Мир русской песни (часть 1)
1-е занятие
Программное содержание. Дать детям представление о различном характере народных песен (плясовые, хороводные, колыбельные).
Ход занятия:
П е д а г о г. Когда вы бывали в лесу, вы, наверное, слышали, как поют птицы? Одни весело щебечут, радуются солнечному дню, поют о том, как красиво вокруг, как им хорошо. Другие поют монотонно, даже немного грустно. Может быть, это птичка-мама баюкает своих маленьких птенчиков или рассказывает им грустную сказку? (Могут прозвучать фрагменты пьес П. Чайковского «Песня жаворонка» из «Детского альбома», «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года», «Жаворонок» М. Глинки, «Кукушка» А. Аренского или другие.)
Люди тоже поют песни и когда им радостно, и когда грустно. (Поет плясовую песню «Ах вы, сени», «Из-под дуба» или другую.) Раньше в деревнях часто звучали плясовые песни. Люди пели их и весело приплясывали. Такие песни сопровождали различные праздники, свадьбы.
А вот другая народная песня (исполняет хороводную песню «Со вьюном я хожу»). Эта песня спокойная, плавная, напевная, неторопливая. В старину пели такие песни и водили хороводы. Давайте возьмемся за руки и поводим хоровод под эту хороводную песню. (Исполняет песню повторно.)
Русскую народную песню «Два весёлых гуся» любят петь маленькие дети. Давайте дружно споем эту песенку. (Дети исполняют песню).
Когда вы укладываете куклу, мишку или зайчика спать, как вы помогаете им заснуть? Наверное, поете колыбельную песню, ласковую, добрую. (Поет колыбельную.)
Вот какими разными бывают песни - веселыми, озорными (плясовые), неторопливыми, плавными (хороводные), нежными, убаюкивающими (колыбельные).
2-4-е занятия
Программное содержание. Учить детей согласовывать свои движения с ритмом и характером музыки.
Ход занятий:
Педагог исполняет знакомые детям песни - хороводные, плясовые, колыбельные, показывает элементы простейших танцевальных движений, побуждает детей согласовывать движения с ритмом и характером музыки: «Музыка бойкая, веселая, озорная, задорная, и танцевать мы будем, внимательно слушая ее».
Мир русской песни (часть 2)
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с разновидностями песенного жанра.
Ход занятия:
Педагог (качает куклу и поет ей колыбельную). Тише, кукла заснула! Ее убаюкала нежная, мягкая колыбельная песня. Вы, наверное, тоже любите засыпать под колыбельную песню - ласковую и уютную. Песней можно убаюкать ребенка, а можно его повеселить, развлечь. Песни человек поет и когда ему грустно. Вы уже слушали разные народные песни - колыбельные, хороводные, плясовые. (Могут прозвучать фрагменты знакомых песен.)
Народные песни сопровождали разные события в жизни людей - сбор урожая, праздники, свадьбы. Их пели и во время тяжелой работы. Раньше люди передвигались на повозках, запряженных лошадьми. Повозчик, который правил лошадями, назывался ямщиком. Ямщики возили людей в любую погоду - и в дождь, и в пургу. Чтобы не заблудиться зимой в поле, привязывали под дугой колокольчик. В песне ямщика «Однозвучно гремит колокольчик» слышится печаль, грусть, задумчивость. (Звучит песня.) Мелодия этой песни неторопливая, распевная, тоскливая, унылая. Когда слушаешь эту песню, представляешь себе широкие русские просторы и одинокую повозку, запряженную лошадьми. Как похоже изображает балалайка звуки колокольчика, доносящиеся издалека! (Звучит запись.)
А сейчас послушайте другую народную песню, веселую, разудалую, шутливую - «Вдоль по Питерской». (Звучит запись.) В этой песне слышится молодецкая сила, удаль. Она звучит с размахом, громко, похожа на плясовую. Давайте спляшем под нее. (Звучит запись, дети осваивают элементы русской пляски.)
2-е занятие
Программное содержание. Закреплять представления детей о жанрах народной песни.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали плясовую песню «Вдоль по Питерской» (звучит фрагмент), знаете хороводную песню «Со вьюном я хожу» (звучит фрагмент). Сейчас вы познакомитесь еще с одной хороводной песней «Ходила младёшенька по борочку». Какая она по характеру? (Исполняет песню.)
Д е т и. Плавная, спокойная.
П е д а г о г. Да, песня неторопливая, немного грустная, танцевальная. Давайте потанцуем под эту музыку, поводим хоровод. (Исполняет песню, показывает детям выразительные движения хоровода.)
А сейчас я сыграю вам еще одну русскую народную песню. А вы скажите мне, похожа она на хороводную песню или на плясовую? (Играет «Камаринскую» П. Чайковского из «Детского альбома».)
Д е т и. На плясовую.
П е д а г о г. Какая она по характеру?
Д е т и. Веселая, быстрая, бойкая.
П е д а г о г. Да, эта плясовая песня называется «Камаринская». Она веселая, задорная, с юмором, озорством. Композиторы записывали русские народные песни и использовали их в своих произведениях. Они сочиняли к мелодиям аккомпанемент, похожий на тот, который звучал в народном исполнении. «Камаринская» - пьеса из «Детского альбома» П. Чайковского. Народные песни обычно пелись под аккомпанемент русских народных инструментов - балалайки, гармошки, свирелей, волынки. Волынка - это инструмент, похожий на надутый воздухом мешок с отверстиями, в которые вставлены дудочки. Одна - для низких звуков, другая – для исполнения мелодии. Низкие звуки на волынке все время повторяются.
П. Чайковский в своей «Камаринской» очень похоже передает звучание народных инструментов. Вначале мелодия напоминает звуки балалайки, а в аккомпанементе изображается монотонная волынка (исполняет 1 - 4-й такты).
Тема плясовой при повторениях звучит немного по-разному, варьируется. Народные исполнители часто изменяли мелодию, и П. Чайковский подражает звучанию народного оркестра. Когда мелодия появляется второй раз, она немного другая. Аккомпанемент похож на звучание гармошки. (Играет 5 - 8-й такты.) Потом мелодия как бы сжимается. Вместо нее звучат аккорды, похожие на игру гармони, в которых тема «Камаринской» все же узнается. (Звучит фрагмент.) В последней вариации мелодия снова похожа на звуки балалайки, а гармонь аккомпанирует ей. (Исполняется фрагмент и вся пьеса целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с обработками народных мелодий - фортепианной, оркестровой.
Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали пьесу П. Чайковского «Камаринская», в которой он использовал русскую народную плясовую мелодию. У другого русского композитора Михаила Ивановича Глинки тоже есть произведение, которое называется «Камаринская». В ней используется та же народная мелодия. Но «Камаринская» М. Глинки написана не для фортепиано, а для симфонического оркестра. Послушайте ее. (Звучит фрагмент, начиная с темы «Камаринской», в записи.)
Тема народной плясовой звучит в оркестре по-разному, варьируется. Сначала ее играет деревянный духовой инструмент - кларнет. Его звучание напоминает звуки народных свирелей, дудочек. Потом мелодию подхватывает весь оркестр. Тема камаринской звучит то весело и задорно, то мощно, то вдруг темп замедляется (будто нет уже сил плясать), а затем мелодия снова звучит лихо, с озорством, весь оркестр помогает скрипкам разжечь веселье плясовой. Гудят духовые инструменты. Они звучат немного невпопад и словно поддразнивают тему. Скрипки напоминают звуки балалаек. Оркестр звучит блестяще, с лихостью, задором. (Фрагмент «Камаринской» звучит повторно.)
