Урок в 10 классе по рассказу А.П.Чехова Чёрный монах.doc
Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов и приёмов обучения.
На рассказ А.П.Чехова «Чёрный монах» отведён один урок. Исходя из
дидактических целей, выбран тип урока – урок усвоения новых знаний.
В начале урока стараюсь заложить основу взаимоотношения учителя и учащихся. На уроке
устанавливается атмосфера доверия, взаимопонимания. Привлекаю учащихся к
целеполаганию. Ведь цель, поставленная самими учениками, реализуется с большим
старанием.
Учащимся было дано задание – прочитать рассказ. Вопросы к уроку были
представлены заранее, чтобы дать возможность обдумать произведение, так как рассказ
довольно сложен для понимания. Три ученика подготовили к уроку сообщения.
На уроке использовалась фронтальная форма работы с классом, а также частично
поисковый и репродуктивный методы. Основным приёмом на уроке была аналитическая
беседа, использовались также приёмы: слово учителя, сообщения учеников, прослушивание
музыки.
Считаю, что выбранные учителем формы и методы наиболее целесообразны для
проведения данного урока, так как в ходе фронтальной беседы ученики высказывали своё
понимание рассказа, отношение к персонажам произведения, делали выводы сами и с
помощью учителя.
Сообщения дали возможность лучше узнать А.П.Чехова как страстного садовода, обратить
внимание на сад Песоцкого, а также услышать рассказ о появлении «чёрного монаха» в
жизни писателя. Прослушивание знаменитой «Валахской легенды» Гаэтано Брага дало
возможность «погрузиться» в атмосферу рассказа.
Были применены технологии личностноориентированного обучения, а также
информационнокоммуникационная технология. Слайды с портретом А.П.Чехова, темой и
задачами урока, эпиграфами, кадрами из фильма по рассказу «Чёрный монах»,
иллюстрациями к произведению позволили учащимся образнее представить героев
произведения, глубже вникнуть в содержание рассказа.
Успешному усвоению урока способствовало рефлексивное управление.
Считаю, что цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы в полной мере.
Открытый урок по литературе. 10 класс «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный
человек…» (по рассказу А.П.Чехова «Чёрный монах»).
Цели:
определить идейнотематическое содержание рассказа;
совершенствовать навык анализа художественного произведения;
развивать монологическую речь учащихся; развивать логическое
мышление (умение анализировать, делать выводы); обогащать
словарный состав учащихся лексикой произведения;
1 воспитывать уважение к творческому труду и людям – творцам; чувство
сострадания, сопереживания трагическим судьбам героев произведения.
Эпиграфы к уроку:
Надо возделывать свой сад.
Вольтер
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду,
Как тень, он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
Смотри слайд № 1.
Мы продолжаем изучать творчество А.П.Чехова. Дома вы прочитали рассказ «Чёрный
монах», и сегодня на уроке мы будем анализировать содержание этого произведения. Как
вы думаете, какие задачи мы должны будем поставить сегодня на уроке?
Ответы учащихся.
Смотри слайд № 2.
Эпиграфом к уроку я взяла слова французского философа – просветителя 18 века
Вольтера:
Смотри слайд № 3.
И ещё один эпиграф – строки из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
Смотри слайд № 8.
3. Слово учителя.
Рассказ «Чёрный монах» относится к философской прозе А.П.Чехова. Это одно из самых
загадочных творений писателя.
Рассказ «Чёрный монах» написан Чеховым в 1893 году. В это время писатель вместе со
своей семьёй живёт в своём имении Мелихово.
Мария Павловна Чехова, сестра писателя, вспоминала, что в доме Чеховых в Мелихове
царила удивительная духовная атмосфера. Приезд Потапенко и Лики Мизиновой сильно
развлекал Антона Павловича. Лика садилась за рояль и начинала петь входившую тогда в
моду «Валахскую легенду» Гаэтано Брага. Выходило очень хорошо. В доме поют красивый
2 романс, а в открытые окна слышатся крики птиц и доносится действительно
одурманивающий аромат цветов, щедро насаженных в саду. Антон Павлович находил в
этом романсе чтото мистическое. Этот романс имел большое отношение к происхождению
его рассказа «Чёрный монах».
Звучит «Валахская легенда» Гаэтано Брага.
4. Анализ рассказа.
Понравился вам рассказ?
Да. Было интересно читать, следить за судьбами героев, сопереживать им.
