Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"
Оценка 4.8

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
22.01.2017
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"
Урок разработан согласно требованиям ФГОС. В ходе урока применяются нетрадиционные техники рисования: тиснение листьев. Материал доступен для учащихся 5 класса. Работу можно проводить как в группах, так и индивидуально. Ребята с удовольствием участвуют в создании своих необычных шедевров. Желаю успехов!Технологическая карта урока ИЗО на тему "Золотые краски осени".
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе.doc
Урок изобразительного искусства. 5 класс. Рисование на тему «Золотая волшебница осень».  ­ Цели: ­   ознакомление   с   новыми   возможностями   художественных   техник,   овладение   техникой «тиснение листьев»; ­ развитие образного представления, творческого восприятия действительности;     ­  расширение представления детей о красках осени,      Задачи: Учебные: ­ Познакомить учащихся с техникой «Тиснение листьев». ­ Закреплять навыки изобразительной деятельности. ­ Формировать творческий интерес. Развивающие: ­ Развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: ­ Способствовать восприятию  прекрасного. ­ Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия. Планируемые образовательные результаты: Регулятивные:   выполнять творческое задание. Познавательные       понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать результат своего труда; самостоятельно  : создавать  рисунок при помощи листьев,  используя свою   фантазию и творческое воображение, развивать фантазию и знакомиться с особенностями работы тиснением; овладевать первичными навыками работы с тиснением;  формировать  навыки работы с красками, учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: проявлять собственный стиль в рисунке, повышать культуру  речевого общения,  развивать способности к  творческому самовыражению; проявлять уважительное отношение к произведениям художников, композиторов и поэтов; понимать личную ответственность за результат. Коммуникативные   обсуждать индивидуальные результаты художественно­творческой деятельности своих одноклассников.  : уметь  вступать в речевое общение; уметь слушать одноклассников и учителя, обмениваться мнениями,  Тип урока: Комбинированный Межпредметные связи: литература, окружающий мир, технология, музыка Методы и формы обучения:  Объяснитнльно ­ иллюстрированный, практическая работа/ индивидуальная, фронтальная. Наглядно­демонстрационный материал:  Изобразительный   ряд:   репродукции   картин   И.   Левитана   «Золотая   осень»,   фильм   «Осень   в   произведениях   живописи   и литературы», образец педагогического рисунка, портреты И.И. Левитана, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, наглядный материал для игры «С какого дерева листок». Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года») Литературный ряд: А. С. Пушкин «Осень» (отрывок), И. Бунин. Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листья различных деревьев. Организационная структура урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся Универсальные учебные  действия Промежуточ ный  контроль 1.Организаци онный момент Обучающие и  развивающие  компоненты,  задания и  упражнения Эмоциональная,  психологическая  и мотивационная  подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Приветствие учителя:  Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. ­Добрый день! – тебе сказали. ­ Добрый день! – ответил ты. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти. Слушают учителя,  проверяют свою  готовность к уроку,  отвечают на вопросы. Готовят к работе  краски.  Личностные Имеют положительное  отношение к школе Устные  ответы Так подобает вести себя ученикам и  они всегда должны быть готовы к уроку.  (Проверка готовности присутствующих  учащихся к уроку). Слушают учителя Словесно­ иллюстративный  рассказ.  2.