Урок: Два пушкинских образа в музыке: «В крови горит огонь желанья...»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина - Глинки «В крови горит огонь желанья...». 2. Сравнение двух пушкинских образов, воплощённых в произведениях Глинки и Чайковского. Музыкальный материал: 1. М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...» (слушание); 2. Н. Леви, стихи А. Олицкого. «В пушкинском парке» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 3. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учётом критериев, представленных в учебнике)
Иконка файла материала 6.docx
Два пушкинских образа в музыке: «В крови  горит огонь желанья...» Содержание: 1. Радостный порыв, воодушевление в романсе  Пушкина ­ Глинки «В крови горит огонь  желанья...». 2. Сравнение двух пушкинских образов,  воплощённых в произведениях Глинки и  Чайковского. Музыкальный материал: 1. М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит  огонь желанья...» (слушание); 2. Н. Леви, стихи А. Олицкого. «В пушкинском  парке» (пение).Характеристика видов деятельности: 1. Выявлять возможности эмоционального  воздействия музыки на человека. 2. Воспринимать и сравнивать музыкальные  образы в произведениях разного смыслового и  эмоционального содержания. 3. Понимать стилевые черты русской  классической музыкальной школы (с учётом  критериев, представленных в учебнике)   «Великолепное воплощение единства двух  величайших гениев русской культуры представляют собой романсы Глинки на слова  пушкинских стихов…» М. ПоляновскийСтихи Пушкина. Кто не восхищался ими?  Совершенно особое ощущение вызывает их  красота, их певучесть, присущая им поэтичность,  одухотворённость. Соприкосновение с ними  оставляет ощущение чего­то прекрасного,  гармоничного. Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и  продолжает привлекать композиторов! Сколько  сочинений возникло в вязи с ней! Известно около  70 романсов и песен, написанных на тексты поэта  при его жизни. А сколько из них сочинено потом?  К этому надо добавить произведения других  жанров. Многие крупные композиторы, вдохновлённые  бессмертными стихами Пушкина, сами создали  бессмертные произведения. Среди этихкомпозиторов почётное место принадлежит  Глинке. Поэт и композитор были знакомы и встречались  лично, но близость их творчества была рождена не  биографическими моментами, а внутренним  родством художественных натур. Дети сложного,  насыщенного тревогами времени, они оба умели и в гуле исторических потрясений, и в шуме  повседневной суеты расслышать гармонию и  передать её в своём творчестве. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным  лирическим дневником, в который композитор  записывал не только свои многообразные чувства,  но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкиемузыкальные пейзажи, портреты окружавших его  людей, картины далёких времён и стран. Один из его романсов, «В крови горит огонь  желанья», родился буквально на ходу. Глинка  проводил вечер у своих друзей ­ семьи Панаевых.  Отец семейства по доброй традиции декламировал  стихи, среди которых было и это произведение  Пушкина. Глинка задумчиво расхаживал по  комнате, слушая друга. Окружающие даже не  заметили, как он уселся за рояль и стал что­то  напевать. Неожиданно композитор крикнул:  «Панаев, замолчи!» ­ и зазвучала музыка. Глинка увлекался и вокалом, у него был хороший  голос, и он часто исполнял свои романсы к  великому удовольствию друзей. Будучи в Италии,  он изучал итальянскую школу пения ­ бельканто.«Глинка обожал распевать свои романсы (среди  которых немало подлинных шедевров), садясь за  фортепиано где­то после двух ночи на сборищах в  доме Кукольника, где композитор проводил дни и  ночи в компании художника Брюллова и прочей  богемной братии. Это все были люди талантливые,  иногда в высшей степени, но до глинкинского  гения им было далеко. Они это понимали и  окружали композитора искренним обожанием.  