Назовите главных героев произведения.
Андрей Васильевич Коврин, Егор Семёнович Песоцкий, Таня Песоцкая.
Что вы узнали об Андрее Васильевиче Коврине из первых строк рассказа?
Коврин – молодой талантливый учёный, подающий большие надежды. Воспитывался в
доме Песоцкого.
Что предшествует в рассказе встрече Коврина с хозяевами Борисовки?
Описание сада Песоцкого.
Как вы думаете, почему описание сада так важно для А.П.Чехова?
Сад это главное дело жизни Е.С.Песоцкого. Им он живёт, ему посвящает всё своё
свободное время. В этом деле он достиг значительных успехов.
(Звучит отрывок из рассказа – описание сада Песоцкого).
А.П.Чехов, как известно, сам был большим любителем растений и страстным садоводом.
Так, ещё в Мелихове им были посажены сотни фруктовых деревьев и розовых кустов. А в
Ялте, на белой даче писателя, всегда царили весна и лето. Послушайте сообщение «Сад
А.П.Чехова в Ялте».
(См. приложение № 1).
Продолжим разговор о главных героях рассказа.
Как писатель описывает внешность Песоцкого?
Ответы учащихся.
Что значит сад для Егора Семёновича?
Ответы учащихся.
Как он относится к дочери? К Коврину?
Песоцкий видит в дочери продолжателя своего дела. Его отцовское чувство даже
несколько эгоистично: он не хочет, чтобы Таня выходила замуж. Вместе с тем Егор
Семёнович очень любит свою дочь и заботится о её судьбе.
Ковриным он восхищается. Песоцкий видит в нём большого учёного и гордится, что
воспитал такого человека.
Какое впечатление сложилось у вас об этом персонаже?
3 Егор Семёнович Песоцкий – образцовый хозяин, человек дела. Он обладает страстным
темпераментом и всю свою энергию отдаёт своему «детищу» саду. Его сад достоин
наивысших похвал, он приносит Песоцкому большие доходы. Сад – это его жизнь.
Согласитесь, что у Коврина и Песоцкого много общего: сходство творческих
темпераментов, беспредельная самозабвенность, с которой оба отдаются каждый день
своему призванию. Может быть, поэтому их тянет друг к другу.
Смотри слайд № 4.
Вы можете видеть на этом фрагменте главных героев рассказа – Егора Семёновича
Песоцкого, Таню Песоцкую и Коврина. Фильм снят в 1988 году режиссёром Дыховичным.
Продолжим беседу. Опишите внешность Тани Песоцкой.
Ответы учащихся.
Что вы можете сказать (опираясь на текст рассказа) о её характере?
У неё много сходных с отцом черт: впечатлительность, страстность натуры,
темперамент. Она сильно переживает по незначительному поводу. В то же время
Таня более прагматичная, чем её отец. Она мене привязана к саду. Она мечтает о
замужестве.
Как вы думаете, какие чувства девушка испытывает к Андрею Коврину в начале
рассказа?
Она влюблена в него. Таня давно и сильно любит Коврина. Его посещения Борисовки
всегда были для неё большим праздником. Она восхищается им: его обаянием, умом,
внешностью. Таня давно знала, что будет его женой.
В каком состоянии приехал Андрей Васильевич Коврин в Борисовку? Расскажите о его
образе жизни, занятиях.
Коврин приехал в Борисовку утомлённым напряжённым умственным трудом. Он
перевозбуждён, почти не спит ночами. В то же время Андрей Васильевич совсем не
устаёт, очень много работает. Он чрезвычайно говорлив, остроумен, обаятелен. Он
много курит, пьёт вино, с удовольствием общается с Песоцкими и их гостями,
слушает музыку.
Смотри слайд № 5.
Посмотрите, вот таким видит главного героя произведения режиссёр Дыховичный.
Каким видом учёной деятельности занимается Коврин?
Он пишет научный труд по философии и психологии.
Как главный герой воспринимает природу?
Коврин живо откликается на красоту окружающей его природы. Он любит гулять в
парке, спускаться к реке. Природа навевает на него романтическое настроение,
помогает творить.
Подобное отношение к природе знакомо нам по стихотворениям Ф.И.Тютчева.
(зачитываются строки).
4 Смотри слайд № 6.
Природа для главного героя рассказа одушевлена. Он относится к ней как к живому
организму. Созерцание природы для Коврина сопряжено с познанием самого себя, с
постижением сущности мироздания. Не случайно на его письменном столе стоит букет
свежих, только что сорванных цветов.