Мотивация  к учебной  деятельности. Эмоциональн ый настрой. Чтение стихотворения. Осень только взялась за работу, Только вынула кисть и резец, Положила кой­где позолоту, Кое­где уронила багрец Слушают учителя,  отвечают на вопросы  учителя,  просматривают  фильм  Личностные Имеют мотивацию к  учебной и творческой  деятельности Познавательные:  Умеют осуществ­ Устные  ответы И замешкалась, будто решая, приниматься ей  этак иль так? То отчается, краски мешая, и в смущенье  отступит на шаг… То зайдется от злости и в клочья Все порвет беспощадной рукой… И внезапно, мучительной ночью,  Обретет величавый покой. И тогда уж, сорвав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз  отвести! ­Ребята, о чём это стихотворение?                                                      (об осени) ­ С кем автор сравнивает осень?                                               (С художницей) А с кем вы можете сравнить осень?                       Ответы детей (…волшебницей…) ­Какие цвета использует в своей работе  волшебница – осень? (жёлтый, красный, оранжевый, золотой,  коричневый и т.д.) ­За буйство ярко – жёлтого цвета осень часто  называют золотой, и мы слышим выражения  золотая осень, волшебница осень. ­ Какое время года за окном? ­Как вы думаете, что мы сегодня будем  рисовать?                                                   (Осень) ­ Какая осень? ­ Ребята, давайте сформулируем тему нашего  урока. лять поиск существен­ ной информации;  высказывать  аргументированное  суждения о  художественных  произведе­ ниях, изображаю­ щих природу; видеть,  чувствовать красоту и  разнообразие природы. Регулятиные:  Принимают и сохраняют  учебную задачу;  оценивают результат  своих действий. Коммуникативные: 3.Актуализац ия  необходимых знаний. 4.  Формировани е темы урока  и постановка  цели. (Ответы детей) ­ Тема нашего урока «Золотая волшебница  осень». Ребята, то что осень золотая – понятно, а вот почему волшебница – узнаем. ­ Ребята, какую цель поставим на уроке? (научиться рисовать золотую волшебницу  осень) ­ Ребята, а вы знаете, что осень была любимым  временем года многих художников, поэтов,  композиторов, и каждый по – своему изображал  её в своих произведениях. Листья, как ноты, роняет кудесница – осень. А  музыка у осени проста... Мелодия воздушна и  легка. В ней шорохи опавшего листа.  Твоя  осень­музыкальна!   Ты   вслушиваешься   в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени­ музыка твоего сердца!   Многие   композиторы   изображали   настроение осени   в   своих   произведениях:   Чайковский   и Антонио   Вивальди   в   музыкальных   циклах «Времена года», Шопен и другие.  Музыку мы слышим, а вот картинами известных  художников можем любоваться. Многие  знаменитые художники изображали на своих  картинах осень, передавая всё буйство красок  этого яркого времени года. В   историю   русской   живописи   Исаак   Ильич Левитан   вошел,   прежде   всего,   как   пейзажист. Левитан   ­   создатель   так   называемого   "пейзажа настроения".   Художник   умел   очень   тонко 5. Введение в  тему. Поэтическое  вхождение в тему. Беседа. Анализ и  обсуждение  произведений  художников,  композиторов,  поэтов. Умеют слушать учителя  и своих сверстников Коммуникативные:  умеют слушать друг  друга, строить понятные  речевые высказывания,  обосновывать и  доказывать свою точку  зрения Личностные: осознают  свои возможности. Регулятивные:  ориентируются в  учебнике, принимают и  сохраняют учебную  задачу. Познавательные: строят осознанное и  произвольное речевое  высказывание в устной  форме передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. ­   Ребята,   на   доске   2   картины   И.   И.Левитана. Посмотрите на них и скажите, чем они схожи и чем отличаются. (одна   яркая,   с   изображением   дня;   вторая пасмурная) ­ Как вы определили?                                                           (по цвету)                  Художники   Поленов,  Куинджи, Клод Моне  понимали   осень,   прежде   всего   как праздник красок, как прощание с летом.  Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный   и   пышный   ковёр,   нарядные деревья:   золотые   берёзки,   красные   листики рябины   и   осины.   В   нашем   лесу   тёплый   и солнечный день. Именно про такой осенний день и   написал   своё   стихотворение   «Листопад» русский поэт Иван Бунин. Давайте послушаем.                                                     (Читает ученик) Лес,   точно   терем   расписной,   лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. Березы   желтою   резьбой   блестят   в   лазури голубой. Как   вышки,   елочки   темнеют,   а   между кленами синеют  То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца. И   осень   тихою   вдовой   вступает   в   пестрый терем свой.   ­  Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что­нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Осень   ­   самое   плодотворное   время   года   в творчестве  А.С.Пушкина.  Он восхищался ей, и только осень действительно мила его сердцу                                                 (Читает ученик) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса  Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. ­ А сейчас, ребята, мы подытожим нашу беседу и посмотрим фильм «Осень в произведениях  художников и поэтов». Мы увидим репродукции  картин известных художников, стихи великих  поэтов и услышим таинственную музыку Петра  Ильича Чайковского из цикла «Времена года.  Октябрь». (Демонстрация фильма) - После просмотра фильма давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. (Физминутка для глаз). Отвечают на  вопросы, обсуждают  тему. Устные  ответы Познавательные:  извлекать необходимую  информацию из  прослушанного,  структурировать знания,  давать определения  новым понятиям Коммуникативные:  вступать в диалог, с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли. 6.  Организация  познавательно й  деятельности. Композиция  рисунка. Рассказ  об основах  создания  композиции в  рисунке по  представлению на  тему «Чудо  ­дерево» ­ Ребята, чем вам нравится осень? ­Сегодня мы с вами тоже будем творцами  прекрасного и создадим вот такое Чудо –  дерево. (Демонстрация образца). ­ Как вы думаете, почему я назвала это дерево  чудом?                                    (На нём разные листочки)  ­ Теперь сможете мне сказать, почему тема  нашего урока «Золотая волшебница осень».   (Творит чудеса, дерево с разными листочками) ­ Сегодня вы тоже попытаетесь создать такое  дерево. Глядя на мой рисунок, вы догадались  чем вы будете рисовать?                                                   (листочками) ­ Значит, какую цель мы сейчас поставим перед  собой?                        (Научиться рисовать  листочками) ­Давайте определимся, листьями каких деревьев  будем рисовать. Игра «С какого дерева листок». ­  Ребята,   прежде   чем   начать   рисовать,   вы должны определиться, листья какого дерева вы будете   использовать,   а   чтобы   помочь   вам   в этом,   я предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок». Шалун – ветер посрывал с деревьев листочки и перепутал их. Определите,  с  какого дерева  упал  листок  и прикрепите его к соответствующему названию. (Проведение игры) 7.Динамическ ая пауза. Физкультминутка 8. Первичное  восприятие и  усвоение  нового  материала. Этапы  выполнения  рисунка  (демонстрация  приемов работы  над рисунком) ­ Давайте немного отдохнём и представим, что  мы тоже осенние листочки. Упражнение «Мы листики осенние» ­ Встаньте, пожалуйста, из­за парт. Представьте, что мы  с вами в осеннем парке.  Вдруг поднялся сильный ветер и закружил  осеннюю листву.  (Учитель демонстрирует действия детям) Мы, листики осенние,    Дети поднимают На ветках мы сидим.       руки вверх Дунул ветер ­ полетели.    Движение руками   Мы летели, мы летели  из стороны сторону И на землю тихо сели.    Дети приседают Ветер снова набежал  И листочки все поднял.  Дети поднялись Закружились, полетели  Кружатся на         месте И на землю снова сели. Дети садятся по  местам ­ Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.   ­   Ребята,   я   просила   вас   принести   осенние листочки  и рисовать мы будем с их помощью. Тиснение   листьев –   это   один   из   способов печатания. Печатание   с   помощью   растений   –   один   из древнейших приёмов. Материалы   для   работы: листья,   гуашь (акварель   с   мылом),   газетная   бумага   и альбомные листы бумаги. Свежий   или   сушёный   листочек   (растение) распрямляют, положив  его на газетную бумагу лицевой   стороной   вниз.   