4-е занятие
Программное содержание. Учить детей находить тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания музыки, передавать смену настроений в движениях.
Ход занятия:
Педагог исполняет «Камаринскую» П. Чайковского целиком, затем каждую вариацию отдельно, беседует с детьми о характере музыки, подбирая тембры инструментов для каждой вариации, раздает детям ложки, бубны, трещотки и другие инструменты. Дети оркеструют пьесу.
Камаринская - это русская плясовая. Можно сплясать под эту музыку, выразить в движениях и веселье, и удаль, и задор русской пляски. Педагог показывает варианты движений, которые могут освоить дети. На последующих занятиях дети импровизируют движения под музыку.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Марш
Рекомендации по исполнению. Шутливый, весёлый, задорный характер марша создаётся композитором с помощью контрастной динамики, акцентов, отрывистого звучания. В исполнении необходимо обратить внимание на цельность линий. Для этого, прежде всего, нужно избегать лишних акцентов, которые дробят фразы. Часто можно слышать марш с двумя акцентами в такте (на 1-ю и 3-ю доли) вместо одного, указанного композитором (на 1-ю), что утяжеляет звучание, делает его статичным.
Важно также добиться объединения фразировки по четыре такта, с усилением к концу фразы (т.е. к первой доле четвёртого такта), чтобы акценты не звучали одинаково. Темп должен быть достаточно оживлённым. Крайние части (форма простая трёхчастная) следует играть легко, прозрачно. Это достигается с помощью ясного звучания мелодии в правой руке при облечении аккомпанемента в левой. Стаккато исполняется коротко, чётко.
Средняя часть звучит смело, решительно, ярко. В конце необходимо услышать элементы полифонии: мелодия проводится в партии левой руки, а правая уверенно «перебивает» ее в верхнем регистре.
1-е занятие
Программное содержание. Дать детям сведения о композиторе Д. Шостаковиче. Учить определять жанр и характер музыкального произведения.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы послушаете одно из произведений великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Попробуйте определить, что это - песня, танец или марш (исполняет марш).
Д е т и. Это марш.
П е д а г о г. Правильно. Марши бывают разные: и торжественные, праздничные, и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные. Давайте сравним этот марш с уже знакомым вам маршем композитора Л. Шульгина и определим их характер. (Исполняет оба произведения.)
Д е т и. Первый марш (Д. Шостаковича) - весёлый, шутливый, второй (Л. Шульгина) - праздничный, бодрый.
П е д а г о г. Правильно, знакомый нам марш Д. Шостаковича шутливый, озорной, игривый, а марш Л. Шульгина праздничный, боевой, решительный. Послушайте их ещё раз.
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей более полно определять характер маршей, выделять три части в связи со сменой настроений в марше Д. Шостаковича.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сейчас я сыграю произведения, а вы вспомните, как они называются и кто их написал (исполняет фрагменты маршей).
Д е т и. Это марши.
П е д а г о г. Первый марш написал композитор Д. Шостакович, второй - Л. Шульгин. Какой характер этих маршей? Мы говорили, что они совсем разные.
Д е т и. Первый марш весёлый, шутливый, а второй - бодрый, гордый, праздничный.
П е д а г о г. Правильно, марш Д. Шостаковича озорной, бойкий, игривый, шуточный, под него могут шагать игрушечные солдатики, а марш Л. Шульгина решительный, смелый, боевой. Послушайте ещё раз марш Д. Шостаковича и скажите, все ли время он звучит одинаково или характер музыки меняется. Сколько в нем частей?
Д е т и. В марше три части. Сначала музыка звучит тихо, затем громко, а потом опять тихо.
П е д а г о г. Правильно, менялась сила звучания. А характер, настроение менялись? (Исполняет фрагменты частей.)
Д е т и. Сначала музыка весёлая, лёгкая, шутливая, тихая, а потом сердитая, резкая, громкая.
П е д а г о г. Правильно, в средней части характер меняется. Можно сказать, что она сердитая, командующая, повелительная, приказывающая, а затем опять звучит, как в начале, - беззаботно, весело, легко, с озорством (исполняет фрагменты). А теперь послушайте марш целиком (исполняет его).
3-е занятие
Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности в связи с характером частей марша. Выражать в движении смену настроений музыки, средства музыкальной выразительности (динамику, регистр, штрихи).
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте знакомый марш Д. Шостаковича и объясните, почему мы определили его характер как шутливый, озорной. Музыка имеет свой язык - она может быть плавной, нежной, и отрывистой, скачущей, озорной. Может звучать высоко, легко и низко, тяжело. Какая это музыка - плавная или отрывистая и какой ее характер? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Музыка подрыгивающая, отрывистая, весёлая, лёгкая.
П е д а г о г. Правильно, это музыка игривая, идут игрушечные солдатики, она звучит легко, высоко, отрывисто. А в средней части? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Резкая, сердитая, командующая, громкая.
П е д а г о г. В музыке слышны акценты, ударения (исполняет фрагмент). Они делают ее чёткой, маршевой, она звучит громко, повелительно, уверенно, приказывающе, отчётливо (исполняет фрагмент). А в крайних частях - легко, тихо, шутливо, игриво, весело, беззаботно. Послушайте марш целиком (исполняет его). А сейчас давайте прислушаемся к окончанию марша. Как оно звучит? (Исполняет фрагмент третьей части.)
Д е т и. Сначала легко, а потом более тяжело, уверенно, смело.
П е д а г о г. Правильно, солдатики хотя и игрушечные, но очень смелые, решительные, стойкие. А почему это произведение называется маршем?
Д е т и. Музыка чёткая, под неё можно шагать.
П е д а г о г. Сейчас я сыграю вам марш целиком, а вы внимательно прислушаетесь к его звучанию и попробуйте прошагать так, как подсказывает музыка. Когда музыка будет звучать тихо, шутливо, как вы будете шагать?
Д е т и. Легко.
П е д а г о г. А когда громко, командующе?
Д е т и. Чётко, бодро, уверенно. (Педагог исполняет марш, дети передают его характер в движении. Можно предложить прошагать и под марш Л. Шульгина - праздничный, боевой.)
Самуил Майкапар. Семимильные сапоги
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки, различать средства выразительности, создающие образ.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знаете много сказок. Часто в сказках героям приходят на помощь разные волшебные вещи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, клубочек, указывающий дорогу, скатерть-самобранка, дубинка-драчун, шапка-невидимка ...
У композитора С. Майкапара есть пьеса, которая называется «Семимильные сапоги». Семимильные сапоги встречаются в разных сказках, особенно у Шарля Перро.
Вы знаете сказку Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик»? В ней рассказывается о том, как семимильные сапоги помогли детям спастись от Людоеда...
Было у дровосека пятеро сыновей. Жили они бедно. Дровосек брал сыновей в лес, чтобы они помогали ему в работе, собирая хворост. Самого младшего из детей звали Мальчик-с-пальчик. Хоть и не вышел Мальчик-с-пальчик ростом, но среди своих братьев был самым рассудительным и смышлёным.
Однажды случилось так, что дети отправились за хворостом одни. Чтобы не заблудиться. Мальчик-с-пальчик стал бросать за собой хлебные крошки – он надеялся, что по ним легко отыщет дорогу обратно.
Но лесные птицы склевали хлебные крошки, и дети заблудились. Было темно и страшно. Тогда Мальчик-с-пальчик влез на дерево и увидел вдалеке мерцающий свет. Через некоторое время усталые и голодные дети добрались до лесного дома.
- Ах, вы мои бедные! – воскликнула хозяйка. – Да знаете ли вы, что здесь живёт Людоед? Он вас съест!
