Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Оценка 4.8

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
14.01.2017
Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Урок в 10 классе по рассказу А.П.Чехова Чёрный монах.doc
Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов и приёмов обучения. На   рассказ   А.П.Чехова   «Чёрный   монах»   отведён   один   урок.   Исходя   из дидактических целей, выбран тип урока – урок усвоения новых знаний.  В начале урока стараюсь заложить основу взаимоотношения учителя и учащихся. На уроке устанавливается   атмосфера   доверия,   взаимопонимания.   Привлекаю   учащихся   к целеполаганию.   Ведь   цель,   поставленная   самими   учениками,   реализуется   с   большим старанием. Учащимся   было   дано   задание   –   прочитать   рассказ.   Вопросы   к   уроку   были представлены заранее, чтобы дать возможность обдумать произведение, так как рассказ довольно сложен для понимания. Три ученика подготовили к уроку сообщения. На уроке использовалась фронтальная форма работы с классом, а также частично­ поисковый и репродуктивный методы. Основным приёмом на уроке была аналитическая беседа, использовались также приёмы: слово учителя, сообщения учеников, прослушивание музыки. Считаю,  что выбранные  учителем  формы и  методы наиболее  целесообразны  для проведения данного урока, так как в ходе фронтальной беседы ученики высказывали своё понимание  рассказа,     отношение  к  персонажам  произведения,  делали   выводы   сами  и  с помощью учителя.  Сообщения дали возможность лучше узнать А.П.Чехова как страстного садовода, обратить внимание на сад Песоцкого, а также услышать рассказ о появлении «чёрного монаха» в жизни   писателя.   Прослушивание   знаменитой   «Валахской   легенды»   Гаэтано   Брага   дало возможность «погрузиться» в атмосферу рассказа. Были   применены   технологии   личностно­ориентированного   обучения,   а   также информационно­коммуникационная технология. Слайды с портретом А.П.Чехова, темой и задачами   урока,   эпиграфами,   кадрами   из   фильма   по   рассказу   «Чёрный   монах», иллюстрациями   к   произведению   позволили   учащимся   образнее   представить   героев произведения, глубже вникнуть в содержание рассказа. Успешному усвоению урока способствовало рефлексивное управление. Считаю, что цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы в полной мере. Открытый урок по литературе. 10 класс «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек…» (по рассказу А.П.Чехова «Чёрный монах»). Цели:            определить идейно­тематическое содержание рассказа; совершенствовать навык анализа художественного произведения;  развивать   монологическую   речь   учащихся;   развивать   логическое мышление   (умение   анализировать,   делать   выводы);   обогащать словарный состав учащихся лексикой произведения; 1  воспитывать уважение к творческому труду и людям – творцам; чувство сострадания, сопереживания трагическим судьбам героев произведения. Эпиграфы к уроку:                   Надо возделывать свой сад.                                                    Вольтер                  Мне день и ночь покоя не даёт                  Мой чёрный человек. За мною всюду,                  Как тень, он гонится. Вот и теперь                  Мне кажется, он с нами сам – третей                  Сидит.                              А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» Ход урока. 1. Оргмомент 2. Вступительное слово учителя Смотри слайд № 1. ­  Мы продолжаем изучать творчество А.П.Чехова. Дома вы прочитали рассказ «Чёрный монах», и сегодня на уроке мы будем анализировать содержание этого произведения. Как вы думаете, какие задачи мы должны будем поставить сегодня на уроке? Ответы учащихся. Смотри слайд № 2. Эпиграфом   к   уроку   я   взяла   слова   французского   философа   –   просветителя   18   века Вольтера:  Смотри слайд № 3. И ещё один эпиграф – строки из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Смотри слайд № 8. 3. Слово учителя. ­ Рассказ «Чёрный монах» относится к философской прозе А.П.Чехова. Это одно из самых загадочных творений писателя. Рассказ «Чёрный монах» написан Чеховым в 1893 году. В это время писатель вместе со своей семьёй живёт в своём имении Мелихово. Мария Павловна Чехова, сестра писателя, вспоминала, что в доме Чеховых в Мелихове царила удивительная духовная атмосфера. Приезд Потапенко и Лики Мизиновой сильно развлекал Антона Павловича. Лика садилась за рояль и начинала петь входившую тогда в моду «Валахскую легенду» Гаэтано Брага. Выходило очень хорошо. В доме поют красивый 2 романс,   а   в   открытые   окна   слышатся   крики   птиц   и   доносится   действительно одурманивающий аромат цветов, щедро насаженных в саду. Антон Павлович находил в этом романсе что­то мистическое. Этот романс имел большое отношение к происхождению его рассказа «Чёрный монах». Звучит «Валахская легенда» Гаэтано Брага. 