. Хотя  в стихотворении Беранже говорится о французском солдате,  участнике походов Наполеона, такая судьба была и у многих русских  воинов. Текст романса – обращение старого солдата к товарищам,  ведущим его на расстрел. Как ярко раскрыт в музыке внутренний мир этого простого, мужественного человека. Он оскорбил офицера, за  что был приговорен к смертной казни. Но это было не просто  оскорбление, а ответ на нанесенную старому солдату обиду. Этотроманс – гневное обвинение общественного строя, который допускает насилие человека над человеком. Давайте подведем итог. Что нового внес Даргомыжский в развитие  камерной вокальной музыки? Во­первых, надо отметить появление в его вокальном творчестве  новых жанров и насыщение традиционных жанров новым  содержанием. Среди его романсов есть лирические, драматические,  юмористические и сатирические монологи —портреты, музыкальные  сценки, бытовые зарисовки, диалоги. Во­вторых, в своих вокальных сочинениях Даргомыжский опирался  на интонации человеческой речи, причем речи очень разнообразной,  позволяющей создавать контрастные образы внутри одного романса.В­третьих, композитор в своих романсах не просто рисует явления  действительности. Он глубоко анализирует ее, выявляет ее  противоречивые стороны. Поэтому романсы Даргомыжского  превращаются в серьезные философские монологи­размышления. Еще одной важной чертой вокального творчества Даргомыжского  стало отношение к поэтическому. Если Глинка в своих романсах  стремился передать общее настроение стихотворения через широкую  песенную мелодию, то Даргомыжский стремился следовать за  тончайшими оттенками человеческой речи, придавая мелодии  свободный декламационный характер. В своих романсах композитор  следовал своему главному принципу: «Хочу, чтобы звук прямо  выражал слово».4. Слушание музыкальных фрагментов: Романсы А. С.  Даргомыжского: «Ночной зефир», «Я вас любил», «Мельник»,  «Старый капрал». 5. Обобщение урока: 1. Сколько романсов написал Даргомыжский? Какое место этот жанр  занимал в его творчестве? 2. Какие финансовые жанры композитор использовал в своем  творчестве? 3. Назовите имена поэтов, на чьи тексты писал Даргомыжский. 4. Объясните, в чем особенность отношения Даргомыжского к  поэтическому тексту. 5. Сформулируйте основной принцип творчества Даргомыжского.6. Назовите сатирические романсы композитора и проанализируйте  их. 7. На стихи каких поэтов созданы лучшие лирические романсы  композитора?