Урок литературы в 5 кл. "Басни И.А.Крылова. Басня "Свинья под Дубом"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок литературы в 5 кл
Иконка файла материала урок.docx

 

«И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне

«Свинья под Дубом».

(5 класс)

 

 Учитель: Косачева Евгения Владимировна

МОУ «Теляковская СОШ» Ясногорского района Тульской области

Класс: обучающиеся 5 класса

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2016 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни. 

Тема урока: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне  «Свинья под Дубом».

Цели урока:

 Предметные: ознакомление с басней И.Крылова «Свинья под Дубом»; овладение навыками анализа текста басни·

 Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности обучающегося; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Тип урока: урок   комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста.

Форма урока: урок по литературе для 5 класса посвящен знакомству с творчеством И.А.Крылова, построен как урок - исследование,

урок-беседа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

Технология: Урок построен с применением метода проектов. Учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных

задатков, организует деятельность обучающихся, становится   помощником и участником учебного процесса.

На таких   уроках обучающиеся творчески представляют свои мысли, сотрудничают, соотносят свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников.

 Место урока в системе уроков литературы: урок проводится при изучении басен И.Крылова

Развиваемые компетенции:

- Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)

-Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

-учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ)

-Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)

-Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

-Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Развиваемые УУД:

Личностные - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные - самостоятельный поиск информации

Общеучебные - самостоятельно формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  география, скульптура, архитектура, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

1.                      Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

2.                      Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические

3.                      советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

4.           Портрет И.А.Крылова кисти К.П.Брюллова (ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/

5.           ОМС-модуль «Анализ басенного творчества И.А.Крылова»: http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-

tvorchestva-i-a-krylova.html

6.           аудиозапись  басни Крылова «Свинья под дубом» ( ЭОР: http://krilov.ru/)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

 

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

 

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

 

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Проговорим  несколько раз: (слайд 1)

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.

На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные  УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:  формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание

 Проблемный вопрос:

-Перед вами слайд, на котором написаны слова Михаила Васильевича Исаковского. Мы поработаем над ними. Вначале прочтем их про себя.(слайд № 2)

   -Подумайте , какие слова надо вставить на месте пропусков?

-Мы   совершим небольшую экскурсию в один из прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург. (Слайд № 3, 4) Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику.

(Слайды 5, 6,7)

Виртуальная экскурсия.

Проблемный вопрос: Случайно ли мы оказались рядом с этим памятником? Опишем его.

(слайд 8)Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника?

 

Дата открытия:            1845-1855

Авторы:            Клодт П. К.

Где находится:            Летний сад

 

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

 

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

 

Словарная работа.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные  УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

-Обратим внимание на слайды.

(слайд 9,10,11) Кто изображен на них? А есть ли эти животные на барельефе памятника?

 

 

Что такое барельеф?(Слайд 12)

 

Целеполагание.

-Мы не случайно говорим об

И.А.Крылове. Попробуем сформулировать тему нашего урока.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок

 

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

 

 

1. Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, познавательный, эвристический

 

Познавательные  УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? »

регулятивные УУД: прогнозирование и  получение конкретного результата.

 

 

Проверка

(Учащимся дано задание дома вспомнить известные сведения о жизни И.А Крылова) слайд 13

Беседа (Слайд 14)

-Когда, где и в какой семье родился Крылов?

-Где и как он получил образование?

-Где и в связи с чем  начал свою  трудовую деятельность И. А. Крылов?

–Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой?

-Какие события в его жизни  предшествовали этому?

-Каким был первый литературный опыт Крылова?

 

-Что такое басня?  (Тема прошлого урока)

Слайд 15

 

 

Ответ 1 уч-ся. Основные вехи жизни.

Оценка

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ:

Басня — это краткий стихотворный или

прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл.

 

2.Работа с литературоведческими понятиями.

 

 

Кластер «Основные признаки басни»

 -Вам было дано задание выписать в тетрадь по литературе определение басни

 

– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

(Составление кластера (направляющий вектор – слайд № 16)

 

 

Слайд 17

Работа в паре. (Каждой группе даны задания заранее)

Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. (Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер.

 

Предполагаемая запись:

Басня-небольшой рассказ – диалог

2,3,7,8,9,10

 

3.Мини-исследование в паре.

 

 

- А что такое аллегория?

Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: осел – глупый человек, заяц – трусливый.

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

 

-А какие известные  басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон?

Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Аллегория — иносказательное изображение

предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

 

Отвечает один из пары.

 

4.         Физ. минутка (пауза релаксации)

 

Личностные  УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Физ.минутка

Выполняется несколько упражнений под музыку.

 

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

 

 

Работа с текстом басни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

 

 

 

 

 

 

Личностные  УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с басней  Крылова «Свинья под дубом». Слайд19

-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ свинье? А каким вы представляете себе дуб?

-Давайте проверим, действительно ли свинья такова?

 

 

 

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

 

 

 

Аудиозапись

 

1.Слушаниеаудиозаписи

 

 

Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?

-Подтвердилось ли ваше предположение о характере главной героини?

- Как чтецу   удалось передать характерные черты персонажей басни?

–Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление?

 

Многие басни служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить??

 

 

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания)

 

2.Выразительное чтение учащимися.

 

Формирование артистических способностей через творческое задание; оценка выступлений.  

- Кому удалось точнее изобразить происходящее?

Чтение басни по ролям (2-3 ученика)

 

Дети дают обоснованный ответ.

 

3. Словесное рисование.

 

Метод словесного рисования

 

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

- В какие краски был окрашен смех над героями?

 

 

 

 

Слайд 20

Смех над героями, к которым мы относимся с юмором, имеет светлые оттенки, а смех над сатирическими персонажами – темные и яркие оттенки.

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

Подбирая цветовой оттенок к смеху над каждым героем, обучающиеся наглядно убедятся, что смех не одинаков по своему качеству

 

4.Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

Наглядный, частично-поисковый

-Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему?

-Посмотрим на иллюстрации  на слайде.21 Автором является Г. Куприянов.

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

 

 

 

 

 

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

 

Мораль. Что это такое?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

 

 

Этап 5. Закрепление полученных знаний

 

 

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

 

 

 

 

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

Личностные  УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 группа.

1.Над какими пороками человека смеется автор. Почему Свинья названа невежей?

2. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Что можно сказать о втором герое басни?Какой смысл вкладывает автор в слово «вековой»?

 

2 группа.

1. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Свинью?

2. Какие глаголы характеризуют главную героиню?

3. Как же ведет себя Дуб? Почему он называет Свинью неблагодарной?

(Эта басня - правда о человеческой неблагодарности, невежественности)

 

 

Этап 6. Подведение итогов урока

 

 

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

 

 

 

 

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. 

Самостоятельное написание мини-ответа  «Третий герой басни, о котором не говорили. Каков он?»

 

 

Афиширование.

 

2.Самооценка

Самоанализ

 

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

 

3.Домашнее задание

 

Словесный, наглядный

 

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Свинья под Дубом»

2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Запись задания в дневники.

 

4.Рефлексия

 

Метод контроля,

Познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Прикрепите к  «Дереву настроения» листик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Красный– очень хорошее настроение.

Желтый– хорошее настроение.

Зеленый– грустное настроение.

 

Дают развернутый ответ на вопрос (2 человека) и выбирают  листики

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также