Цели урока:
1. Ввести понятие масштаба, научить находить расстояния на карте и на местности, пользуясь масштабом, учить решать задачи, связанные с понятием масштаба
2. Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к математике.
3. Создать условия для развития самостоятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, линейка, карандаши. Учебник «Математика», авторы: Виленкин Н.Я. и др.,
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знанийУрок математики в 6 классе по теме "Масштаб" с региональным компонентом. Используются карты местности, гда проживают учащиеся.
Урок в 6 классе.
Учитель: Тихомирова Евгения Александровна,
БОУСОШ № 53 МО Динской район Краснодарского края
Тема: Масштаб (слайд 1).
Ввести понятие масштаба, научить находить расстояния на карте и на местности,
Цели урока:
1.
пользуясь масштабом, учить решать задачи, связанные с понятием масштаба
2.
3.
Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к математике.
Создать условия для развития самостоятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, линейка, карандаши. Учебник
«Математика», авторы: Виленкин Н.Я. и др.,
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока.
1.Организационный момент. (слайд 2).
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
2. Сообщение темы урока (слайд 3)
Речь идет о трудной теме. Хотя уже хорошо отработаны понятия:
«отношение», «пропорция», говорилось и об отношении расстояний.
Теперь надо только по-новому назвать одно специфическое отношение
- расстояния на карте между двумя пунктами к расстоянию между
теми же пунктами на местности.
3.Устный счет:
•
1. Выразите в километрах:
а) 32000000 см, б) 600000 см,
в) 32000 см,
г) 5000000 см.
•
2. Выразите в метрах:
а) 32000000 см, б) 600000 см,
в) 32000 см,
г) 5000000 см.
4. Изучение нового материала.
1) Подготовительная работа.- Составьте отношения:
см к 54 см,
а) 1 см к 5000 м,
б) 1 см к 210 м, в)
1
г) 1 см к 30000 км.
- Что нужно сначала сделать?
Решение: а) 1 : 500000,
б) 1 : 21000,
в) 1 : 54,
г) 1 : 3000000000.
- Участки земной поверхности, детали машин, план дома и многое
другое изображают на бумаге в уменьшенном виде.
- Если на карте, чертеже, плане встретите такие отношения, то это
масштаб карты, чертежа, плана.
2) Работа над новой темой.
Определение:
Отношение длины отрезка на карте к длине
соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.
(Аналогично можно сказать о чертеже, плане).
Масштаб – жезл размерный или мерило, мерник, размерник, мера
линейная, принятая для чертежа или иной работы. (Из толкового
словаря В.И.Даля.)
- Объясните, что обозначают данные масштабы.
Ответ: Если масштаб карты 1 : 500000, то на этой карте длина
каждого отрезка уменьшена в 500000 раз. На такой карте расстояние,
равное 5 км, будет изображаться отрезком в 1 см.
Масштаб карты 1 : 500000 =
масштабе одна пятитысячная.
Говорят, что карта сделана в
3) Работа с учебником.
- Самостоятельно разберите задачу 1 на стр. 134.
Составьте задачу по картемасштаб карты 1 : 100000 (в 1 см – 1 км)
Задача. Длина отрезка на карте 2 см. Найдите длину
соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 :
100000.
Решение:
Пусть х (м) – расстояние на местности.
масштаб
1см
100000 см
На карте
На местности
расстояние
2см
Х см
2:х = 1:100000
х = 200000
200000см = 2000 м = 2 км
Ответ: 2 км на местности.
5.Физкультминутка.
6.Закрепление изученного материала.
Рассмотрим две задачи из учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова,
А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда «Математика 6».
Задача № . Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует
расстояние на местности 72 км. Каково расстояние между городами, на
этой карте расстояние между ними 12,6 см?Решение. Составим таблицу. Запись: 72 км = 7 200 000 см -
обязательна. Учащиеся должны каждый раз видеть, что вычисляется
отношение величин, измеренных одной и той же единицей.
Таблица
На карте
3,6см
На местности
72 км = 7 200 000 см
12,6см
Х см
Затем, проговаривая определение масштаба, заполняем две
последние клетки в таблице. Слева появляется запись: «3,6: 7 200 000»,
а справа- « 12,6: х».
- Ребята! А карта у нас одна и та же? Значит, масштаб в обоих случаях
один и тот же? Тогда мы можем приравнять два отношения:
3,6: 7 200 000 = 12,6: х.
Вот теперь учащиеся вступают на достаточно известную им
дорогу. Они уже отработали способ решения уравнений такого вида.
Записывают равенство произведения крайних членов пропорции
произведению ее средних членов и находят значение х:
7 200 000∙12,6 = 3,6∙х,
Х = (7200000∙12,6):3,6
Здесь, как правило, учащиеся торопятся умножать. Но этого делать не
следует. Надо попытаться сначала сократить дробь, воспользовавшись
равными отношениями 12,6:3,6 = 126:36 = 7:2. Тогда
7200000 ∙7
х = --------------------
2
или х = 3600000 ∙ 7 = 25200000(см) = 252(км).
Такой подход демонстрирует учащимся возможность отказаться
от калькулятора, не загружая себя скучной вычислительной работой.
Задача № . Отрезок на местности длиной 3 км изображен на карте
отрезком 6 см. Какова на карте длина отрезка, изображающего отрезок
10 км? Какой отрезок на местности изображает отрезок на карте
длиной 1,8 см?
Решение.
Составляем таблицу, аналогичную таблице в предыдущей
задаче, подробно разбирая, в какую строчку какое данное записать.При этом вводим две переменные. Это, во-первых, делает наглядной
запись условия, а во-вторых, служит подготовкой к решению задач с
двумя неизвестными.
Итак, на первом этапе решения появляется таблица. Строка «Масштаб»
пока еще не заполнена - она заполняется по ходу решения.
Таблица
На карте
На местности
6 см
3 км=300000 см
1,8 см
У см
Х см
10 км =1 000000
см
Масштаб
«Что же можно узнать из второй колонки таблицы?» - «Масштаб, он
равен:
6 см: 300 000 см = 2: 100 000». - «А как можно найти масштаб иным
способом, из третьей колонки таблицы?»
Ведя такую беседу (и каждый раз проговаривая определение
масштаба, что очень важно), получаем вместе с классом уравнение 2: 1
00 000 = х: 1 000 000, отсюда х = 20 (см).
Снова вспоминая понятие масштаба, получаем уравнение
2: 100 000 = 1,8: у,
у = 90 000 (см) = 0,9 (км).
Конечно, в более сильных
классах можно не проговаривать
определение масштаба каждый
раз. Но таблица, облегчающая
запись решения задач, думаю,
поможет всем учащимся.
7.Самостоятельная работа.
Найдите расстояние между
поселком Найдорф и станицей
Нововеличковской если масштаб
карты 1: 100000
8.Итог урока.- Что называют масштабом карты?
- Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием?
- Чему равен масштаб чертежа, если на нем детали увеличены в 5 раз?
Уменьшены в 50 раз?
9. Домашнее задание.
Стр. 137 № 842, 844
Творческое задание: нарисуйте план своего дома в масштабе 1:100 (в 1
см – 1 метр).
Приложение№1 – Презентация к уроку по теме «Масштаб»