Цели: Продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток); развивать навыки устного счета, умение преобразовывать величины, чертить отрезки, находить периметр многоугольника.
Знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; величины; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр треугольника.
Т е м а : ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДАЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
У р о к 68
Цели деятельности учителя Продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток); развивать навыки устного счета, умение преобразовывать
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
Методы и формы
обучения
величины, чертить отрезки, находить периметр многоугольника
Комбинированный
Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в
пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; величины; геометрические фигуры; как найти периметр
многоугольника; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик;
решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр треугольника.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу; умеют отвечать на вопросы, обобщать
собственное представление, устанавливать причинноследственные связи; регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести
диалог; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми,
умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность
Частичнопоисковый; индивидуальная, фронтальная, парная
Образовательные
http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 – Цитатник
ресурсы
Основные понятия и
термины
Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, геометрические фигуры, точка, отрезок,
треугольник, периметр
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Эмоциональная,
психологическая
подготовка
к уроку
Правильное
написание числа,
знание цифр,
необходимых для
записи числа
Этапы
урока
I.
Организ
ационн
ый
момент
II.
Каллигр
афическ
ая
минутка
Деятельность учителя
Приветствие учащихся, проверка готовности к
уроку
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Демонстрируют
готовность
к уроку
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный
контроль
Регулятивные: контролируют свои действия
Наблюдение
Прописывает образец на доске:
17 17 17 17 17…
71 71 71 71 71…
– Какова роль цифры 1 в числе 17? в числе 71?
– Какова роль цифры 7 в числе 17? в числе 71?
– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях
Слушают учителя,
отвечают
на вопросы,
записывают число в
тетради
Регулятивные: контролируют свою деятельность и
оценивают ее.
Познавательные: выделяют необходимую
информацию.
Коммуникативные: умеют слушать
и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.
Личностные: принимают и осваивают социальную
Уст
ные ответы,
наблюдение
1III. Уст
ный
счет
Развитие навыков
устного счета.
Задание 6
(с. 6 учебника, ч.
2).
1. «Цепочка».
2. Задание из учебника (записано на доске).
Выполнение данного задания способст
вует не только развитию навыков устного счета, но
и повторению терминов: слагаемое, сумма.
3. Найдите значения выражений k + 6
и 28 – k при k = 7; k = 8; k = 9; k = 10.
Задание записано на доске
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
к усвоению
изучаемого
материала
– На предыдущих уроках вы познакомились с
письменными приемами сложения и вычитания
двузначных чисел.
– Сегодня вы будете отрабатывать ваше умение
записывать числа в столбик и находить значения
сумм и разностей
– Выполните задание 1 из учебника с подробным
объяснением. Один ученик будет выполнять
работу на доске с объяснением.
Предлагает выполнить задание 2.
IV.
Сообще
ние
темы
и целей
учебной
деятель
ности
V.
Формир
ование
умения
находит
ь
значени
я суммы
и
разност
и
Развитие умения
складывать и
вычитать
двузначные числа
в столбик.
Задание 1
(с. 6 учебника, ч.
2).
Задание 2
(с. 6 учебника, ч.
2).
Слушают учителя;
считают устно,
выполняя
арифметические
действия сложения
и вычитания;
анализируют;
обосновывают свою
точку зрения;
составляют
равенства
Познавательная:
слушают учителя.
Коммуникативная
: вступают
в диалог с учителем
и одноклассниками.
Регулятивная:
выделяют и
осознают то, что
знают и что
предстоит усвоить
Складывают
и вычитают
двузначные числа в
столбик, при этом
логически
рассужда
Уст
ные ответы
Уст
ные ответы
роль обучающегося
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; осуществляют контроль своей деятельности и
деятельности партнеров, при необходимости
корректируют собственную деятельность и
деятельность одноклас
сников.
Познавательные: владеют математическими
терминами: уменьшить, увеличить, прибавить,
вычесть, порядок возрастания; владеют различными
приемами устного счета
Познавательные: выделяют и формулируют
познавательную цель; осознанно строят речевое
высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и
понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли
до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для
человека и принимают его; имеют желание учиться;
проявляют интерес к изучаемому предмету
Регулятивные: контролируют свою деятельность и
деятельность одноклассников, при необходимости
вносят корректировки.
Познавательные: осознанно и произвольно строят
речевое высказыва
Уст
ные ответы.
– Проверьте выполненное сложение или вычитание. ют, обобщают,
делают выводы;
один ученик –
у доски.
ние в устной форме; контролируют и оценивают
процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные: знают правила ведения диалога;
уважают в общении партнеров и себя; умеют работать
в малой группе – паре; уважают в общении друг друга,
прислушиваются к мнению партнера, при этом
2двузнач
ных
чисел
в
столбик
VI. Пре
образов
ание
величин
Самостоятельная
работа:
задание
«Проверь себя»
(с. 6 учебника, ч.