Здесь Глинка спасался от невыносимых проблем  своего распадавшегося брака с женщиной, которая  попрекала композитора тем, что он тратит  слишком много денег на нотную бумагу». Цитата  из С. Волкова. В произведениях искусства любовь далеко не  всегда является в своём страдающем обличье,знает она и минуты воодушевления, страстного  порыва. В крови горит огонь желанья, Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: твои лобзанья Мне слаще мирра и вина. Склонись ко мне главою нежной, И да почию безмятежный, Пока дохнёт весёлый день И двинется ночная тень. Мы далеко ушли вперёд за два века, и многое  потеряли. Сейчас слово «лобзай» ­ устаревшее  слово. Пушкин употребляет его, как возвышенное. Лобзать ­ то же, что целовать. Толковый словарь  Ожегова. Мирра – ароматическая смола деревьев.Применяется при религиозных обрядах. Почить – здесь: успокоиться, уснуть. И это ­ тоже Пушкин, но Пушкин совсем другой,  предстающий как певец страстной влюблённости,  романтического восторга. Стихотворение «В крови горит огонь желанья...», положенное на музыку М.  Глинкой, обнаружило в музыкальной трактовке  именно эту, приподнято­романтическую свою  грань. В музыке особенно подчеркнут момент  воодушевления, радостного волнения, каким  охвачен влюблённый на заре своего расцветающего  чувства. Два образа любви, данных Пушкиным и так по­ разному воплощённых в музыкальных звуках. Оба  эти образа по­своему прекрасны, и, наверное, не  случайно, что к стихотворению «В крови горитогонь желанья...» обратился именно Глинка, чья  музыка, особенно вокальная, так часто отмечена  светлым обаянием и теплотой, а к «Евгению  Онегину» ­ Чайковский с его непревзойдённым  талантом музыкально­психологических портретов,  порой глубоких и остродраматических. И ещё один момент обращает на себя внимание при сравнении этих двух превосходных музыкальных  произведений. Образ, воплощённый в романсе  Глинки, как будто раскрыт целиком, прояснён, не  нуждается в дальнейшем «достраивании».  Образ же, предстающий в Сцене письма Татьяны,  сложен и многогранен; в нём сталкиваются и  светлые надежды, и скорбные предчувствия, вся  радость и боль истинной любви. Чувство счастливой любви бесконечно прекрасно,  и в высшие свои минуты оно даёт ощущение чистойи полной радости, так редко освещающей нашу  жизнь. Но это именно «минуты», мгновения,  которые обычно и бывают запечатлены в  небольших музыкальных высказываниях, которые  как будто торопятся завершиться, пока им не  пришлось сообщить нам о чем­то другом. Ибо это  «другое» неизбежно: ведь даже счастливая любовь  знает испытания, горести, сомнения и тяжёлые  потери. Не потому ли нам и сейчас так близка судьба  Татьяны, что она не исчерпана, не досказана до  конца, не осмыслена во всём своём значении?  Великий женский образ, перевернувший  традиционные представления о женском  предназначении и одновременно утверждающий  святость традиций, святость верности этим  традициям. Деревенская барышня первойполовины XIX века, предопределившая судьбу  великой поэтессы века двадцатого, Марины  Цветаевой, признающейся в этом смело, открыто и  почтительно ... Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, ­ Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни, растраченной даром, И какой героический пыл На случайную тень и на шорох ... И как сердце мне испепелил Этот даром растраченный порох. О, летящие в ночь поезда, Уносящие сон на вокзале ... Впрочем, знаю я, что и тогда Не узнали бы вы ­ если б знали ­ Почему мои речи резки……Сколько тёмной и грозной тоски В голове моей светловолосой. (М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня...) Вопросы и задания: 1. Сравните содержание двух рассмотренных  произведений – романса М. Глинки и фрагмента  оперы П. Чайковского. Объясните, что их  объединяет. Какие особенности образа делают их  непохожими друг на друга? 2. Созвучен ли образ стихотворения М.  Цветаевой, приведённого выше, характеру  пушкинской Татьяны? А Татьяны Чайковского?  Поясните свой ответ. 3. В «Дневнике музыкальных размышлений»  составьте афишу концерта «Произведения  Пушкина в русской музыке».В презентации романс «В крови горит огонь  желанья…» исп. Николай Копылов.   Два пушкинских образа в музыке: Опера Петра  Ильича Чайковского «Евгений Онегин» Содержание:1. Сила искренности образа Татьяны Лариной в  опере П. Чайковского «Евгений Онегин». 2. Воплощение психологического портрета  героини в Сцене письма. Музыкальный материал: 1. П. Чайковский. Сцена письма из оперы  «Евгений Онегин» (слушание); 2. А. Макаревич. «Пока горит свеча» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Оценивать музыкальные произведения с  позиции правды и красоты. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные  произведения с точки зрения единства  содержания и формы.3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Наблюдать за развитием и сопоставлением  образов на основе сходства и различия  музыкальных тем. 5. Воспринимать особенности интонационного и  драматургического развития в произведениях  сложных форм. 6. Сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах произведения) разного  эмоционального содержания. 7. Сотрудничать со сверстниками в процессе  коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать  мнения товарищей.В человеческой истории известны случаи, когда  великие поступки, совершаемые персонажами  художественных произведений, не только  определяли последующее развитие литературы, но  и влияли на реальную жизнь людей. Многие такие  персонажи стали своеобразными символами ­ как,  например, Дон Кихот, а некоторые и по сей день не утратили своего именно живого воздействия. В своей книге «Мой Пушкин» Марина Цветаева  описывает, какое поистине судьбоносное  впечатление произвела на неё ­ шестилетнюю! ­  сцена из пушкинского «Евгения Онегина»,  поставленная на рождественском вечере в  музыкальной школе: «Скамейка. На скамейке ­ Татьяна. Потом  приходит Онегин, но не садится, а она встаёт.  Оба стоят. И говорит только он, всё время,долго, а она не говорит ни слова. И тут я  понимаю ... что это ­ любовь: когда скамейка, на скамейке ­ она, потом приходит он и всё время  говорит, а она не говорит ни слова ... Скамейка, на которой они не сидели, оказалась  предопределяющей. Я ни тогда, ни потом,  никогда не любила, когда целовались, всегда ­  когда расставались. Никогда ­ когда садились,  всегда ­ расходились. Моя первая любовная сцена была не любовная: он не любил ... потому и не  сел, любила она, потому и встала, они ни  минуты не были вместе, ничего вместе не  делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл,  она осталась, так что если поднять занавес –  она одна стоит, а может быть, опять сидит,  потому что стояла она только потому, что онстоял, а потом рухнула и так будет сидеть  вечно ... Эта первая моя любовная сцена предопределила  все мои последующие, всю страсть во мне  несчастной, невзаимной, невозможной любви ... Но ещё одно, не одно, а многое предопределил во  мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь  по сей последний день всегда первая писала,  первая протягивала руку ­ и руки, не страшась  суда,­ то только потому, что на заре моих дней  лежащая Татьяна в книге, при свечке, с  растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах ­ сделала. И если я потом,  когда уходили (всегда ­ уходили), не только не  протягивала вслед рук, а головы не оборачивала,  то только потому, что тогда, в саду, Татьяна  застыла статуей.Урок смелости. Урок гордости. Урок верности.  Урок судьбы. Урок одиночества». И может быть, судьба Татьяны имела  предопределяющее значение для развития также и  русской музыки, в которой впервые воплотился  женский образ такой искренности и такой высоты. «Я влюблён в образ Татьяны, я очарован  стихами Пушкина…» П. Чайковский Опера в творчестве Чайковского занимала одно из  ведущих мест. Одной из причин этого было то, что  Пётр Ильич считал оперу самым демократичным  жанром, способным особенно сильно  воздействовать на людей. Недаром в одном из  писем композитор писал: «Опера, и именно только  опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием нетолько отдельных маленьких кружков, но при  благоприятных условиях ­ всего народа». П. И. Чайковский писал оперы на протяжении  многих лет, у него сложились определённые  принципы в этом жанре. Прежде всего это касается сюжета оперы. По  мнению композитора, он должен быть простым и  жизненным, а не эффектным. В период работы над  «Евгением Онегиным» Пётр Ильич писал своему  любимому ученику С. И. Танееву: «Мне нужно,  чтобы не было царей, цариц, народных бунтов,  битв, маршей, словом всего того, что составляет  атрибут «большой оперы». Я ищу интимной, но  сильной драмы, основанной на конфликте  положений, мною испытанных или виденных,  могущих задеть меня за живое». А ещё он писал:  «Мне нужны люди, а не куклы».