Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Вот север тучи нагоняя" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения. Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе. Тип урока: открытие нового знания.
Иконка файла материала урок чтения пушкин 2 класс.docx
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Теме: Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения. Цель:  Познакомить   учащихся   с   биографией   и   творчеством   А. С. Пушкина,   продолжить   работу   над   формированием   навыка   правильного выразительного   чтения,   развивать   связную   речь,   воспитывать   интерес   к чтению, любовь к природе. Тип урока: открытие нового знания. Планируемые результаты: 1. Регулятивные УУД: ­ самостоятельно формулировать тему и цели урока; ­ учиться определять степень успешности своей работы; 2. Познавательные УУД: ­ учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее. 3. Коммуникативные УУД: ­ развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей 4. Личностные УУД: ­   формирование   положительной   учебной   мотивации,   навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности. Оборудование:  портрет   А.С.Пушкина,   книги   писателя,   музыкальная физминутка. Ход урока. I. Организационный момент. Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок. Начинаем наш урок.  ­ Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы. II.Актуализация знаний.   ­ Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали.  Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А. С. Пушкин.  На выставке представлены сказки и стихи этого поэта. )  ­ Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?  ­ Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может  быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в  кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в  раннем детстве.­ Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. )  ­ Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)  ­ Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и  проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. )  ­ О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)  ­ Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был  любознательным, честным. )  ­ Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В  городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ  Москвы названа в его честь. ) III. Целеполагание. ­ Как вы думаете , о ком мы будем разговаривать на уроке, с чьим творчеством продолжим знакомство? lV. Работа по теме урока. 1. Беседа по вопросам учителя. ­ Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А. С. Пушкин… ­ Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных   берегов   –   багровые   (тёмно   ­   красные)   кустарники.   Пушкин   с волнением   смотрел   на   эту   красоту.   Он   радовался   и   грустил.   Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где ­ то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение. 2. Чтение стихотворения учителем. Учитель выразительно читает стихотворение, по возможности наизусть. Дети слушают при закрытых книгах. 3.Словарная работа. ­Какие слова были непонятны? клок – пучок, кусок, брега – берега (старая форма слова), пелена – покров, недвижная река – неподвижная река. 3. Работа над содержанием стихотворения.  В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой –  зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.  ­ А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)  ­ Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она  устраивает чудеса. )­ Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла,  рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)   ­ Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое  существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.  ­ Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север.  Он вздохнул, завыл. ) 4. Повторное чтение стихотворения учащимися самостоятельно  (вполголоса)  Как, по­вашему, нет ли элементов сказки в стихотворении? (Есть.) ­ Что помогает нам перенестись в сказочный мир? (Описание зимы как живого образа, который устраивает чудеса, колдовство. Зима – волшебница.) ­ Найдите те места в стихотворении, где поэт рассказывает о зиме сказочно  красиво и при этом правдиво. ­ Каким словом поэт называет колдовство зимы? (Проказы.) V. Физминутка VI. Исследовательская работа Класс работает по вариантам. ­ Первый вариант – подчеркните слова, которые обозначают действия  предмета. ­ Второй вариант – подчеркните слова, которые обозначают признаки  предметов. Проводится самостоятельная работа с последующей  коллективной  проверкой. VII. Продолжение работы по теме урока. 1. Работа над выразительным чтением. ­ Посмотрите и подумайте, сколько частей в стихотворении? ­ Прочитайте первую часть. О чём говорится в этой части? ­ Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра? ­ После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше  говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы ­ более длительная пауза, так  как заканчивается первая часть стихотворения. ­ Прочитайте первые две строчки второй части стихотворения: «…Пришла,  рассыпалась, клоками повисла на суках дубов…» ­ Где необходимо сделать паузу? Почему? Прочитайте. (Паузу надо сделать после слова «рассыпалась», потому что зима «клоками  повисла на суках дубов») ­ Как вы это понимаете? (На деревьях клочья снега лежат. Он не всех ветках задержался) ­ Читаем дальше и называем слова, которые должны выделяться,  произноситься с большей силой? (Читают по две строки и называют слова, которые должны выделяться).(на   листочках,   соблюдая   интонацию. I­  пауза, II –более   длительная 2. Чтение хором. Сейчас поучимся выразительно читать стихотворение хором. ­Каким же словом называет поэт чудеса зимы? ­ А вы любите зиму? Почему? ­ Все рады проказам матушки­зимы. Кто­то любит её за морозы: он румянит  щёки, пощипывает нос, кто­то за первый снег, кто­то за необыкновенный  красивый наряд, а кто­то за метели и вьюги. 3. Индивидуальное чтение   пауза) VIII. Рефлексия. ­Какие открытия вы сделали на уроке? ­ За что вы похвалили бы себя? ­Что у вас особенно получилось? IX. Итог урока. ­ Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к зимним картинам  волшебницы зимы).  ­ Как поэту удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее  настроения? (Тон торжественный, выражения использует: идет волшебница  зима. Говорит: пришла, рассыпалась, и как бы, подведя итог всему, говорит в  конце стихотворения: И рады мы проказам матушки­зимы, как своей  родной маме).  X. Домашнее задание:  выучить стихотворение наизусть и нарисовать картину к стихотворению, по  желанию ­написать сказку о зиме.