4. Анализ рассказа. ­ Понравился вам рассказ? Да. Было интересно читать, следить за судьбами героев, сопереживать им. ­ Назовите главных героев произведения. Андрей Васильевич Коврин, Егор Семёнович Песоцкий, Таня Песоцкая. ­ Что вы узнали об Андрее Васильевиче Коврине из первых строк рассказа? Коврин – молодой талантливый учёный, подающий большие надежды. Воспитывался в доме Песоцкого. ­ Что предшествует в рассказе встрече Коврина с хозяевами Борисовки? Описание сада Песоцкого. ­ Как вы думаете, почему описание сада так важно для А.П.Чехова? Сад  ­ это главное дело жизни Е.С.Песоцкого. Им он живёт, ему посвящает всё своё свободное время. В этом деле он достиг значительных успехов. (Звучит отрывок из рассказа – описание сада Песоцкого). ­ А.П.Чехов, как известно, сам был большим любителем растений и страстным садоводом. Так, ещё в Мелихове им были посажены сотни фруктовых деревьев и розовых кустов. А в Ялте, на белой даче писателя, всегда царили весна и лето. Послушайте сообщение «Сад А.П.Чехова в Ялте». (См. приложение № 1). ­ Продолжим разговор о главных героях рассказа. Как писатель описывает внешность Песоцкого? Ответы учащихся. ­ Что значит сад для Егора Семёновича? Ответы учащихся. ­ Как он относится к дочери? К Коврину? Песоцкий видит в дочери продолжателя своего дела. Его отцовское чувство даже несколько эгоистично: он не хочет, чтобы Таня выходила замуж. Вместе с тем Егор Семёнович очень любит свою дочь и заботится о её судьбе.  Ковриным он восхищается. Песоцкий видит в нём большого учёного и гордится, что воспитал такого человека. ­ Какое впечатление сложилось у вас об этом персонаже? 3 Егор Семёнович Песоцкий – образцовый хозяин, человек дела. Он обладает страстным темпераментом и всю свою энергию отдаёт своему «детищу» ­ саду. Его сад достоин наивысших похвал, он приносит Песоцкому большие доходы. Сад – это его жизнь. ­   Согласитесь,   что   у   Коврина   и   Песоцкого   много   общего:   сходство   творческих темпераментов,   беспредельная   самозабвенность,   с   которой   оба   отдаются   каждый   день своему призванию. Может быть, поэтому их тянет друг к другу. Смотри слайд № 4. ­   Вы   можете   видеть   на   этом   фрагменте   главных   героев   рассказа   –   Егора   Семёновича Песоцкого, Таню Песоцкую и Коврина. Фильм снят в 1988 году режиссёром Дыховичным. Продолжим беседу. Опишите внешность Тани Песоцкой. Ответы учащихся. ­ Что вы можете сказать (опираясь на текст рассказа) о её характере? У   неё   много   сходных   с   отцом   черт:   впечатлительность,   страстность   натуры, темперамент. Она сильно переживает по незначительному поводу. В то же время Таня более прагматичная, чем её отец. Она мене привязана к саду. Она мечтает о замужестве. ­   Как   вы   думаете,   какие   чувства   девушка   испытывает   к   Андрею   Коврину   в   начале рассказа? Она влюблена в него. Таня давно и сильно любит Коврина. Его посещения Борисовки всегда были для неё большим праздником. Она восхищается им: его обаянием, умом, внешностью. Таня давно знала, что будет его женой. ­ В каком состоянии приехал Андрей Васильевич Коврин в Борисовку? Расскажите о его образе жизни, занятиях. ­ Коврин приехал в Борисовку утомлённым напряжённым  умственным трудом. Он перевозбуждён, почти не спит ночами. В то же время Андрей Васильевич совсем не устаёт, очень много работает. Он чрезвычайно говорлив, остроумен, обаятелен. Он много   курит,   пьёт   вино,   с   удовольствием   общается   с   Песоцкими   и   их   гостями, слушает музыку. Смотри слайд № 5. ­ Посмотрите, вот таким видит главного героя произведения режиссёр Дыховичный. Каким видом учёной деятельности занимается Коврин? Он пишет научный труд по философии и психологии. ­ Как главный герой воспринимает природу? Коврин живо откликается на красоту окружающей его природы. Он любит гулять в парке,   спускаться   к   реке.   Природа   навевает   на   него   романтическое   настроение, помогает творить. ­ Подобное отношение к природе знакомо нам по стихотворениям Ф.И.Тютчева. (зачитываются строки). 4 Смотри слайд № 6. ­ Природа для главного героя рассказа одушевлена. Он относится к ней как к живому организму.   