2)
Развитие умения
преобразовывать
величины.
Задание 7
(с. 6 учебника, ч.
2).
Физкультминутка
С целью совершенствования умения обучающихся
преобразовывать величины им может быть
предложено задание 7.
Данное задание может быть выполнено
с комментированием либо самостоятельно, с
последующей фронтальной проверкой.
Перед выполнением задания предлагает
ученикам повторить изученное:
1 см = 10 мм
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди.
Сверху мостик – погляди.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем
VII. Ра
бота над
задачам
и
Решение задач
изученных видов.
Задача 3 (с. 6
учебника,
ч. 2).
Фронтально проводится работа над задачей 3.
– Выделите в задаче условие, вопрос, назовите
данные и искомое числа, запишите
задачу кратко, затем самостоятельно решите ее.
30 – 8 = 22 (д.).
Ответ: посадили 22 дерева.
– Выполните самостоятельно задание «Проверь
себя» с последующей взаимопроверкой
Работают
самостоятельно,
осуществляют
взаимопроверку
умеют отстаивать свою точку зрения.
Личностные: стремятся развивать навыки
сотрудничества; имеют мотивацию к учебной
деятельности
Наблюдение
Знают единицы
измерения длины;
умеют
преобразовывать
величины как в
более крупные, так
и в меньшие.
Выполняют задание
самостоятельно.
Выполняют
элементарные
физические
упражнения
(в соответствии с
текстом
стихотворе
ния), повторяя их
за учителем:
имитация плавания,
повороты влево и
вправо,
потягивания,
ходьба на месте
Слушают учителя,
отвечают
на вопросы,
доказывают,
почему данный
текст является
задачей;
записывают задачу
3
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; осуществляют контроль, корректировку и
оценивание своей деятельности и деятельности
партнера.
Познавательные: извлекают необходимую
информацию; логически рассуждают, обосновывают
свою точку зрения.
Коммуникативные: знают правила ведения диалога;
достаточно полно
и четко выражают свои мысли в речи; уважают в
общении как партнеров, так и самих себя.
Личностные: формируется личностный смысл
учения.
Регулятивные: контролируют свои действия,
соотнося их с действиями учителя и одноклассников
Наблюдение
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; осуществляют контроль своей деятельности и
деятельности партнеров по образовательному
процессу, при необходимости корректируют
собственную деятельность и деятельность
одноклассников; способны к саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы деятельности;
устанавливают причинноследственные связи, строят
Уст
ные ответы,
наблюдение– Самостоятельно решите задачу 4 из учебника с
последующей взаимопроверкой
Задача 4 (с. 6
учебника, ч. 2)
VIII. Ра
бота с
геометр
ическим
материа
лом
Распознавание и
изображение
геометрических
фигур.
Задание 8
(с. 6 учебника, ч.
2)
Обобщение
полученных на
уроке сведений,
оценивание
IX. Ре
флексия
учебной
деятель
ности
– Рассмотрите точки, изображенные в учебнике
(задание 8, на полях).
– Как вы думаете, какие фигуры могут
получиться, если соединить точки?
– Отметьте в ваших тетрадях точки точно так же.
– Соедините их отрезками.
– Какие фигуры получились?
– Вы были правы?
– Как найти периметр треугольника?
– Найдем периметр каждого из полученных
треугольников. Периметр одного треугольника
найдем с подробной записью. Периметр другого
треугольника можно найти устно либо записать
только решение
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Что бы вы хотели сделать подругому?
– Оцените свою работу на уроке
кратко; объясняют
выбор метода
решения;
обосновывают
выбор арифме
тического действия
для решения
задачи; записывают
решение, дают
ответ на
поставленный
вопрос;
осуществляют
взаимопроверку
Чертят
геометрические
фигуры по точкам;
находят периметр
треугольников
логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слу
шать, слышать и понимать партнера по речевому
высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при
возникновении спорных ситуаций не создают
конфликтов.
Личностные: осознают важность получаемых знаний
и приобретаемых умений
Уст
ные ответы.
Наблюдение
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; осуществляют контроль своей деятельности и
деятельности партнера.
Познавательные: анализируют объекты, выделяя их
существенные признаки; моделируют.
Коммуникативные: владеют диалогической речью;
уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого
себя; не создают конфликтов.
Личностные: принимают и осваивают социальную
роль обучающегося; стремятся развивать
самостоятельность, внимание, наблюдательность
Уст
ные ответы
Отвечают на
вопросы, делают
выводы,
обобщения.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке
Регулятивные: осознают важность полученных
знаний; понимают причины успеха или неуспеха
учебной деятельности.
Познавательные: осваивают начальные формы
рефлексии.
Коммуникативные: умеют полно
и грамотно выражать свои мысли, правильно строить
речевое высказывание.
Личностные: осознают важность полученных знаний;
приобретают мотивацию к учебной деятельности;
4овладевают начальными навыками адаптации в
обществе
5