Хозяйка спрятала детей в темной комнате, и они уснули. Не спал только Мальчик-с-пальчик.
- Здесь кто-то есть! Я чую запах человека! – зарычал вернувшийся домой Людоед. – Ох и славно я сейчас поужинаю!
Видя, что дело плохо, Мальчик-с-пальчик разбудил братьев, и они потихоньку выбрались из дома.
Когда Людоед увидел, что дети убежали, он крикнул своей жене: «Давай мне скорее семимильные сапоги; пойду догонять детишек». Побежал он: порыскал то там, то сям и наконец, попал на дорогу, которою шли бедные дети. А им оставалось всего шагов сто до отцовского дома!
Видят они - летит Людоед с горки на горку, перепрыгивая через большие реки, точно через маленькие канавки...
Мальчик-с-пальчик заметил неподалёку пещеру в скале, спрятал в неё братьев и сам туда забился; сидит и смотрит, что станет делать Людоед.
Людоед устал от напрасной беготни (ибо семимильные сапоги очень утомляют человека), решил отдохнуть и прилёг на скалу, под которой спрятались мальчики. Дождавшись, когда Людоед уснёт, Мальчик-с-пальчик стянул с него волшебные сапоги, и они сами привели ребят к родительскому дому.
Благодаря необыкновенным сапогам-скороходам Мальчик-с-пальчик вскоре сделался главным королевским гонцом. Он исполнял самые срочные поручения короля, за что и был им достойно вознаграждён.
Музыка тоже может рассказать сказку. Послушайте пьесу С. Майкапара и скажите, почему она называется «Семимильные сапоги»? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Мелодия все время прыгает, скачет, летит.
П е д а г о г. Музыка очень ярко изображает семимильные сапоги - она размашистая, широкая, тяжёлая, состоит из огромных скачков-прыжков, в ней много акцентов. Одни звуки отрывистые, другие плавные, как будто скороход шагает по-разному - то переступает, то летит (исполняет фрагмент).
Музыка полётная, тяжёлая, похожа на огромные шажищи. В ней чувствуется настроение тревоги. (Исполняет пьесу повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать форму произведений, опираясь на различение характера звуковедения (отрывистого или плавного).
Ход занятия:
П е д а г о г. Как называется пьеса; которую вы сейчас услышите? (Играет пьесу.)
Д е т и. «Семимильные сапоги».
П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, как бегут семимильные сапоги, одинаковыми шагами или по-разному. (Исполняет пьесу.)
Д е т и. По-разному. То огромными прыжками, тяжело - это в начале. А в середине музыка становится более плавной, как будто скороход переступает шагами, а потом прыгает.
П е д а г о г. Да, короткие, полётные интонации музыки, похожие на огромные прыжки, в средней части пьесы сменяются более длинными, плавными, похожими на перелёты-скачки. (Исполняет фрагменты.) А как шагают сапоги в конце пьесы? (Играет фрагмент третьей части.)
Д е т и. Так же, как в начале - прыжками.
П е д а г о г. В пьесе три части. В начале и в конце скороход прыгает огромными шагами-прыжками (играет фрагмент), а в средней части музыка движется то более плавно, то взлетает (играет фрагмент).
Придумайте дома сказку про семимильные сапоги и нарисуйте какой-нибудь ее эпизод. (Исполняет пьесу.)
Самуил Майкапар. Эхо в горах
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы, может быть, были в горах и слышали, как вдали тихонько повторяются все звуки, которые произносятся громко. Это эхо. Крикнешь, а в ответ доносится таинственный, приглушенный отзвук твоего голоса. Звук возвращается, когда на его пути встречается препятствие - горы. Но он становится слабым, тихим, таинственным.
У композитора С. Майкапара есть пьеса, которая называется «Эхо в горах». Как она звучит? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. То громко, то тихо.
П е д а г о г. Каждой громкой фразе вторит эхо. Оно тихо отзывается и словно передразнивает громкую музыку ее отголосками. Каждый звук отражается, как в зеркале, но бледно, неясно, таинственно. (Пьеса звучит повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности: регистр, динамику, тембр, характер интонаций.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы познакомились с пьесой С. Майкапара «Эхо в горах». В музыке изображаются отзвуки эха. (Исполняет пьесу.) Как звучит начало пьесы? (Исполняет первые три такта.)
Д е т и. Бодро, громко.
П е д а г о г. Да, сначала музыка звучит торжественно, бодро, в среднем регистре - ярком, звонком. А как отвечает эхо? (Исполняет 4-6-й такты.)
Д е т и. Тихо.
П е д а г о г. Оно звучит таинственно, затаённо, сказочно, в низком регистре, очень тихо. Звуки эха точно повторяют мелодию, но доносятся издалека, еле слышно.
Вторая музыкальная фраза звучит чуть-чуть иначе, немного с другим ритмическим окончанием и ещё более торжественно. (Исполняет 7-9-й такты.) И эхо точно вторит этой мелодии, оно «передразнивает» ее вновь.
Если в горах громкие звуки раздаются долго, то эхо появляется, когда они умолкают, в конце. Чтобы услышать эхо, нужна тишина, нужно замолчать. В середине пьесы «Эхо в горах» громкая, сердитая музыка звучит без остановок, и эха не слышно. Оно доносится, когда громкая мелодия замолкает, оно вторит только ее окончанию. (Исполняет 13-24-й такты.)
Дальше мелодия останавливается часто, и эхо опять вторит каждому ее звуку, таинственно, волшебно, загадочно. (Исполняет 25-32-й такты.) В самом конце пьесы громкая, бодрая мелодия вновь долго не замолкает, и эхо вторит только ее окончанию. Оно таинственно заканчивает пьесу. (Исполняет 33-39-й такты.)
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Эхо»:
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов -
И шлёшь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Пьеса исполняется повторно.
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей оркестровать пьесу, подбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру пьесы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Послушайте знакомую вам пьесу С. Майкапара «Эхо в горах» и подумайте, какими музыкальными инструментами или игрушками можно передать торжественный характер мелодии, а какими - тихие, таинственные, волшебные звуки эха? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Можно играть на бубне, барабане, а эхо изобразить погремушками, тихо. (Дети оркеструют пьесу.)
Дмитрий Борисович Кабалевский.
Боевая песенка
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей внимательно вслушиваться в звучание музыки, различать варианты исполнения одного и того же произведения.
Ход занятия:
П е д а г о г. Я сыграю вам пьесу Д. Кабалевского, которая называется «Песенка». Песенку можно напевать с разным настроением - спокойным, грустным или беззаботным. Когда человек напевает какую-нибудь мелодию, он выражает свои чувства. Я сыграю вам эту пьесу два раза немного по-разному, с разным настроением, а вы постарайтесь уловить его. (Исполняет пьесу в первых двух вариантах интерпретации.)Д е т и. Первый раз песенка звучала спокойно, ласково, немного грустно, а второй раз более взволнованно, беспокойно, тревожно.
П е д а г о г. Молодцы! Каждый раз, когда исполнитель играет какое-нибудь произведение, он ищет свою интонацию. При этом он внимательно выполняет все указания композитора. Но одно и то же произведение можно сыграть чуть-чуть медленнее или чуть-чуть тише, с разной окраской звучания - более спокойной или встревоженной.