Созерцание   природы   для   Коврина   сопряжено   с   познанием   самого   себя,   с постижением сущности мироздания. Не случайно на его письменном столе стоит букет свежих, только что сорванных цветов. Смотри слайд № 7. ­ Какими штрихами Чехов даёт понять, что Коврин всё­таки болен? Не спит ночами, если уснёт днём на полчаса, то не спит всю ночь... ­ Кто является перед воспалённым воображением учёного? Чёрный монах. ­   Рождением   чёрного   монаха   Антон   Павлович   Чехов   обязан…области   сновидений. Послушайте сообщение «Чёрный монах в жизни А.П.Чехова». (См. приложение № 2). ­   Образ   таинственного   незнакомца   в   чёрном,   заказавшего   Моцарту   реквием   и   незримо преследующего композитора, у Пушкина – символ смерти, её предвещение. Пушкинский Моцарт чувствует близость смерти, подсознательно предугадывая, что написал реквием самому себе. У Чехова ни Коврин, ни отец и дочь Песоцкие не подозревают о драме, которая вскоре разразится в их семействе, однако появление «чёрного человека» также сигнал неблагополучия, грядущего разлада между героями. Смотри слайд № 8. ­ Какую легенду о чёрном монахе рассказал учёный магистр Тане Песоцкой? В Африке, в Испании, в Индии, на Дальнем Севере бродит чёрный монах. Он перешёл и в космические сферы. Мираж скоро опять попадёт в земную атмосферу. ­ Опишите первое явление чёрного монаха Коврину. Ответы учащихся. ­ Что говорит монах учёному? Что Коврин – избранник божий, служитель вечной правде, его удел – на несколько тысяч   лет   раньше   сделать   человечество   достойным   царствия   божия.   Коврин должен   исполнить   своё   высокое   назначение   и   отдать   идее   всё:   молодость,   силы, здоровье, а может быть, и саму жизнь. ­ Люби ближнего своего, будь всегда бодр духом, не впадай в уныние, оставайся верен своим главным жизненным принципам – заповеди Библии. Коврин был близок к выполнению этой евангельской мудрости. Почему Коврин решил, что ему не следует пугаться появления монаха? Монах является только избранным. Смотри слайд № 9. 5 ­ Какие чувства испытывает Андрей Васильевич к Тане? Он смотрит  на неё глазами влюблённого романтика, отождествляя  её  с героиней «Валахской легенды». ­ Нервность Коврина – это чуткость тонко организованной, творческой натуры, способной улавливать «пульс» природной жизни. Как учёный описывает своё душевное состояние монаху, посетившему его в городе? От утра и до ночи я испытываю одну только радость, она наполняет всего меня и заглушает все остальные чувства. Я не знаю, что такое грусть, печаль или скука. ­ Какой деталью Чехов подчёркивает чрезмерную опеку Коврина его близкими? В девять часов утра на него надели пальто и шубу, окутали его шалью и повезли в карете к доктору. ­ Какие метаморфозы (перемены) происходят с учёным после лечения и выздоровления? Ответы учащихся. ­ Как меняется его отношение к жене, Егору Семёновичу? Ответы учащихся. ­ Какие обвинения он предъявляет родственникам? Зачем, зачем вы меня лечили? Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был   весел,   бодр   и   даже   счастлив,   я   был   интересен   и   оригинален.   Теперь   я   стал рассудительнее, но зато я такой же, как все, я – посредственность, мне скучно жить. ­ Меняется ли его отношение к природе? Да. Ему скучно, и он не испытывает прежних чувств. ­   Уголки   парка   не   манят   героя   своей   таинственностью,   картины   природы   больше   не расцвечены   романтическими   красками.   И   природа   безмолвствует   при   встрече, воспринимая его как чужого. Вместе   с   визитом   «чёрного   гостя»   из   жизни   Коврина   ушли   радость,   любовь,   упоение творчеством, сменившись скукой и раздражением. Мы   так   и   не   узнаем,   кто   он   такой:   действительно   несостоявшийся   гений   или   он посредственность, страдающая манией величия. ­ Как вы поняли заключительные страницы рассказа? Героем снова овладело беспокойство. Его душа не омертвела и распахнута навстречу волнениям жизни. ­   Природа   готова   принять   его   в   свои   объятия.   Многоцветие   мира   вновь   открылось Коврину. Он  звал  Таню,  звал  большой  сад  с  роскошными   цветами,  звал  парк,  сосны  с мохнатыми корнями, свою чудесную науку, свою молодость, звал жизнь, которая была так прекрасна. Монах­призрак шепчет умирающему герою, что тот умирает потому только, что его слабое человеческое тело не может служить оболочкой для гения. Жизнь прошла мимо Коврина. В глазах автора герой заслуживает прощения. Он умирает с блаженной улыбкой на устах. ­ Какие темы поднимает А.