Смотри слайд № 7.
Какими штрихами Чехов даёт понять, что Коврин всётаки болен?
Не спит ночами, если уснёт днём на полчаса, то не спит всю ночь...
Кто является перед воспалённым воображением учёного?
Чёрный монах.
Рождением чёрного монаха Антон Павлович Чехов обязан…области сновидений.
Послушайте сообщение «Чёрный монах в жизни А.П.Чехова».
(См. приложение № 2).
Образ таинственного незнакомца в чёрном, заказавшего Моцарту реквием и незримо
преследующего композитора, у Пушкина – символ смерти, её предвещение. Пушкинский
Моцарт чувствует близость смерти, подсознательно предугадывая, что написал реквием
самому себе. У Чехова ни Коврин, ни отец и дочь Песоцкие не подозревают о драме,
которая вскоре разразится в их семействе, однако появление «чёрного человека» также
сигнал неблагополучия, грядущего разлада между героями.
Смотри слайд № 8.
Какую легенду о чёрном монахе рассказал учёный магистр Тане Песоцкой?
В Африке, в Испании, в Индии, на Дальнем Севере бродит чёрный монах. Он перешёл и в
космические сферы. Мираж скоро опять попадёт в земную атмосферу.
Опишите первое явление чёрного монаха Коврину.
Ответы учащихся.
Что говорит монах учёному?
Что Коврин – избранник божий, служитель вечной правде, его удел – на несколько
тысяч лет раньше сделать человечество достойным царствия божия. Коврин
должен исполнить своё высокое назначение и отдать идее всё: молодость, силы,
здоровье, а может быть, и саму жизнь.
Люби ближнего своего, будь всегда бодр духом, не впадай в уныние, оставайся верен
своим главным жизненным принципам – заповеди Библии.
Коврин был близок к выполнению этой евангельской мудрости.
Почему Коврин решил, что ему не следует пугаться появления монаха?
Монах является только избранным.
Смотри слайд № 9.
5 Какие чувства испытывает Андрей Васильевич к Тане?
Он смотрит на неё глазами влюблённого романтика, отождествляя её с героиней
«Валахской легенды».
Нервность Коврина – это чуткость тонко организованной, творческой натуры, способной
улавливать «пульс» природной жизни.
Как учёный описывает своё душевное состояние монаху, посетившему его в городе?
От утра и до ночи я испытываю одну только радость, она наполняет всего меня и
заглушает все остальные чувства. Я не знаю, что такое грусть, печаль или скука.
Какой деталью Чехов подчёркивает чрезмерную опеку Коврина его близкими?
В девять часов утра на него надели пальто и шубу, окутали его шалью и повезли в
карете к доктору.
Какие метаморфозы (перемены) происходят с учёным после лечения и выздоровления?
Ответы учащихся.
Как меняется его отношение к жене, Егору Семёновичу?
Ответы учащихся.
Какие обвинения он предъявляет родственникам?
Зачем, зачем вы меня лечили? Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я
был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал
рассудительнее, но зато я такой же, как все, я – посредственность, мне скучно жить.
Меняется ли его отношение к природе?
Да. Ему скучно, и он не испытывает прежних чувств.
Уголки парка не манят героя своей таинственностью, картины природы больше не
расцвечены романтическими красками. И природа безмолвствует при встрече,
воспринимая его как чужого.
Вместе с визитом «чёрного гостя» из жизни Коврина ушли радость, любовь, упоение
творчеством, сменившись скукой и раздражением.
Мы так и не узнаем, кто он такой: действительно несостоявшийся гений или он
посредственность, страдающая манией величия.
Как вы поняли заключительные страницы рассказа?
Героем снова овладело беспокойство. Его душа не омертвела и распахнута навстречу
волнениям жизни.
Природа готова принять его в свои объятия. Многоцветие мира вновь открылось
Коврину. Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, звал парк, сосны с
мохнатыми корнями, свою чудесную науку, свою молодость, звал жизнь, которая была так
прекрасна. Монахпризрак шепчет умирающему герою, что тот умирает потому только, что
его слабое человеческое тело не может служить оболочкой для гения. Жизнь прошла мимо
Коврина. В глазах автора герой заслуживает прощения. Он умирает с блаженной улыбкой
на устах.
Какие темы поднимает А.П.Чехов в своём рассказе?