Вот в таком сюжете он мог создавать яркие  жизненные образы, причём показывать их в  типичной для них обстановке. Особым средством  для создания таких образов он считал вокальную  партию. «Если в опере певцы не поют ..., то какая  же это опера». Но самое главное, он рассматривал оперу как  музыкальный спектакль, в котором всё должно  быть соразмерным, цельным. И от оперного письма он требовал простоты, широты, рельефности. Все эти черты очень ярко проявились в его опере  «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку вошёл  новый тип оперы. Автор назвал её «лирическими  сценами». Уже сам подзаголовок говорит о том,  что в произведении преобладают лирические  чувства.В основу либретто легли некоторые главы  пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере  проходят только основные сюжетные линии,  посвящённые главным героям ­ Татьяне, Онегину,  Ленскому и их близкому окружению. Пётр Ильич сумел особым языком музыки  рассказать о том, что было так поэтично раскрыто  в стихах гениального Пушкина. В трёх действиях оперы чётко прослеживается  жизнь трёх главных героев ­ Татьяны, Онегина,  Ленского ­ на фоне деревенского быта или картин  столичной жизни. Несмотря на то, что опера  названа «лирическими сценами», действие её  развивается очень целеустремлённо. Первая картина посвящена знакомству с главными  героями (такое знакомство называют экспозицией  образов). Здесь же происходит завязка драмы.Вторая картина посвящена развитию образа  Татьяны, в центре её – сцена письма Татьяны. В  третьей картине происходит крушение грёз  Татьяны. Четвертая картина ­ одна из самых драматичных  сцен оперы. Это конфликт между Онегиным и  Ленским, разрешением которого становится сцена  дуэли и смерти Ленского в пятой картине. Всё происшедшее подготавливает последующие  события: встречу на балу в Петербурге Онегина и  Татьяны (шестая картина) и драматическую  кульминацию ­ развязку в седьмой картине. Мы видим, что драматургия оперы имеет сквозное  развитие. На протяжении драмы, в разных  жизненных ситуациях развиваются характеры  главных действующих лиц.Открывается опера небольшим оркестровым  вступлением. В его основе ­ элегическая тема.  Это одна из главных тем Татьяны, тема её  поэтических грёз. Она будет не раз появляться в разных вариантах в тех эпизодах оперы, которые связаны с образом Татьяны. Первую картину открывает дуэт Татьяны и  Ольги «Слыхали ль вы?» на текст  стихотворения Пушкина «Певец». Он очень  похож на бытовавшие в начале XIX века  романсы. Спокойное течение этого дуэта  дополняется репликами их матери и няни. Всё  дышит покоем. И вдруг этот покой нарушается появлением  крестьян. Их хоровые песни «Болят мои скоры  ноженьки» и «Уж как по мосту, мосточку»очень похожи на народные песни и оттеняют  покой сельской картины. По­разному воспринимают эти песни сестры,  ведь и характеры у них разные. Татьяну песни  крестьян зовут «мечтами уноситься куда­то,  куда­то далеко»! Ольге же самой хочется  повеселиться и пуститься в пляс. Ариозо Ольги  «Я не способна к грусти томной» рисует образ  простодушной и шаловливой героини. Приезд Ленского и Онегина меняет  неторопливость действия. В квартете каждый  из героев выражает свои чувства, отношение к  происходящему. «Скажи, которая Татьяна?» ­  спрашивает Онегин у Ленского. Татьяна  взволнованна, полна неясных предчувствий. Ольга и Ленский ­ счастливы. Порывистая  лирическая мелодия ариозо Ленского «Я люблювас, я люблю вас, Ольга» передаёт  восторженную влюблённость юного поэта. Вторая картина полностью посвящена образу  Татьяны. Татьяна пишет Онегину своё письмо  ­признание. На сцене не происходит никакого  действия, но музыка так полна чувством,  вернее, даже не чувством, а какими­то  тончайшими, еле уловимыми оттенками чувств. Это большая развёрнутая сцена. Её, конечно же, надо послушать. Ведь выраженные в музыке  чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать. Тем более что музыка  очень известна. Вы наверняка узнаете знакомые  фрагменты этой сцены, темы Татьяны «Пускай погибну я», «Зачем, зачем вы посетили нас», «Ты в сновиденьях мне являлся», «Кто ты, мой ангел ли хранитель» и другие.Завершается сцена письма картиной рассвета.  