Точно так же чтец, читая стихотворение, отбирает интонации голоса, окрашивает их разным настроением, и одно и то же произведение может прозвучать восторженно, спокойно, нежно, грустно, в зависимости от избранной интонации. Настроение, которое передаётся голосом, зависит от силы, громкости голоса, темпа речи, окрашенности интонаций голоса определённым чувством. (Читает какое-нибудь стихотворение с разным настроением, разным характером интонаций, например стихотворение А. Фета.)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
Исполняя музыкальное произведение, так же можно найти несколько интонаций, и оно будет звучать по-разному. (Играет два варианта трактовки «Песенки».) Вы услышали, что первый раз песенка звучала спокойно, задумчиво, мечтательно, нежно, а второй раз - взволнованно, устремлённо. Но на протяжении пьесы настроение ее тоже менялось. В первом варианте она была то просветлённой, нежной (играет начало), то тоскливой, обиженной, просящей, грустной (играет 5-8-й такты). Кульминация звучит настойчиво, напряжённо (исполняет 9-12-й такты). Потом появляются вопросительные, неуверенные интонации мелодии, а аккорды аккомпанемента звучат зыбко (играет 13-14-й такты). В конце песенка грустная, нерешительная (играет 15-16-й такты).
Чтобы понять смысл произведения, важно внимательно вслушиваться в музыку, стараться уловить, как меняются ее настроения.
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать варианты интерпретации музыкальных произведений.
Ход занятия:
П е д а г о г. Я сыграю вам «Песенку» Д. Кабалевского, а вы постарайтесь уловить, как меняется настроение пьесы в середине, в конце. (Играет пьесу в первом варианте трактовки.)
Д е т и. Сначала она звучала нежно, спокойно, потом настойчиво.
П е д а г о г. А в конце? (Играет фрагмент.)
Д е т и. Грустно, тихо.
П е д а г о г. Молодцы. А теперь я сыграю ее немного по-другому. Как она звучит? (Играет второй вариант трактовки.)
Д е т и. Сначала она была взволнованной, потом ещё более настойчивой.
П е д а г о г. А в конце, послушайте, она стала жалобной. (Играет фрагмент.) Вы определили, что «Песенка» звучала первый и второй раз по-разному. Сейчас я сыграю вам ее иначе. Песенку можно петь не в полный голос, а как бы только для себя, тихонько напевая или насвистывая. Тогда она звучит игриво, беззаботно, легко (играет пьесу в третьем варианте).
Давайте поиграем. Я дам вам по три карточки разного цвета. Первая карточка спокойного, серо-голубого цвета (показывает карточку). Ее вы поднимете, если услышите, что песенка звучит спокойно, немного грустно (играет фрагмент). Вторая карточка - более беспокойного, оранжевого цвета. Ее вы поднимете, когда песенка будет звучать взволнованно (играет фрагмент). Третья карточка ярко-розовая. Вы поднимете ее, если услышите, что песенка звучит игриво, беззаботно (играет фрагмент, затем исполняет пьесу в разных вариантах трактовки, дети поднимают соответствующие карточки).
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать варианты исполнения музыкальных произведений, передавать оттенки настроений в движениях.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы услышите ещё одну пьесу Д. Кабалевского «Боевая песенка». Я сыграю вам ее дважды по-разному, а вы попробуете услышать, как меняется характер ее звучания. (Играет пьесу в двух разных вариантах интерпретации.)
Д е т и. Первый раз музыка звучала чётко, громко, была боевая, смелая, а второй раз - более таинственно, тише.
П е д а г о г. Какие вы молодцы! А сейчас я сыграю уже знакомые вам две пьесы Д. Кабалевского «Песенка» и «Боевая песенка», а вы скажите, какая из них похожа на марш. (Играет фрагменты.)
Д е т и. «Боевая песенка».
П е д а г о г. Да, давайте промаршируем под эту музыку, передавая ее характер в ходьбе. Я буду играть ее по-разному, а вы будете шагать так, как подсказывает вам музыка - смело, решительно или с опаской, осторожно, тихо ступая, чтобы остаться незамеченными. (Исполняет пьесу в разных вариантах, дети шагают под музыку.)
Кабалевский.
Песенка
Рекомендации по
исполнению. Указанные
композитором ремарки (темп, динамика, штрихи) допускают разные варианты
трактовки пьесы, в зависимости от характера исполнительской интонации:
спокойной, более взволнованной или игривой.
В первом варианте интерпретации мелодия звучит напевно, спокойно, нежно, мягко,
немного грустно. В кульминации - напряжённо, требовательно. Темп пьесы
неторопливый, фразировка смягчённая.
Во втором варианте исполнения пьесы темп чуть-чуть более оживлённый, динамика и
фразировка более выпуклы, с внутренним напряжением. Песенка звучит
взволнованно, беспокойно, встревоженно.
В третьем варианте интерпретации, как и во втором, темп остаётся оживлённым, а
артикуляция становится отчётливее. Мелодия исполняется более внятным звуком.
Тогда характер пьесы приобретает оттенок беззаботности, игривости. Мелодия
песенки звучит легко, светло, прозрачно. Песенка как бы беззаботно напевается
или легко насвистывается.
Пётр Ильич Чайковский.
Балет «Спящая красавица»
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой вступления, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знакомы со сказками-балетами П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой-балетом этого композитора «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. В ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом, преодолевает его.
В королевском дворце даётся бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы.
На бал приглашены волшебницы - добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс.
Вдруг раздаётся шум - появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что ее не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснёт навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Ее может спасти принц, который полюбит ее и разбудит своим поцелуем.
Король издал указ, запрещающий держать во дворце иголки, булавки, прясть пряжу веретеном. Шли годы. Принцесса превратилась в красивую девушку.
И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить ее с днём рождения. Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела ее, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела.
Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним.
Все вокруг закричали, чтобы она бросила веретено, но она кружилась и кружилась. Танец ее внезапно прервался - она укололась веретеном и упала.
Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла.
Вдруг все вокруг осветилось и появилась озарённая волшебным светом добрая фея Сирени. Она сказала, что принцесса не умерла, а заснула и все заснут вместе с ней до ее пробуждения.
Прошло много лет. Молодой принц во время охоты увидел плывущую по реке ладью, украшенную драгоценными каменьями. В ней была фея Сирени. Когда принц приблизился к ней, фея Сирени взмахнула волшебной палочкой в сторону скал, и принц увидел спящую красавицу. Он был поражён ее красотой и просил фею помочь ему найти принцессу.
Фея пригласила принца сесть в ее ладью, и они отправились в путешествие. Вскоре они оказались в замке. Там было много спящих людей, а среди них король и королева. Принц пытался разбудить их, но они продолжали спать.
И вот он увидел спящую принцессу. Она была так прекрасна, что он подошёл к ней и поцеловал ее.
Принцесса проснулась. Колдовство злой феи Карабос было побеждено. Очнулись от сна и все остальные. Принц просил короля отдать ему принцессу в жены. Король благословил молодых влюблённых.
Начался пышный праздник.
Поздравить принца и принцессу пришли герои волшебных сказок: Кот в сапогах с Белой кошечкой, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик со своими братьями. Принцесса и принц благодарили гостей за поздравления. Они радовались, что колдовство злой феи было побеждено, что они нашли друг друга.
Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе. (Звучит адажио из III действия в записи или в исполнении на фортепиано.)
А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Прислушайтесь: какая фея изображена в начале вступления (добрая или злая), а какая во второй его части? (Звучит вступление в записи или в исполнении на фортепиано.)
Д е т и. Сначала звучит музыка, изображающая злую фею (грозная, злая, колючая), а потом - феи Сирени (нежная, добрая, ласковая).
П е д а г о г. Правильно, первая тема звучит зловеще, угрожающе, а вторая спокойно и ласково.
Вступление к балету звучит, когда занавес ещё не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка выразительна.
