Цель: Познакомить учащихся с вокальным творчеством Даргомыжского.
Задачи: Воспитать интерес учащихся к романсам и песням А. С. Даргомыжского. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.
Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.
Методы и приемы обучения:закрепить новый материал, дать домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания:
1. Как называл Даргомыжского М.П. Мусоргский?
2. Назовите годы жизни Даргомыжского.
3.В каком возрасте будущий композитор поступил на службу?
4. В каком году состоялась встреча Даргомыжского с Глинкой? Какую роль она сыграла в жизни Даргомыжского?
5. Назовите первое произведение композитора в оперном жанре. Когда оно было написано?
6. Перечисли жанры, к которым Даргомыжский обращался в своем творчестве.
Урок №11. Романсы и песни Даргомыжского.
Цель: Познакомить учащихся с вокальным творчеством
Даргомыжского.
Задачи: Воспитать интерес учащихся к романсам и песням А. С.
Даргомыжского. Организовать учебный процесс свой труд
качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.
Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3
год обучения.
Методы и приемы обучения:закрепить новый материал, дать
домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.2. Опрос домашнего задания:
1. Как называл Даргомыжского М.П. Мусоргский?
2. Назовите годы жизни Даргомыжского.
3.В каком возрасте будущий композитор поступил на службу?
4. В каком году состоялась встреча Даргомыжского с Глинкой?
Какую роль она сыграла в жизни Даргомыжского?
5. Назовите первое произведение композитора в оперном жанре.
Когда оно было написано?
6. Перечисли жанры, к которым Даргомыжский обращался в своем
творчестве.7. Какая опера Даргомыжского положила начало жанру русской
психологической драмы из народной жизни?
3. Объяснение нового материала.
Вокальное наследие Даргомыжского насчитывает более ста романсов
и песен, а также огромное количество вокальных ансамблей. Этот
жанр, к которому композитор обращался на протяжении всей жизни,
стал своеобразной творческой лабораторией. В нем складывались
характерные черты стиля композитора, его музыкальный язык.
Большое влияние на Даргомыжского оказало влияние вокального
творчества Глинки. Но все же основой для композитора стала
бытовая городская музыка его эпохи. В своих вокальных
произведениях он опирался на интонации музыки городских низов. Он
обращался к популярным жанрам от простой «русской песни» до
сложнейших баллад и фантазий.Вместе с тем композитор пошел дальше. Он переосмысливал
привычные жанры, вносил в них новые средства, и на этой основе
рождались новые жанры.
В начале творческого пути Даргомыжский писал произведения в духе
бытового романса, используя интонации народной песенности. Но уже
в это время появились сочинения, принадлежащие к числу лучших
достижений композитора.
Большое место в романсах этого периода занимает поэзия Пушкина,
привлекавшая композитора глубиной содержания и красотой образов.
Эти стихи говорили о возвышенных и вместе стем таких понятных и
близких чувствах. Конечно, поэзия Пушкина наложила отпечаток на
стиль Даргомыжского, сделала его более возвышенным и
благородным.
Среди пушкинских романсов этого времени выделяется «Ночной
зефир». Помните, у Глинки тоже есть романс на этот текст. Но еслироманс Глинки — поэтическая картина, в которой образ молодой
испанки статичен,«Ночной зефир» Даргомыжского — настоящая
сцена, наполненная действием. Слушая его, можно представить
картину ночного пейзажа, как бы прорезанную прерывистыми
аккордами гитары, четко очерченные образы испанки и ее кавалера.
Еще ярче черты стиля Даргомыжского проявились в романсе «Я вас
любил». У Пушкина это не просто любовное признание. В нем
выражены и любовь, и большая человеческая дружба, и уважение к
женщине, когдато горячо любимой. Даргомыжский очень тонко
передал это в музыке. Его романс похож на элегию.
Среди любимых поэтов Даргомыжского надо назвать имя М. Ю.
Лермонтова.
Песня «Шестнадцать лет» на стихи А. Дельвига – яркий музыкальный
портрет. Он несколько переосмыслил образ наивной девушки –
пастушки, созданный Дельвигом. Использовав музыку незатейливоговальса, какие были очень популярны в то время в домашнем
музицировании, главной героине романса он придал реальные черты
современной простодушной мещанки.
Уже в ранних романсах Даргомыжского проявились характерные
черты его вокального стиля. Прежде всего, это стремление в
романсах показать самые разнообразные человеческие характеры.
