Цели: закреплять умение решать задачи на кратное сравнение, знание таблицы умножения и деления с числами 2-5; развивать умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное сравнение; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.Урок 28. Задачи на кратное сравнение
Урок 28. Задачи на кратное сравнение
Цели: закреплять умение решать задачи на кратное сравнение, знание
таблицы умножения и деления с числами 25; развивать умение работать
самостоятельно.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное
сравнение; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную
задачу урока и стремиться к ее выполнению; соотносить результат своей
деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою
точку зрения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
Найди периметр квадрата со стороной 5 см. Начерти прямоугольник,
периметр которого равен периметру этого квадрата.
(Один ученик работает у доски.)
— Запиши задачи кратко и реши их.
• Оле 15 лет, а сестре 5 лет. Во сколько раз сестра младше Оли?
• Оле 15 лет, а сестре 5 лет. На сколько лет сестра младше Оли?
— Закончи предложения.
• Задачи похожи...
• Задачи отличаются...
2. Устный счет
Заполните таблицу.
Множитель
5
Множитель
Произведение
(Игра «Проверь меня» (см. урок 14). Далее проверка индивидуальной работы
у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает задачу.) На праздник купили 3 кг карамели и 7 кг
шоколадных конфет. На сколько килограммов карамели купили меньше, чем
шоколадных конфет?
— Каким правилом нужно воспользоваться для ответа на вопрос задачи?
(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно
из большего числа вычесть меньшее.)
— Запишите решение задачи. (7 3 = 4(кг).) (Учитель читает следующую
задачу.)
К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили
больше, чем груш?
8
32
7
21
9
36
7
14
2
18
4
28
9
5
35— Прочитайте вопрос. Каким правилом будем пользоваться для решения
задачи? (Ответы детей.)
— Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с правилом
— Нарисуйте 6 кругов.
— Ниже нарисуйте 2 квадрата.
— Каких фигур больше? (Кругов.)
— Как узнать, во сколько раз кругов больше, чем квадратов? (Нужно
узнать, сколько раз по 2 содержится в числе 6:6:2=3.)
Каких фигур меньше? (Квадратов.)
Как узнать во сколько раз? (6:2 = 3.)
Что вы заметили? (Вопросы разные, а решение одинаковое.)
Что мы делали, чтобы ответить на вопросы обеих задач? (Делили.)
Сформулируйте правило: как узнать, во сколько раз одно число больше или
меньше другого? (Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или
меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.)
Проверьте свои предположения. Прочитайте правило на с. 42 учебника.
2. Работа по учебнику № 1 (с. 42).
Прочитайте задачу.
Каким правилом будем пользоваться для ответа на первый вопрос?
Каким правилом будем пользоваться для ответа на второй вопрос?
Сколько решений запишем для ответа на эти вопросы? (Одно решение, так
как оно будет одинаковым в обоих случаях.)
Запишите решение задачи. (24: 8 = 3 (р.).)
V. Физкультминутка
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Поочередно поднять и опустить руки.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№55 (с. 26). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Какую задачу решали умножением? (3.)
Какие задачи решали делением? (1, 2, 4, 5.)
Назовите ответы в каждой задаче.(1) 9см; 2) на 9столиков; 3) 36кг; 4)
4руб.; 5) в Зраза.)
№ 63 (с. 28). (Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)Решение:
85 = 40 306 = 24 6 + 8=14
217=14 30:6 = 5 20:5 = 4
45 : 9 = 5 30 + 6 = 36 35 : 7 = 5
№64 (с. 28). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Решение:
45:93 = 15
28 : 4 • 2 = 14
4 • 8 + 8 = 40
639 = 9
№65 (с. 29). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Решение:
(78 70) • 5 = 40
(43 + 30) + 5 = 78
(30— 10) — 7 = 13
(20+15): 7 = 5
(Взаимооценка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 42). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Чему равна длина второго отрезка? (4 см.)
— Как узнать, во сколько раз второй отрезок короче первого? (12:4 = 3 (р.).)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое правило мы изучили сегодня на уроке?
Домашнее задание
Учебник: № 2, 3 (с. 42).