Урок " Устное народное творчество " 2 класс
Оценка 4.9

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка +1
2 кл
06.05.2018
Урок " Устное народное творчество " 2 класс
Сегодня у нас необычный урок. Мы собрались на деревенские посиделки. Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе для того, чтобы песни петь, загадки загадывать, сказки рассказывать А чем мы хуже? На нашем уроке сегодня переплетется и музыка, и литература. Мы с вами поговорим об устном народном творчестве.
Устное народное творчество.doc
Учитель начальных классов 1 категории Валеева Н. А. Интегрированный урок литературного чтения и музыки Фольклорные посиделки Цели: ввести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств; дать  представление о разнообразии фольклорных жанров, показать изумительный по меткости и красоте  язык народного произведения ; показать неотъемлемую связь между музыкой и литературой; развивать образное мышление, речь, слушательскую культуру; развивать наблюдательность, чуткость к  поэтическому слову и музыкальному произведению; воспитывать любовь к народному слову. Принципы: 1 Принцип единства воспитания, обучения и развития. 2 принцип связи музыки и литературы. 3 Принцип увлеченности 4 Принцип активности и сознательности и его реализации на уроке и вне его. 5 Принцип тематического построения урока. Формы работы: Индивидуальные; групповые; коллективные. Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский Оборудование: Декорация деревенской избы; предметы быта, творческие работы учащихся, карточки для работы в  группах. Фортепиано, ноутбук, телевизор. Ход урока Звучит русская народная плясовая музыка Ведущие.  1) Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, Праздник не начинаем! 2 Здесь и красные девицы… 3 Добры молодцы кругом. Вместе: Все уселись за столом! 2) У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, Припасли мы забавушек на всякий вкус! Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка! Будет всем вам здесь приятно Побывать в гостях у нас Песни русские попеть,  В русский пляс с душой пуститься,  Пирогов отведать вкусных, И чайку напиться всласть. Все:Все мы рады видеть вас!  Раздается стук в дверь. (Входят дети в казахских костюмах. )  ­ Батюшки, никак к нам гости? ­ Не мало ли вас? Не надо ли нас? ­ Проходите гости дорогие! ­А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами. ­Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком. 3) Стоит церковь: из оладей складена, блином покрыта, калашны запорки, шанежка­дверь. Я догадался, шанежку­дверь разломил, калач укусил, сам себя пропустил Учитель  Сегодня у нас необычный урок. Мы собрались на деревенские посиделки. Вечерком, когда окончены  работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой­нибудь крестьянской избе для того,  чтобы песни петь, загадки загадывать, сказки рассказывать А чем мы хуже?  На нашем уроке сегодня  переплетется и музыка, и литература. Мы с вами поговорим об устном народном творчестве.  Скажите, пожалуйста, какие произведения относятся к устному творчеству. Когда они  родились? Как эти произведения дошли до нас? Что в них заключено? Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но шагнуть  вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего­то, а именно, от многовекового опыта  людей, которые жили до нас. Устное народное творчество – фольклор – это неписаная литература.  Авторы фольклорных произведений нам неизвестны. Но мы понимаем, что создавали их талантливые  люди с тонким вкусом. Это про них А.Пушкин сказал, что им присущи «какое­то веселое лукавство  ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Я предлагаю вам вспомнить, какие жанры устного народного творчества вы знаете? ( Песенки, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, пестушки, небылицы, перевертыши,  скороговорки и чистоговорки, считалки, пословицы, сказки.) Выбрать  правильные ответы из множества вариантов Учитель музыки Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем  возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово  колыбельные происходит от слова колебать,качать. Колыбельные песни не бывают очень длинными. Их легко понимает маленький ребенок.   Послушайте колыбельные песни русского  и казахского народа (На сцене 3 девочки, баюкая на руках кукол, поют по очереди негромко, но задушевно.) Баю­баюшки­баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И утащит во лесок.  И утащит во лесок Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи,/ Нашу Машу не буди. * * * Котя, котенька, коток, Котя – серенький хвосток! Приди, котя, ночевать, Мою детоньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока. * * * ­ Какие виды народных песен вы еще знаете?(хороводные, плясовые, колыбельные) У. М. Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то мудрое  поучение, то коротенькие рассказики­разговоры – о невероятном событии, интересном характере. Прибаутки и небылицы всегда веселые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как точно в них  слово, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво, и запоминаются легко. Исполнение музыкального произведения КОЗА­РАЗВИЗЗЕЗА (Пение сопровождается притоптыванием, танцевальными движениями, музыкальные инструменты  отсутствуют.) Хор. Коза­развиззеза На базаре была. Купила косу За свою слезу. Побежала мостом, Киваючи хвостом. Ты, коза­развиззеза, Лубяные глаза, На что тебе коса? Солист. Сено косить. Хор. А на что сено? Солист. Коровок кормить. Хор. А на что коровки? Солист. Молочко доить. Хор. А на что молочко? Солист. Сырцы лепить. Хор. А на что сырцы? Солист. Пастухов кормить. Хор. А где пастухи? Солист. На войну пошли. Хор. А где война? Солист. Посреди гумна! (Переговоры солиста и хора исполняются говорком.) Под музыку выстраиваются в ручеек. Разыгрывают веселые диалоги. 