Кроме того, герои его вокальных произведений показаны в движении,
в действии. В лирических романсах проявилось желание композитора
глубоко заглянуть в душу героя и вместе с ним поразмышлять о
сложных противоречиях жизни.
Особенно ярко новаторство Даргомыжского проявилось в романсах и
песнях зрелого периода. Хотя круг поэтов, к которым композитор
обращался в это время, достаточно широк, поэзия Пушкина и здесь
занимает важное место. Причем Даргомыжский обратился к тойстороне наследия великого поэта, которая раньше композиторами не
затрагивалась.
Песню «Мельник» нельзя просто назвать романсом. Это настоящая
комедийная сценка из быта русских людей. В основе ее слова из
«Сцен из рыцарских времен» Пушкина. Здесь проявилось умение
автора показать столь разнообразные человеческие характеры.
Слушая ее, очень зримо представляется незадачливый мельник,
крайне удивленный наличием в доме чужих сапог. Eгo бойкую,
сварливую жену, понимающую, что лучшая защита — нападение, и
упрекающую своего загулявшего мужа.
Учение Даргомыжского в рамках одного романса показать
контрастные образы ярко проявилось в его песне «Титулярный
советник» на стихи поэта П. Вейнберга. Эта песня —сатирический
рассказ от лица автора. Хотя в основе ее очень лаконичный текст без
какихлибо описаний, композитор очень образно рассказывает онеудачной любви скромного титулярного советника (так в России
назывался один из самых низших чинов) к генеральской дочери, с
презрением его оттолкнувшей. Каким робким и смиренным обрисован
здесь титулярный советник. А как властна и решительна мелодия,
рисующая генеральскую дочь.
Искусство Даргомыжского своей музыкой рисовать портреты людей
достигло вершины в романсе «Старый капрал» на слова Курочкина из
Беранже. Композитор определил жанр романса как «драматическая
песня». Это – и монолог, и драматическая сцена одновременно. Хотя
в стихотворении Беранже говорится о французском солдате,
участнике походов Наполеона, такая судьба была и у многих русских
воинов. Текст романса – обращение старого солдата к товарищам,
ведущим его на расстрел. Как ярко раскрыт в музыке внутренний мир
этого простого, мужественного человека. Он оскорбил офицера, за
что был приговорен к смертной казни. Но это было не просто
оскорбление, а ответ на нанесенную старому солдату обиду. Этотроманс – гневное обвинение общественного строя, который допускает
насилие человека над человеком.
Давайте подведем итог. Что нового внес Даргомыжский в развитие
камерной вокальной музыки?
Вопервых, надо отметить появление в его вокальном творчестве
новых жанров и насыщение традиционных жанров новым
содержанием.
Среди его романсов есть лирические, драматические,
юмористические и сатирические монологи —портреты, музыкальные
сценки, бытовые зарисовки, диалоги.
Вовторых, в своих вокальных сочинениях Даргомыжский опирался
на интонации человеческой речи, причем речи очень разнообразной,
позволяющей создавать контрастные образы внутри одного романса.Втретьих, композитор в своих романсах не просто рисует явления
действительности. Он глубоко анализирует ее, выявляет ее
противоречивые стороны. Поэтому романсы Даргомыжского
превращаются в серьезные философские монологиразмышления.
Еще одной важной чертой вокального творчества Даргомыжского
стало отношение к поэтическому. Если Глинка в своих романсах
стремился передать общее настроение стихотворения через широкую
песенную мелодию, то Даргомыжский стремился следовать за
тончайшими оттенками человеческой речи, придавая мелодии
свободный декламационный характер. В своих романсах композитор
следовал своему главному принципу: «Хочу, чтобы звук прямо
выражал слово».4. Слушание музыкальных фрагментов: Романсы А. С.
Даргомыжского: «Ночной зефир», «Я вас любил», «Мельник»,
«Старый капрал».
5. Обобщение урока:
1. Сколько романсов написал Даргомыжский? Какое место этот жанр
занимал в его творчестве?
2. Какие финансовые жанры композитор использовал в своем
творчестве?
3. Назовите имена поэтов, на чьи тексты писал Даргомыжский.
4. Объясните, в чем особенность отношения Даргомыжского к
поэтическому тексту.
5. Сформулируйте основной принцип творчества Даргомыжского.6. Назовите сатирические романсы композитора и проанализируйте
их.
7. На стихи каких поэтов созданы лучшие лирические романсы
композитора?