П.Чехов в своём рассказе? 6 Тема творчества – «Надо возделывать свой сад». Любимое дело и отношение к нему героев. Тема гения и толпы (Шекспир, Будда, Магомет – гении). Гениален ли Коврин? Тема любви (Коврин – Таня Песоцкая). Тема смерти и бессмертия. (Песоцкий и его сад, умирающий Коврин). Тема сострадания. Христианская тема (образ чёрного монаха). ­ Как вы поняли тайный смысл рассказа? Ответы учащихся.   впечатлительность, ­ А.П.Чехов исследует в рассказе проблему гениальности. Сам он, несомненно, был гением. Так же, как Коврин, он в молодости очень много работал. Ему, как и Коврину, свойственны необыкновенная   работоспособность,   нервность, романтическое   восприятие   природы,   он   так   же,   как   и   Коврин,   видел   однажды   во   сне «чёрного монаха». А.П.Чехов сравнивает мироощущение гения (в лице Коврина, заболевшего манией величия) и посредственности (Коврин после болезни). Монах шепчет умирающему Коврину, что его слабое человеческое тело не может больше служить оболочкой для гения. Чехов тоже был болен и умер от чахотки. Я думаю, в этом рассказе А.П.Чехов задумывается над природой своей гениальности и гениальности вообще.   чуткость, ­ Понравился ли вам сегодняшний урок? ­ Чем вам понравился урок? ­ С каким настроением вы работали на уроке? ­ Кто заслуживает оценки? 10 слайд – домашнее задание. Приложение № 1. Сад А.П.Чехова в Ялте. Предметом особой чеховской гордости и заботы был сад. Чехов подходил к его созданию очень серьёзно: читал специальную литературу, выписывал в отдельную тетрадь названия растений, которые посадил или хотел бы посадить (после его смерти их оказалось около   двухсот),   заказывал   саженцы   и   семена   в   Одессе,   в   Сухуми   и   в   Никитском ботаническом саду близ Ялты. Все деревья Чехов сажал только сам, никому не доверяя этого дела. Он вообще относился к деревьям как к одушевлённым существам. Через четыре года в саду росли посаженные Чеховым магнолии, атласский кедр, китайская   хурма,   вавилонская   ива,   глединия,   кипарисы,   абрикосовые,   вишнёвые   и грушевые деревья. «Погоди, через 2­3 года ты увидишь, что я посадил именно то, что нужно, ­ писал он сестре.­ Думаю, что это так, ибо я прежде, чем сажать, размышлял очень долго». Лишь спустя много лет работники музея Чехова в Ялте догадались, что имел в виду Чехов. Садоводческий принцип, применённый им для своего сада, английский философ 7 Бэкон   называл   «вечной   весной».   Литературовед   В.Я.Лакшин   описал   этот   круговорот цветения:   «В   январе   в   чеховском   саду   зацветает   мушмула,   покрывается   кремовыми цветами   жимолость   душистая.   В   феврале   цветёт   жасмин   голоцветный   и   раскрываются бутончики кизила. В марте расцветает белая, розовая и красная камелия, айва японская, украшается   золотисто­жёлтым   цветом   форзиция.   В   апреле   уже   цветут   поднявшиеся   из земли тюльпаны, гиацинты, нарциссы, цветёт фотиния китайская. В мае начинают зацветать магнолии,   цветут   розы   и   будут,  сменяясь,   цвести   до   ноябрьских   прохладных   ночей.   В августе­сентябре   сад   украшают   олеандры,   роскошные   хризантемы.   В   декабре   можно любоваться цветущими белыми ветками османтуса падуболистного и так до января, когда начинается новый круг цветения».                    Приложение № 2. С мелиховской жизнью связан рассказ «Чёрный монах» (1893). По воспоминаниям брата  Михаила, «у Антона Павловича, вероятно, от переутомления расходились нервы – он почти совсем не спал» и однажды, ненадолго забывшись, увидел во сне чёрного монаха, о  котором потом написал. Вот что вспоминает Михаил Павлович: «Сижу я как­то после  обеда у самого дома на лавочке, и вдруг выбегает брат Антон и как­то странно начинает  ходить и тереть себе лоб и глаза. – Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился чёрный  монах. Впечатление чёрного монаха было настолько сильное, что брат Антон не мог  успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал о нём известный  рассказ. Работая над рассказом, Антон Павлович беседовал с известным психиатром  Яковенко о мании величия, которой болен в «Чёрном монахе» Коврин. Впоследствии  Чехов напоминал о болезни своего героя, отвергая предположение о том, что образ  Коврина автобиографичен. 8

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")

Урок  литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек..." (по рассказу А.П.Чехова "Чёрный монах")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017