Начинается вступление с таинственной и злой темы. Зная сюжет сказки, мы связываем эту музыку с феей Карабос. Музыка второй части вступления иная по характеру - ласковая, светящаяся добром, успокаивающая. Очень красивая мелодия звучит все более уверенно, торжественно, как бы предсказывая, что злые силы будут побеждены. Эта музыка характеризует добрую фею Сирени.
Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.
Мы всегда узнаем эти темы в балете, хотя при повторениях они звучат каждый раз по-разному. Например, в сцене, когда фея Карабос предсказала маленькой принцессе, что она уколет палец веретеном, в мелодии появляются кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Но злая, беснующаяся тема все равно легко узнается. Ее не спутаешь ни с какой другой. (Звучит фрагмент в записи или в исполнении на фортепиано.)
2-е занятие
Программное содержание. Закрепить знание детьми двух основных лейтмотивов балета, дать представление об оркестровых красках, помогающих передать эти образы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы познакомились на прошлом занятии с балетом П. Чайковского «Спящая красавица». Попробуйте узнать музыку, которую вы слышали. (Звучит вступление к балету. Дети узнают музыку, характеризующую фею Карабос и фею Сирени.)
Почему вы никогда не ошибаетесь в том, какая музыка принадлежит злой фее, а какая доброй?
Д е т и. Тема злой феи звучит тревожно, громко, отрывисто, а доброй феи - плавно, тихо, напевно, ласково.
П е д а г о г. Правильно, фея Карабос характеризуется колючей, острой, отрывистой, зловещей темой. Ее играет весь оркестр - громко, напряжённо, резко, активно. Она звучит причудливо, угловато, с внезапными акцентами, звоном тарелок.
Мы слышим колючие, зловещие аккорды, взлёт мелодии, настойчивые, злые возгласы на фоне низких, мрачных, рокочущих басов. Тема эта как бы стремится сломить всякие препятствия на своём пути, с бешенством и злобой уничтожить все доброе. (Звучит фрагмент.)
В противовес ей, тема доброй феи Сирени звучит мягко, красиво, плавно, трепетно, задушевно. Отсутствуют острые звучания. Музыка постепенно как бы набирает силу, расцветает, звучит уверенно и торжественно. Мелодию играют сначала флейта, деревянные духовые инструменты, затем струнные и, наконец, весь оркестр - празднично и светло, Зыбкую и нежную, немного таинственную мелодию сопровождают переливчатые, волшебные звуки арфы. (Фрагмент звучит повторно.)
А теперь постарайтесь узнать другой фрагмент из балета. (Исполняется адажио из III действия. Дети узнают заключительный танец принцессы и принца - нежный, радостный, мечтательный.)
Обратите внимание на то, как постепенно музыка становится все более ликующей, радостной, счастливой, торжественной. А вначале она немного напоминает по характеру тему феи Сирени - ласковую и добрую. Сначала мелодия звучит светло и красиво. Ее ведёт гобой (деревянный духовой инструмент с нежным звучанием), потом скрипки и другие струнные инструменты и, наконец, весь оркестр. Мелодия как бы расцветает, звучит восторженно и ярко. (Фрагмент звучит повторно.)
3-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с вальсом из II действия, дать им возможность передать его характер в двигательных импровизациях. Послушать кульминацию II действия - танец с веретеном.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы побываете на балу в честь шестнадцатилетия принцессы. Все гости поздравляют принцессу с днём рождения. Звучит музыка. Послушайте: какой танец играет оркестр? (Исполняется фрагмент вальса. Дети отвечают, что этот танец - вальс.)
Какой характер этого вальса?
Д е т и. Светлый, счастливый, нежный, ликующий, праздничный.
П е д а г о г. Прислушайтесь, как красиво звучит оркестр: то празднично, стремительно, пышно, когда тему ведут струнные инструменты, то изящно, полётно, сказочно-фантастично, когда в средней части вальса звучат флейта, гобой, кларнет и звенящие колокольчики. (Звучит запись.)
Давайте попробуем станцевать этот танец. (Дети импровизируют движения.)
На этом балу происходят самые страшные, драматичные события сказки - появляется старуха с веретеном в руках; принцесса, танцуя, уколет им палец и уснёт на сто лет.
Принцесса танцует с веретеном под музыку стремительную, быструю, в которой можно услышать кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Похожие интонации появлялись в теме Карабос, в сцене ее предсказаний. Так музыка рассказывает нам о том, что предсказания злой волшебницы сбылись.
Давайте послушаем танец принцессы с веретеном. (Танец исполняется на фортепиано или в записи.)
Живая, стремительная мелодия становится ещё более быстрой. Вдруг она прерывается страшными, мрачными аккордами на фоне гудящих басов - предсказание сбылось. (Фрагмент звучит повторно.)
А теперь вспомним мелодию феи Карабос с похожими интонациями кружения, вращения (исполняется фрагмент).
Эти интонации в теме злой феи и танце принцессы с веретеном напоминают нам о том, что на судьбу принцессы влияют предсказания феи Карабос.
4-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с музыкальными образами сказочных персонажей. Учить их различать изобразительность музыки. Побуждать детей к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, инсценировках.
Ход занятия
П е д а г о г. Давайте сегодня отправимся с вами на другой бал, который король и королева давали в честь пробуждения принцессы и ее свадьбы.
На этот праздник пришли сказочные персонажи - Кот в сапогах и Белая кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик, который перехитрил Людоеда.
Вы помните сказку о Коте в сапогах, который помог своему хозяину разбогатеть и жениться на дочери короля. Кот совсем разленился. Он живёт со своей подругой Белой кошечкой, у которой очень своенравный характер. Она то ласкается и нежно мяукает, то царапается, шипит и лезет в драку. Послушайте музыку их танца. (Звучит фрагмент в исполнении на фортепиано или в записи. Дети высказываются о характере музыки - то ласковая, нежная, то осторожная, то острая, резкая.)
Вы правильно услышали в музыке и нежные, вкрадчивые интонации (звучание гобоя и фагота), и настороженные, тревожные интонации струнных инструментов, когда Кот и Кошечка наблюдают друг за другом, и внезапные цепкие, колючие аккорды с акцентами, которые так похожи на царапанье, шипение и драку капризной Кошечки с Котом. Танец заканчивается их ссорой. Послушайте его ещё раз. (Фрагмент звучит повторно.)
Давайте выберем сейчас Кошечку и Кота и попросим их станцевать так, как им подскажет музыка. (Дети выполняют задание.)
А теперь послушаем танец Красной Шапочки и Волка. Как звучит эта музыка? (Исполняется фрагмент.)
Д е т и. Сначала музыка весёлая, шаловливая, беззаботная, игривая, а потом слышится страшный рёв Волка.
П е д а г о г. Да, в музыке мы легко узнаем и Красную Шапочку - беспечную, жизнерадостную, добродушную и Волка. Волк не захотел обидеть Красную Шапочку. Его рёв становится все менее страшным, он даже ласкается к Красной Шапочке и старается успокоить ее. Послушайте их танец ещё раз и подумайте, как бы вы станцевали за Красную Шапочку и за Волка. (Фрагмент звучит повторно.)
А теперь кто хочет стать Красной Шапочкой, а кто Волком? (Дети импровизируют движения танца.)
На бал пришёл и Мальчик с пальчик со своими братьями и рассказал, как он перехитрил злого Людоеда. Огромные шаги Людоеда в музыке изображены большими скачками в низком регистре. Перепуганные Мальчик с пальчик и его братья бросились наутёк. (Звучит запись.)