Поёт пастушеский рожок, и его спокойный,  умиротворённый наигрыш ещё больше оттеняет драматизм предыдущей сцены. Третья картина ­ объяснение Онегина с  Татьяной. На фоне хора девушек «Девицы,  красавицы» холодная рассудительность Онегина  кажется особенно жестокой. Получив  искреннее письмо девушки, он читает ей суровую  отповедь. «Когда бы жизнь домашним кругом я  ограничить захотел», ­ обращается он к  Татьяне, а её короткие ответные реплики  звучат как поучительный стон. Онегин  завершает свой «урок» фразой «Учитесь  властвовать собой ...», после которой вновь  вступает хор девушек.Четвертая картина ­ бал в доме Лариных ­  включает в себя несколько танцев (вальс,  мазурка, котильон), на фоне которых  разворачивается ссора Онегина и Ленского.  Представьте, Евгений привык бывать на  столичных блестящих балах. И вдруг ­ бал  сельский, скучный, на котором барыни,  рассевшись вдоль стен, судачат. Девицы  провинциальны, смешны для него. От скуки он  начинает ухаживать за Ольгой. Оскорблённый  Ленский вызывает его на дуэль. Пятая картина ­ сцена дуэли – вводит нас в мир трагедийных образов. Знаменитая ария  Ленского полна мягкой элегической  задумчивости. Помните эту тему – «Куда,  куда, куда вы удалились?» Но по­настоящемудуховный мир юного героя раскрывается в самой  арии «Что день грядущий мне готовит?» В центре сцены поединка ­ дуэт «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?» Он  написан в форме канона. Онегин вторит мелодии Ленского. В глубине его души рождается  желание остановить дуэль, помириться. Но по  существующим в обществе представлениям  дуэль между бывшими друзьями является  неизбежной. И вот звучит роковой выстрел. На  вопрос Онегина: «Убит?» ­ следует  утвердительный ответ. Скорбно, трагически  безнадёжно звучит в оркестре тема из арии  Ленского. Шестая картина переносит нас в столицу. И  вновь бал. Но как разительно отличается он от  простодушной музыки на балу у Лариных! Оноткрывается блестящим торжественным  полонезом. И даже Онегин здесь другой. Он  лишён былого равнодушия и надменности. В его  ариозо «И здесь мне скучно» звучит тоска от  сознания бесцельности жизни и раскаяние в  убийстве друга. Под звуки вальса на балу появляется Татьяна.  Прошли годы, она стала женой князя Гремина,  и вот судьба вновь свела их с Онегиным. Их  короткий разговор не более чем светская беседа. Но в оркестре как напоминание о былом звучит  одна из тем сцены письма. Здесь в развитии  образа Онегина происходит перелом. Впервые в  опере его музыка наполнена искренностью и  сердечным теплом – «Увы, сомненья нет,  влюблён я».Седьмая картина ­ драматическая кульминация  оперы. Это объяснение Онегина с Татьяной.  Татьяна грустит, вспоминая прошлое. Внезапно  появляется Онегин и признаётся в своём  чувстве. Он просит ответить взаимностью, но  Татьяна остаётся верна своему долгу. Казалось  бы, объяснение содержания картины заняло два  предложения. Но сколько искреннего чувства,  даже страстей в музыке этой сцены. Конечно,  её тоже надо обязательно послушать. И тогда  вы почувствуете, сколько решительности и  гордости звучит в последних словах Татьяны:  «Онегин, я тверда останусь!» Перед этой  непреклонностью никнет некогда холодный и  высокомерный Евгений: «Позор! Тоска! О  жалкий жребий мой!» Так заканчивается опера «Евгений Онегин».Эти «лирические сцены» были поставлены впервые не на профессиональной сцене, а студентами  Московской консерватории под управлением Н.  Рубинштейна в 1879 году. С тех пор это гениальное творение украшает репертуар многих оперных  театров мира. Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» стала  одной из самых замечательных пушкинских опер, в  которой с особой силой зазвучали голоса героев  бессмертного пушкинского романа. Онегин,  Ленский, Гремин с их превосходными  музыкальными характеристиками, обогащёнными  прекрасным исполнением (эти роли входят в  репертуар лучших певцов мира), стали частью не  только литературной, но и музыкальной жизни  России. Однако с особой теплотой и глубинойтрактован в музыке образ Татьяны ­ любящей,  благородной, страдающей и непреклонной. Чайковский ­ вслед за Пушкиным ­ рисует образ  искренний и глубоко человечный, страдающий со  всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно  очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца. Послушайте, как выразительно передаёт музыка  Чайковского смятение и горячность, глубину и  нежность любви, особенно трогательной оттого,  что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и  потому столь драгоценный дар, но без всякого  сожаления отвергнет его. Татьяна Ларина находится в ряду самых  значительных женских образов русского  музыкального искусства, в котором стоят иЯрославна из «Князя Игоря» А. Бородина, и  Наташа Ростова из «Войны и мира» С.  