Данный урок проводился в сентябре на заседании методобъединения. Урок проходил с элементами интегрирования. начался урок с речевой разминки, чтобы подготовить к работе речевой аппарат. Вводная беседа проводилась с опорой на прошлый материал (экскурсия). Опираясь на воображение и вспомнив материал технологии, дети вырезали осенний листок. Необычное знакомство с писателем. Завершился урок рефлексией.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1» г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области
Урок литературного чтения во 2 классе
по рассказу СоколоваМикитова «Лес осенью»
Учитель: Кочеткова В.А.Тема урока: И СоколовМикитов «Лес осенью».
Цель:
1.) Ознакомить детей с рассказом И. СоколоваМикитова «Лес осенью».
2.) Ввести понятие зарисовки и пейзажа.
3.) Развить умение переводить зрительную информацию в словесную.
4.) Воспитывать чувство прекрасного и любовь к живописи.
Оборудование: зеркальце, карточки со скороговоркой, карточки слов с
названиями осенних месяцев, квадратики цветной бумаги и ножницы,
карточки с зашифрованной фамилией писателя, картина И. Левитана
«Золотая осень», компьютер, проектор.I. Оргмомент.
Итак, дети, внимание
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнем скорее урок.
Сегодня к нам на урок чтения пришли гости. И, как положено
настоящим хозяевам, вам нужно быть гостеприимным, т.е. стараться, чтобы
гостям у вас было хорошо и чтобы им ещё захотелось к вам прийти. А для
этого вам нужно внимательно слушать и активно работать.
II. Речевая разминка.
Для работы нам нужен помощник наш язычок. Давайте ребятки
подготовим его.
1. Взяли свои зеркальца:
a. Для начала почистим верхние зубки снаружи, внутри;
b. Ели вкусное варенье, измазались. Язычок оближет верхнюю губу,
нижнюю;
c. Карточки: лопатка, лошадка, чашки.
2. Чистоговорка:
А теперь потренируем язычок, читая чистоговорку:
ша – ша – ша – мама моет малыша
шу – шу – шу – я письмо тебе пишу
ам – ам – ам – у Марины карандаш
III. Вводная беседа.
Какой звук чаще всего повторяется? (звук ш)
мы слышим под ногами?
Произнесем его отдельно 3 раза.
Что вам напоминает этот звук?
А теперь вспомните нашу экскурсию в парк и скажите, что за шорох
Как называется явление природы, когда листья падают? (Листопад).
Давайте прочтем об этом явлении и мимикой и жестами покажем, о чём мы
читаем.
(Мир вокруг нас А. Плешаков «Как обидно» с. 152)
природа засыпает в сентябре, октябре, ноябре).
В какое время, когда это происходит? (Осенью).
Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Возьмите первые буквы и прочтите получившееся слово. (Сон).
Какая связь существует с этим словами и осенними месяцами? (Вся
Сообщение темы. Введение в тему
Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать в мир осени. Встаньте
все. Закройте глазки. Представьте себе стройную березку. Поднимем руки
вверх, потянемся, чтобы достать до веточки. Подул ветер, покачались вправо.
Посыпались с деревца листочки. Вы подставили ладошку, и на неё упал
листочек, совсем не похожий на другие. Откройте глазки, посмотрите на него,
запомните. А теперь тихо сядьте, возьмите квадратик цветной бумаги и
попробуйте вырезать этот листик.
Вспомните урок технологии:
Что надо сделать, чтобы получилась симметрия?
(согнуть пополам)
Покажите свои листочки. Какие же они у вас красивые. Отложите их
пока в сторону, они пригодятся вам в конце урока.
Ребятки, а где больше всего можно увидеть опавшей листвы? (в лесу)
Мы заглянем в него сейчас вместе с замечательным писателем. А каким,
вы узнаете, если решите этот пример, пользуясь способом зачеркивания
согласных.
Сот – тко – лор –рв Мисс –ски тон лв
Да, это Иван Сергеевич Соколов Микитов. Он большой знаток природы,
любит и понимает её. Его рассказы зовут, приглашают всех посмотреть на
осеннюю природу, понаблюдать за тем, что происходит вокруг.
Посмотрите на доску и найдите, как называется человек, изучающий
природу. (Натуралист)
Прочитаем, что такое зарисовка.
Сегодня мы познакомимся с зарисовкой осеннего леса.
Зарисовка – картинка, написанная при помощи слов.
Новый материал
1. Послушайте, я вам её прочту.
Понравилась ли вам зарисовка? Что в ней понравилось?
2.Чтение про себя (жужжащее чтение)
Что вам непонятно? (Словарная работа).
3. Чтение вслух по «цепочке»Что увидел писатель в осеннем лесу? (листья, паутину)
Какие звуки он услышал? (шум ветра, крик журавлей)
4. Выборочное чтение.
Почему лес одновременно красив и печален?
Какие слова передают
печальное слышится.)
5.
А теперь посмотрите на эту картину (Левитан «Золотая осень»)
Что вы видите на ней?
настроение писателя? (Чтото грустное и
Работа по картинке.
(природу)
Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж.
Какие краски преобладают на ней? (желтые, красные)
А какое настроение вызывает у вас эта картина? (радость, огорчение)
Что же общего у зарисовки и у картины? (Осень)
Итог урока.
Да, дети, увидеть красоту природы и передать ее нам может только
человек доброй души, человек, который может радоваться всему живому,
знать, что это нужно беречь и любить.
Рефлексия.
Я хочу, чтобы каждый вас оценил свою работу на уроке. ( Клоуны: веселый, с
маленькой грустью, печальный ). Подарите свои листочки тому клоуну,
который соответствует вашей работе на уроке.
Домашнее задание:
1.
2.
3.
1внарисовать зарисовку к тексту с. 188.
2в.выбрать яркое описание осеннего леса.
3в. сочинить стихотворение об осени.
Урок окончен.