5-е занятие
Программное содержание. Закрепить знание детьми фрагментов балета «Спящая красавица».
Ход занятия:
Педагог исполняет отрывки из балета по желанию детей. Можно провести занятие в форме концерта-угадайки. Педагог играет фрагменты из балета, а дети отвечают, что это за музыка.
Музыкальные инструменты и игрушки: Тамбурин
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с музыкальным инструментом - тамбурином, разновидностью барабана.
Ход занятия:
П е д а г о г (играет пьесу Д. Кабалевского «Труба и барабан, дети вспоминают ее название). Вы узнали звуки барабана, изображаемого в этой пьесе. Барабаны бывают разные: маленькие и большие, бывают и огромные. С древнейших времен барабан использовался как сигнальный инструмент, а также во время военных шествий, танцев. От размера и формы барабана зависит его звук - резкий, короткий, отчетливый (у малого барабана) или более долгий, гулкий, иногда мрачный (у большого).
В разных странах есть свои разновидности барабанов. Например, в старину во Франции появился высокий барабан (больше метра), но не очень широкий. Он похож на бочонок. А называется он тамбурин. Часто музыкант одной рукой играл на тамбурине (он висел у него на плече), а другой рукой - на маленькой флейте. Звук у тамбурина гулкий, а у флейты нежный, светлый, свистящий. Оба эти инструмента красиво сочетались. Флейта играла мелодию, а тамбурин ей аккомпанировал.
Эту знаменитую пьесу, которая называется «Тамбурин», написал французский композитор Жан-Филипп Рамо. Как красиво звучит нежная мелодия с тонкими, словно дрожащими, украшениями! (Играет только мелодию.) Ее звучание - чистое, прозрачное, светлое, похоже на игру маленькой флейты. А тамбурин важно и мерно аккомпанирует ей. Его гулкие звуки слышны в басу. (Играет только аккомпанемент).
Послушайте пьесу Ж.- Ф. Рамо «Тамбурин» в исполнении на гитаре (имитация игры на тамбурине) и флейте.
2-е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о флейте. Учить детей распознавать в музыке черты таких жанров, как танец, марш.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии пьесу французского композитора Ж.- Ф. Рамо «Тамбурин». Я рассказывала вам, что тамбурин - это довольно большой, вытянутой формы, высокий барабан, который появился в старину во Франции. Он существует там и по сей день как народный инструмент. Кроме тамбурина в этой пьесе изображается флейта.
Флейта – один из самых древних музыкальных инструментов. Ее предшественники - различные тростниковые дудочки, свирели. Первые флейты изготавливались из дерева, современные - из металла. Но по традиции их относят к группе деревянных духовых инструментов.
Послушайте звучание флейты в пьесе Х. Глюка «Мелодия» из оперы «Орфей».
В пьесе Ж.-Ф. Рамо «Тамбурин» флейта играет мелодию, а тамбурин ей аккомпанирует. Как красиво сочетаются нежная, грациозная мелодия флейты и мерный, горделивый, звучащий с достоинством, аккомпанемент тамбурина. (Играет фрагмент.)
Мы говорили, что пьеса Д. Кабалевского «Труба и барабан» похожа на марш. (Звучит пьеса «Марш» Д. Кабалевского из «Детского альбома») А пьеса «Тамбурин» больше похожа на марш или на танец? (Играет фрагмент.)
Д е т и. На танец.
П е д а г о г. Молодцы! Эта пьеса изящная, танцевальная. Я вам еще не говорила, что тамбурин - не только название музыкального инструмента, но и название танца, который исполнялся в сопровождении этого инструмента. Этот танец оживленный, изящный, галантный. Его танцуют легко, красиво. Давайте попробуем его станцевать. (Играет пьесу.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей передавать характер музыки в движениях, в игре на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
П е д а г о г (играет пьесу, дети вспоминают ее название). Тамбурин - это название французского танца и название музыкального инструмента - барабана. Иногда тамбурином называют и другой музыкальный инструмент - бубен.
Давайте поиграем на бубне, когда в пьесе слышатся звуки тамбурина. Сначала хлопками передадим ритм тамбурина в пьесе. (Играет пьесу.) А теперь возьмите бубны. (Исполняет пьесу повторно.)
Хотите станцевать тамбурин? (Одни дети оркеструют пьесу, другие танцуют под музыку.)
4-е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о клавесине. Познакомить с его звучанием в записи.
Ход занятия:
П е д а г о г. В пьесе Ж.-Ф. Рамо изображается звучание тамбурина и флейты. Пьесу «Тамбурин» Ж.- Ф. Рамо написал для клавесина, но ее часто исполняют и на фортепиано.
Клавесин - это старинный музыкальный инструмент, предшественник фортепиано. Он похож на небольшой рояль, но звук его более тихий, нежный, немного дребезжащий, позвякивающий, одинаковый по силе.
В первых клавесинах звук извлекался при помощи птичьих перьев, которые задевали струны. Потом они были заменены специальными приспособлениями. В современном рояле по струнам бьют молоточки, поэтому звук у рояля громче, и он может быть громким или тихим в зависимости от того, как нажать клавишу. Чтобы передать на фортепиано звучание, похожее на клавесин, нужно играть негромко, одинаковым звуком. (Исполняет пьесу.) Вот видите, сколько в музыке волшебных превращений: фортепиано подражает клавесину, тамбурину, флейте. (Звучит запись.)
Музыка рассказывает о животных и птицах
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Когда вы были совсем маленькими, мама наверняка брала вашу ладошку в свои руки и играла с вами, приговаривая: «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила». А потом загибала ваши пальчики по одному и говорила, кому из деток досталось каши, а кому нет. Помните?
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал на эти народные слова песню «Сорока». Послушайте, как похоже музыка изображает хлопотливую сороку. (Исполняет песню.)
Сорока ходит вперевалочку, как бы подпрыгивая. В музыке слышны акценты (сильные звуки, ударения), которые похожи на подпрыгивающую поступь сороки. (Исполняет фрагмент, а затем всю песню.)
А сейчас я спою вам ещё одну песню этого же композитора. Она называется «Петушок». Слова песни вам тоже наверняка знакомы. (Поёт песню.) Мелодия песни ласковая, напевная, в аккомпанементе слышно, как горделиво вышагивает петушок. (Исполняет отдельно аккомпанемент 1-4-го тактов, потом всю песню повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки, различать выразительные средства.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали две песни композитора А. Лядова – «Петушок» и «Сорока». Обе песни написаны на слова народных потешек. Музыка очень похоже передаёт повадки птиц - неуклюжей и вместе с тем проворной сороки и горделивого петушка. (Исполняет фрагменты.)
Прислушайтесь, в песне «Сорока», когда поётся о том, что она «гостей поджидала и кашу варила», в аккомпанементе появляется быстрая, торопливая, кружащаяся мелодия, которая изображает хлопотливую возню сороки (исполняет фрагмент).
А в песне «Петушок» слышен крик петушка, как будто он выпевает своё: «Ку-ка-ре-ку», когда поётся «Что ты громко поешь?» (Исполняет фрагмент.) А в самом конце песни эта мелодия звучит несколько раз тихо, доносится издалека. Быть может, это другие петушки перекликаются, отвечая нашему. (Исполняет заключение, а потом песню целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы послушаете песню «Курочка-рябушечка» Г. Лобачёва. В этой песне курочку все время о чем-то расспрашивают, а она отвечает. А музыка очень тонко передаёт то, о чем рассказывается в тексте песни. (Исполняет песню.)
В самом начале, прислушайтесь, музыка напоминает кудахтанье курочки (исполняет фрагмент).