Прокофьева ... Тема любви, такой разной, нередко  предстающей в состоянии высокого страдания,  открыла новую грань в понимании этого чувства,  такого огромного и важного в жизни каждого  человека. Вопросы и задания: 1. Считаете ли вы, что Татьяна – один из самых  ярких женских образов в русском искусстве?  Назовите других героинь, которые обогатили  русское искусство достоинством своей личности. 2. Согласны ли вы с цветаевской трактовкой  образа Татьяны?3. Какие черты характера героини, по­вашему,  особенно выразительно переданы в музыке П.  Чайковского? 4. При прослушивании Сцены письма обратите  внимание на частые смены эмоциональных  состояний в музыке. Подумайте, чем они  обусловлены. 5. Во время очередной телепередачи «Что? Где?  Когда?» знатокам был предложен вопрос: «Какой  музыкальный инструмент начинает звучание  фрагмента «Я к вам пишу, чего же боле?». Как бы вы ответили на этот вопрос? Бессмертные звуки «Лунной» сонатыСодержание: 1. Чувства одиночества, неразделённой любви,  воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л.  Бетховена. 2. Понимание смысла метафоры «Экология  человеческой души». Музыкальный материал: 1. Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I  часть (слушание); II и III части (по желанию  педагога); 2. А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя  никогда не забуду» из рок­оперы «Юнона и  Авось» (пение). Характеристика видов деятельности:1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки  на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального  воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с  позиции красоты и правды. 4. Осознавать интонационно­образные основы  музыки. 5. Узнавать по характерным признакам  (интонации, мелодии, гармонии) музыку  отдельных выдающихся композиторов (Л.  Бетховен)  «Музыка в себе – это страсть и тайна. Слова говорят о человеческом; в музыке выражается то, что никто не знает,  никто не может разъяснить,но что в большей или меньшей степени есть в  каждом…» Ф. Гарсиа Лорка (испанский поэт, драматург,  известный также как музыкант и художник­ график)  Совсем не жалкими предстают в искусстве такие  вечные источники страданий, как одиночество или  неразделённая любовь, напротив: они исполнены  своеобразного величия, ведь именно они  раскрывают подлинное достоинство души.  Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди,  пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим  озаряющую вершины мирового музыкального  искусства. Что такого в этой музыке, что  притягивает к ней новые и новые поколения?  Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной»сонате, торжествуя над всеми сословиями мира,  над суетой и заблуждениями, над самой судьбой? Богатство вместе с властью вольно бродят, Вступая в океан добра и зла, Когда они из наших рук уходят; Любовь же, пусть неправильной была, Бессмертная, в бессмертии пребудет, Всё превзойдёт, что было ­ или будет. (П. Б. Шелли. Любовь бессмертная) «Лунная» соната принадлежит к числу наиболее  популярных произведений великого композитора и является одним из замечательнейших произведений мировой фортепианной музыки. Своей вполне  заслуженной славой «Лунная» обязана не только  глубине чувств и редкой красоте музыки, но и её  поразительной цельности, благодаря которой все  три части сонаты воспринимаются как нечтоединое, неразрывное. Вся соната ­ нарастание  страстного чувства, доходящего до настоящей  душевной бури. Соната № 14 до­диез минор (cis­moll ор. 27 № 2,  1801 г.) стала знаменитой ещё при жизни  Бетховена. Название «Лунная» она получила с  лёгкой руки поэта Людвига Рельштаба. В новелле  «Теодор» (1823) Рельштаб описывал ночь на  Фирвальдштетском озере в Швейцарии: «Гладь  озера освещена мерцающим сиянием луны; волна  глухо ударяет о тёмный берег; покрытые лесом  мрачные горы отделяют от мира это священное  место; лебеди, подобно духам, проплывают с  шелестящим плеском, и со стороны руин  раздаются таинственные звуки эоловой арфы,  жалобно поющей о страстной и неразделённой  любви».