Урок литературы в 5 кл. "Басни И.А.Крылова. Басня "Свинья под Дубом"
Оценка 4.9

Урок литературы в 5 кл. "Басни И.А.Крылова. Басня "Свинья под Дубом"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
31.10.2017
Урок литературы в 5 кл. "Басни И.А.Крылова. Басня "Свинья под Дубом"
урок литературы в 5 кл
урок.docx

 

«И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне

«Свинья под Дубом».

(5 класс)

 

 Учитель: Косачева Евгения Владимировна

МОУ «Теляковская СОШ» Ясногорского района Тульской области

Класс: обучающиеся 5 класса

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2016 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни. 

Тема урока: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне  «Свинья под Дубом».

Цели урока:

 Предметные: ознакомление с басней И.Крылова «Свинья под Дубом»; овладение навыками анализа текста басни·

 Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности обучающегося; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Тип урока: урок   комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста.

Форма урока: урок по литературе для 5 класса посвящен знакомству с творчеством И.А.Крылова, построен как урок - исследование,

урок-беседа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

Технология: Урок построен с применением метода проектов. Учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных

задатков, организует деятельность обучающихся, становится   помощником и участником учебного процесса.

На таких   уроках обучающиеся творчески представляют свои мысли, сотрудничают, соотносят свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников.

 Место урока в системе уроков литературы: урок проводится при изучении басен И.Крылова

Развиваемые компетенции:

- Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)

-Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

-учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ)

-Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)

-Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

-Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Развиваемые УУД:

Личностные - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные - самостоятельный поиск информации

Общеучебные - самостоятельно формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  география, скульптура, архитектура, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

1.                      Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

2.                      Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические

3.                      советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

4.           Портрет И.А.Крылова кисти К.П.Брюллова (ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/

5.           ОМС-модуль «Анализ басенного творчества И.А.Крылова»: http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-

tvorchestva-i-a-krylova.html

6.           аудиозапись  басни Крылова «Свинья под дубом» ( ЭОР: http://krilov.ru/)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

 

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

 

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

 

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Проговорим  несколько раз: (слайд 1)

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.

На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные  УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:  формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание

 Проблемный вопрос:

-Перед вами слайд, на котором написаны слова Михаила Васильевича Исаковского. Мы поработаем над ними. Вначале прочтем их про себя.(слайд № 2)

   -Подумайте , какие слова надо вставить на месте пропусков?

-Мы   совершим небольшую экскурсию в один из прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург. (Слайд № 3, 4) Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику.

(Слайды 5, 6,7)

Виртуальная экскурсия.

Проблемный вопрос: Случайно ли мы оказались рядом с этим памятником? Опишем его.

(слайд 8)Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника?

 

Дата открытия:            1845-1855

Авторы:            Клодт П. К.

Где находится:            Летний сад

 

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

 

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

 

Словарная работа.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные  УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

-Обратим внимание на слайды.

(слайд 9,10,11) Кто изображен на них? А есть ли эти животные на барельефе памятника?

 

 

Что такое барельеф?(Слайд 12)

 

Целеполагание.

-Мы не случайно говорим об

И.А.Крылове. Попробуем сформулировать тему нашего урока.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок

 

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

 

 

1. Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, познавательный, эвристический

 

Познавательные  УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? »

регулятивные УУД: прогнозирование и  получение конкретного результата.

 

 

Проверка

(Учащимся дано задание дома вспомнить известные сведения о жизни И.А Крылова) слайд 13

Беседа (Слайд 14)

-Когда, где и в какой семье родился Крылов?

-Где и как он получил образование?

-Где и в связи с чем  начал свою  трудовую деятельность И. А. Крылов?

–Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой?

-Какие события в его жизни  предшествовали этому?

-Каким был первый литературный опыт Крылова?

 

-Что такое басня?  (Тема прошлого урока)

Слайд 15

 

 

Ответ 1 уч-ся. Основные вехи жизни.

Оценка

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ:

Басня — это краткий стихотворный или

прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл.

 

2.Работа с литературоведческими понятиями.