Когда курочка отвечает, что пошла за водой, в музыке слышны брызги водички (исполняет фрагмент). Когда курочка рассказывает, что вода нужна ее цыпляткам, слышен тоненький, беззащитный писк цыпляток (исполняет фрагмент).
А в конце песни, когда курочка говорит, что ее цыплятки пить хотят и на всю улицу кричат, они и впрямь не на шутку раскричались все вместе - громко, требовательно. (Исполняет фрагмент, потом всю песню целиком.)
А сейчас послушайте, как музыка расскажет нам о петухах и курах без слов. Композитор К. Сен-Санс написал пьесу, которая называется «Куры и петухи». Музыка изображает настоящий переполох в курятнике: громкое кудахтанье кур и кукареканье петушка. В конце слышно, как одна курица всех перекричала. (Звучит запись.)
Вот как по-разному музыка может рассказать о курочке - передать спокойный разговор с ней (звучит фрагмент песни) или изобразить целый переполох, громкое кудахтанье, суету. (Пьеса звучит повторно.)
4-е занятие
Программное содержание. Учить детей чувствовать характер музыки, различать изобразительность, передавать характер музыки в движениях.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы услышите очень интересную пьесу. Она называется «Балет невылупившихся птенцов». Написал ее композитор Модест Петрович Мусоргский. Балет - это музыкальный спектакль, в котором артисты на сцене только танцуют. Музыка и танец рассказывают в этом спектакле без слов. В пьесе «Балет невылупившихся птенцов» музыка изображает, как птенцы появляются на свет. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из неё. Забавные, смешные, они делают неловкие движения, толкаются. Птенчики такие маленькие, беззащитные, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скорлупки и осмотреться. (Исполняется пьеса.)
Музыка лёгкая, суетливая. Маленькие птенчики стучат клювиками, ломают скорлупу, неуклюже толкаются, пищат. (Звучит фрагмент, начало пьесы.)
В середине пьесы музыка звучит совсем тихо, робко, будто у птенчиков дрожат их крылышки, они карабкаются, попискивают, им так хочется поскорее узнать, что находится за их скорлупкой. (Звучит средняя часть.) И вот опять они суетятся, возятся, будто танцуют. А в конце птенчик как будто вывалился из своего «домика-скорлупки» - прыг! (Звучит фрагмент.)
Давайте потанцуем под эту музыку, будто мы маленькие птенчики и хотим поскорее вылупиться из скорлупки, постучим своими клювиками, помашем крылышками. (Звучит пьеса.)
Музыка в природе – Утро
Сергей Сергеевич Прокофьев. Утро
Пётр Ильич Чайковский. Зимнее утро
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать настроение контрастных произведений.
Ход занятия:
П е д а г о г. Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, льёт дождь или (зимой) злится метель. Многие композиторы писали музыку о природе.
Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей.
Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка спокойная, светлая.
П е д а г о г. Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках - сначала неуверенно, робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы).
В средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх (исполняет 9-17-й такты). Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость (играет 18-23-й такты).
Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты знают и любят люди разных стран.
Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.
Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка тревожная, жалобная.
П е д а г о г. Да, возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет фрагмент, затем обе пьесы целиком).
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать музыкальные произведения, стихотворения, картины, близкие и контрастные по настроению.
Ход занятия:
П е д а г о г. Послушайте две пьесы, с которыми вы познакомились на прошлом занятии: «Утро» С. Прокофьева и «Зимнее утро» П. Чайковского. Вспомните, какое настроение выражено в этих произведениях (исполняет пьесы, дети определяют характер музыки).
Сейчас я прочитаю вам три стихотворения. Попробуйте сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным произведениям они близки.
Первое стихотворение написано русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным.
Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье
вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок - воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам
несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,
По плечу молодцу все тяжёлое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Какой музыкальной пьесе оно близко по духу?
Д е т и. «Утру» С. Прокофьева.
П е д а г о г. Да, в музыке С. Прокофьева изображается восход солнца. В пьесе звучат то тёмные, сумрачные, то светлые интонации (исполняет фрагмент). И стихотворение И. Никитина начинается со слов: «Звёзды меркнут и гаснут».
Пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на русскую народную песню (исполняет 18-23-й такты). И в стихотворении И. Никитина тоже чувствуется неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто русскими мотивами.
В стихотворении Сергея Есенина изображена совсем другая картина природы. Какому музыкальному произведению она близка?
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Д е т и. «Зимнему утру» П. Чайковского.
П е д а г о г. Да, в музыке П. Чайковского, как и в стихотворении С. Есенина изображается метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная (исполняет фрагмент), иногда жалобная (играет 17-24-й такты). В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней ... (Играет 25-й - 32-й такты, потом всю пьесу целиком.)
А вот ещё одно стихотворение С. Есенина:
С добрым утром!
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С каким музыкальным произведением можно сравнить это стихотворение?
Д е т и. С пьесой С. Прокофьева «Утро».
П е д а г о г. Да, в этом стихотворении, как и в музыке С. Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, а настроение его - приветливое, милое, задушевное! (Могут быть использованы репродукции картин художников с изображением восхода солнца, разные по настроению.)
Арам Хачатурян. Вечерняя сказка
Рекомендации по исполнению. Лиричный, нежно-взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, мягким аккомпанементом, неторопливым темпом исполнения. Мелодию необходимо играть плавно, напевно, объединяя фразировку в длинные линии. В партии аккомпанемента отсутствуют сильные доли, что придаёт музыке прозрачность, трепетность. Необходимо добиться ровного, гибкого исполнения аккомпанемента, мягкого, лёгкого звучания окончаний лиг, приходящихся на последние доли тактов.
Пьеса написана в простой трёхчастной форме с небольшим вступлением. Средняя часть по характеру резко контрастна крайним.
Первая часть пьесы изложена с повторением. При первоначальном проведении мелодии ее можно исполнять достаточно полным звуком, напевно. При повторном - играть с несколько иной окраской - более нежно, мечтательно, слегка смягчив звучность. Заканчивается часть некоторым замедлением, тремя повторяющимися аккордами в аккомпанементе. Эта интонация (трижды повторенные звуки) встречается в пьесе неоднократно, с различной эмоциональной окраской. С неё начинается вступление, на ней же построена средняя часть. Во вступлении интонация звучит с некоторой таинственностью, насторожённостью, в смягчённом ритме. В средней части - с внезапной тревогой, угрозой, а при переходе к ней - мягко, просветлённо.
Безмятежное, поэтичное окончание первой части внезапно прерывается вторжением упрямо повторяющихся интонаций, сопровождаемых беспокойно звучащим, активным, чётким, отрывистым настойчивым аккомпанементом. Заканчивается средняя часть жалобно-тревожной мелодией, напоминающей вступление. Третья часть повторяет первую с изменениями. Второе предложение звучит более взволнованно, ярко, порывисто. Постепенно звучность затихает, растворяется. Заканчивается сказка светло, немного таинственно.
1-е занятие
Программное содержание. Рассказать детям об А. Хачатуряне. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного, ласкового, взволнованного характера. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой композитора Арама Ильича Хачатуряна. Это один из выдающихся композиторов нашего времени. Его музыка отличается мужественностью, энергией, взволнованностью, порывистостью. Мелодии А. Хачатуряна очень красивы и разнообразны. Они основаны на песенных и танцевальных интонациях и ритмах родной ему Армении.
В юности А. Хачатурян слышал состязания грузинских, армянских, азербайджанских народных певцов - ашугов. В своих произведениях он создавал мелодии, близкие народным.
