Цели урока:
1. Ввести понятие масштаба, научить находить расстояния на карте и на местности, пользуясь масштабом, учить решать задачи, связанные с понятием масштаба
2. Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к математике.
3. Создать условия для развития самостоятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, линейка, карандаши. Учебник «Математика», авторы: Виленкин Н.Я. и др.,
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знанийУрок математики в 6 классе по теме "Масштаб" с региональным компонентом. Используются карты местности, гда проживают учащиеся.
Тихомирова Е.А., урок математики по теме Масштаб..doc
Урок в 6 классе.
Учитель: Тихомирова Евгения Александровна,
БОУСОШ № 53 МО Динской район Краснодарского края
Тема: Масштаб (слайд 1).
Ввести понятие масштаба, научить находить расстояния на карте и на местности,
Цели урока:
1.
пользуясь масштабом, учить решать задачи, связанные с понятием масштаба
2.
3.
Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к математике.
Создать условия для развития самостоятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, линейка, карандаши. Учебник
«Математика», авторы: Виленкин Н.Я. и др.,
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока.
1.Организационный момент. (слайд 2).
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
2. Сообщение темы урока (слайд 3)
Речь идет о трудной теме. Хотя уже хорошо отработаны понятия:
«отношение», «пропорция», говорилось и об отношении расстояний.
Теперь надо только по-новому назвать одно специфическое отношение
- расстояния на карте между двумя пунктами к расстоянию между
теми же пунктами на местности.
3.Устный счет:
•
1. Выразите в километрах:
а) 32000000 см, б) 600000 см,
в) 32000 см,
г) 5000000 см.
•
2. Выразите в метрах:
а) 32000000 см, б) 600000 см,
в) 32000 см,
г) 5000000 см.
4. Изучение нового материала.
1) Подготовительная работа. - Составьте отношения:
см к 54 см,
а) 1 см к 5000 м,
б) 1 см к 210 м, в)
1
г) 1 см к 30000 км.
- Что нужно сначала сделать?
Решение: а) 1 : 500000,
б) 1 : 21000,
в) 1 : 54,
г) 1 : 3000000000.
- Участки земной поверхности, детали машин, план дома и многое
другое изображают на бумаге в уменьшенном виде.
- Если на карте, чертеже, плане встретите такие отношения, то это
масштаб карты, чертежа, плана.
2) Работа над новой темой.
Определение:
Отношение длины отрезка на карте к длине
соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.
(Аналогично можно сказать о чертеже, плане).
Масштаб – жезл размерный или мерило, мерник, размерник, мера
линейная, принятая для чертежа или иной работы. (Из толкового
словаря В.И.Даля.)
- Объясните, что обозначают данные масштабы.
Ответ: Если масштаб карты 1 : 500000, то на этой карте длина
каждого отрезка уменьшена в 500000 раз. На такой карте расстояние,
равное 5 км, будет изображаться отрезком в 1 см.
Масштаб карты 1 : 500000 =
масштабе одна пятитысячная.
Говорят, что карта сделана в
3) Работа с учебником.
- Самостоятельно разберите задачу 1 на стр. 134.
Составьте задачу по карте масштаб карты 1 : 100000 (в 1 см – 1 км)
Задача. Длина отрезка на карте 2 см. Найдите длину
соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 :
100000.
Решение:
Пусть х (м) – расстояние на местности.
масштаб
1см
100000 см
На карте
На местности
расстояние
2см
Х см
2:х = 1:100000
х = 200000
200000см = 2000 м = 2 км
Ответ: 2 км на местности.
5.Физкультминутка.
6.Закрепление изученного материала.
Рассмотрим две задачи из учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова,
А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда «Математика 6».
Задача № . Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует
расстояние на местности 72 км. Каково расстояние между городами, на
этой карте расстояние между ними 12,6 см? Решение. Составим таблицу. Запись: 72 км = 7 200 000 см -
обязательна. Учащиеся должны каждый раз видеть, что вычисляется
отношение величин, измеренных одной и той же единицей.
Таблица
На карте
3,6см
На местности
72 км = 7 200 000 см
12,6см
Х см
Затем, проговаривая определение масштаба, заполняем две
последние клетки в таблице. Слева появляется запись: «3,6: 7 200 000»,
а справа- « 12,6: х».
- Ребята! А карта у нас одна и та же? Значит, масштаб в обоих случаях
один и тот же? Тогда мы можем приравнять два отношения:
3,6: 7 200 000 = 12,6: х.
Вот теперь учащиеся вступают на достаточно известную им
дорогу. Они уже отработали способ решения уравнений такого вида.
Записывают равенство произведения крайних членов пропорции
произведению ее средних членов и находят значение х:
7 200 000∙12,6 = 3,6∙х,
Х = (7200000∙12,6):3,6
Здесь, как правило, учащиеся торопятся умножать. Но этого делать не
следует. Надо попытаться сначала сократить дробь, воспользовавшись
равными отношениями 12,6:3,6 = 126:36 = 7:2. Тогда
7200000 ∙7
х = --------------------
2
или х = 3600000 ∙ 7 = 25200000(см) = 252(км).
Такой подход демонстрирует учащимся возможность отказаться
от калькулятора, не загружая себя скучной вычислительной работой.
Задача № . Отрезок на местности длиной 3 км изображен на карте
отрезком 6 см. Какова на карте длина отрезка, изображающего отрезок
10 км? Какой отрезок на местности изображает отрезок на карте
длиной 1,8 см?
Решение.
Составляем таблицу, аналогичную таблице в предыдущей
задаче, подробно разбирая, в какую строчку какое данное записать. При этом вводим две переменные. Это, во-первых, делает наглядной
запись условия, а во-вторых, служит подготовкой к решению задач с
двумя неизвестными.
Итак, на первом этапе решения появляется таблица. Строка «Масштаб»
пока еще не заполнена - она заполняется по ходу решения.
Таблица
На карте
На местности
6 см
3 км=300000 см
1,8 см
У см
Х см
10 км =1 000000
см
Масштаб
«Что же можно узнать из второй колонки таблицы?» - «Масштаб, он
равен:
6 см: 300 000 см = 2: 100 000». - «А как можно найти масштаб иным
способом, из третьей колонки таблицы?»
Ведя такую беседу (и каждый раз проговаривая определение
масштаба, что очень важно), получаем вместе с классом уравнение 2: 1
00 000 = х: 1 000 000, отсюда х = 20 (см).
Снова вспоминая понятие масштаба, получаем уравнение
2: 100 000 = 1,8: у,
у = 90 000 (см) = 0,9 (км).
Конечно, в более сильных
классах можно не проговаривать
определение масштаба каждый
раз. Но таблица, облегчающая
запись решения задач, думаю,
поможет всем учащимся.
7.Самостоятельная работа.
Найдите расстояние между
поселком Найдорф и станицей
Нововеличковской если масштаб
карты 1: 100000
8.Итог урока. - Что называют масштабом карты?
- Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием?
- Чему равен масштаб чертежа, если на нем детали увеличены в 5 раз?
Уменьшены в 50 раз?
9. Домашнее задание.
Стр. 137 № 842, 844
Творческое задание: нарисуйте план своего дома в масштабе 1:100 (в 1
см – 1 метр).
Приложение№1 – Презентация к уроку по теме «Масштаб»
Урок математики по теме "Масштаб" (6 класс)
Урок математики по теме "Масштаб" (6 класс)
Урок математики по теме "Масштаб" (6 класс)
Урок математики по теме "Масштаб" (6 класс)
Урок математики по теме "Масштаб" (6 класс)
Урок математики по теме "Масштаб" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.