Обратную   сторону Личностные:  положительно относятся  к занятиям двигательной  деятельностью. Устные  ответы Выполня ют упражне ния Слушают учителя,  наблюдают за его  действиями и  повторяют их Устные  ответы Познавательные:  Умеют наблюдать,  сравнивать, сопоставлять пространственную  композицию рисунка,  изображать предметы  различной формы Личностные Овладеют  способностью адекватно  судить о причинах своего успеха или неуспеха в  учении, связывая успехи  с усилиями,  трудолюбием 9. Совместное составление  плана работы  над рисунком. листочка покрывают краской (но не очень густо). Краска   не   должна   быть   жидкой.   Окрашенной  стороной   лист   прикладывают   к   чистому   листу бумаги.  На листе  остаётся  отпечаток. Если  он получится жирным, то выполняют ещё один, не окрашивая листок снова. Иногда   листок   плохо   покрывается   краской: она как бы скатывается с него. В таком случае накрыть   листок   бумагой   и   сверху   хорошенько прижать ладонью. ­Ребята, а сейчас вы повторите   последовательность работы над рисунком. ­С чего начинаем? (Кладём листок лицевой стороной вниз) ­ Что делать дальше? (Наносим на листок гуашь). (Прикладываем листок окрашенной стороной к  листу бумаги.) ­ Ребята, у нас получился план работы. (НА  ДОСКЕ ПОЭТАПНО ВЫВЕШИВАЮТСЯ ТАБЛИЧКИ С  ЭТАПАМИ РАБОТЫ) ­ Чтобы дерево получилось красивым, выполнять работу вы будете вместе.  Давайте повторим  правила работы в группе.  1.Думаю сам… 2.Высказываю своё мнение… 3.Выслушиваю соседа… 4.Приходим к общему мнению… ­ Всё правильно.Можно приступать к работе. Коммуникативные:  Обмениваются  мнениями, слушают друг  друга, помогают друг  другу, строят понятные  речевые высказывания Регулятивные: умеют  составлять план работы  над рисунком (под  руководством учителя) и следовать ему 10.  Творческая  Рисование по теме «Чудо ­ дерево» Контролирует правильность приемов работы,  оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в  Выполняют рисунок Познавательные:  Умеют работать  Выполнение  рисунка на практическая  деятельность  в паре  (реализация  плана) 11. Итоги  урока.  Рефлексия Выставка работ  учащихся Заключительное  слово выполнении задания Организует выставку работ учащихся и  обсуждение выставленных работ. ­ Какую цель ставили на уроке? ­ Достигли цели? ­Ребята, вам понравилась ваша коллективная  работа? ­ Что бы вы хотели отметить? ­ Что лучше всего получилось? Отвечают на  вопросы, участвуют  в оценивании  рисунков,  обсуждении  композиции. Отвечают на  вопросы.  листе Оценивание  результатов  работы   класса красками и кистью Регулятивные:  оцениваю конечный  результат работы, вносят необходимые  коррективы Коммуникативные:  Участвуют в обсуждении выполненных работ Регулятивные:  Адекватно оценивают  уровень своих знаний,  результаты выполненной  работы ­  Что ещё нового вы сегодня узнали на уроке?  ­ Расскажите о своих ощущениях от работы,  продолжив фразы: • • • ­ Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения М.Алигер: У меня получилось… Мне нужно постараться…. У меня были трудности в…    И тогда уж, собрав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, Что не сможем мы глаз отвести!      И, вы, ребята, как осень­художница, проявили творческую   фантазию   и   приложили   немного усилий,   чтобы   получились   такие   удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу в разной  технике,   и  каждая   настолько  хороша  и необычна,   что,   действительно,   трудно   от   них отвести   взгляд!   Вы   настоящие   художники Осени. Мне очень приятно, что вы все работали дружно, активно. Старались передать красоту осенней  природы, вложили в свои работы много труда,  свое настроение. Вам понравилось рисовать  осень?  А   мне   на   память   о   сегодняшнем   уроке оставьте   свои   впечатления   в   виде   волшебного листочка.   Красный   лист   –   прекрасное настроение,   желтый   лист   —   хорошее,   зеленый лист — мне немного грустно.  (листочки на доске) Вот   оказывается,   ребята,   какой   могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Спасибо  за внимание и за работу.

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Золотая волшебница осень"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017