 

 

Кластер «Основные признаки басни»

 -Вам было дано задание выписать в тетрадь по литературе определение басни

 

– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

(Составление кластера (направляющий вектор – слайд № 16)

 

 

Слайд 17

Работа в паре. (Каждой группе даны задания заранее)

Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. (Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер.

 

Предполагаемая запись:

Басня-небольшой рассказ – диалог

2,3,7,8,9,10

 

3.Мини-исследование в паре.

 

 

- А что такое аллегория?

Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: осел – глупый человек, заяц – трусливый.

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

 

-А какие известные  басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон?

Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Аллегория — иносказательное изображение

предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

 

Отвечает один из пары.

 

4.         Физ. минутка (пауза релаксации)

 

Личностные  УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Физ.минутка

Выполняется несколько упражнений под музыку.

 

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

 

 

Работа с текстом басни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

 

 

 

 

 

 

Личностные  УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с басней  Крылова «Свинья под дубом». Слайд19

-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ свинье? А каким вы представляете себе дуб?

-Давайте проверим, действительно ли свинья такова?

 

 

 

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

 

 

 

Аудиозапись

 

1.Слушаниеаудиозаписи

 

 

Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?

-Подтвердилось ли ваше предположение о характере главной героини?

- Как чтецу   удалось передать характерные черты персонажей басни?

–Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление?

 

Многие басни служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить??

 

 

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания)

 

2.Выразительное чтение учащимися.

 

Формирование артистических способностей через творческое задание; оценка выступлений.  

- Кому удалось точнее изобразить происходящее?

Чтение басни по ролям (2-3 ученика)

 

Дети дают обоснованный ответ.

 

3. Словесное рисование.

 

Метод словесного рисования

 

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

- В какие краски был окрашен смех над героями?

 

 

 

 

Слайд 20

Смех над героями, к которым мы относимся с юмором, имеет светлые оттенки, а смех над сатирическими персонажами – темные и яркие оттенки.

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

Подбирая цветовой оттенок к смеху над каждым героем, обучающиеся наглядно убедятся, что смех не одинаков по своему качеству

 

4.Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

Наглядный, частично-поисковый

-Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему?

-Посмотрим на иллюстрации  на слайде.21 Автором является Г. Куприянов.

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

 

 

 

 

 

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

 

Мораль. Что это такое?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

 

 

Этап 5. Закрепление полученных знаний

 

 

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

 

 

 

 

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

Личностные  УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 группа.

1.Над какими пороками человека смеется автор. Почему Свинья названа невежей?

2. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Что можно сказать о втором герое басни?Какой смысл вкладывает автор в слово «вековой»?

 

2 группа.

1. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Свинью?

2. Какие глаголы характеризуют главную героиню?

3. Как же ведет себя Дуб? Почему он называет Свинью неблагодарной?

(Эта басня - правда о человеческой неблагодарности, невежественности)

 

 

Этап 6. Подведение итогов урока

 

 

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

 

 

 

 

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. 

Самостоятельное написание мини-ответа  «Третий герой басни, о котором не говорили. Каков он?»

 

 

Афиширование.

 

2.Самооценка

Самоанализ

 

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

 

3.Домашнее задание

 

Словесный, наглядный

 

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Свинья под Дубом»

2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Запись задания в дневники.

 

4.Рефлексия

 

Метод контроля,

Познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Прикрепите к  «Дереву настроения» листик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Красный– очень хорошее настроение.

Желтый– хорошее настроение.

Зеленый– грустное настроение.

 

Дают развернутый ответ на вопрос (2 человека) и выбирают  листики

 


 

Скачано с www.znanio.ru

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце

Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ) -Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ) -Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

План урока Методы обучения

План урока Методы обучения

России. регулятивные УУД : целеполагание

России. регулятивные УУД : целеполагание

Словесный, познавательный, эвристический

Словесный, познавательный, эвристический

Предполагаемая запись: Басня -небольшой рассказ – диалог 2,3,7,8,9,10 3

Предполагаемая запись: Басня -небольшой рассказ – диалог 2,3,7,8,9,10 3

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать

Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать

Свинья под Дубом» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть)

Свинья под Дубом» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.