6 Тема творчества – «Надо возделывать свой сад». Любимое дело и отношение к нему
героев.
Тема гения и толпы (Шекспир, Будда, Магомет – гении). Гениален ли Коврин?
Тема любви (Коврин – Таня Песоцкая).
Тема смерти и бессмертия. (Песоцкий и его сад, умирающий Коврин).
Тема сострадания.
Христианская тема (образ чёрного монаха).
Как вы поняли тайный смысл рассказа?
Ответы учащихся.
впечатлительность,
А.П.Чехов исследует в рассказе проблему гениальности. Сам он, несомненно, был гением.
Так же, как Коврин, он в молодости очень много работал. Ему, как и Коврину, свойственны
необыкновенная работоспособность,
нервность,
романтическое восприятие природы, он так же, как и Коврин, видел однажды во сне
«чёрного монаха».
А.П.Чехов сравнивает мироощущение гения (в лице Коврина, заболевшего манией величия)
и посредственности (Коврин после болезни). Монах шепчет умирающему Коврину, что его
слабое человеческое тело не может больше служить оболочкой для гения. Чехов тоже был
болен и умер от чахотки.
Я думаю, в этом рассказе А.П.Чехов задумывается над природой своей гениальности и
гениальности вообще.
чуткость,
Понравился ли вам сегодняшний урок?
Чем вам понравился урок?
С каким настроением вы работали на уроке?
Кто заслуживает оценки?
10 слайд – домашнее задание.
Приложение № 1.
Сад А.П.Чехова в Ялте.
Предметом особой чеховской гордости и заботы был сад. Чехов подходил к его
созданию очень серьёзно: читал специальную литературу, выписывал в отдельную тетрадь
названия растений, которые посадил или хотел бы посадить (после его смерти их оказалось
около двухсот), заказывал саженцы и семена в Одессе, в Сухуми и в Никитском
ботаническом саду близ Ялты. Все деревья Чехов сажал только сам, никому не доверяя
этого дела. Он вообще относился к деревьям как к одушевлённым существам.
Через четыре года в саду росли посаженные Чеховым магнолии, атласский кедр,
китайская хурма, вавилонская ива, глединия, кипарисы, абрикосовые, вишнёвые и
грушевые деревья. «Погоди, через 23 года ты увидишь, что я посадил именно то, что
нужно, писал он сестре. Думаю, что это так, ибо я прежде, чем сажать, размышлял очень
долго».
Лишь спустя много лет работники музея Чехова в Ялте догадались, что имел в виду
Чехов. Садоводческий принцип, применённый им для своего сада, английский философ
7 Бэкон называл «вечной весной». Литературовед В.Я.Лакшин описал этот круговорот
цветения: «В январе в чеховском саду зацветает мушмула, покрывается кремовыми
цветами жимолость душистая. В феврале цветёт жасмин голоцветный и раскрываются
бутончики кизила. В марте расцветает белая, розовая и красная камелия, айва японская,
украшается золотистожёлтым цветом форзиция. В апреле уже цветут поднявшиеся из
земли тюльпаны, гиацинты, нарциссы, цветёт фотиния китайская. В мае начинают зацветать
магнолии, цветут розы и будут, сменяясь, цвести до ноябрьских прохладных ночей. В
августесентябре сад украшают олеандры, роскошные хризантемы. В декабре можно
любоваться цветущими белыми ветками османтуса падуболистного и так до января, когда
начинается новый круг цветения».
Приложение № 2.
С мелиховской жизнью связан рассказ «Чёрный монах» (1893). По воспоминаниям брата
Михаила, «у Антона Павловича, вероятно, от переутомления расходились нервы – он почти
совсем не спал» и однажды, ненадолго забывшись, увидел во сне чёрного монаха, о
котором потом написал. Вот что вспоминает Михаил Павлович: «Сижу я както после
обеда у самого дома на лавочке, и вдруг выбегает брат Антон и както странно начинает
ходить и тереть себе лоб и глаза. – Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился чёрный
монах. Впечатление чёрного монаха было настолько сильное, что брат Антон не мог
успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал о нём известный
рассказ. Работая над рассказом, Антон Павлович беседовал с известным психиатром
Яковенко о мании величия, которой болен в «Чёрном монахе» Коврин. Впоследствии
Чехов напоминал о болезни своего героя, отвергая предположение о том, что образ
Коврина автобиографичен.
8
Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.