1. – Тит, а Тит! Пойдем молотить. – Спина болит. – Тит, пойдем мед пить. – Дай поскорей шапку схватить! 2. – Федул, что губы надул? – Да кафтан прожег. – Зачинить можно? – Да иглы нет. – А велика дыра? – Да один ворот остался. 3. – Эй, Фома, что из леса не идешь? – Я медведя поймал! – Так веди его сюда! – Не идет. – Так сам иди! – Да он меня не пускает! У. В небылицах, кажется, все разрешено, хоть весь мир вверх ногами переверни! А ведь интересно,  какой он бывает, перевернутый мир? Посмотрите отрывок мультфильма «Картина». Поделитесь впечатлениями. Смешно? Почему? Попробуйте и вы сочинить новый перевертыш. Работа в группах. Творческое задание. Переставь слова так, чтобы получилась новая небылица. 1. Ехала деревня мимо мужика, 2. Вдруг из­под собаки лают ворота, 3. Выскочила палка с бабою в руке 4. И давай дубасить коня на мужике. 5. Лошадь ела сало, а мужик овес. Вместе: 6. Лошадь села в сани, а мужик повез У. В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.  Родились загадки давным­давно. В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар и мал. Кто­ нибудь из стариков начинал задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали  с загадок о человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были  загадки о снеге, громе, молнии. На дом было задано  поисковое задание. Подобрать загадки по темам, изготовить книжки  малышки.  Ведущий (обращается к гостям). Попробуйте и вы отгадать  загадки, испытайте себя. Ребята загадывают загадки. У.          Какие же посиделки без песен и танцев.  Русский народный танец «Прялица» У. М.  Рассказчик. В.И. Даль – современник, друг А.Пушкина – много лет своей жизни посвятил  собиранию русских пословиц. Он же открыл удивительную поэтику русских пословиц, отметив, что  есть пословица­стон, пословица­вздох, пословица­огорчение, пословица­улыбка. Слушаешь пословицу  – и понимаешь, через какие испытания прошла душа русского человека, чтобы постичь премудрости  жизни. Послушайте музыкальные зарисовки пословиц и попробуйте определить их характер. Звучат  музыкальные пьесы, написанные к пословицам. Пословицы демонстрируются на экране. 1. Если б было все равно, так лазили б в окно, а то дверь прорубили. (Веселая, вызывает улыбку) 2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Назидательная) 3. Беда никогда не приходит одна. (Вызывает чувство тревоги, передает трудный жизненный опыт) У.  Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто и  выговорить нелегко – язык сломаешь! Но мы их любим и радуемся, когда наконец выговорим. (К гостям.) Предлагаем нашим дорогим гостям повторить скороговорку  за детьми. Дети по очереди говорят скороговорку,  а желающие их повторяют. 1. У нас во дворе­подворье погода размокропогодилась. 2. Бык тупогуб, у быка губа тупа. 3. Бежит кошка по небу, догоню да поиму. Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку! 4. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша! 5. По двору­подворью в добром здоровье. 6. Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла. 7. Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом. 8. Иван­болван молока болтал, да не выболтал. 9. Хохлатке хохотушки хохоток хохотали: ха­ха, ха­ха­ха! У. М.Быстро летит время… Пора нам по домам расходится. А на прощанье расскажу вам одну  сказочку. Жил – был царь, был у царя двор…Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку? На дворе был  кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала? Что за удивление? Ладно уж, расскажу. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца  ходили журавль да овца, съели стожок сенца… А не сказать ли все с конца? У. Нет уж! Давай лучше я расскажу. Слушайте! В одном болоте жила – была лягушка по имени, по отчеству квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть  на мост, присела да и завязла в тине хвостом. Дергала. Дергала­ выдернула хвост, да завязла носом.  Дергала, дергала, дергала­ выдернула нос, да завязла хвостом. У. М. Ну что ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка. Что же дальше? У. Что же дальше? А дальше опять: дергала, дергала, выдернула хвост, да завязла носом… У. М. Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Жил – был один мудрец. Вздумал он из человеческих  костей построить мост через море – океан. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и  опустил их в воду, чтобы стали мягкими. У.Что же ты молчишь? А что дальше? У. М. Так ведь кости еще не размокли.   У. Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень  долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Как называются такие сказки? Как понимать слово докучные? Докучать (кому, чему) — значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них  нет конца.  Домашнее задание: сочинить докучную сказку. У. Сегодня мы заглянули в далекое прошлое , увидели, как поистине талантливы были люди. Каких  только песен, небылиц, пословиц, загадок  создали они! А вы сегодня все молодцы! Замечательно  усвоили жанры устного народного творчества!  ­ А вот и пироги поспели, вкусные, да пышные. Угощайтесь, гости дорогие! ­ И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир!

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс

Урок " Устное народное творчество " 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2018