Читатели легко связали этот романтический  пейзаж с давно уже завоевавшей популярность I  частью бетховенской сонаты, тем более что на слух музыкантов и публики 1820–30­х годов все эти  ассоциации выглядели совершенно естественными. Призрачные арпеджио на туманно обволакивающей правой педали (эффект, возможный на тогдашних  роялях) могли восприниматься как мистическое и  меланхолическое звучание эоловой арфы ­  инструмента, чрезвычайно распространённого в то  время в быту и в устройстве садов и парков.  Мягкие колыхания триольных фигур даже  зрительно уподоблялись лёгкой ряби на глади  озера, а плывущая поверх фигураций величаво­ скорбная мелодия ­ луне, озаряющей пейзаж, или  почти бесплотному в своей чистой красоте лебедю.Трудно сказать, как отнёсся бы к подобным  интерпретациям Бетховен (Рельштаб посетил его в  1825 году, но, судя по воспоминаниям поэта, они  обсуждали совсем другие темы). Не исключено,  что композитор не нашёл бы в нарисованной  Рельштабом картине ничего неприемлемого: он не  возражал, когда его музыку истолковывали с  помощью поэтических или живописных  ассоциаций. Рельштаб уловил лишь внешнюю сторону этого  гениального творения Бетховена. На самом деле за  картинами природы раскрывается личный мир  человека ­ от сосредоточенного, спокойного  созерцания до крайнего отчаяния. Как раз в это время, когда Бетховен ощутил  приближение глухоты, он почувствовал (или, вовсяком случае, ему так показалось), что впервые в  жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей  очаровательной ученице, юной графине Джульетте  Гвиччарди он стал думать, как о своей будущей  жене. «...Она меня любит, и я её люблю. Это ­  первые светлые минуты за последние два года», ­  писал Бетховен своему врачу, надеясь, что счастье  любви поможет ему одолеть свой страшный недуг. А она? Она, воспитанная в аристократической  семье, свысока смотрела на своего учителя ­ пусть  знаменитого, но незнатного происхождения, да к  тому же ещё и глохнущего. «К несчастью, она принадлежит к другому  сословию», ­ признавался Бетховен, понимая,  какая пропасть лежит между ним и его  возлюбленной. Но Джульетта и не могла понять  своего гениального учителя, она была для этогослишком легкомысленна и поверхностна. Она  нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от  него и вышла замуж за Роберта Галленберга ­  бездарного сочинителя музыки, зато графа... Бетховен был великим музыкантом и великим  человеком. Человеком титанической воли,  могучего духа, человеком высоких помыслов и  глубочайших чувств. Как велики должны были  быть и его любовь, и его страдания, и его  стремление одолеть эти страдания! «Лунная соната» и была создана в эту трудную  пору его жизни. Под настоящим её названием  «Sonata quasi una Fantasia», то есть «Соната вроде  фантазии», Бетховен написал: «Посвящается  графине Джульетте Гвиччарди» ... «Вслушайтесь теперь в эту музыку! Вслушайтесь в  неё не только своим слухом, но и всем своимсердцем! И, может быть, теперь вы услышите в  первой части такую безмерную скорбь, какой  никогда раньше и не слышали; во второй части ­  такую светлую и в то же время такую печальную  улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в  финале ­ такое бурное кипение страстей, такое  неимоверное стремление вырваться из оков печали  и страданий, какое под силу только подлинному  титану. Бетховен, поражённый несчастьем, но не  согнувшийся под его тяжестью, и был таким  титаном». Д. Кабалевский. Звуки музыки Первая часть «Лунной» Adagio sostenuto резко  отличается от первых частей других сонат  Бетховена: в ней нет контрастов, резких  переходов. Неторопливое, спокойное течение  музыки говорит о чистом лирическом чувстве.