А. И. Хачатурян начал учиться музыке лишь в 19 лет. Ему очень хотелось играть на виолончели. Вскоре он стал сочинять музыку. Она сразу привлекла к себе внимание, поражала яркостью, необычностью звучания. А. Хачатурян создал самые разнообразные произведения - симфонии, концерты, балеты, музыку для театра и кино. Он выступал и в качестве дирижёра своих произведений.
Композитор писал музыку и для детей. Он создал «Детский альбом» (сборник фортепианных пьес). Одна из пьес этого альбома называется «Вечерняя сказка». Все вы знаете много сказок и любите их. Эту сказку расскажет вам музыка. Какая она по настроению? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Спокойная, добрая, немного грустная, в середине - сердитая.
П е д а г о г. В сказках всегда добро встречается со злом. А в этой сказке? (Исполняет пьесу повторно.)
Д е т и. Тоже. В начале музыка добрая, спокойная, а потом злая, сердитая.
П е д а г о г. Правильно, музыка сначала звучит ласково, задумчиво, нежно, а потом таинственно, настороженно, угрожающе. А что победило в этой сказке - добро или зло?
Д е т и. Победило добро, музыка снова зазвучала спокойно, ласково.
П е д а г о г. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).
2-е занятие
Программное содержание. Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять, углублять различение детьми характера частей пьесы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте знакомую вам пьесу. Вспомните ее название и фамилию автора (исполняет фрагмент).
Д е т и. «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна.
П е д а г о г. Как вы думаете, почему это произведение называется «Вечерняя сказка»?
Д е т и. Перед сном детям часто рассказывают сказки. Эту сказку рассказывает музыка.
П е д а г о г. А какую сказку она рассказывает - добрую, спокойную, волшебную или страшную?
Д е т и. Добрую, волшебную, но есть в ней и злое, страшное.
П е д а г о г. Почему вы так определили характер музыки?
Д е т и. Сначала она звучала мягко, напевно, плавно, нежно, потом громко, сердито, отрывисто, а в конце – опять ласково.
П е д а г о г. Правильно. А вы заметили, что настороженные, угрожающие, тревожные интонации возникают очень ненадолго, злые силы быстро отступают и опять звучит мечтательная, ласковая, немного печальная мелодия (исполняет фрагменты)?
А может быть, А. Хачатурян назвал свою пьесу «Вечерняя сказка» потому, что хотел выразить чувство любования, зачарованности красотой вечерней природы? Вечером возникают такие сказочно-красивые, волшебные картины! Уходящие лучи солнца отражаются в воде разноцветными отблесками, нежный ветерок мягко колышет листву. Вокруг тишина, покой. Как красиво! (Исполняет первую часть.)
Музыка звучит мечтательно, задушевно, нежно, задумчиво. Вдруг слышатся таинственные ночные шорохи, причудливыми, страшноватыми кажутся очертания деревьев или темных, тяжёлых облаков, недобрыми внезапные порывы ветра (исполняет вторую часть). Музыка звучит таинственно, настороженно, встревоженно. Но все эти страхи мимолётны. Они отступают перед дивной, волшебной красотой природы. Когда любуешься такой картиной, невольно овладевает чувство восторженности, взволнованности и вместе с тем покоя и лёгкой грусти (исполняет третью часть). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).
3-е занятие
Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, характер танцевальности в крайних частях пьесы. Расширять, углублять высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, на прошлых занятиях вы слушали пьесу Арама Ильича Хачатуряна «Вечерняя сказка». Вспомните, из скольких частей она состоит (исполняет ее).
Д е т и. Из трёх.
П е д а г о г. Почему вы определили такое количество частей; как звучит музыка?
Д е т и. В начале и в конце - мягко, нежно, плавно, а в середине - громко, отрывисто, грозно.
П е д а г о г. Правильно. А есть в этой пьесе вступление? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Да, мелодия появляется не сразу.
П е д а г о г. А как звучит мелодия в средней части? (Исполняет ее.)
Д е т и. Громко, она повторяется на одном звуке.
П е д а г о г. Правильно, она звучит на одной ноте, тревожно, угрожающе, с акцентами. Давайте сравним эту мелодию со вступлением. Оно тоже начинается с повторяющихся звуков. Но как они звучат здесь? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Плавно, строго.
П е д а г о г. Уже во вступлении чувствуется некоторая таинственность. Но в отличие от средней части, повторяющиеся звуки создают в нем задумчивый, сосредоточенный, немного сумрачный характер. Вступление настраивает на спокойное, мечтательное звучание первой части и вместе с тем предвещает некоторое беспокойство, тревогу. Эти повторяющиеся интонации встречаются в пьесе ещё раз, перед средней частью. Как они звучат? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Спокойно, мягко.
П е д а г о г. А потом? (Исполняет фрагмент средней части.)
Д е т и. Резко, упрямо, грозно, будто почудилось что-то страшное.
П е д а г о г. А как звучит аккомпанемент? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Отрывисто, остро, хмуро.
П е д а г о г. Правильно, аккомпанемент звучит остро, таинственно, настороженно, беспокойно. Отрывистый мотив повторяется несколько раз, все более настойчиво (исполняет фрагмент). Но вскоре мелодия опять становится мягкой и плавной и начинается третья часть (исполняет фрагмент). Сейчас я раздам вам по две карточки. Тёмная карточка будет обозначать таинственный, настороженный характер музыки, а светлая - нежный (педагог поднимает карточки, дети проговаривают соответствующие слова). Послушайте пьесу и отметьте карточкой смену характера музыки (исполняет пьесу, дети поднимают соответствующие карточки). Как звучит музыка в средней части? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Таинственно, настороженно, страшновато, громко, грозно, как будто послышались ночные шорохи, злое мешает доброму.
П е д а г о г. А в крайних частях? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Нежно, мягко, плавно, задумчиво, немного грустно, сказка добрая, убаюкивающая.
П е д а г о г. Есть ли в этой музыке характер танцевальности? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Да, она похожа на плавный, кружащийся, мягкий вальс.
П е д а г о г. А в средней части? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Вальс исчезает, музыка колючая, отрывистая, тяжёлая, чёткая.
П е д а г о г. Правильно. А есть ли в этой пьесе мелодии, похожие на песню?
Д е т и. Да, в начале и в конце музыка плавная, напевная, как песня.
П е д а г о r. Правильно, в первой и последней частях пьесы звучит мелодия, которую можно спеть и под которую можно протанцевать вальс,- нежная, плавная, танцевальная, немного взволнованная. А в средней части - таинственной, колючей - исчезают и песня, и вальс. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).
4-е занятие
Программное содержание. Учить детей слышать и отмечать разницу в характере сходных частей, средства музыкальной выразительности, создающие образ.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте «Вечернюю сказку» Арама Ильича Хачатуряна и определите характер каждой части (исполняет пьесу).
Д е т и. В первой и последней частях музыка нежная, плавная, мягкая, добрая, ласковая, танцевальная, песенная, а в средней части - таинственная, настороженная, страшная, злая, грозная, как будто зашелестели кусты, налетел ветер, все нахмурилось вокруг.
П е д а г о г. Мы все время говорим, что крайние части схожи между собой. Давайте их сравним: отличаются ли они друг от друга или нет? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. В третьей Части музыка звучит сначала так же мягко, как в первой, потом более взволнованно, а в самом конце тихо, волшебно.
П е д а г о г. Правильно, третья часть начинается, как и первая, но потом звучит более восторженно, взволнованно, с подъёмом (исполняет фрагменты). Постепенно музыка успокаивается, тихо, волшебно, таинственно исчезает (исполняет фрагмент). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.