Композитор отметил, что эта часть требует  «деликатнейшего» исполнения. Слушатель точно  вступает в зачарованный мир мечты и  воспоминаний одинокого человека. На  медлительном волнообразном сопровождении  возникает полное глубокой выразительности пение. Чувство, вначале спокойное, очень  сосредоточенное, разрастается до страстного  призыва. Постепенно наступает успокоение, и  вновь раздаётся грустная, полная тоски мелодия,  замирающая затем в глубоких басах на фоне  беспрерывно звучащих волн аккомпанемента. Вторая, очень небольшая, часть «Лунной» сонаты  полна мягких контрастов, лёгких интонаций, игры  света и тени. Эту музыку сравнивают с танцами  эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Вторая  часть служит чудесным переходом отмечтательности первой части к могучему, гордому  финалу. Финал «Лунной» сонаты, написанный в  полнокровной, богатой сонатной форме,  составляет центр тяжести произведения. В  стремительном вихре страстных порывов  проносятся темы ­ грозные, жалобные и печальные, ­ целый мир взволнованной и потрясённой  человеческой души. Разыгрывается подлинная  драма. «Лунная» соната, впервые в мировой  истории музыки, даёт столь редкий по цельности  образ душевного мира художника. Все три части «Лунной» производят впечатление  единства благодаря тончайшей мотивной работе.  Кроме того, многие выразительные элементы,  заключённые в сдержанной первой части,  развиваются и достигают кульминационной точки вбурном драматическом финале. Стремительное  восходящее движение арпеджий в заключительном  Presto начинается с тех же звуков, что и спокойное  волнообразное начало первой части (тоническое  трезвучие до­диез минор). Самое движение вверх  через две­три октавы перешло из центрального  эпизода первой части. Любовь бессмертная: пусть она редкая гостья в  мире, но всё же она есть, пока звучат  произведения, подобные «Лунной» сонате. Не в  этом ли заключено высокое этическое (этический – нравственный, благородный) значение искусства,  способного воспитывать человеческие чувства,  призывать людей к добру и милосердию друг с  другом? Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир  человека, как легко его ранить, уязвить, иногда надолгие годы. Мы всё больше осознаем  необходимость защиты окружающей среды,  экологии природы, но по­прежнему слепы в  отношении «экологии» человеческой души. А ведь  это самый динамичный и подвижный мир, который  порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже  нельзя поправить. Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти,  которыми так богата музыка, и представьте, что  живые человеческие голоса рассказывают вам о  своих печалях и сомнениях. Ведь часто мы  поступаем неосторожно не оттого, что злы по  природе, а оттого, что не умеем понимать других  людей. Такому пониманию и может научить  музыка: нужно только поверить. Что в ней звучат  не какие­то отвлечённые идеи, а реальные,  сегодняшние проблемы и страдания людей.Вопросы и задания: 1. Какая «бессмертная песнь» звучит в «Лунной»  сонате Л. Бетховена? Поясните ответ. 2. Согласны ли вы с утверждением, что проблема  «экологии» человеческой души является одной из  важнейших, актуальных проблем человечества?  Какой должна быть роль искусства в её решении?  Поразмышляйте об этом. 3. Какие проблемы и страдания людей  отражаются в искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и  опера «Князь Игорь» Содержание: 1. Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». 2. Противопоставление двух образных сфер как  основа композиционного строения оперы. Роль  хоровых сцен в оперном спектакле.3. Многогранные характеристики музыкальных  образов (ария князя Игоря, ария хана Кончака). 4. Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной  драматургии). 5. Обобщение по теме «Оперная драматургия». Музыкальный материал: 1. А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр  «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай  на крыльях ветра» из II действия; ария князя  Игоря из II действия; ария хана Кончака из II  действия; плач Ярославны из IV действия  (слушание); 2. С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Родина»  (пение);3. Б. Алексеенко, стихи Г. Новосёлова. «Подарок  Родины» (пение); 4. М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского.  «Песня о далёкой Родине» из телефильма  «Семнадцать мгновений весны» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать и оценивать музыкальные  произведения с точки зрения единства  содержания и формы. 2. Выявлять круг музыкальных образов в  различных музыкальных произведениях (их  фрагментах). 3. Наблюдать за сопоставлением контрастных  музыкальных образов.